Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Соблюдение конституционных принципов при рассмотрении дел об административных правонарушениях

Юриспруденция
23.06.2024
40
Поделиться
Библиографическое описание
Арбузов, О. С. Соблюдение конституционных принципов при рассмотрении дел об административных правонарушениях / О. С. Арбузов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115960/.


В данной статье рассматривается взаимосвязь конституционных принципов и положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследуется возможность конституционной защиты прав и свобод лиц в отношении, которого ведется производство по делу об административных правонарушениях.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, конституционные принципы, административное право, административное законодательство, защита прав и свобод.

Согласно статистическим данным приведенным Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации за 2022 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 7 381 293 млн. дел об административных правонарушениях, за первое полугодие 2023 года судами было рассмотрено 3 114 505 административных дел [3]. . В связи с таким большим количеством рассмотрения дел одной из приоритетных задач является защита прав лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях.

Административное право в правовой система Российской Федерации призвано регулировать общественные отношении в сфере государственной управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц. По своей правовой природе данная отрасль является публичным правом, выражающая общегосударственные интересы, для которой характерна сильная воля государства, государственных органов и их должностных лиц.

В качестве основного метода регулирования в административном праве выступает императивный метод. Так государство выступает с властными полномочиями, устанавливая в одностороннем порядке нормы поведения субъектов общественных отношений. В связи с этим в целях недопущения злоупотребления государственными органами и должностными лицами уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) содержит нормы, закрепляющие общие принципы и ограничениях при рассмотрении административных дел.

Закрепление таких принципов и ограничений продиктовано соответствием норм административного права Конституции Российской Федерации. Статья 15 Конституции РФ закрепляет, что Конституция Российская Федерации имеет высшую юридическую силу, законны и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции [1]. Так Конституция РФ закрепляет основные принципы, на основе которых строится все законодательство Российской Федерации, в том числе и административное законодательство.

В статье 19 Конституции, закреплен «принцип равенства перед законом и судом». Данный принцип нашел свое отражение и в Кодексе об административных правонарушениях, в статье 1.4. КоАП РФ закреплено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом, физические лица подлежал административной ответственности независимо от расы, полы, отношении к религии и убеждений, а также независимо от материального и должностного положения, и каких-либо других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от организационно-правовых форм, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств [2].

Одним из главных принципов построения судопроизводство в любой правой стране является «презумпция невиновности». Согласно данному принципу лицо считается невиновным пока его вина не будет доказана, в порядке, предусмотренном законом. Статья 49 Конституции Российской Федерации закрепляет, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и установлена вступившим в силу приговором суда [1]. Данный принцип в равной степени применяется и в отношении лиц, совершивших административное правонарушение. Так в статье 1.5. КоАП РФ закреплено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушении в отношении которых установлена его вина, а до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке и установленном вступившим в законную силу постановлением суда, государственного органа, должностного лица рассматривающих это дело, лицо считается невиновным [2]. В статье 49 Конституции РФ также закреплено положение о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого [1]. Данное положение также отражено и в статье 1.5. КоАП РФ, согласно которому все неустранимые сомнения в ответственности лица, толкуются в пользу такого лица [2].

Одним из универсальных конституционным принципом является «принцип законности». Статья 15 Конституции РФ закрепляет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Данный принцип имеет огромное значение, поскольку закрепляет обязанность органов государственной власти и должностных лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях в первую очередь руководствоваться принципами закрепленными Конституцией РФ [1].

Одной из форм защита прав граждан и юридических лиц при производстве по делу об административном правонарушении является право на обжалование решений и действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц в судебном порядке. Согласно положению статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита прав и свобод, а решения, и действия (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суде [1]. КоАП РФ также закрепляет данный принцип. Согласно статье 30.1. КоАП РФ постановление об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено такое постановление, а также потерпевшим, законными представителями физического и юридического лица, защитником и представителем, уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации. Согласно данной статье постановление, вынесенное судом может быть обжаловано в вышестоящий суд, постановление, вынесенное коллегиальным органом подлежит обжалование в районный суд по месту нахождения коллегиального органа, постановление, вынесенное должностным лицом обжалуется в вышестоящий орган, либо вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела [2]. Данное положение имеет огромное значение на практике. По статистике Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за первые шесть месяц 2023 года в судах общей юрисдикции было рассмотрено 158 828 тыс. административных дел по протестам и жалобам на не вступившие постановления и определения. При этом 52 938 тыс. постановлений и определений были отменены с прекращением производства [3].

Система административно-правовых норм направлена на защиту и обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, охрану общественных и государственных интересов. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в статье 1.2., в качестве задач законодательства об административных правонарушениях выделяет защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, охрану здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрану окружающей среды, защиту общественной нравственности, охрану установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и безопасности, охрану собственности, защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц, защиту общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений [2]. Для реализации данных задач законодательством об административных правонарушениях предусмотрены меры ответственности за нарушение охраняемых законном общественных интересов. Применяться данные меры должны только в строго установленном законом порядке. Согласно статья 1.6. КоАП РФ при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действий (бездействия), унижающие человеческое достоинство [2]. Закрепление данного принципа в Кодексе об административных правонарушениях продиктовано конституционными положениями, закрепленными в статье 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченны федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и в статье 21 Конституции РФ, которая содержит положение о том, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления [2]. На основании данных принципов Кодекс Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень административных наказаний за совершение административных правонарушений, который закреплен в статье 3.2. КоАП РФ, применение каких-либо других наказаний за совершение административных правонарушений является противозаконным.

Таким образом, Конституция РФ закрепляет основные принципы, на основании которых строится законодательство России. К таковым принцам относятся: принцип верховенства Конституции РФ, принцип равенства всех граждан перед законом и судом, принцип законности, презумпция невиновности, право на судебную защиту и другие. Данные принципы отражены и в административном законодательстве. Соблюдение данных принципов при производстве по делу об административном правонарушении имеет особое значение, поскольку гарантирует лицу, в отношении которого ведется такое производство, в полной мере защиту его основных конституционных прав. Поэтому особое значение имеет совершенствование административного законодательства в области защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, для наиболее справедливого и законного вынесения решения, по конкретному делу.

Литература:

  1. Конституция Российской федерации: официальный текст//Российская газета от 25 декабря 1993 г.; 2020. — № 144. — Ст. 8198;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1; 2024. — № 1 (часть I). — Ст. 50;
  3. Судебная статистика по делам, рассматриваемым федеральными арбитражными судами, федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cdep.ru/?id=80 (дата обращения: 01.03.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
конституционные принципы
административное право
административное законодательство
защита прав и свобод
Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 139-141):
Часть 2 (стр. 77-151)
Расположение в файле:
стр. 77стр. 139-141стр. 151

Молодой учёный