Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы административного законодательства Российской Федерации и пути их решения

19. Государство и право
13.12.2025
Поделиться
Аннотация
Проблемы административного законодательства часто касаются несовершенства Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), размытости понятий, сложности квалификации правонарушений в IT-сфере, а также коллизий между федеральным и региональным законодательством и между разными отраслями права (административным, уголовным, гражданским) при регулировании киберпространства, включая вопросы защиты персональных данных, кибербезопасности и ответственности за «цифровые» правонарушения. Поэтому решение проблем в сфере контрольно-надзорной деятельности и кодификации административного законодательства требует системных изменений, включая совершенствование терминологии, развитие механизмов оценки и постепенную систематизацию норм в рамках специализированных актов.
Библиографическое описание
Алтудов, А. А. Проблемы административного законодательства Российской Федерации и пути их решения / А. А. Алтудов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 25-31. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/547/19228.


Административное право охватывает широкий спектр вопросов — от регулирования предпринимательской деятельности до обеспечения общественного порядка. Объединение таких разнородных норм в единый кодекс затруднительно, так, изменения в законодательстве требуют гибкости, тогда как кодифицированные акты обладают определённой стабильностью. [8]. За более чем 20‑летний период действия КоАП РФ (с момента принятия в 2001 г.) в него внесено свыше 5 000 изменений и дополнений. Такая интенсивность правок что свидетельствует о высокой динамике общественных отношений и необходимости оперативного реагирования законодателя; одновременно подрывает стабильность и предсказуемость правового регулирования; создаёт риски для правоприменительной практики из‑за частой смены норм.

Несмотря на многочисленные корректировки, действующий КоАП РФ (в ред. от 29.12.2022) не достиг ключевых целей, например, не устранил системные пробелы и коллизии, не обеспечил единообразие правоприменения, породил новые проблемы из‑за фрагментарности изменений. Это стимулирует научные дискуссии о необходимости принятия нового Кодекса РФ об административных правонарушениях [10, с.40].

Видно, что, как и в любой развивающейся системе, в административном законодательстве могут иметься пробелы, несоответствия или устаревшие нормы, требующие доработки. Например, несмотря на стремление к открытости, отдельные административные процессы могут оставаться закрытыми для граждан, вызывая недоверие и затрудняя контроль. Это затрудняет создание универсального нормативного акта, который бы охватывал все аспекты административных правоотношений [5, с.87].

В настоящее время кодифицированное российское законодательство не имеет единой концепции состава законодательства. Также отметим, что состав отраслевого законодательства неоднороден. Содержание юридического смысла данного термина и фактическим многообразием нормативно-правовых актов, говорит о необходимости дальнейшей кодификации данной отрасли [7, с.26].

Поэтому, полагаем, что совершенствование законодательства об административной ответственности требует комплексного подхода, включающего как кодификацию, так и последовательное применение конституционных стандартов, сформулированных Конституционным Судом РФ.

Полная кодификация может нарушить баланс между федеральным и региональным законодательством, так как федеральное регулирование не должно исчерпывать предметы совместного ведения. Например, некоторые учёные предлагают кодифицировать не всю отрасль административного права, а отдельные институты, такие как статус органов исполнительной власти, государственная служба или административные процедуры. Это может стать промежуточным шагом на пути к более глубокой систематизации [2, с.217].

Также обсуждается идея создания Административно-процессуального кодекса РФ, который бы объединил процессуальные нормы, сейчас разбросанные по разным актам. Это могло бы улучшить защиту прав граждан и повысить эффективность административного производства.

Видно, что кодификация административного законодательства — сложная задача, требующая комплексного подхода и учёта специфики административных отношений. На сегодняшний день наиболее реалистичным кажется путь постепенной систематизации отдельных институтов с одновременным совершенствованием существующих кодексов. Однако для успешной реализации таких инициатив необходимо преодолеть ряд теоретических и практических препятствий.

Поэтому перспективы модернизации института административного законодательства развития включают дальнейшую кодификацию административно-процессуальных норм, возможно, в рамках отдельного кодекса, уточнение критериев разграничения компетенций между различными юрисдикционными органами, внедрение механизмов, обеспечивающих более эффективное применение административного законодательства и защиту прав участников производства [4, с.40].

Для эффективной реализации задач административной ответственности необходимо совершенствование как материальных, так и процессуальных норм. Раздельная систематизация законодательства, уточнение места производства по делам об административных правонарушениях в системе судопроизводства и модернизация механизмов административного производства могут способствовать достижению баланса интересов и соблюдению конституционных принципов.

Предложения по решению проблемы в сфере контроля и надзора включают в себя закрепление различий между контролем и надзором на федеральном уровне, указав их предмет, методы и полномочия органов, внедрение независимых механизмов оценки контрольно-надзорной деятельности поможет повысить её прозрачность и результативность, кодификация отдельных аспектов административного права, включая контрольно-надзорную деятельность, может способствовать устранению противоречий и упрощению правоприменения [6, с.22].

Успешная кодификация требует комплексного подхода, учитывающего разнообразие регулируемых отношений и необходимость баланса между стабильностью и гибкостью законодательства. Особое внимание следует уделить разграничению контроля и надзора как ключевому элементу повышения эффективности государственного управления.

