Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Работа социального работника с людьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании

Педагогика
11.12.2025
1
Поделиться
Аннотация
В данной статье рассматриваются ключевые функции, методики и практические подходы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Анализируются правовые и организационные предпосылки, описываются модели взаимодействия социального работника с учащимися, семьями и образовательными учреждениями.
Библиографическое описание
Олесова, А. А. Работа социального работника с людьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании / А. А. Олесова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 612-614. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131305.


Введение

Инклюзивное образование рассматривается как важный элемент социальной политики, направленный на обеспечение равного доступа к образованию для всех категорий граждан. Социальный работник в образовательной среде выполняет стратегическую роль посредника между учащимся с ОВЗ, семьей и образовательной организацией. Его деятельность включает оценку потребностей, координацию услуг, консультирование и защиту прав учащихся.

Современные исследования подчеркивают значимость междисциплинарного подхода в инклюзии. В российском контексте ключевые нормативные документы включают Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», профильные приказы Министерства просвещения и рекомендации по организации инклюзивного образования. Научные работы акцентируют внимание на социальной поддержке семей и адаптации учебных программ.

Теоретические и правовые основания

  1. Инклюзивный подход опирается на принципы равных возможностей, недискриминации и индивидуализации образовательного процесса.
  2. Социальная работа в образовании базируется на био — психо — социокультурной модели, ориентированной на взаимодействие между индивидом и средой, а также на принципах прав человека и социальной справедливости.
  3. Правовой контекст задает обязательства для образовательных организаций по созданию доступной среды и обеспечению сопровождения обучающихся.

Цели и задачи социального работника в инклюзивном образовании

Цель: обеспечить комплексную социально — педагогическую поддержку учащихся с ОВЗ для их успешной интеграции в образовательный процесс.

Задачи:

  1. Проведение оценки потребностей и ресурсов учащихся;
  2. Сопровождение разработки индивидуальных образовательных и социальных планов;
  3. Координация междисциплинарной команды;
  4. Организация доступной образовательной среды и социальной аккомодации.

Методика исследования

Оценка потребностей, составление индивидуальной программы сопровождения, координация и посредничество, работа с семьей, содействие инклюзивной культуре в школе.

Практическая часть

Ниже представлена схема взаимодействия социального работника в образовательном учреждении (рис. 1):

Взаимодействия социального работника в образовательном учреждении

Рис. 1. Взаимодействия социального работника в образовательном учреждении

Таблица 1

Роли и функции социального работника в инклюзивном образовании

Направление

Основные функции

Оценка и планирование

Проведение комплексной оценки потребностей; участие в разработке ИОП

Координация

Координация взаимодействия школы, семьи, медико-социальных служб и НКО

Сопровождение

Развитие навыков самообслуживания и коммуникативных навыков

Работа с семьей

Развитие семейных ресурсов и связей с сообществом

Защита прав

Помощь в доступе к льготам и социальным услугам

Профилактика и просвещение

Профилактика буллинга; проведение тренингов и просветительских программ для персонала и сверстников

Заключение

Роль социального работника в инклюзивном образовании является ключевой для обеспечения равных возможностей учащимся с ОВЗ.

Социальный работник в системе инклюзивного образования — связующее звено, обеспечивающее комплексную поддержку обучающегося с ОВЗ и координацию ресурсов. Эффективная работа требует системного подхода, междисциплинарного взаимодействия и постоянного мониторинга результатов. Внедрение разработанных инструментов и моделей может повысить качество инклюзивного образования и обеспечить реализацию права на образование для всех.

Рекомендации

  1. Усилить подготовку и переподготовку социальных работников и педагогов по вопросам инклюзии.
  2. Внедрять стандартизированные инструменты оценки потребностей и мониторинг прогресса.
  3. Разрабатывать гибкие ИОП, учитывающие образовательные и социальные цели.
  4. Формировать в школе культуру инклюзии через воспитательные программы и работу с коллективом.
  5. Обеспечить доступность образовательной среды: технические средства, адаптированные материалы.
  6. Налаживать устойчивые каналы взаимодействия с реабилитационными и медицинскими службами.
  7. Регулярные консилиумы с участием педагогов, психологов, логопедов, медработников и родителей.
  8. Четкое распределение ролей и ответственности, протоколы коммуникации и обмена информацией с соблюдением конфиденциальности.
  9. Организация супервизии и повышения квалификации для социальных работников и педагогов-психологов.
  10. Включать семьи в планирование и оценку поддержки, создавать условия для их обучения и поддержки.

Литература:

  1. Алехина С.В, Шеманов А. Ю. Философские и методологические основы инклюзивного образования: учебно-методическое пособие // М: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. — С. 218.
  2. Бабич Е.Г, Тактаров В. Г. Социально-психологическая работа по формированию толерантного отношения общества к семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья: от преодоления изолированности к решению вопросов инклюзивного образования, 2015.
  3. Басова Н. Ф. Социальная работа с различными группами населения // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2017.
  4. Вишнякова Е. А. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ // Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. — Т. 66.
  5. Смирнова Т. В. Социальная работа в образовательной среде // Журнал социальной политики, 2021.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 612-614):
Часть 9 (стр. 581-651)
Расположение в файле:
стр. 581стр. 612-614стр. 651

Молодой учёный