Учебно-воспитательные учреждения закрытого типа как способ предупреждения преступности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 09.06.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Савиных, Я. Э. Учебно-воспитательные учреждения закрытого типа как способ предупреждения преступности / Я. Э. Савиных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 292-295. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115467/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье поднимаются вопросы осуществления деятельности учебно-воспитательных учреждений в России. Рассматривается история формирования таких учреждений, проведен анализ статистики и разработаны варианты решения существующих проблем.

Ключевые слова: учреждение, уголовная ответственность, Россия, формирование личности, Специальное учебно-воспитательное учреждение, общественная опасность, подростковая преступность, совершение преступления, ребенок, школа.

С каждым годом количество малолетних детей с девиантным поведением становится все больше и больше. Для решения данной проблемы в нашем законодательстве предусмотрены специальные учебно-воспитательные учреждения с различными условиями содержания. На данный момент в теории и на практике остается спорным вопрос об эффективности данных учреждений. На этом принимаемые государством меры для помощи малолетним не заканчиваются, утверждаются проекты программ для психологической поддержки, для воспитания и перевоспитания трудных подростков. В данной работе попробуем разобраться в эффективности проводимых мероприятий.

Развитие учреждений как альтернативы наказанию для несовершеннолетних привило к созданию отдельного объемного Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1]. В данном законе и регламентировано помещение несовершеннолетних в учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа. Разберемся в формировании и разграничении этих учреждений.

Начать следует с того, что несовершеннолетний может быть помещен в учреждение закрытого типа:

– по постановлению судьи, если его возраст от 11 до 18 лет, нуждающийся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если он не подлежит уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

– по постановлению судьи, если он достиг возраста 14, 16 лет, согласно частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ [2], и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими

– по приговору суда, если он был осужден за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобожден судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации [2].

Начать анализ данных учреждений стоит с того, что проект реализации развития учебно-воспитательных учреждений не получил широкого распространения, это связано со следующими факторами, по-моему, мнению:

Во-первых, недостаточность финансового обеспечения, поскольку такие учреждения не являются самоокупаемыми, они требуют больших затрат из государственного бюджета. Учитывая возраст воспитанников, также необходима большая территория, выделение которой невозможно по той же причине. Например, если создать учебно-воспитательные учреждения в каждой области и крае, учитывая, что территория России делится на 46 областей и 9 краев, то их будет 55, что в 6 раз больше, чем на данный момент.

Во-вторых, проблемой выступает подбор квалифицированного преподавательского состава. Педагоги, которые могут дать качественные знания и повлиять на формирование личности не соглашаются на работу в подобных местах, более того, они нуждаются в соответствующей зарплате, обеспечение которой также затруднительно.

В-третьих, это проблема разделения несовершеннолетних на группы и классы, согласно законодательству, в школы закрытого типа помещаются разные категории, это могут быть несовершеннолетние, которые росли и воспитывались в криминогенной обстановке, это могут быть и те, кто совершил уголовно наказуемое деяние из любопытства и те, кто в принципе не осознавал общественную опасность своего действия или бездействия. Организовывая тесный контакт всех групп государство только усугубляет ситуацию. Те, кто не знает другой жизни, кроме преступной, будут оказывать наиболее сильное влияние на тех, кто попал в такое учреждение по другим причинам. И в итоге мы получаем выпускников, которые видят лишь единственный способ выживания, их поглощает общество более сильных, способных подавлять волю других. Определенно, те, кто попал сюда из-за влияния сверстников, интернета, будут на ступень ниже и слабее тех, кто с детства видел насилия и применял его.

Специальные условия содержания обучающихся предусматривают:

– личную безопасность обучающихся и их максимальную защищенность от негативного влияния; охрану территории специальных учебно-воспитательных учреждений;

– ограничение свободного входа на территорию специальных учебно-воспитательных учреждений посторонних лиц; круглосуточное наблюдение и контроль за обучающимися, в том числе во время, отведенное для сна;

– ограничение в пользовании средствами сотовой (мобильной) связи, в том числе в доступе к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не приводящее к ограничению либо лишению контактов обучающихся с родителями (законными представителями).

