Трудоустройство инвалидов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)

Дата публикации: 18.05.2024

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Пельменёва, Е. И. Трудоустройство инвалидов / Е. И. Пельменёва. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 29-35. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/516/18529/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье рассматриваются аспекты трудового законодательства, регулирующее труд инвалидов, их социальное обеспечение, правовые гарантии в сфере труда от государства.

Ключевые слова: инвалидность, социальное обеспечение, трудоустройство, Забайкальский край.

The article examines the aspects of the examination of normative legal acts and their projects, identifies the subjects of the examination under study, ways to identify corruption-causing factors, and stages of drawing up a conclusion.

Keywords: disability, social security, employment.

По данным Федерального реестра инвалидов, в 2023 году, в России насчитывалось 12 млн. инвалидов, в том числе 665,7 тысяч детей инвалидов. Стабильную работу (не менее четырех месяцев в году) имеют лишь 28 % инвалидов трудоспособного возраста. По данным регионов, численность инвалидов, трудоустроенных при посредничестве органов службы занятости, в 2023 году составила более 65 тыс. человек. Из числа трудоустроенных инвалидов на постоянные рабочие места трудоустроено около 40 тыс. человек или 60 % от общего количества трудоустроенных. Уровень трудоустройства инвалидов за 2023 год вырос на 5 % в сравнении с уровнем трудоустройства за 2022 год. [10]

Государственная политика в отношении инвалидов регулируется положениями Конвенции ООН о правах инвалидов [3]. Права и гарантии граждан, в том числе инвалидов, в сфере труда и занятости закреплены Конституцией Российской Федерации [1] и отражены в базовых законах Российской Федерации, в том числе, в Трудовом кодексе Российской Федерации. [4] Они направлены на предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации трудовых, а также социальных, культурных, личных и политических прав, устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости. На инвалидов в полном объеме распространяется запрещение дискриминации в сфере труда, предусмотренное статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации. Принят ряд государственных и региональных программ содействия занятости, в соответствии с которыми трудоустраивается все больше людей с инвалидностью.

Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565 «О занятости населения в Российской Федерации», начавший действовать с 1 января 2024 года, включает главу 7 «Содействие занятости инвалидов», которая вступает в силу с 1 сентября 2024 года [7].

Согласно предложению Минтруда от 13 марта 2024 года, проходит публичное обсуждение проекта, направленного на изменение порядка квотирования рабочих мест для инвалидов. В рамках этого проекта предлагается дифференцировать процедуру выполнения квоты в зависимости от группы инвалидности. В случае его принятии нововведения начнут действовать с 1 сентября 2024 года. По новым правилам при трудоустройстве инвалида I группы квота будет считаться выполненной на трех рабочих местах, инвалида II группы — на двух, а инвалида III группы — на одном. Кроме того, согласно общему правилу, начиная с сентября, квота будет рассчитываться ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Ранее квота определялась ежегодно. Проект также предусматривает установление перечня случаев, когда работодателю не требуется выполнение квоты. Одним из таких случаев является сокращение численности работников до уровня, при котором квоты нет. Будут утверждены правила заключения соглашения между работодателем и другой организацией о приеме на работу инвалидов в случае, если работодатель не может обеспечить создание рабочих мест для их трудоустройства. [9]

С 1 сентября 2024 года работодателям, у которых численность сотрудников превышает 35 человек, назначат новую квоту для приема на работу инвалидов. Ее размер составит 2–4 % от среднесписочной численности работников. Квота определяется законодательством субъекта РФ.

Раньше 2–4 % были предусмотрены при численности работников от 100 человек. А для предприятий, где работали от 35 до 100 человек, квота устанавливалась в размере не более 3 %. Правила выполнения квоты для приема на работу инвалидов утверждены постановлением Правительства РФ от 14 марта 2022 г. № 366. Если инвалид увольняется, то работодатель должен сделать все возможное для выполнения квоты (Письмо Минтруда России от 12 сентября 2023 г. № 16–5/10/П-7129) [8]. Можно обратиться в службу занятости или разместить в соцсетях объявления о приеме на работу инвалидов.

Если не исполнить обязанность по квотированию, руководство компании оштрафуют на 5000–10 000 рублей (ст. 5.42 КоАП РФ) [5]. Законодательство направлено на обеспечение равных возможностей для инвалидов на рынке труда и содействие их интеграции в общество [12].

Помимо установления законов, регламентирующих количество квот, законодатели также предусмотрели нормативные акты, которые будут контролировать реальное заключение трудовых договоров с инвалидами. С 1 сентября 2022 года вступила в силу новая статья «Закона о занятости населения» [6], согласно которой осуществляется учет фактически заключенных трудовых договоров на предприятиях, а не только созданных рабочих мест.

Для выполнения квоты по трудоустройству инвалидов считается, например, заключение трудового договора с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя или заключение соглашения о трудоустройстве инвалида в другую организацию или к другому индивидуальному предпринимателю (при наличии трудового договора). При этом инвалиды, трудоустроенные в соответствии с таким соглашением, не учитываются в счет квоты у организации (или индивидуального предпринимателя), установленной для них.

