Ступенчатое восстановление мотивов учения в процессе реадаптации к учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (9) сентябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Артыков, Т. А. Ступенчатое восстановление мотивов учения в процессе реадаптации к учебной деятельности / Т. А. Артыков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 9 (9). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/9/686/ (дата обращения: 16.12.2024).

Нами предложен инновационный подход к процессу обучения учащихся вечерних школ, выстроенный на основе логики ступенчатого поэтапного восстановления мотивов и навыков учебной деятельности в ходе реадаптации. Ступенчатое поэтапное восстановление мотивов учебной деятельности строится на основе типологии учащихся современной вечерней (сменной) общеобразовательной школы. Типология приведена с учётом личностных особенностей и возможностей учащегося, первоначального уровня педагогической и дидактической запущенности.

 

В настоящее время основу контингента учащихся вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы – «школы взрослых» – составляют подростки, которых можно разделить на две группы. В первую группу попадают учащиеся, которые переведены в вечернюю школу из дневной решением комиссии по делам несовершеннолетних. Естественно, что это учащиеся, как правило, 6 – 9 классов. Вторую группу составляют подростки, самостоятельно перешедшие в вечернюю школу после 9 класса, поскольку в прежней школе в 10 классе по тем или иным причинам им не нашлось места. Основными причинами, по которым учащимся приходится попадать в вечернюю школу, являются: неуспеваемость (сюда же мы отнесём и дидактическую запущенность – они являются субъективными показателями нарушения учебной деятельности), сложное поведение (иногда асоциальное), трудности в общении со сверстниками и учителями. При переходе из дневной в вечернюю школу и те, и другие до начала внедрения программы реадаптации в действие, так или иначе, испытывали стресс: психологический и социально-педагогический. Причём первая группа подвергалась большим трудностям, учитывая особенности правового регулирования процесса перевода несовершеннолетних из дневной общеобразовательной школы в вечернюю сменную школу.

С целью модернизации учебно-воспитательного процесса в условиях вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы и создания условий для более успешного усвоения учебного материала в рамках программ полного общего образования нами была разработана программа, в рамках которой мы апробировали ступенчатое поэтапное восстановление мотивов учебной деятельности в ходе реадаптации в условиях вечерней школы.

Наша основная позиция заключается в том, что по отношению к учащимся вечерней школы необходимо применять термин – «реадаптация» к учебной деятельности. Связано это с тем, что все учащиеся уже начинали процесс обучения в дневной школе и имеют общее представление об организации учебного процесса. Поэтому они должны пройти повторную адаптацию – реадаптацию к учебной деятельности. Говорить о реабилитирующем обучении также не совсем корректно, поскольку учащиеся в физическом и физиологическом отношении считаются нормальными.

Чтобы реадаптация учащихся к учебной деятельности в условиях «школы взрослых» была успешной необходимы четыре условия:

·                        правильная организация процесса реадаптации на основе первичной информации о контингенте учащихся;

·                        реорганизация учебной деятельности в условиях вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы, которая включает в себя не только изменение организации учебного процесса, но и содержательного компонента учебных программ;

·                        повышение познавательной активности учащихся, направленной на восстановление учебных мотивов;

·                        обязательная психолого-педагогическая поддержка процесса реадаптации учащихся и не только педагогом-психологом школы, но классным руководителем ученика.

Наблюдения и результаты анкетирования показывали, что контингент учащихся современной вечерней школы очень разнообразный. Поэтому были описаны основные группы учащихся с точки зрения построения индивидуальной образовательной траектории при реадаптации к учебной деятельности. В процессе обучения наиболее значимыми являются такие личностные характеристики, как мотивация образовательной деятельности, учебные способности, дидактическая запущенность и коммуникабельность. Они и были положены нами в основу распределения современного контингента учащихся «школы взрослых» по основным типам будущих образовательных траекторий, оптимально отвечающим их возможностям и личностным особенностям.

1.  Группа учащихся, оптимально приспособленных к условиям обучения в «школе взрослых»: учебная мотивация высокая и внутреннего характера; полностью сохранены учебные способности; дидактическая запущенность вызвана в основном перерывом в учёбе; в системе социальных отношений «ученик – учитель» и «ученик – учитель» коммуникабельность удовлетворительная, проявляется тенденция и способность к взаимодействиям на уровне делового и творческого общения. К этой группе, как правило, относятся работающие учащиеся, мотивация которых подкрепляется стремлением к повышению квалификации. Учащиеся этой группы быстро адаптируются к учебному процессу в любых его формах.

2.  Группа нормы: мотивация к учебной деятельности преимущественно внешнего характера (внешние требования, необходимость); познавательные способности угасшие, но поддаются постепенному восстановлению в процессе возобновления учебной работы; дидактическая запущенность накоплена ещё до перерыва в учёбе, нормальная коммуникабельность в системе «ученик – группа», пониженная в системе «ученик – учитель». При чётком педагогическом управлении учащиеся могут быть адаптированы к любым формам учебного процесса вечерней школы.

3.  Основная группа: негативное отношение к школьной учебной деятельности и устойчивое сопротивление внешним требованиям, познавательные способности весьма избирательны, мало связаны с непосредственной учебной работой, с трудом поддаются восстановлению; дидактическая запущенность длительного накопления; недостаточные или специфические коммуникативные навыки. Именно эта группа и составляет основу контингента учащихся современной вечерней школы. Группа работоспособна только в условиях повышенного педагогического внимания, постоянного контроля и авторитарного руководства на начальном этапе обучения. Наиболее эффективна работа в организационных формах учебного процесса, приспособленных к постоянно контролируемой пошаговой учебной деятельности.

