Нами предложен инновационный подход к процессу обучения учащихся вечерних школ, выстроенный на основе логики ступенчатого поэтапного восстановления мотивов и навыков учебной деятельности в ходе реадаптации. Ступенчатое поэтапное восстановление мотивов учебной деятельности строится на основе типологии учащихся современной вечерней (сменной) общеобразовательной школы. Типология приведена с учётом личностных особенностей и возможностей учащегося, первоначального уровня педагогической и дидактической запущенности.
В настоящее время основу контингента учащихся вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы – «школы взрослых» – составляют подростки, которых можно разделить на две группы. В первую группу попадают учащиеся, которые переведены в вечернюю школу из дневной решением комиссии по делам несовершеннолетних. Естественно, что это учащиеся, как правило, 6 – 9 классов. Вторую группу составляют подростки, самостоятельно перешедшие в вечернюю школу после 9 класса, поскольку в прежней школе в 10 классе по тем или иным причинам им не нашлось места. Основными причинами, по которым учащимся приходится попадать в вечернюю школу, являются: неуспеваемость (сюда же мы отнесём и дидактическую запущенность – они являются субъективными показателями нарушения учебной деятельности), сложное поведение (иногда асоциальное), трудности в общении со сверстниками и учителями. При переходе из дневной в вечернюю школу и те, и другие до начала внедрения программы реадаптации в действие, так или иначе, испытывали стресс: психологический и социально-педагогический. Причём первая группа подвергалась большим трудностям, учитывая особенности правового регулирования процесса перевода несовершеннолетних из дневной общеобразовательной школы в вечернюю сменную школу.
С целью модернизации учебно-воспитательного процесса в условиях вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы и создания условий для более успешного усвоения учебного материала в рамках программ полного общего образования нами была разработана программа, в рамках которой мы апробировали ступенчатое поэтапное восстановление мотивов учебной деятельности в ходе реадаптации в условиях вечерней школы.
Наша основная позиция заключается в том, что по отношению к учащимся вечерней школы необходимо применять термин – «реадаптация» к учебной деятельности. Связано это с тем, что все учащиеся уже начинали процесс обучения в дневной школе и имеют общее представление об организации учебного процесса. Поэтому они должны пройти повторную адаптацию – реадаптацию к учебной деятельности. Говорить о реабилитирующем обучении также не совсем корректно, поскольку учащиеся в физическом и физиологическом отношении считаются нормальными.
Чтобы реадаптация учащихся к учебной деятельности в условиях «школы взрослых» была успешной необходимы четыре условия:
· правильная организация процесса реадаптации на основе первичной информации о контингенте учащихся;
· реорганизация учебной деятельности в условиях вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы, которая включает в себя не только изменение организации учебного процесса, но и содержательного компонента учебных программ;
· повышение познавательной активности учащихся, направленной на восстановление учебных мотивов;
· обязательная психолого-педагогическая поддержка процесса реадаптации учащихся и не только педагогом-психологом школы, но классным руководителем ученика.
Наблюдения и результаты анкетирования показывали, что контингент учащихся современной вечерней школы очень разнообразный. Поэтому были описаны основные группы учащихся с точки зрения построения индивидуальной образовательной траектории при реадаптации к учебной деятельности. В процессе обучения наиболее значимыми являются такие личностные характеристики, как мотивация образовательной деятельности, учебные способности, дидактическая запущенность и коммуникабельность. Они и были положены нами в основу распределения современного контингента учащихся «школы взрослых» по основным типам будущих образовательных траекторий, оптимально отвечающим их возможностям и личностным особенностям.
1. Группа учащихся, оптимально приспособленных к условиям обучения в «школе взрослых»: учебная мотивация высокая и внутреннего характера; полностью сохранены учебные способности; дидактическая запущенность вызвана в основном перерывом в учёбе; в системе социальных отношений «ученик – учитель» и «ученик – учитель» коммуникабельность удовлетворительная, проявляется тенденция и способность к взаимодействиям на уровне делового и творческого общения. К этой группе, как правило, относятся работающие учащиеся, мотивация которых подкрепляется стремлением к повышению квалификации. Учащиеся этой группы быстро адаптируются к учебному процессу в любых его формах.
2. Группа нормы: мотивация к учебной деятельности преимущественно внешнего характера (внешние требования, необходимость); познавательные способности угасшие, но поддаются постепенному восстановлению в процессе возобновления учебной работы; дидактическая запущенность накоплена ещё до перерыва в учёбе, нормальная коммуникабельность в системе «ученик – группа», пониженная в системе «ученик – учитель». При чётком педагогическом управлении учащиеся могут быть адаптированы к любым формам учебного процесса вечерней школы.
