Роль социологии в профессионально-теоретической подготовке социального работника
Автор: Фадеева Ирина Павловна
Научный руководитель: Михайлина Ирина Александровна
Рубрика: 22. Социология
Опубликовано в
LXXIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2024)
Дата публикации: 25.01.2024
Статья просмотрена: 225 раз
Библиографическое описание:
Фадеева, И. П. Роль социологии в профессионально-теоретической подготовке социального работника / И. П. Фадеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/508/18339/ (дата обращения: 17.12.2024).
В данной статье авторы исследуют роль науки социологии в парадигме профессиональной подготовки кадров социальной работы в России.
Ключевые слова: социология, социальная работа, социальные науки, кадры социальной работы, область социологии.
Независимо от сферы деятельности, научная связь в изучении вопросов профессионального обучения всегда обеспечивается за счёт совместных исследований нескольких наук.
Поскольку социальная работа является междисциплинарной дисциплиной, органично сочетающая в себе как теоретические, так и практические системы других наук, исследования, проходящие именно в рамках социальной работы, происходят по социологическим методам. Цель таких исследований, опирающихся на социологию — получить знания, необходимые для принятия конкретных практических решений, и стать основой для профессиональной подготовка сотрудников социальных служб, то есть высококвалифицированных социальных работников. Ведь если социология анализирует общество именно с этой точки зрения, то такая совместная структура включает в себя комплекс современных научных знаний о человеке, его становлении, развитии, характеристиках и других возможностей людей [2].
Среди смежных наук, пересекающихся с социальной работой, социология занимает ведущее место, как в процессе практической деятельности социальных работников, так и в их профессиональной и теоретической подготовке. Социология, анализирующая общество в целом и все виды социальных отношений, обязана изучать, прежде всего, социальные явления и социальные отношения. Отсюда можно сделать вывод, что социология позволяет социальным работникам ориентироваться в обществе. Другими словами, она помогает понять им, что представляет собой конкретное общество, какие группы не защищены, а какие нуждаются в повышенном внимании. Отмечая связь социологии и социальной работы, выделяют несколько направлений: познавательное, методологическое, образовательное и организационно-методическое.
Социология фокусируется на так называемой структурной социальной работе, которая в первую очередь направлена на оптимизацию работы учреждений социального обслуживания и повышение эффективности социальной политики в обществе. Значительная часть современных технологий и методов социальной работы берёт своё начало именно в социологических концепциях.
Знания в области социологии позволяют социальным работникам расширить свои оценки, действия, восприятие и анализ различных социальных явлений, людей, конкретных ситуаций, установок и событий в окружающей среде. Исследования, проводимые в области социальной работы, опираются именно на социологические данные и методы анализа. Например, при написании социальных биографий клиентов из группы риска часто используются данные интервью, опросов, документальных записей и профессиональных оценок. Знания в области социологии, в частности прикладной, важны и должны быть широко представлены как в обучении, так и в деятельности социальных работников [4, c. 43].
Социальная работа использует методологический и методический потенциал социологии. К примеру, социологический взгляд на проблемы, с которыми сталкивается социальная работа, может натолкнуть на верное решение социального работника, так как, изучая общество в целом, социология призвана исследовать социальные процессы, явления и аспекты социального положения индивидов, групп, классов и слоев общества.
Иными словами, социология в методологической части помогает социальным работникам распознать социальную среду, в которой они работают, структуру общества в целом, выявить уязвимые группы населения и классы. В теоретической части исследовательская деятельность даёт социальным работникам возможность объяснить природу и эффективность их практической деятельности, одновременно выявляя проблемы и, в конечном счёте, развивая навыки социальных работников для улучшения их практики [1, c. 51].
Говоря о роли социологии в социальной работе, также следует учитывать, что знания социальной работы оказывают значительное влияние на социологию и в обратном ключе. Знания, исходящие от практики социальной работы, не только углубляют социологическую интерпретацию социальных институтов, явлений и процессов, но и помогает конкретизировать содержание понятийного аппарата. Знания в области социальной работы обогащают понимание социальных закономерностей, исследуемых социологами, и помогают вывить новые, ещё не изученные социальные проблемы. Знания в области социологии могут быть использованы для прямого и косвенного воздействия на социальную сферу, а также для позитивного изменения общей социальной среды человека.