В Забайкальском крае предусмотрено 2508 квотируемых рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья, из которых 1640 мест уже трудоустроены инвалидами. Согласно данным за период с 2019 по 2023 гг. в Забайкальском крае зарегистрировано приблизительно 376 тысяч трудоспособных инвалидов (Таблица 1)

Таблица 1

Зарегистрировано трудоспособных инвалидов в Забайкальском крае [11]

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

78500

77600

76000

73780

70730

Из этого числа, согласно данным государственного казенного учреждения «Краевой центр занятости населения Забайкальского края», было трудоустроено 1670 инвалидов (Таблица 2)

Таблица 2

Трудоустроено инвалидов в Забайкальском крае [11]

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

546

297

293

293

217

В качестве примера практики трудового устройства инвалидов на квотируемое место можно привести следующий: в августе 2023 года трудоустроен безработный гражданин, относящийся к категории «инвалид» на квотируемое рабочее место в Государственное учреждение социального обслуживания «Калганский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улыбка» Забайкальского края по профессии «социальный работник». Квота для приема на работу инвалидов в данном учреждении выполнена на 60 %. [13]

Большую актуальность имеют вопросы инклюзивного трудоустройства инвалидов в рамках обычных предприятий, создания государственной системы поддерживаемого трудоустройства инвалидов, совершенствования механизмов взаимодействия федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы и органов и учреждений службы занятости, повышения их квалификации по вопросам трудового устройства инвалидов.

В качестве примеров практики содействия трудоустройству инвалидов и работы учреждений занятости можно привести следующее: 2 ноября 2018 в ходе заседания представители социальной сферы рассмотрели вопросы целевых показателей, результатов мониторинга численности инвалидов, реализации законодательства и квотировании рабочих мест для инвалидов в Борзинском районе, мероприятиях, проводимых Центром занятости по содействию занятости и реализации мер по повышению трудоустройства инвалидов. Специалист ГКУ «Центр занятости населения Борзинского района» Л. И. Куделина отметила, что за истекший период 2018 года трудоустроено 43 человека. При этом всем обратившимся инвалидам оказана поддержка специалистов. По информации на 26 октября 2018 в ГКУ «ЦЗН Борзинского района» зарегистрировано 16 инвалидов трудоспособного возраста. Из них инвалиды II группы — 3 человека, III группы — 13 человек. Один человек на сегодняшний день проходит обучение по специальности оператора ПК в Борзинском филиале ГПОУ «Краснокаменский промышленно-технологический техникум». [14]

В качестве негативного примера наличествует практика нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, о чём свидетельствует постановление Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 31 августа 2020 года.

Согласно данному постановлению, заместителем прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва.

Согласно результатам прокурорской проверки установлены нарушения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в упомянутом учебном заведении, где численность работников составляет 84 человека, квота для трудоустройства инвалидов должна составлять 2 рабочих места. Однако в МБДОУСОШ с. Кунгуртуг не выделены и не созданы рабочие места для трудоустройства инвалидов, информация о потребности в работниках на квотируемые рабочие места не была направлена в ГКУ Центр занятости населения Кызылского района — филиал в Тере-Хольском районе. Таким образом, установленные законодательством требования не были выполнены. Суд привлёк директора школы к административной ответственности, назначил штраф в размере 5000 рублей. [14]

Таким образом можно сделать вывод, что важной задачей является обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и реабилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству; обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы. Важной проблемой является то, что многие работодатели просто не представляют себе, как и в качестве кого им рассматривать людей с инвалидностью. А также, как проводить с инвалидами собеседования, как оценивать их работу, как их обучать, и как, при необходимости, создавать для них специальные условия труда и проводить адаптацию на рабочем месте. Также многие специалисты по трудоустройству не знают всей специфики работы с инвалидами: как строить с ними общение и оценивать их возможности.

Литература:

  1. Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) / [Электронный ресурс]. — URL: http://pravo.gov.ru. (дата обращения 15.04.24)
  2. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Гене-ральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. / [Электронный ресурс]. URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения 17.04.24)
  3. Конвенция о правах инвалидов: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. // [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru. (дата обращения 17.04.24)
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) // [Электронный ресурс]. — URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 20.04.24)
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.04.2024) ст. 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости». // [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 22.04.24).
  6. Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021) / [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 19.04.2024)
  7. О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565 // [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 19.04.2024).
  8. Письмо Минтрудом России от 12 сентября 2023 г. № 16–5/10/П-7129 // [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru./120084327 (дата обращения 20.04.24)
  9. О порядке выполнения работодателями квоты для приёма на работу инвалидов (подготовлен Митрудом России 07.03.2024): проект постановления Правительства РФ // [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56886547/ (дата обращения 12.04.24)
  10. Статистика Министерства труда и социальной защиты России // Сайт Министерства труда и социальной защиты России. [Электронный ресурс] URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения 22.04.24)
  11. Статистика Минсоцзащиты Забайкальского края ГКУ «Краевой центр занятости населения» // Интерактивный портал Минсоцзащиты Забайкальского края [Электронный ресурс] URL: https://zabzan.ru/News/ (дата обращения 20.04.24)
  12. Справка о квотах для приема на работу инвалидов и других категорий работников, установленных в Забайкальском крае // [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/19934733/ (дата обращения 20.04.24)
  13. Трудоустройство инвалидов. // Интерактивный портал Минсоцзащиты Забайкальского края [Электронный ресурс] URL: https://zabzan.ru/News/ (дата обращения 20.04.24)
  14. Трудоустройство инвалидов в районе // Официальный портал Борзинского района [Электронный ресурс] URL: http://борзинский-район.рф (дата обращения 20.04.24)
  15. Постановление Тере-Хольский районный суд (Республика Тыва) от 6 октября 2020 г. по делу № 5–14/2020 // Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) // [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/regular/doc/SadRgHOQJDQN/ (дата обращения 21.04.24)