Введение
Инклюзивное образование рассматривается как важный элемент социальной политики, направленный на обеспечение равного доступа к образованию для всех категорий граждан. Социальный работник в образовательной среде выполняет стратегическую роль посредника между учащимся с ОВЗ, семьей и образовательной организацией. Его деятельность включает оценку потребностей, координацию услуг, консультирование и защиту прав учащихся.
Современные исследования подчеркивают значимость междисциплинарного подхода в инклюзии. В российском контексте ключевые нормативные документы включают Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», профильные приказы Министерства просвещения и рекомендации по организации инклюзивного образования. Научные работы акцентируют внимание на социальной поддержке семей и адаптации учебных программ.
Теоретические и правовые основания
- Инклюзивный подход опирается на принципы равных возможностей, недискриминации и индивидуализации образовательного процесса.
- Социальная работа в образовании базируется на био — психо — социокультурной модели, ориентированной на взаимодействие между индивидом и средой, а также на принципах прав человека и социальной справедливости.
- Правовой контекст задает обязательства для образовательных организаций по созданию доступной среды и обеспечению сопровождения обучающихся.
Цели и задачи социального работника в инклюзивном образовании
Цель: обеспечить комплексную социально — педагогическую поддержку учащихся с ОВЗ для их успешной интеграции в образовательный процесс.
Задачи:
- Проведение оценки потребностей и ресурсов учащихся;
- Сопровождение разработки индивидуальных образовательных и социальных планов;
- Координация междисциплинарной команды;
- Организация доступной образовательной среды и социальной аккомодации.
Методика исследования
Оценка потребностей, составление индивидуальной программы сопровождения, координация и посредничество, работа с семьей, содействие инклюзивной культуре в школе.
Практическая часть
Ниже представлена схема взаимодействия социального работника в образовательном учреждении (рис. 1):
Рис. 1. Взаимодействия социального работника в образовательном учреждении
Таблица 1
Роли и функции социального работника в инклюзивном образовании
|
Направление |
Основные функции |
|
Оценка и планирование |
Проведение комплексной оценки потребностей; участие в разработке ИОП |
|
Координация |
Координация взаимодействия школы, семьи, медико-социальных служб и НКО |
|
Сопровождение |
Развитие навыков самообслуживания и коммуникативных навыков |
|
Работа с семьей |
Развитие семейных ресурсов и связей с сообществом |
|
Защита прав |
Помощь в доступе к льготам и социальным услугам |
|
Профилактика и просвещение |
Профилактика буллинга; проведение тренингов и просветительских программ для персонала и сверстников |
Заключение
Роль социального работника в инклюзивном образовании является ключевой для обеспечения равных возможностей учащимся с ОВЗ.
Социальный работник в системе инклюзивного образования — связующее звено, обеспечивающее комплексную поддержку обучающегося с ОВЗ и координацию ресурсов. Эффективная работа требует системного подхода, междисциплинарного взаимодействия и постоянного мониторинга результатов. Внедрение разработанных инструментов и моделей может повысить качество инклюзивного образования и обеспечить реализацию права на образование для всех.
Рекомендации
- Усилить подготовку и переподготовку социальных работников и педагогов по вопросам инклюзии.
- Внедрять стандартизированные инструменты оценки потребностей и мониторинг прогресса.
- Разрабатывать гибкие ИОП, учитывающие образовательные и социальные цели.
- Формировать в школе культуру инклюзии через воспитательные программы и работу с коллективом.
- Обеспечить доступность образовательной среды: технические средства, адаптированные материалы.
- Налаживать устойчивые каналы взаимодействия с реабилитационными и медицинскими службами.
- Регулярные консилиумы с участием педагогов, психологов, логопедов, медработников и родителей.
- Четкое распределение ролей и ответственности, протоколы коммуникации и обмена информацией с соблюдением конфиденциальности.
- Организация супервизии и повышения квалификации для социальных работников и педагогов-психологов.
- Включать семьи в планирование и оценку поддержки, создавать условия для их обучения и поддержки.
Литература:
- Алехина С.В, Шеманов А. Ю. Философские и методологические основы инклюзивного образования: учебно-методическое пособие // М: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. — С. 218.
- Бабич Е.Г, Тактаров В. Г. Социально-психологическая работа по формированию толерантного отношения общества к семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья: от преодоления изолированности к решению вопросов инклюзивного образования, 2015.
- Басова Н. Ф. Социальная работа с различными группами населения // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2017.
- Вишнякова Е. А. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ // Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. — Т. 66.
- Смирнова Т. В. Социальная работа в образовательной среде // Журнал социальной политики, 2021.