Число работников режимной (вспомогательной) службы устанавливается для обеспечения специальных условий содержания в зависимости от количества обучающихся, охраняемых объектов на территории специальных учебно-воспитательных учреждений, планировки помещений, размеров территории.

– изоляцию обучающихся, исключающую возможность их ухода по собственному желанию с территории учреждения закрытого типа; проведение личного осмотра обучающихся, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, территории учреждения закрытого типа, спальных, бытовых, других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению. Исключение составляет переписка обучающихся с органами, осуществляющими контроль за деятельностью учреждений закрытого типа, судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Корреспонденция обучающихся, адресованная указанным органам и должностным лицам, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляется по принадлежности. Переписка обучающегося с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация учреждения закрытого типа располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации учреждения закрытого типа. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим учреждением закрытого типа.

Предметы, запрещенные к хранению, определяются специальным учебно-воспитательным учреждением

Рассмотрим непосредственно Тюмень, стоит отметить, что применение такой альтернативы наказанию, как помещение несовершеннолетнего в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, зависит от судьи, рассматривающего дело. Например, согласно собранной в ходе исследования информации из отдела Правовой статистики по Тюменской области при Прокуратуре, ни один несовершеннолетний не был помещен в школу закрытого типа, при рассмотрение уголовного дела в суде Тюменского района. В то время, как другие суды Тюмени прибегают к такой альтернативе наказанию.

Выделяют следующие факторы, определяющие такие показатели:

– убежденность судей в неэффективности данных учреждений. Многие считают, что несовершеннолетние совершают те или иные деяния по собственной неопытности, в силу возраста. Действительно, это подтверждается и статистикой, и многими теоретиками, часть несовершеннолетних совершает действия из шалости, от переизбытка энергии, эмоций, под влиянием своей компании. По мере взросления человек учится контролировать свой внутренний мир, приобретает собственное мнение, не подвластное воздействию общества в сильной зависимости, вырабатывается навык оценки деяний с учетом последующего наказания. Влияние семьи играет большую роль в формировании личности. Если учесть, что ближайшая школа закрытого типа находится в Екатеринбурге, а семьи зачастую не имеют достаточных денежных средств для проезда в другой город, малолетние и несовершеннолетние остаются без поддержки семьи, что для некоторых служит фактором для агрессии и ещё большей ненависти к миру и окружающим.

– Перегруженность учебно-воспитательных учреждений. На данный момент в России существует лишь 10 школ закрытого типа, в которых четко определено количество учеников. Чем больше воспитанников, тем меньше эффективность таких учреждений, ежедневная воспитательная работа, ежедневная образовательная деятельность с подростками, требующими индивидуальный подход, тяжелый труд и большая психологическая работа. Зачастую судьи просто не имеют возможности направить в данные учреждения несовершеннолетних, поскольку в ближайших школах нет свободных мест, а отправление в отдаленные города нецелесообразна, затратная и травмирующим образом может повлиять на подопечного.

– Статистическая отчетность. Современные реалии таковы, что многое зависит от отчетности и поставленным задачам. Согласно Конституции Российской Федерации судьи независимы, так оно есть, но назначение альтернативы наказанию в виде помещения в специальные учреждения влечет за собой большую бумажную волокиту, которая вызвана отчетностью, необходимо обоснованность целесообразность принятого решения, пусть это все происходит и негласно.

Стоит отметить, что современное законодательство и система реализации несовершенны и нуждаются в новациях и больших финансовых вложений.

Согласно докладу Генеральной прокуратуры Российской Федерации о состоянии преступности в России в течение нескольких лет последовательно снижается подростковая преступность. За 2021 г. расследовано 25,4 тыс., в то время, как за 2020 год 30,1 тыс. Основное количество приходится на деяния против собственности, 20,3 тыс. Тенденции к сокращению преступности в несовершеннолетней среде наблюдаются в большинстве регионов. Наибольший уровень подростковой преступности (в расчете на тысячу лиц в возрасте от 14 до 17 лет) отмечается в Республике Карелия (12,4; Россия: 4,3), Еврейской автономной (11,1) и Магаданской (11) областях. Наряду с этим в пределах 5 % сократилось количество выявленных случаев вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий, 1,2 тыс. Уголовному преследованию подверглось больше 716,5 тыс. лиц (-0,2 %), среди которых 23,5 тыс. (-13,4 %) человек не достигли к моменту совершения уголовно наказуемого деяния совершеннолетия. Каждый пятый несовершеннолетний (4,1 тыс.) состоял на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.

