Проблема актуализации магистратуры по направлению «социальная работа» в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 23.02.2020

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Ласкин, А. А. Проблема актуализации магистратуры по направлению «социальная работа» в России / А. А. Ласкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 215-216. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67646/ (дата обращения: 22.12.2024).



В настоящей статье рассматривается проблема актуализации магистратуры по направлению социальная работа в России. Рассматривается история становления магистратуры в России. Анализируется нормативно-правовая база в области высшего образования в РФ.

Ключевые слова: магистратура, вторая ступень высшего образования, аспирантура, научная деятельность, социальная работа.

Прежде чем рассматривать проблему актуализации магистратуры по направлению социальная работа, стоит рассмотреть историю становления магистратуры в России. В 1996 году в связи присоединением к Болонскому процессу, а также в рамках перехода на трехуровневую систему высшего профессионального образования в современной России появилась, казалось бы, новая квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования как магистратура [2, с.74]. А с 2010 года, заказ на магистрантов возрос в десятки раз. Благополучно отодвинув популярность аспирантуры, магистратура заставила заговорить о себе в широких массах. Многие обсуждают проблему магистратуры и сегодня. Большинство уверены, что магистратура исключительно дань западной системе образования. Однако, степень магистра существовала и в дореволюционной России [3, с. 321]. Причем тогда степень магистра была выше степени кандидата наук. Поэтому не стоит говорить, что магистратура — это новая форма профессионального образования для России. Что касается текущего состояния магистратуры в России, то стоит отметить, что большинство специалистов видят в магистратуре скорее научную деятельность, нежели практическую, и это отчасти верно [4, с.25]. На основании этого можно сформулировать тезис о том, что в России на сегодняшний день существует огромный заказ на «ученых». Первая проблема заключается в том, что на сегодняшний день в России как раз недостаток в прикладных специалистах, а стремительный заказ на магистрантов идет в разрез с общей концепцией подготовки профессиональных кадров. Вторая проблема пересекается с первой: на сколько ценно будет научное образование, если каждый второй бакалавр или специалист получает магистерскую степень? Третья проблема заключается в сложной адаптации к трехуровневой системе образования как со стороны работодателей, так и абитуриентов [5, с.64].

Социальная работа не стала исключением на фоне возрастающего количества разнообразных магистерских программ [1]. Программа представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную университетом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования. Основная профессиональная образовательная программа магистратуры имеет своей целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки и рекомендациями примерной основной образовательной программы (ПООП) (при наличии); в области обучения целью ОП по направлению подготовки является формирование общекультурных — универсальных (социально-личностных, общенаучных, инструментальных) и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику работать в избранной области и (или) сфере профессиональной деятельности и быть успешным на рынке труда; в области воспитания целью ОП по направлению подготовки является развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели. Программа хороша тем, что позволяет, как на базе бакалавра социальной работы, так и других направлений, получить профессиональное узкоспециализированное социальное образование, что является несомненным плюсом особенно для новоиспеченных бакалавров. Прогнозировать судьбу магистратуры по социальной работе достаточно сложно. Однако, уже сегодня Министерство образования и науки России объявило, что государственный заказ на магистрантов в 2019 году сократится на треть. Поэтому можно сделать вывод, что судьба магистерской программы по социальной работе неутешительна, как, впрочем, и других магистерских программ [6, с.32]. Социальная работа при условиях снижения государственного заказа станет неконкурентоспособной и исчезнет, уступив более общим и популярным направлениям, как в свое время это произошло с аспирантурой.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: от 29.12.2012 N 273-ФЗ. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 20.02.20). — Загл. с экрана.
  2. Агапов П. В. Социологическая энциклопедия. — Т. 2. —: Мысль, 2003. — 243 с.
  3. Бауман З. Мыслить социологически. —: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 346 с.
  4. Волов В. Т., Волова Н. Ю., Четырова Л. Б.. Некоторые тенденции высшего образования в России. — №. 2. —: Инновации в образовании, 2001. — 154 с.
  5. Воронина Т. П. Образование в информационном обществе. —: М, 1998. — 195 с.
  6. Григоров В. Н. Социология образования перед новыми вызовами. — № 6. —: Социологические исследования, 2000. — 84 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, Россия, высшее образование, высшее профессиональное образование, государственный заказ, история становления магистратуры, магистратура, научная деятельность, проблема актуализации магистратуры.


Ключевые слова

магистратура, научная деятельность, социальная работа, аспирантура, вторая ступень высшего образования

Похожие статьи

Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах

В данной работе анализируются вопросы по улучшению социальной адаптации иностранных студентов. Рассмотрена значимость данного критерия для повышения уровня российского образования на международном уровне. Разработаны рекомендации по совершенствованию...

Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере

Раскрывается сущность венчурного проектирования, основные направления инновационной деятельности. Приводится в этом аспекте опыт США и обосновываются способы повышения качества образования, в том числе за счет использования опыта США.

Понятие законности государственного управления в сфере реализации национального проекта «Образование»

В статье автор исследует понятие законности государственного управления в сфере реализации национального проекта «Образование», предлагает дефиницию государственного управления, а также рассматривает роль органов прокуратуры в обеспечении законности ...

Опыт применения зарубежной практики управления в профессиональной образовательной организации

В статье поднимается проблема интегрированного образования среднем профессиональном образовании Российской Федерации. Исследуется вопрос перенятия опыта зарубежной практики управления в российское образование. Исследование поднятого вопроса требует г...

Использование инновационных методов при преподавании юридических дисциплин

В статье уточняется понятие «образовательная инновация», анализируются отдельные инновационные методы обучения в вузе. Особое внимание уделено инновационным технологиям обучения на юридических факультетах.

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы

Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

Похожие статьи

Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах

В данной работе анализируются вопросы по улучшению социальной адаптации иностранных студентов. Рассмотрена значимость данного критерия для повышения уровня российского образования на международном уровне. Разработаны рекомендации по совершенствованию...

Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере

Раскрывается сущность венчурного проектирования, основные направления инновационной деятельности. Приводится в этом аспекте опыт США и обосновываются способы повышения качества образования, в том числе за счет использования опыта США.

Понятие законности государственного управления в сфере реализации национального проекта «Образование»

В статье автор исследует понятие законности государственного управления в сфере реализации национального проекта «Образование», предлагает дефиницию государственного управления, а также рассматривает роль органов прокуратуры в обеспечении законности ...

Опыт применения зарубежной практики управления в профессиональной образовательной организации

В статье поднимается проблема интегрированного образования среднем профессиональном образовании Российской Федерации. Исследуется вопрос перенятия опыта зарубежной практики управления в российское образование. Исследование поднятого вопроса требует г...

Использование инновационных методов при преподавании юридических дисциплин

В статье уточняется понятие «образовательная инновация», анализируются отдельные инновационные методы обучения в вузе. Особое внимание уделено инновационным технологиям обучения на юридических факультетах.

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы

Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

Задать вопрос