3. Основная группа: негативное отношение к школьной учебной деятельности и устойчивое сопротивление внешним требованиям, познавательные способности весьма избирательны, мало связаны с непосредственной учебной работой, с трудом поддаются восстановлению; дидактическая запущенность длительного накопления; недостаточные или специфические коммуникативные навыки. Именно эта группа и составляет основу контингента учащихся современной вечерней школы. Группа работоспособна только в условиях повышенного педагогического внимания, постоянного контроля и авторитарного руководства на начальном этапе обучения. Наиболее эффективна работа в организационных формах учебного процесса, приспособленных к постоянно контролируемой пошаговой учебной деятельности.
4. Группа социально-педагогической реабилитации и дидактической коррекции: демонстративно негативное отношение к учебной деятельности; негативная реакция на внешние требования; пониженные общие познавательные способности и неразвитые познавательные умения; коммуникативные навыки на уровне предметных отношений и примитивной манипуляции; длительный опыт асоциального и противоправного поведения. Учащиеся группы могут работать, как правило, в рамках простейших форм учебной деятельности и при условии чёткой координации взаимодействий учителей, школьного психолога, социального педагога, семей учащихся (там, где это целесообразно по возрасту учащихся и социальному портрету родителей). К этой группе относятся учащиеся основной школы, т.е. 6 – 9 классов.
Особенность данной классификации заключается в том, что процесс определения отнесения учащегося к той или иной группе происходит в течение первых двух месяцев с момента начала учебного процесса. Он складывается из целого ряда мероприятий, которые теперь входят неотъемлемой частью в педагогическую систему школы:
· первоначальное анкетирование, получение первичной информации о поступающем учащемся;
· беседы с психологом;
· беседы с социальным педагогом и заместителем директора по социальным вопросам;
· «Дни активного взаимодействия»;
· анкетирование учащихся новым классным руководителем на предмет сформированности коммуникативных навыков;
· тестирование по предметам: русский язык, литература, алгебра и начала анализа, биология, химия и физика с целью выявления уровня дидактической запущенности.
В рамках модернизации дидактических процессов и организационных форм была выдвинута идея ступенчатого восстановления учебных мотивов. В общем случае реадаптация учащихся к учебной деятельности была выстроена «школой взрослых» в следующий ряд последовательных дидактически и психологически преемственных ступеней (шагов):
Ø Ступень мягкого, минимально травмирующего перевода подростка из обычной дневной общеобразовательной школы в «школу взрослых», (обеспечиваемую длительным направленным отслеживанием условий и причин негативов в его учебной деятельности, сопровождаемым плановой работой с семьёй и самим подростком по психологической подготовке его к обучению в другой (вечерней) школе и обеспечиваемый щадящими и нетрадиционными формами официального перевода);
Ø Ступень первоначального, минимально необходимого восстановления форм и способов учебного поведения, (обеспечиваемую тактичным, щадящим процессом выявления дидактической запущенности, остаточных знаний и учебных навыков, сопровождаемый игровыми технологиями, технологиями косвенного выявления факта, структуры и уровней дидактической запущенности и определения остаточных знаний, умений и навыков);
Ø Ступень восстановления навыков и мотивации к учебной деятельности и начального снятия психологических барьеров, типа «ученик – школа» (на базе обеспечения начальных успехов на остаточных знаниях и умениях в период углубленного повторения относительно знакомого материала);
Ø Ступень обеспечения начального успеха (в работе с новым материалом в условиях и с помощью безоценочного обучения);
Ø Ступень самоутверждения в учебной деятельности (в условиях относительно стандартных технологий и содержания обучения и типичных учебных нагрузок – норма обучения);
Ø Ступень индивидуализированной образовательной траектории (максимум реализации индивидуальных личностных возможностей в условиях очного, очно-заочного, индивидуального, ускоренного и параллельного обучения и обучения в форме экстерната).
При данной организации процесса реадаптации учащихся вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы к учебной деятельности в результате будут обеспечены оптимально возможный темп ликвидации дидактической запущенности и последующий вывод (выход) каждого учащегося на индивидуальную образовательную траекторию, адекватную восстанавливающимся мотивам и навыкам учебной деятельности.
Литература:
1. Вершинин В.Н. Центр образования взрослых: алгоритм становления. РАО Институт образования взрослых. Инновации в образовании и социальные перемены. Материалы к конференции. Санкт-Петербург, 1993
2. Вершинин В.Н. Школа взрослых. Теория и методика реабилитирующего образования. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002
3. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования. – Педагогика, 2003, № 8
4. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. – Ереван: Наука, 1988. – 246 с.
5. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 384 с