Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Престиж профессии социального работника

14. Социальная работа
15.02.2018
4367
Поделиться
Библиографическое описание
Гюлджян, А. Г. Престиж профессии социального работника / А. Г. Гюлджян. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13801/.


В данной статье рассматривается актуальность и значимость изучения научных и учебных дисциплин, связанных с социальной работой, обозначаются проблемы, которые снизили привлекательность их изучения среди студентов, а также предлагаются способы повышения престижа данной специальности и профессии.

Социальная работа представляет собой, в первую очередь, деятельность, в большей степени организовываемую государством для обеспечения должной поддержки и заботы отдельных категорий населения. То, что данная деятельность направлена на социальную защиту тех лиц, которые по тем или иным обстоятельствам не способны (утратили способность) самостоятельно удовлетворять свои потребности, говорит о колоссальном значении такой деятельности для всего общества в целом, так как ни один член социума не защищен от возможности оказаться в числе этих лиц.

Понятие «социальная работа» включает в себя, помимо прочего, комплекс научных и учебных дисциплин, изучение которых непосредственным образом позволяет на практике реализовывать общественно значимую деятельность. Однако на сегодняшний день изучению данных дисциплин не отведено должное внимание как со стороны государства, так и со стороны общества. Указанное препятствует формированию необходимой количественной и качественной кадровой подготовки, с помощью которой было бы возможно обеспечение соответствующих социальных нужд.

На сегодняшний день подготовка специалистов по направлению «Социальная работа» осуществляется в высших учебных заведениях Российской Федерации на гуманитарных факультетах и зачастую связана с такими специальностями, как «Педагогика» и «Психология». [1] Несмотря на то, что интерес к различным специальностям гуманитарной направленности остается достаточно высоким, количество заинтересованных в изучении дисциплин, связанных с социальной работой, резко сократилось.

Согласно социальному опросу, проведенному исследовательским центром портала SuperJob.ru, профессию социального работника оценивают престижной лишь 15 % россиян. [2]. Вместе с тем средняя заработная плата социальных работников в 1,8 раз меньше средней заработной платы по Российской Федерации. Указанное демонстрирует сложившееся отношение к данной профессии в нашем обществе, которое, в том числе, не позволяет в полной мере понять и принять всю важность роли социальной работы в развитии всего общества.

В первую очередь, это связано с сокращением финансирования социальных учреждений и поощрения деятельности молодых специалистов в рассматриваемой сфере. В условиях экономических потрясений, к сожалению, социальная политика страдает больше всего, так как ввиду необходимости эффективного и рационального распределения бюджетных средств государство снимает с себя часть социальных обязательств перед членами общества, что непосредственно ведет к снижению уровня заработных плат в данной сфере и влечет за собой сокращение количества занятого в сфере социальной работы населения.

Другой проблемой, вызывающей отсутствие интереса у обучающихся к изучению комплекса дисциплин по специальности «Социальная работа», является отношение в российском научном обществе к указанному направлению. Социальная работа предполагает наличие у соответствующего работника обширных знаний в таких науках, как социология, педагогика, психология и медицина, а также необходимость обладания навыками работы с информационными технологиями и базами данных и владения иностранными языками. Однако в современной действительности сформировано отношение к социальной работе, как «второсортной деятельности», которую может выполнять любой обыватель. [3] Тем самым, снижается качество преподавания в высших учебный заведениях важнейших для рассматриваемой профессии дисциплин. Более того, сокращается научный интерес к изучению вопрос и проблем в данной сфер, количество научных работ и исследований, необходимых для ее развития. И, соответственно, снижается количество преподавателей, специализирующих на дисциплинах, изучаемых в процессе подготовки по направлению «Социальная работа».

Не менее важной причиной, способствующей снижению интереса к профессии социального работника, является рост качества жизни людей. Как ни странно, но именно улучшение качества жизни общества в целом вызывает такую тенденцию. Сокращение количества людей, нуждающихся в уходе, оказываемом социальными работниками, к примеру, по сравнению с временами участия нашего государства в масштабных военных действиях, приводивших к многочисленному количеству раненых и больных, приводит к снижению спроса на соответствующие услуги и провоцирует снижение предложения.

Для решения вышеуказанных проблем и причин снижения привлекательности профессии социального работника необходимо социально-политическое решение, поддержанное представителями научных кругов российского общества. [4] Во-первых, общество и государство должны осознать и определить степень важности данной профессии в контексте общественного развития в общем и развития отдельных социальных институтов. Это даст возможность установить более высокие ставки заработной платы в сфере социальной работы. Во-вторых, в целях повышения уровня подготовки специалистов образовательные программы должны обеспечить их подготовку таким образом, чтобы базовая подготовка социальных работников осуществлялась в средних специальных учебных заведениях, которая бы позволяла им выполнять обязанности, напрямую несвязанные со здоровьем и безопасностью людей, а профессиональная — в высших образовательных учреждениях. Такое разделение позволит показать важность выполняемой социальными работниками деятельности и установить требования к уровню профессионального развития кандидатов на соответствующие должности социальной работы.

Несомненно, профессия социального работника сложна, так как связана с выполнением нравственно важной деятельности — оказанием моральной, материальной и физической помощи представителям наиболее уязвимых слоев населения. Несмотря на это, социальная работа остается одной из самых недооцененных профессий. Помимо прочего, это связано с тем, что такую деятельность относительно сложно коммерциализировать, следовательно, она не может приносить прибыль, что само по себе не является плюсом в условиях рыночных отношений. [5] Однако нашему обществу необходимо осознать важность социальной работы и поднять ее престиж путем увеличения финансирования деятельности социальных работников и социальных учреждений, а также проведения преобразований в образовательной сфере.

Литература:

  1. Басов Н. Ф. Основы социальной работы. Учебное пособие для академического бакалавриата. —: Юрайт, 2017. — 317 с.
  2. Профессию социального работника считают престижной только 15 % россиян // SuperJob. URL: https://www.superjob.ru/community/life/46285/ (дата обращения: 11.02.2018).
  3. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы. —: КноРус, 2016. — 298 с.
  4. Студенова Е. Социальная работа: от идеи до практики. —: Дашков и К, 2016. — 976 с.
  5. Наместникова И. В. Этические основы социальной работы. —: Юрайт, 2016. — 349 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный