Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 09.02.2019

Статья просмотрена: 2407 раз

Библиографическое описание:

Абабнех, О. Н. Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии / О. Н. Абабнех. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 164-168. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56393/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Проведен анализ заболеваемости этой возрастной группы, факторы повышающие риски распространения психического расстройства. Рассмотрены обязанности социального работника и специалиста по социальной работе, методы работы, их вклад в терапию заболевания.

Ключевые слова: детская психиатрия, социальная работа, социальная работа в психиатрии, социальная реабилитация, социальная защита.

Психическое здоровье — состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества [1].

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 20 % детей и подростков в мире имеют психические расстройства или серьезные проблемы, приводящие к ним. Половина всех психических расстройств начинаются в возрасте до 14 лет, даже в разных культурах наблюдаются одинаковые типы расстройств. Психические заболевания и расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ, являются ведущей причиной инвалидизации общества в мире. Непонимание и стигматизация, окружающие психическое нездоровье, до сих пор широко распространены. Несмотря на существование эффективных видов лечения психических расстройств, считается, что они не лечатся, а люди, страдающие психическими заболеваниями, боятся общественного порицания, стыдятся быть больными, лишь дальше запуская заболевание. 800 000 людей ежегодно погибают в результате самоубийства, что является второй причиной смерти людей в возрасте 15–29 лет. На каждую смерть в результате суицида приходится 20 других людей, совершивших попытку самоубийства. У психически нездоровых людей повышается риск приобретения таких заболеваний, как ВИЧ, туберкулез, пневмония. Часто встречаются сердечно-сосудистые заболевания, диабет, болезни почек, непреднамеренные и преднамеренные травмы [2].

Главный детский психиатр Москвы Анна Портнова утверждает, что самый уязвимый для психического расстройства возраст — 6–7 лет, когда дети впервые идут в школу [3]. Кардинальная смена обстановки, психологические перегрузки, нарушения социальной адаптации со сверстниками, стрессовые условия в семье и давление в общении с педагогом — это лишь некоторые факторы, способные привести к расстройству.

За последние годы система оказания психиатрической помощи детям и подросткам достигла определенных успехов. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), первичная заболеваемость детей в возрасте 0–14 лет и подростков 15–17 лет за 2001–2017 годы по РФ, рассчитанных на 100 000 тыс. детского и подросткового населения в абсолютных числах уменьшилась с 630,2 и 562,9 в 2001 году до 530,4 и 452,9 в 2017 году (график 1). Была реализована международная медицинская программа «Антистигма», призванная повысить имидж детской психиатрической службы, разрушить вымыслы и предвзятые представления о больных шизофренией, разорвать порочный круг отчуждения и дискриминации, которая приводит детей и подростков к изоляции от общества, алкоголизму или наркомании, снижая шансы на восстановление от расстройства. Кадровый потенциал был масштабно переработан, в частности возросла обеспеченность врачебным персоналом, с 0,4 врачей-психиатров на 10 000 человек до 1,5 на 10 000 человек в 2017. Дополнительно была проведена полная замена младшего медицинского персонала (санитарок и санитаров) на помощников воспитателя и младших воспитателей с функционалом работы с детьми. Эти специалисты имеют среднее специальное образование, в их обязанности входит оказывать посильную помощь в организации образовательно-воспитательного процесса в повседневной работе с детьми и подростками, поддерживать помещения согласно определенным санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. [4]

Рис. 1. Динамика показателей заболеваемости детей (0–14 лет) и подростков (15–17 лет) за 2001–2017 годы по РФ, рассчитано на 100 000 тыс. детского и подросткового населения

Главной особенностью оказания психиатрической помощи детям является взаимодействие трех государственных структур — медицины, социальной защиты и образования. Социальная защита населения — система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государство уровня жизни социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни. На должность социального работника принимается лицо, с образованием не ниже среднего специального, владеющее основами психологии и социологии, формами и методами воспитательной и социальной работы [5, c. 315]. Согласно закону РФ № 3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», а также нормативно-правовым актам, регламентирующих обязанности социального работника, он обязан выполнять следующие функции:

− помогать отдельным людям и группам людей определять собственные нужды и потребности в социальной помощи, защите и обслуживании;

− содействовать в обеспечении обслуживаемых граждан по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

− оказывать помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;

− осуществлять социально-правовой защиты больных, помощь в получении льгот, информирование о них, содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

− обеспечивать оптимальную связь больного с его окружением, связь работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного;

− взаимодействовать с различными общественными, профессиональными и иными организациями;

− другие должностные обязанности, регламентируемые Уставом учреждения здравоохранения.

На должность специалиста по социальной работе принимается лицо, имеющее высшее образование и сертификат специалиста по социальной работе, знающее психологию, социологию, специфику работы в различной социальной среде, основы общей и семейной педагогики, формы и методы воспитательной работы и просвещения. Специалист по социальной работе обязан:

− консультировать граждан по различным вопросам социальной защиты населения;

− содействовать активизации потенциала собственных возможностей отдельного больного, семьи и/или их группы;

− устанавливать причины, по которым граждане оказались в трудной жизненной ситуации, определять характер и объем необходимых им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-экономических, социально-правовых);

− выявлять и учитывать на территории, закрепленной за специалистом, нуждающихся в социальной поддержке, определять характер и объем необходимой им помощи, организовывать ее предоставление нуждающимся гражданам;

− организовывать и проводить работу по социальной реабилитации.

Обязанности социального работника и специалиста по социальной работе важны не менее обязанностей лечащего врача. В соответствии с современными подходами к лечению психических расстройств именно социальная реабилитация должна стать ключевым звеном на пути к исцелению от болезни. Доктор исторических наук, профессор Е. И. Холостова определяет социальную реабилитацию как понятие с богатым и многообразным содержание. По ее мнению, социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантного поведения лица, страдающее алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест заключения и т. п.) [5, с. 327].

Социальная реабилитация в детской психиатрии имеет свою специфику в силу особенностей детского организма. Несмотря на то, что при психотерапии детей и взрослых применяются любые методы, способные уменьшить их страдания и разрешить их проблемы, неизбежно и различие между взрослой и детской социальной реабилитацией. Для примера: мотивация к лечению обычно играет у детей незначительную роль, поскольку дети и подростки вынуждены подчиняться мнению авторитетных для них людей, в отличие от взрослых, имеющие в большинстве случаев самостоятельное решение в принятии лечения. Все реабилитационные мероприятия должны быть направлены на вовлечение самого больного ребенка в лечебно-восстановительный процесс.

Реабилитационные мероприятия осуществляются поэтапно.

Первый этап — оказание медицинской помощи. На этом этапе происходит купирование острого психиатрического состояния. Следует исключить любое соматическое, неврологическое и органическое психическое расстройство или употребление токсических веществ, которые могут вызвать расстройства со сходной клинической картиной. С этой целью обязательно проводят общий и биохимический анализ крови, анализ мочи, ЭКГ, при необходимости — ЭЭГ, М-ЭХОЭГ, магниторезонансную томографию (МРТ) и другие лабораторные и инструментальные исследования, токсикологические тесты в крови и моче. Дифференциальный диагноз с другими психическими заболеваниями требует изучения анамнеза, выделения ведущего синдрома и катамнестического наблюдения с целью уточнения характера течения заболевания. Полипрофессиональная бригада, состоящая из врача-психиатра, врача-психотерапевта, медицинского психолога и специалиста по социальной работе начинает работу с ребенком, восстанавливая нарушенные болезнью функции и социальные связи, оказывает кризисную помощь при суицидальных поведениях, пережитом насилии, сильном детском горе. Специалист по социальной работе принимает неформальное участие в повышении мотивации пациента для последующего за ним наблюдения и выполнении режима терапии.

Второй этап — оказание социальной помощи. На этом этапе психиатрическая служба выявляет потребности пациента, проводит консультационные беседы и родителями и близкими ребенка. Социальный работник оказывает социальную помощь в соответствии с законодательством. Специалист по социальной работе организовывает творческое трудовое обучение с целью освоения основ профессии, прививает навыки здорового образа жизни, ведения хозяйства, показывает ребенку представление о различных направлениях в образовании. Цель этого этапа заключается в:

− развитии и выявлении творческих и музыкальных способностей и интересов у детей и подростков;

− привитии навыков здорового образа жизни и ведения домашнего хозяйства;

− организации творческой трудовой занятости у детей и подростков;

− расширении кругозора детей и подростков;

− расширении спектра психокоррекционных мероприятий в рамках общего лечебно-реабилитационного процесса;

− создание положительного эмоционального фона, облегчающего адаптацию детей и подростков.

Третий этап — повышение социального статуса больного ребенка. Специалист по социальной работе проводит занятия на развитие интеллектуального и творческого потенциала ребенка, формирование навыков общения и саморегуляции. В зависимости от тяжести болезни форма занятий может быть как индивидуальной, так и групповой. Часть занятий предполагает вовлечение родителей или их законных представителей, близких родственников. На этом этапе происходит:

− получение представления о различных направлениях в образовании;

− психологическое консультирование в части профориентации;

− творческое трудовое обучение с целью освоения профессии;

− получение представления о различных направлениях в образовании;

− развитие познавательного творческого интереса, в том числе и на постгоспитальном этапе социальной реабилитации.

Творческое трудовое обучение включает в себя профориентацию и творческие мастерские. Творческая мастерская — это форма социальной реабилитации детей и подростков, создающая условия для вхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия [6]. Дети и подростки проходят занятия по лепке из глины, пластика и пластилина, создают открытки, занимаются с бумагой свободным творчеством, изготавливают папье-маше, проходят индивидуальные и групповые занятия по академическому рисунку и живописи, театральному мастерству, обучаются навыкам ручного шитья на бытовом уровне, моделируют одежду, изготавливают различные поделки из лент, ниток и ткани. Мальчики осваивают навыки работы с ручным и электроинструментом, получают навыки обработки изделий из дерева и металла, обучаются моделированию, развивают творческие способности в столярном и плотницком деле.

Основными принципами социальной работы с детьми с психическими расстройствами являются как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения; системный и комплексный характер осуществляемых программ; индивидуальный подход к определению объема, характера и направленности мероприятий.

На всех этапах социальной реабилитации также предоставляется эмоциональная поддержка ребенку и его родственникам. Это понятие включает в себя индивидуальные и групповые занятия, необходимые для построения индивидуального плана социальной реабилитации, а также для решения тех социальных проблем ребенка, страдающего психическим расстройством, которые нельзя разрешить при участии пациента в различных формах групповой работы.

Работа с семьей представляется одним из основных аспектов социальной работы в психиатрии. В своей повседневной деятельности семьи сталкиваются с тем фактом, что и сами пациенты, и их родственники не получают четких разъяснений относительно характера и особенностей имеющегося психического расстройства, правил общения в семье с больным ребенком, многие годами носят в себе свои переживания и тревоги. С целью подготовки семей к адекватному восприятию личности психически больного человека, повышения качества ухода за ним, нормализации семейных отношений и более успешной адаптации к условиям жизнедеятельности в обществе реализуются психообразовательная программа и программа по восстановлению навыков независимого проживания, включение в которые рекомендуется практически каждому пациенту.

Предоставление эмоциональной поддержки — ключевое содержание любого взаимодействия с больным всего персонала полипрофессиональной бригады, основа терапевтического взаимодействия, независимо от конкретной задачи и формы социального вмешательства. При этом функция оказания эмоциональной поддержки возложена именно на специалиста по социальной работе, который в своей работе с больным в наименьшей степени нацелен на симптомы болезни. Социальные вмешательства проводятся с опорой на сохранные возможности личности.