Помимо всего вышеперечисленного, социология призвана влиять на подготовку социальных работников, и об этом свидетельствует включение социологических дисциплин в базовый учебный план национальных образовательных стандартов по направлению подготовки «Социальная работа». Социологическое содержание образовательных программ бакалавриата по социальной работе определяется спецификой областей и субъектов профессиональной деятельности, чтобы впоследствии социальные работники обладали теоретической базой и умениями в области эмпирических исследований, дающих возможность непосредственно учувствовать в проведении прикладных исследований [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что социология занимает важное место в подготовке профессиональных социальных работников. Существует очевидная необходимость готовить социальных работников как исследователей, сочетая опыт социальной работы с освоением методик и технологий эмпирических исследований. При обучении социальных работников необходимо готовить специалистов, обладающих навыками и компетенциями, позволяющими применять на практике различные научные подходы и методы. Для достижения поставленных целей социальные работники должны уметь сочетать в своей деятельности, как теорию социальной работы, так и исследовательские стратегии и методологии.
Литература:
- Павленок, П. Д. Основы социальной работы / П. Д. Павленок, О. Я. Гойхман, А. А. Акмалова. — 4-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 534 c. — Текст: непосредственный.
- Садыков Р. М. О роли социологических исследований в социальной работе / Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 3. — М.: Изд-во МГУ, 2007.
- Холостова, Е. И. Теория социальной работы / Е. И. Холостова, Е. Г. Студёнова. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. — 474 c. — Текст: непосредственный.
- Шмелёва, Н. Б. Введение в профессию «Социальная работа» / Н. Б. Шмелёва. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 224 c. — Текст: непосредственный.
Ключевые слова
социальная работа, социология, социальные науки, кадры социальной работы, область социологииПохожие статьи
Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении
В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.
Организационная культура как объект изучения социологии управления
В исследовании сделан обзор истории развития направления социологической науки, изучающего роль и значение организационной культуры, на примере американской школы социологии управления.
Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых
В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.
История зарождения военной социологии и первое рассмотрение боевых действий с социологической точки зрения
В статье автор рассматривает историю зарождения военной социологии, основные предпосылки появления социологического анализа военных действий, распространение военной социологии в среде офицерства.
Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»
В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.
Понятие адаптации с точки зрения психологии
В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.
Исследование способностей в психологии и педагогике
В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...
Роль кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования, связанной с ролью кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров.
Социокультурный подход в социальной политике организации
В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.
Педагоги общеобразовательных учреждений как ключевые агенты экологической социализации
В статье рассматриваются возможности педагогического состава в осуществлении трансформации экологической социализации на уровне получения основного общего образования, а также исследуются главные барьеры и «усилители» имеющихся программ и инструменто...
Похожие статьи
Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении
В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.
Организационная культура как объект изучения социологии управления
В исследовании сделан обзор истории развития направления социологической науки, изучающего роль и значение организационной культуры, на примере американской школы социологии управления.
Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых
В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.
История зарождения военной социологии и первое рассмотрение боевых действий с социологической точки зрения
В статье автор рассматривает историю зарождения военной социологии, основные предпосылки появления социологического анализа военных действий, распространение военной социологии в среде офицерства.
Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»
В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.
Понятие адаптации с точки зрения психологии
В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.
Исследование способностей в психологии и педагогике
В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...
Роль кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования, связанной с ролью кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров.
Социокультурный подход в социальной политике организации
В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.
Педагоги общеобразовательных учреждений как ключевые агенты экологической социализации
В статье рассматриваются возможности педагогического состава в осуществлении трансформации экологической социализации на уровне получения основного общего образования, а также исследуются главные барьеры и «усилители» имеющихся программ и инструменто...