Рассмотрим статистику на примере ГКОУ СО «Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно- опасным поведением)», которое расположено в Екатеринбурге.

В 2017 директор школы Поддубная Наталия Яковлевна выступила с публичным докладом, в котором представила следующие данные:

– 54 воспитанника были направлены за кражи, что является подавляющим большинством. Здесь прослеживается явная причинно-следственная связь, поскольку из 54 воспитанников 37 из неполных семей, 5 детей, оставшихся без попечения родителей, 1 воспитанник находился под опекой, что и привело к совершению данного вида деяния. Несовершеннолетние вели такой образ с детства или достаточно долгий период своей жизни, в большинстве случаев кража — это способ прокормить себя. Стоит учитывать и тот фактор, что значительный процент из этих подростков из Серова. Серов — это небольшой горд в Свердловской области, с численностью населения на 2017 год 97 762 человека, с плотностью населения 234 чел./км 2 . Чем меньше город, тем меньше организован досуг у несовершеннолетних, нет достаточного количества учреждений дополнительного внешкольного образования, что в свою очередь вызвано ограниченным финансовым положением родителей из-за неорганизованной трудовой сферы жизни граждан. В совокупности все это влияет на формирование личности и приводит к совершению краж.

– за совершения краж был направлен 21 воспитанник, в это число входит и часть совершивших кражи по тем же мотивам.

– 19 воспитанников совершили побои. Преступления против неприкосновенности человека совершаются под влиянием вторичных малых групп, это могут быть одноклассники, друзья. Такие деяния совершаются группами, под властью эмоций, алкогольных напитков и психотропных веществ. Это подтверждает и статистика. 49 из 56 учеников употребляли психотропные вещества, а 39 употребляли спиртные напитки. Влияние алкоголя и наркотических средств на организм несовершеннолетних до сих в полном объеме не изучено. Нестабильная психика под влияние сильнодействующих напитков и веществ приводит к агрессии, к потере контроля, к невозможности самоконтроля, что приводит к неуправляемому и непрогнозируемому поведению.

Анализ воспитанников показывает, что 53 человека были склоны к бродяжничеству это связано с недостаточным чувством безопасности в семье.

Неполная семья не всегда может воспитать успешную личность, один родитель, не построив грамотную стратегию воспитания, не сможет дать ребенку все то, что дают два родителя. Более того, развод родителей наносит психологическую травму малолетнему на всю жизнь, тем более, это нарушает здоровую обстановку дома, если она раньше была таковой. Разногласия между членами семьи, которые не прекращаются и после развода, заставляют несовершеннолетнего выбирать одну из сторон или постоянно находиться между двух противников, в любом случае это оказывает исключительно негативное влияние.

Говорить об эффективности школ закрытого типа достаточно сложно, ни одна организация не ведет никакой статистики о своих выпускниках, и о их социализации в последующем. Однако, мы можем судить об этом сами, 22 воспитанника были замечены в самовольном уходе за 1 год. Положительными результатами можно считать, что за 2017 год ни один воспитанник не был ранен, не было актов агрессии по отношении к другим ученикам. Это нельзя не учитывать, находясь вне территории школы, не каждый несовершеннолетний мог бы себя контролировать и скорее всего продолжил бы свои противоправные деяния.

Из анализа статистики следует то, что необходимо вести последующий контроль за выпускниками таких школ, анализировать системы воспитания, совершенствовать систему охраны, потому что, на данном этапе мы не можем проанализировать эффективность таких учреждений.

Литература:

  1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ от 24.06.1999 N 120-ФЗ: по сост. на 5 мая 2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации- 2020.- N 17.- Ст. 2725.
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ: по сост. на 29 мая 2024 г.// Собрании законодательства Российской Федерации. — 17 июня 1996 г. — N 25. ст. 2954
Основные термины (генерируются автоматически): закрытый тип, Российская Федерация, учреждение, Россия, уголовная ответственность, формирование личности, общественная опасность, подростковая преступность, совершение преступления, Специальное учебно-воспитательное учреждение.


Похожие статьи

Задать вопрос