Таким образом, социальные проблемы психически больных детей и подростков, низкий уровень их социальной защищенности требуют выработки инновационных технологий социальной работы и новых методов и форм социальной реабилитации. Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий в психиатрических учреждениях можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных организаций, специалистов по социальной работе, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты лиц, страдающих психическими расстройствами. Результатом этой работы в идеале является выработка нового образа жизни пациента, максимально приближенного к полноценному здоровому образу жизни с семьей, учебой, последующей работой, кругом общения, увлечениями. Это помогает сохранить разрушаемое болезнью «Я» человека, благодаря стимулирующему ожиданию его окружения и стимулам, которые дает осознание собственной ответственности, стремление к признанию и самоуважению. Сфера деятельности социального работника многогранна, многофункциональна и востребована обществом.

Литература:

  1. Психическое здоровье // Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (дата обращения: 5.02.2019).
  2. Больные не лечатся: о психическом состоянии россиян // Здравком. URL: http://zdravkom.ru/medicine/bolnye-i-ne-lechatsya-o-psihicheskom-sostoyanii-rossiyan (дата обращения: 5.02.2019).
  3. Охрана труда и промышленная безопасность // ПромНадзор. URL: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-mladshego-vospitatelya (дата обращения: 5.02.2019).
  4. Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. наук проф. Е. И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1997. — 424 с.
  5. Творческая мастерская как форма организации занятий // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/05/10/tvorcheskaya-masterskaya-kak-forma-organizatsii (дата обращения: 5.02.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, социальная реабилитация, ребенок, социальный работник, подросток, специалист, психиатрическая помощь, психическое расстройство, социальная помощь, творческое трудовое обучение.


Ключевые слова

социальная защита, социальная работа, социальная реабилитация, детская психиатрия, социальная работа в психиатрии

Похожие статьи

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье рассмотрен вопрос актуальности проблемы школьной дезадаптации у детей и подростков, сделан анализ природы возникновения и характерных проявлений дезадаптации в детском и подростковом возрасте. Предложены основные направления педагогической р...

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Изучение психологии здоровья и болезней

В данной статье рассматриваются особенности развития психологии здоровья и ее роль в обществе. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие психологического образования.

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Организация профилактических мероприятий по выявлению и устранению стресса в работе врача

В статье представлены результаты изучения факторов стресса в работе врача и разработка организационных мероприятий по его раннему выявлению и профилактике. Также даны основные понятия и терминология по профессиональному стрессу.

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации

В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории. Рассматриваются основные этапы работы педагога-психолога с детьми «группы р...

Социальная реабилитация детей, находящихся на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

В статье автор рассматривает социальную реабилитацию, как средство профилактики и коррекции поведения детей и подростков стоящие на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Похожие статьи

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье рассмотрен вопрос актуальности проблемы школьной дезадаптации у детей и подростков, сделан анализ природы возникновения и характерных проявлений дезадаптации в детском и подростковом возрасте. Предложены основные направления педагогической р...

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Изучение психологии здоровья и болезней

В данной статье рассматриваются особенности развития психологии здоровья и ее роль в обществе. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие психологического образования.

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Организация профилактических мероприятий по выявлению и устранению стресса в работе врача

В статье представлены результаты изучения факторов стресса в работе врача и разработка организационных мероприятий по его раннему выявлению и профилактике. Также даны основные понятия и терминология по профессиональному стрессу.

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации

В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории. Рассматриваются основные этапы работы педагога-психолога с детьми «группы р...

Социальная реабилитация детей, находящихся на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

В статье автор рассматривает социальную реабилитацию, как средство профилактики и коррекции поведения детей и подростков стоящие на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Задать вопрос