Играем с детьми: казачьи подвижные игры | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 11.11.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Васильева, Я. В. Играем с детьми: казачьи подвижные игры / Я. В. Васильева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9556/ (дата обращения: 15.11.2024).

Препринт статьи



Подвижная игра — одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего возраста. Народная игра — это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них — это заимствование игр детьми друг от друга, младшим от более старших. Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет «казакам-разбойникам». Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся.

Казачьи народные игры самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа. Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка . Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, от 5 лет и старше. Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале. Важной особенностью казачьих игр является применение певалок, считалок, и речитативов.Например:

Дуб, калач, стань, не плачь!

Шики-быки новы-быки…

Свисти, Левка, шопоти,

Левка, поворачивайся!

Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе.Нельзя забывать и то, чтоигровая деятельность вызывает много положительных эмоций. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость. Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки- важная особенность сбора участников будущей совместной игры. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:

Чижик-пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть-поплясать

Себя показать?

Или:Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй?

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор: Тай-тай, налетай! Никого не принимай!

Так как в большинстве игр требуется водящий , нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему — водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку. Народные игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

«Считалка» — это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки — это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и интересных видов детского творчества.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем — водишь — ты!

Предлагаю подбор игр, в которые с интересом играют наши дети.

  1. «Передай подкову по кругу» Дети стоят по кругу. Звучит казачья песня. Дети под музыку передают друг другу подкову. Когда останавливается музыка, тот, у кого осталась подкова, должен ответить на вопросы ведущего о быте казаков. Отгадав, передаёт подкову следующему игроку.

Слова: станица — большое село; хутор — маленькое село; курень — дом; кочет — петух; чувяки — тапки; цибарка — ведро; баз — сарай; майдан — площадь; завеска — фартук; нехай — пусть; ноне — сегодня; атаман — вожак; вечерять — ужинать; шлях — дорога; гутарить — говорить; нагайка — плётка.

  1. « Напои лошадку» Играет пара ребят. Они стоят на старте, «верхом» на деревянных лошадках. На расстоянии от них стоят 2 ведерка. По сигналу дети «скачут» на лошадках, «поят» лошадей из ведра, возвращаются назад, подняв руку вверх.
  2. «Кубаночка» Один ведущий стоит в круге с шапкой-кубанкой в руках. Мальчики ходят врассыпную по залу приговаривая: «Не узнаем никак, кто из нас казак». После слов ведущий подбрасывает шапку вверх. Кто первый поймает шапку в воздухе и наденет её себе на голову, тот победил. Он становится «казаком» — ведущим.
  3. «Конники» Участвуют два мальчика на лошадках и с шашками в руках. Ведущий- взрослый стоит в кругу, держит на шесте (шашке) шапку — кубанку. Под музыку дети «скачут на лошадках» по кругу. Музыка останавливается– кто из ребят быстрей подбежит к ведущему и своей шашкой снимет шапку с шеста, тот и победил.
  4. «Сорви платок для казачки». В центре стоит ведущий-взрослый с шестом (шашкой), на ней привязан платок казачки. Мальчики ходят по кругу под музыку. Музыка останавливается — кто первым подбежит к ведущему, подпрыгнет и сорвёт платок, тот и победил.
  5. «Нагайка» все дети сидят по кругу, лицом в круг. Под музыку ведущий- ребёнок ходит за кругом с нагайкой — плёткой в руках. Незаметно подкладывает плётку любому ребёнку. Музыка останавливается, дети оборачиваются. Кто нашел плетку, хватает её и догоняет ведущего, пытаясь его ударить. Потом он становится ведущим.
  6. «А ну-ка отзовись» все стоят по кругу. Ведущий — ребёнок стоит в центре круга с нагайкой в руке. Ему завязывают глаза, раскручивают. Стоп. Он идёт к детям, дотрагивается до кого-нибудь нагайкой и говорит: «Ну-ка отзовись». Тот, кого дотронулись должен прокричать животным или птицей. Ведущий должен по голосу узнать кричавшего.
  7. «Попади в лунку» первым оружием казачка был камешек.. На полу лежат три шапки-кубанки или фуражки (одна дальше другой). Ребёнок по сигналу должен бросить в шапки камешки. Побеждает тот, кто попадает во все три шапки.
  8. «Птицелов» Дети — это птицы. Ведущий (взрослый) каждому на ушко шепчет названия птиц. Птицелов в центре круга, глаза завязаны. Дети водят хоровод со словами:

« В лесу во лесочке на зелёном дубочке

Птицы зёрен не клюют, птицы песни поют.

Ой, птицелов идёт, нас в неволю зовёт».

Ведущий идёт к кому-нибудь, дотрагивается и спрашивает: «Ну-ка отзовись». Ребёнок кричит птицей, ведущий должен по голосу угадать игрока.

  1. «Передай папаху» Дети сидят в кругу. У одного на голове папаха. Под казачью песню дети надевают друг другу на голову папаху.(передают) Музыка останавливается. Ребёнок, у кого осталась на голове папаха встаёт и под казачью песню танцует.

Литература:

  1. Васильева, Я. В. Мастер-класс с педагогами «Играем с детьми: казачьи подвижные игры» / Я. В. Васильева. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/master-klass-igraem-v-kazachi-igry-7085479.html???history=0&pfid=1&sample=2&ref=0 (дата обращения: 10.11.2024).
Задать вопрос