Традиционные игры Белгородчины на уроках музыки как средство ознакомления младших школьников с культурой родного края
Авторы: Красникова Лилия Николаевна, Мастерная Вита Павловна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2023)
Дата публикации: 05.11.2023
Статья просмотрена: 51 раз
Библиографическое описание:
Красникова, Л. Н. Традиционные игры Белгородчины на уроках музыки как средство ознакомления младших школьников с культурой родного края / Л. Н. Красникова, В. П. Мастерная. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/502/18210/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторы делятся опытом проведения народных игр Белгородской области для ознакомления школьников с культурой родного края и использованием в работе на уроках музыки в блоке «Народные игры». Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике традиционных игр Белгородчины как средство ознакомления школьников с культурой родного края. В статье описываются правила игры и цитируются русские народные песни без авторских изменений, в том виде, котором нам удалось найти и процитировать.
В современном мире всё чаще звучат темы национальных отношений. Мы всё чаще относимся равнодушно к национальной народной культуре, культуре родного края, в нашем повседневном быту и культуре преобладают западные заимствованные слова и традиции — заимствованная культура. В последние годы эта проблема на Белгородчине стала решаться и большее внимание стали уделять сохранению культурных традиций и национальной идентичности, даже в школьную программу введено большее количество часов, посвященных народной культуре, нашим исконным традициям. Как раз детство является тем временем, когда мы можем наиболее продуктивно изучать и использовать истоки народной культуры. Познакомить детей с родным краем, помочь усвоить язык своего родного края посредством традиционных игр, устного народного творчества и является основной задачей моей работы.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то что существует достаточно большое количество соблазнов в современном обществе. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
В старину у людей днём была работа, а отдых, забавы и утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались все: и взрослые и дети, причём разновозрастные. Они играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. Взрослые тоже играли в игры, кроме того, игры очень активно использовались в обрядах, присутствовали в быту, и Белгородская область не исключение. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.
Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры.
Прежде чем проводить игру, необходимо её изучить, проиграть, вжиться в неё для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры.
Хотим привести Вам пример традиционных игр нашего края. Некоторые из них мне знакомы с детства — играли в с.Никольское Шебекинского района. Теперь и я учу играть своих детей. Так же активно использую на фрагментах уроков.
Игра «Бирюльки»
(научила меня моя бабушка Сапелина Анастасия Ивановна с. Никольское Шебекинского района)
Берётся от 60 до 100 одинаковых палочек длиной около ладони (10 см). Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно, и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Если палочки пошевелились, пропускается ход. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев».
Игры с пением и танцами (хороводные)
Игра «Редя» (записано со слов жителей села Селиваново Валуйского района)
Ставится стул, на стул садится «бабка», ей на колени садится «редька». Остальные участники встают вокруг них в хоровод. Водят хоровод. Они, как бы, работают на «бабку». Ходят и поют такую песенку:
«Редя, редя, кто тебя сажал?»
Поливанова жена при дорожке жила,
Редю саживала, огораживала,
От мороза укрывала,
От солнышка поливала.
Потом каждый из хоровода спрашивает у «бабки»: «Бабка, бабка, поспела-ли редька?», а «бабка» отвечает : «Нет, не поспела, тяпайте дальше!». Хоровод продолжает «тяпать» дальше и петь ту же песню. Когда последний из хоровода спросит у «бабки», поспела ли редька, она ответит : «Поспела!». В этот момент все дружно хватают «редьку» у «бабки», вытаскивают её, а «бабка» должна «редьку» удержать. Когда «редька» будет вытащена, все дружно говорят: «Вытащили репку!»
Танец-игра «Пойдём, кума, на улицу». (текст взят из интернет-ресурса, но у нас в эту игру играют традиционно Белгородский район [7])
Девочки строятся в две шеренги напротив друг друга.
1-й куплет: первая шеренга идет характерным шагом с припаданием навстречу 2-й; в руках ложки.
Пойдем, кума, на улицу |
/2 раза |
идет вторая шеренга |
Ой, улицу, улицу |
/2 раза |
играют на ложках |
А я, кума, не пойду |
/2 раза |
идет первая шеренга играют в ложки: 1–2, 1,2,3 |
Ой, не пойду, не пойду |
/2 раза |
(первая отходит на носочках) |
На мне шуба чужая, Рубашонка худая |
идет первая шеренга (вторая отходит на носочках) |
|
Ой, худая, худая |
/2 раза |
играют на ложках: 1,2, 1,2,3 |
Пойду ее переменю |
/2 раза |
идет вторая шеренга |
Ой, переменю, переменю |
/2 раза |
играет на ложках |
Да на улицу пойду В карагоде попляшу Ой, попляшу, попляшу |
/2 раза |
Вторая шеренга остается в центрепервая шеренга приближается ко второй в центр , играют на ложках |
Далее девочки говорят: |
||
Не хотим идти гулять, А хотим все поиграть! |
Девочки разбегаются |
Игра «Соловушка» (записано со слов жителей села Маслова Пристань Белгородского района)
Выбирается «вода», который встаёт в середину круга. Ему завязывают платком глаза. Дети стоят в кругу. В центре «вода» с закрытыми глазами. Дети передают по кругу «соловушку» и поют:
Соловей в огород
Прилетел и поёт.
Соловушка не зевай
Кто поёт ты отгадай.
Тот ребенок. Которому достался «соловушка» дует в свистульку, а «вода» должен отгадать, откуда был звук и найти соловушку. Если угадал, то он становится «водой».
Игра «Песняры»
Эта веселая игра отлично подходит для занятий в классе на этапе изучения музыкального ритма. Прекрасный способ познакомить маленьких детей с идеей чтения или написания нот.
— В старину наши предки не то чтобы нот, они даже букв не знали. Не умели ни писать, ни читать. А талантливых музыкантов всегда много было. Давайте пофантазируем, как же запомнить придуманную мелодию?
Придумайте и запишите символы для различных звуков, которые дети могут издавать своим телом. Можно назначить разные символы для хлопков, свиста, постукивания по столу, ударов по бедрам, выкрикивания слова и т. д. Символы должны быть предметами, которые можно быстро не задумываясь изобразить на бумаге: линии, круги, волны, треугольники. Присвойте не менее четырех символов разным звукам.
Затем продемонстрируйте, как записать простой ритм, который вы придумали. Когда дети поймут концепцию, напишите на доске еще несколько примеров и предложите детям «прочитать» музыкальные ритмы и написать свои собственные, чтобы исполнить их всем вместе.
Уважаемые коллеги, завершить свою работу хотим известным изречением: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети».
Литература:
- Зеленин, Д. К.. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901–1913 / Д. К. Зеленин.– Индрик, 1994.
- Народные праздники и обряды Белгородчины / Белгородский государственный центр народного творчества: сост., Г. П. Макеева, Л. А. Подгорная. — Белгород: Везелица, 1994. — 132с.
- Народные праздники на Руси / сост. Н. А. Михайлов. — М.: Центрполиграф, 2004. — 158с.
- Снегирев И. М. Русские народные праздники и суеверные обряды. — М., 2006.
- https://dou4kalinkaval.ucoz.net/2/3/narodnye_belgorodskie_igry.pdf
- https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-tradicionye-igry-belgorodchiny-kak-sredstvo-oznakomlenija-doshkolnikov-s-rodnym-kraem.html.
Похожие статьи
Применение метода проекта на уроках информатики, направленное на формирование патриотического воспитания
В статье рассматривается применение метода проекта на уроках информатики в ФГКОУ «Севастопольское президентское кадетское училище» в 5классах направленное на формирование патриотического воспитания кадет, которое всегда было одной из важнейших задач ...
Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...
Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда
Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...
Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО
Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее. Сможет ли педа...
Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста
Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...
Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста
Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...
Элементы устного народного творчества на уроках английского языка
Данная статья посвящена использованию пословиц и поговорок при изучении различных аспектов английского языка. Применение пословиц на занятиях не только способствует решению практических задач изучения иностранного языка, но и помогает учащимся познак...
Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...
Интеграционный проект как способ формирования универсальных учебных действий кадет во внеурочной и урочной деятельности
Овладение иностранным языком невозможно без практики общения. Современные информационные технологии дают нам эту возможность. Преподаватели немецкого языка и кадеты Оренбургского президентского кадетского училища, изучающие немецкий язык, активно исп...
Похожие статьи
Применение метода проекта на уроках информатики, направленное на формирование патриотического воспитания
В статье рассматривается применение метода проекта на уроках информатики в ФГКОУ «Севастопольское президентское кадетское училище» в 5классах направленное на формирование патриотического воспитания кадет, которое всегда было одной из важнейших задач ...
Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...
Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда
Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...
Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО
Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее. Сможет ли педа...
Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста
Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...
Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста
Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...
Элементы устного народного творчества на уроках английского языка
Данная статья посвящена использованию пословиц и поговорок при изучении различных аспектов английского языка. Применение пословиц на занятиях не только способствует решению практических задач изучения иностранного языка, но и помогает учащимся познак...
Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...
Интеграционный проект как способ формирования универсальных учебных действий кадет во внеурочной и урочной деятельности
Овладение иностранным языком невозможно без практики общения. Современные информационные технологии дают нам эту возможность. Преподаватели немецкого языка и кадеты Оренбургского президентского кадетского училища, изучающие немецкий язык, активно исп...