4.  Группа социально-педагогической реабилитации и дидактической коррекции: демонстративно негативное отношение к учебной деятельности; негативная реакция на внешние требования; пониженные общие познавательные способности и неразвитые познавательные умения; коммуникативные навыки на уровне предметных отношений и примитивной манипуляции; длительный опыт асоциального и противоправного поведения. Учащиеся группы могут работать, как правило, в рамках простейших форм учебной деятельности и при условии чёткой координации взаимодействий учителей, школьного психолога, социального педагога, семей учащихся (там, где это целесообразно по возрасту учащихся и социальному портрету родителей). К этой группе относятся учащиеся основной школы, т.е. 6 – 9 классов.

Особенность данной классификации  заключается в том, что процесс определения отнесения учащегося к той или иной группе происходит в течение первых двух месяцев с момента начала учебного процесса. Он складывается из целого ряда мероприятий, которые теперь входят неотъемлемой частью в педагогическую систему школы:

·         первоначальное анкетирование, получение первичной информации о поступающем учащемся;

·         беседы с психологом;

·         беседы с социальным педагогом и заместителем директора по социальным вопросам;

·         «Дни активного взаимодействия»;

·         анкетирование учащихся новым классным руководителем на предмет сформированности коммуникативных навыков;

·         тестирование по предметам: русский язык, литература, алгебра и начала анализа, биология, химия и физика с целью выявления уровня дидактической запущенности.

В рамках модернизации дидактических процессов и организационных форм была выдвинута идея ступенчатого восстановления учебных мотивов. В общем случае реадаптация учащихся к учебной деятельности была выстроена «школой взрослых» в следующий ряд последовательных дидактически и психологически преемственных ступеней (шагов):

Ø Ступень мягкого, минимально травмирующего перевода подростка из обычной дневной общеобразовательной школы в «школу взрослых», (обеспечиваемую длительным направленным отслеживанием условий и причин негативов в его учебной деятельности, сопровождаемым плановой работой с семьёй и самим подростком по психологической подготовке его к обучению в другой (вечерней) школе и обеспечиваемый щадящими и нетрадиционными формами официального перевода);

Ø Ступень первоначального, минимально необходимого восстановления форм и способов учебного поведения, (обеспечиваемую тактичным, щадящим процессом выявления дидактической запущенности, остаточных знаний и учебных навыков, сопровождаемый игровыми технологиями, технологиями косвенного выявления факта, структуры и уровней дидактической запущенности и определения остаточных знаний, умений и навыков);

Ø Ступень восстановления навыков и  мотивации к учебной деятельности и начального снятия психологических барьеров, типа «ученик – школа» (на базе обеспечения начальных успехов на остаточных знаниях и умениях в период углубленного повторения относительно знакомого материала);

Ø Ступень обеспечения начального успеха (в работе с новым материалом в условиях и с помощью безоценочного обучения);

Ø Ступень самоутверждения в учебной деятельности (в условиях относительно стандартных технологий и содержания обучения и типичных учебных нагрузок – норма обучения);

Ø Ступень индивидуализированной образовательной траектории (максимум реализации индивидуальных личностных возможностей в условиях очного, очно-заочного, индивидуального, ускоренного и параллельного обучения и обучения в форме экстерната).

При данной организации процесса реадаптации учащихся вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы к учебной деятельности в результате будут обеспечены оптимально возможный темп ликвидации дидактической запущенности и последующий вывод (выход) каждого учащегося на индивидуальную образовательную траекторию, адекватную восстанавливающимся мотивам и навыкам учебной деятельности.

 

Литература:

 

1.            Вершинин В.Н. Центр образования взрослых: алгоритм становления. РАО  Институт образования взрослых. Инновации в образовании и социальные перемены. Материалы к конференции. Санкт-Петербург, 1993

2.            Вершинин В.Н. Школа взрослых. Теория и методика реабилитирующего образования. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002

3.            Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования. – Педагогика, 2003, № 8

4.            Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. – Ереван: Наука, 1988. – 246 с.

5.            Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 384 с

 

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, дидактическая запущенность, вечерняя школа, учебный процесс, общеобразовательная школа, группа, учащийся, ступенчатое поэтапное восстановление, условие вечерней, индивидуальная образовательная траектория.


Похожие статьи

Мотивация к учению, как показатель реадаптации к учебной деятельности

Студент как субъект формирования опыта творческой деятельности

Педагогический процесс как способ организации воспитательных отношений

Содержательные особенности педагогической модели развития эмоциональной устойчивости будущего учителя

Система дидактических условий развития продуктивного мышления учащихся

Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности

Эволюция философско-педагогических воззрений на проблему формирования интереса к учению у школьников

О понятии «культура самоорганизации личности студента»

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения

Онтологическая обусловленность коммуникативной природы института государства

Похожие статьи

Мотивация к учению, как показатель реадаптации к учебной деятельности

Студент как субъект формирования опыта творческой деятельности

Педагогический процесс как способ организации воспитательных отношений

Содержательные особенности педагогической модели развития эмоциональной устойчивости будущего учителя

Система дидактических условий развития продуктивного мышления учащихся

Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности

Эволюция философско-педагогических воззрений на проблему формирования интереса к учению у школьников

О понятии «культура самоорганизации личности студента»

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения

Онтологическая обусловленность коммуникативной природы института государства

Задать вопрос