Профессия «Социальная работа» на сегодняшний день является весьма актуальной, поскольку в России с каждым годом увеличивается число людей, нуждающихся в социальной, бытовой, правовой, экономической поддержке извне.
В связи со сложной социально-экономической ситуацией в России резко обострились социальные проблемы — увеличилось число людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи, которая основана на взаимодействии специалиста социальной работы с клиентом. Это актуализирует проблему подготовки будущего специалиста социальной работы к профессиональному взаимодействию с клиентом [1].
Социальная работа — это полифункциональная профессиональная деятельность по решению социальных проблем личности, направленная на реабилитацию, адаптацию и интеграцию индивида в социум [2]. Деятельность специалиста по социальной работе весьма ответственна, поскольку он оказывает влияние и на социальные структуры, и на окружение, и на душу, и на судьбу клиента. В связи с этим подготовка социальных работников занимает одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования.
На современном этапе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе наблюдаются сдвиги в положительную сторону эффективности обучения, однако существуют некоторые проблемы.
Одной из главных проблем молодых специалистов по социальной работе, только что закончивших высшие учебные заведения, является незнание практических аспектов работы. Это связано с тем, что на практику студентов под руководством кураторов отводят всего двадцать процентов учебного плана, в то время как в таких развитых социальных странах, как США и Германия, практике студентов отводится не менее пятидесяти процентов учебного плана [3]. Проблемой многих студентов, пришедших на практику в социальные учреждения, является пренебрежительное отношение к ним работников данных учреждений. Молодым специалистам доверяют лишь бумажную монотонную работу, не давая возможности пообщаться с клиентом, понять его проблему и наметить план по её решению.
Следующей проблемой подготовки молодых специалистов по социальной работе является углубление в теоретическую часть социальной работы с некоторым игнорированием социальной кейс-работы. Метод кейсов (метод ситуационного анализа) — это техника обучения, включающая в себя описание жизненных социальных ситуаций. Студенты должны проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме и предложить пути решения. Кейсы базируются на реальном фактическом материале и представляют собой небольшие истории из жизни группы, семьи, конкретного индивида. Метод кейсов очень распространен за рубежом и является одним из наиболее эффективных методов для закрепления материала. К тому же он очень нравится студентам, поскольку работа с кейсами позволяет выразить свое мнение по данной проблеме, побуждает к самостоятельности.
Весьма актуальной в настоящее время является проблема ценностей молодых людей. Человек, осознанно выбирающий профессию «социальный работник», идентифицирует себя с определенной системой гуманистических ценностей и приоритетов, возможностей их реализации в достаточно трудных и противоречивых условиях социальной практики. Противоречия обостряются между естественным и искусственным миром, результатом которого выступает «экспансия искусственного и вытеснение им естественных форм бытия» [4]. Такой взгляд приводит к глобальным изменениям как в жизни общества, так и отдельного человека. Ключевым моментом в ценностной ориентации будущих специалистов является стремление к самореализации, что ведет к появлению новых целей и ценностей, к освоению нового, сотрудничеству, творческой атмосфере, стремлению к инновациям [5].
Очень важно при подготовке специалистов по социальной работе научить студента самого продумывать и составлять свой образовательный маршрут в соответствии с изменяющимися условиями социальной среды. В связи с этим современная образовательная система нацелена на создание условий для самостоятельного обучения студентов, активной самостоятельной и творческой деятельности.
Трудовая деятельность специалиста по социальной работе часто проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека. Длительные нагрузки без условий для полного восстановления сил, социальная, коммуникативная депривация и многие другие факторы оказывают неблагоприятное воздействие на субъекта, иногда полностью дезорганизуя его трудовую деятельность [6]. Все это приводит к синдрому «эмоционального выгорания». В связи с этой достаточно распространенной среди профессий типа «Человек — Человек» проблемой необходимо сформировать у будущих специалистов по социальной работе умения использовать определенные средства для преодоления стрессовых ситуаций.
Совладающее поведение является сложным комплексом активности субъекта в сочетании с его индивидуальными особенностями и опыту. В противодействии стрессу участвует не только личность — активна вся индивидуальность [7]. Умение преодолевать стрессовые ситуации предполагает знание следующих особенностей в работе.
- определение краткосрочных целей. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания;
- межличностное общение, то есть сотрудники делятся своими эмоциями и чувствами с другими. В этом случае вероятность «выгорания» значительно снижается.
- овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса.
- баланс отдыха и работы. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важен отдых от работы и других нагрузок.
- оптимизм — сохранение положительной точки зрения.
- умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Смена деятельности — лучший отдых.
Таким образом, приоритетным направлением в обучении будущих социальных работников является разработка системы подготовки специалиста с опорой на практический аспект в работе, на самообучение, формирование положительных ценностных ориентаций и умения преодолевать стрессовые ситуации.
Литература:
1. Мухамедзянова, Н. Р. Подготовка будущего специалиста социальной работы к гармоническому взаимодействию с клиентом [Текст]/Н. Р. Мухамедзянова//Отечественный журнал социальной работы. — 2007. — № 3. — с. 83–91.
2. Еговцева, Н. Н. Профессиональное общение специалиста по социальной работе: категориальные признаки [Текст]/Н. Н. Еговцева//Преподаватель 21век. — 2007. — № 1. — с. 165–171.
3. Целых, М. П. Становление профессионального образования социальных работников в США [Текст]/М. П. Целых//Педагогика. — 2006. –№ 9. — с. 85–94.
4. Гуревич, П. С. Философия культуры [Текст]/П. С. Гуревич. — М.: «Аспект Пресс», 1994. — с. 4.
5. Лебедева, С. С. Актуальные вопросы профессиональной компетентности социальных работников в системе непрерывного образования [Текст]/С. С. Лебедева// Ученые записки Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 3. — с. 6–8.
6. Невельсон, Е. Ю. Профессиональная активность социальных работников как механизм совладания со стрессом: теоретические подходы и инструментарий [Текст]/Е. Ю. Невельсон//Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2008. — № 3. — с. 60–62.
7. Волочков, А. А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход [Текст]/А. А. Волочков. — Перм.гос.пед.ун-т. — Пермь, 2007. — с.253–264.