Таким образом, решение проблем в сфере контрольно-надзорной деятельности и кодификации административного законодательства требует системных изменений, включая совершенствование терминологии, развитие механизмов оценки и постепенную систематизацию норм в рамках специализированных актов. Академическое сообщество единодушно в необходимости проведения кодификации прежде всего административных процедур. В остальном сохраняется существенное разнообразие взглядов на предмет, объем и методы разработки кодифицированного акта. Однако, кроме академической энергии, для осуществления кодификации Общей части административного права должна появится соответствующая государственная и социальная потребность [9, с.116].

Для эффективной модернизации необходимо продолжать анализ практики применения норм, учитывать мнения экспертов и адаптировать законодательство к меняющимся условиям. Таким образом, вопросы кодификации и модернизации в административном праве требуют комплексного подхода, учитывающего как теоретические аспекты, так и практические реалии правоприменения [1, с.218]. Тем не менее в российском административном праве за период его развития после принятия Конституции РФ 1993 г. постепенно формируется судебная доктрина отдельных общих принципов административного права как критериев проверки правомерности властной деятельности административных органов. Более того, можно говорить о том, что на уровне постановления Пленума Верховного Суда РФ впервые определены основные элементы современной системы общих принципов административного права.

Для эффективной модернизации необходимо продолжать анализ практики применения норм, учитывать мнения экспертов и адаптировать законодательство к меняющимся условиям. Таким образом, вопросы кодификации и модернизации в административном праве требуют комплексного подхода, учитывающего как теоретические аспекты, так и практические реалии правоприменения. Актуальное направление развития состоит в наполнении выявленных общих принципов административного права практическим содержанием путем применения таких принципов в качестве самостоятельных аргументов, критериев оценки правомерности актов административных органов.

Именно подобная корреляция общих принципов административного права и судебного правоприменения создаст условия для последующей успешной кодификации Общей части административного права. Законодателю необходимо балансировать между обеспечением защиты конституционных ценностей и предотвращением избыточного государственного принуждения, уделяя особое внимание качеству правоприменительной практики и системному совершенствованию законодательства [3, с.34].

Общая часть российского административного права остается некодифицированной. Современное российское административное право отличается чрезвычайной сложностью нормативного правового регулирования как по составу, так и по качеству и в целом не может быть сопоставимо со всеми предыдущими историческими этапами развития данной отрасли права. Кодификация административного законодательства остаётся сложной и дискуссионной задачей, требующей комплексного подхода и учёта множества факторов. Например, следует отказаться от регулирования общих принципов административного права в отраслевых законах, поскольку нередко содержание одного и того же общего принципа административного права в законах раскрывается по-разному. Это проявляется и в том, что основное внимание законодателя сосредоточено на реформировании кодифицированного еще в советский период законодательства об административных правонарушениях.

Для успешной кодификации необходимо учитывать следующие аспекты, например разработка нескольких специализированных кодексов вместо единого объёмного акта, необходимо обеспечить баланс между федеральным и региональным законодательством, избегая противоречий, чёткие формулировки, однозначность понятий, исключение дублирования норм, анализ судебной практики и правоприменительной деятельности.

В настоящее время наблюдается постоянная трансформация законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Одной из тенденций развития регионального законодательства является централизация актов по административным правонарушениям. Так, федеральное законодательство имеет более сильное влияние на развитие региональной регламентации данных правонарушений. Кодификация в свою очередь поможет выявить проблемные зоны и учесть их при модернизации существующих норм.

Литература:

  1. Агапов А. Б. Административное право. Публичные процедуры. Особенная часть: учебник для вузов / А. Б. Агапов. 13-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2024. С.218.
  2. Административно-процессуальное право: учебник / Ю. В. Бажукова, А. О. Дрозд, А. И. Каплунов [и др.]; под редакцией А. И. Каплунова. 3-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 2022. С.217.
  3. Жеребцов А. Н., Павлов Н. В., Юшко А. В. Правовые фикции в механизме административно-правового регулирования управленческих отношений. — М.: Юрайт, 2023. С.34.
  4. Коновалова Л. Г. Инициативы изменения законодательства об административных правонарушениях: достоинства и недостатки // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2020. № 18. С. 41–45.
  5. Кононов П. И. Актуальные проблемы административного права: учебник. Москва: КНОРУС, 2023. 314 с.
  6. Мифтахов Р. Л. Реформа административной ответственности в Российской Федерации в условиях смены парадигмы регулирования контрольно-надзорной деятельности / Р. Л. Мифтахов // Российское правосудие. 2020. № 5. С. 20–25.
  7. Ордина О. Н. К вопросу о тенденциях развития административного законодательства России // Административное право и процесс. 2024. N 1. С. 26–28.
  8. Плигин В. Н. Политико-правовые тенденции и административное право / В. Н. Плигин // Актуальные проблемы науки административного права и административного процесса: материалы Международной научно-практической конференции «Лазаревские чтения — 2022» (г. Москва).
  9. Федотова Ю. Г. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. М.: Юрайт, 2023. С.116.
  10. Шергин А. П. Актуальные проблемы административно-деликтного права // Административное право и административный процесс. 2024. № 1. С. 39–42.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный