Специфика функционирования вечерней школы в современной системе образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Голина, Л. Н. Специфика функционирования вечерней школы в современной системе образования / Л. Н. Голина, О. В. Дьячкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 52-56. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/518/18575/ (дата обращения: 28.06.2024).



В статье приводится исторический анализ создания вечерних школ, информация о функционировании вечерних школ в современной системе образования и анализируется специфика организации образовательного процесса и воспитательной работы данных учреждений.

Ключевые слова : вечерняя школа, система образования, воспитательная система, контингент, заочная форма обучения.

Модернизация системы образования ведет к значимым изменениям в уже сложившихся формах функционирования образовательных организаций. Наряду с классическими школами в российской традиции в настоящее время продолжают эффективно работать вечерние школы.

История вечерних школ берет свое начало с конца 19 века и была возможностью получить образование передовым рабочим. Но наибольшую популярность вечернее (сменное) обучение имело именно в советское время. Подобные учреждения стали появляться по всей стране, получив название «школа рабочей молодежи». Огромное количество учеников, особенная атмосфера и совершенно иное отношение к образовательному процессу, ведь обучение проходили взрослые люди, работающие и имеющие свои семьи.

Но с наступлением перестройки ситуация изменилась. Школы для сотрудников предприятий изменили свой профиль. В условиях сложной экономической ситуации, изменений социальной структуры общества и, порой, невозможности полноценно социализироваться, сформировался пласт дезадаптированных подростков, которые не соответствовали нормам учащихся общеобразовательных школ, не успевали в учебе и имели особенности социального общения. Именно они стали значимой частью учеников современной вечерней школы.

В настоящее время, в связи с введением федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», официальная статистика количества вечерних школ не ведется, но по последним данным на 2002 год в Российской Федерации насчитывается менее 700 самостоятельных учреждений. Большинство были реорганизованы путем присоединения к общеобразовательным учреждениям или ликвидированы. Часть функционирует на базе исправительных учреждений федеральной службы исполнения наказаний. Общее образование в вечерних школах получает около 250 тысяч учащихся, основными формами является заочное, очно-заочное обучение [1].

По данным государственного органа федеральной службы государственной статистики по г. Москве в столице в настоящее время насчитывается 21 вечерняя школа, в которых обучаются около 7000 учеников.

Ряд регионов полностью отказались от существования данных заведений, признав их нерентабельными. Так, Ингушская республика, Коми-Пермяцкий автономный округ реорганизовали вечерние школы. Наибольшее количество учебных заведений и их наполняемость отмечены в ряде регионов Приволжского (Пермский округ, Башкортостан, Новосибирская область) и Южного федеральных округов (Краснодарский край, Ростовская область, республика Дагестан) [1].

Функционирование вечерних школ осуществляется в рамках ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов и иных нормативно-правовых актов, наравне с общеобразовательными школами. Но специфика вечерних школ во многом сказывается на организации учебного процесса и особенностях воспитательной работы.

Основным признаком вечерней школы является своеобразие контингента. В соответствии с законом прием в общеобразовательные учреждения осуществляется по микроучасткам, но вечерние школы не имеют закрепленных улиц, ученики являются жителями нескольких районов, а, зачастую, жителями нескольких областей. В настоящее время в Волгоградской области функционирует две вечерние школы, одна из которых является учреждением, осуществляющим образовательную деятельность на базе учреждений службы исполнения наказания. В единственной вечерней школе «открытого типа» проходят обучение жители, как самого города, так и Волгоградской, Ростовской области, республики Калмыкии.

Основу контингента обучающихся составляют две группы. Первая включает в себя несовершеннолетних детей, которые по ряду причин переведены в вечернюю школу. Рассмотрим более подробнее возможные причины перевода.

Клевцовой С. Н. был проведен анализ вечерних школ Ростовской области. Большинство учеников вечерней школы (90 %) составляют дети, выбывшие из дневной школы, около 40 % из них хотя бы раз оставались на повторное обучение. Более 40 % учащихся — из неполных или неблагополучных семей. Есть сироты и дети, брошенные родителями, которые проживают самостоятельно [2].

В нашей практике несовершеннолетние ученики были переведены в связи:

– социальной дезадаптацией, деструктивным или девиантным поведением. Совершение несовершеннолетним правонарушения зачастую является переломным моментом в его обучении. Эмоциональные переживания совпадают с неприятием его поведения социумом, а, как следствие, открытого конфликта с одноклассниками или педагогом. Часто дети конфликтны, не имеют опыта разрешения трудной ситуации конструктивными способами. Значительная часть несовершеннолетних учеников вечерних школ состоят на различных видах учета (внутришкольный, учет комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, подразделения по делам несовершеннолетних). Работа педагогов нацелена на воспитательный процесс не с целью формирования первичных установок, а с позиции устранения негативных оценок себя и окружающих, возможности противостоять негативному влиянию социальной среды;

– трудностями освоения образовательной программы. Проблемы с успеваемостью чаще связаны с неусидчивостью, пропусками занятий по уважительной причине (длительные болезни), прогулами, педагогической запущенностью или индивидуальными особенностями, требующими обучения в малых группах. Несмотря на то, что ученики вечерних школ являются равными участниками образовательного процесса, сдают ОГЭ и ЕГЭ на общих основаниях, подход к обучению заметно отличается, что позволяет ученикам более успешно осваивать учебную программу. Обучение проходит в заочных группах от 9 человек, что продуктивно сказывается на успеваемости, используется индивидуальный подход к каждому ученику. У детей заметно снижается страх негативной оценки их знаний со стороны сверстников;

– необходимостью совмещать учебу с работой, воспитанием детей. Более 50 % несовершеннолетних учеников вечерней школы воспитываются в неполных или неблагополучных семьях. Необходимость обеспечивать себя, младших братьев и сестер, нетрудоспособных родителей, вынуждает подростков искать способы заработка в сезонных или постоянных подработках. Заочная форма обучения позволяет это делать, при этом не являться учеником, не посещающим образовательное учреждение. Обучаются в вечерних школах и совсем молодые мамы, которые ещё не завершили обучение по программам основного общего образования, но не могут полноценно обучаться в общеобразовательном учреждении с дневной формой, т. к. совмещают учебу с воспитанием ребенка. Для таких учениц обучение в вечерней школе более продуктивно как с позиции организации личного времени, так и с позиции психологической помощи и поддержки. На базе нашего учреждения существует клуб молодых мам «Мой малыш», который помогает адаптироваться к новому статусу несовершеннолетним матерям, а также получить все необходимые педагогические и психологические навыки взаимодействия с ребенком.

В отличие от несовершеннолетних учеников вечерней школы взрослые обучающиеся более нацелены на получение основного общего и среднего полного образования. Средний возраст ученика нашего учреждения 28 лет. Большинство имеют собственные семьи, совмещают учебу с работой. Основными трудностями у данной категории становятся:

– значительные пробелы в знаниях (в отличие от несовершеннолетних учеников, перерыв в обучении исчисляется годами, иногда, десятилетиями);

– нехватка времени (многие ученики работают вахтовым методом, служат по контракту в ВС РФ и имеют собственные семьи);

– психологическая составляющая (сложность принятия роли «ученика», трудности сдачи экзаменов вместе с выпускниками дневных школ и др.).

Несмотря на то, что в современной системе образования становится всё меньше вечерних школ, как обособленных учреждений, но именно эти учреждения позволяют создать особенную образовательную и воспитательную составляющую с индивидуальным подходом, возможностью адаптировать детей и взрослых и обеспечить их право на образование.

Литература:

  1. Портал «Статистика Российского образования» [Электронный источник]. Режим доступа: http://stat.edu.ru (дата обращения: 01.04.2022)
  2. Клевцова Светлана Николаевна. Адаптивное образовательное пространство открытой (сменной) школы как среда преодоления дезадаптации подростков: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 Ростов н/Д, 2005 166 с. РГБ ОД, 61:06–13/4