Современные и классические представления об эмоциях человека | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

LIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2023)

Дата публикации: 21.04.2023

Статья просмотрена: 450 раз

Библиографическое описание:

Шарипова, М. С. Современные и классические представления об эмоциях человека / М. С. Шарипова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 88-93. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/488/17923/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор пытается исследовать классические и современные представления об эмоциональной сфере человека.

Ключевые слова: эмоции.

Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

«…Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы быть противопоставленным «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта» Маурер О. [1].

Некоторые философы XIX века рассматривали психику как большой химический сосуд, где простые ощущения собираются в мысли и эмоции — подобно тому, как атомы соединяются в молекулы. Другие представляли психику как комплект универсальных частей вроде кирпичиков Lego, которые складываются в различные состояния психики, например, восприятия или эмоции. Уильям Джеймс предполагал, что весь наш невероятно разнообразный эмоциональный опыт складывается из обычных компонентов. Он писал: «Эмоциональные процессы в мозге не только напоминают обычные сенсорные мозговые процессы, но по своей сути являются исключительно такими процессами в различных комбинациях».

В своих ранних работах Фрейд считал, что аффект, или эмоция, лишь побудительная сила в психической жизни, и много раз в своих более поздних трудах он писал об аффектах или эмоциях, как об интрапсихических факторах, которые дают толчок фантазиям и желаниям. [2]

Замечания З. Фрейда о том, что мотивационные феномены, включают «импульсы желания», представляет собой связь между идеями и аффектами. Оно получило отражение в концепциях желания Клейна Г. С. и Холта Р., возможно также повлияло на концепцию эмоций как фундаментальных мотивов Дала Х. и на взгляды Сингера Дж.Л., истоками которых являются одновременно психоанализ и теория дифференциальных эмоций. [4, с.49]

Направление, занимающееся изменением эмоций, берет начало с работ Спенсера Г., в частности, с его определения эмоций или ощущений как измерений или состояний сознания. Основываясь на концепциях Спенсера Г. и Вундта В., Даффи Е. предположила, что поведение может быть объяснено в терминах организмического возбуждения. Согласно Даффи Е., эмоции представляют собой высшие уровни напряжения в тканях организма. [4, с.49]

Некоторые исследователи объясняли эмоцию как последовательность перцептивно- когнитивных процессов. Такие когнитивные теории были склонны рассматривать эмоции как нечто нежелательное, разрушающее или дезорганизирующее мысль и действие. Придерживаясь этого подхода, Арнольд М. Б. определял эмоции как чувственно действенную тенденцию. Отличает эмоцию от биологического влечения, с одной стороны, и мотива с другой. Вариант когнитивной теории Шехтера С. эмоция — это недифференцированное возбуждение плюс знание. [4, с.50]

Лазарус Р. С. рассматривал эмоцию как ответ и определяет три типа категорий эмоционального ответа: когнитивный, экспрессивный и инструментальный. Когнитивные ответы (эмоции) в основном синонимичны с защитными механизмами, такими как подавление и проекция. Экспрессивные ответы рассматриваются в основном как мимические выражение лица, а инструментальные ответы включают в себя символы, средства и обычаи. [4, с.50]

Плутчик Р. определял эмоцию как реакцию организма, связанную с приспособительным биологическим процессом. Например, адаптивный комплекс непринятия возбуждает отвращение, а разрушения гнев. Он определял восемь основных эмоций и показал, что эти восемь основных эмоций в комбинациях образуют вторичные эмоции. Например, гордость = гнев+ радость, а скромность= страх + принятие. Плутчик Р. указывал, что и личностные черты могут анализироваться в терминах вторичных эмоций. Например, социальные регуляторы могут быть понятны как комбинации страха и других эмоций. [4, с.50]

Симонов П. определял эмоцию как взаимодействие потребности и возможности достижения цели. Согласно теории эмоций, Симонова П. В., возникновение эмоции объясняется дефицитом прагматической информации, что вызывает отрицательно окрашенного характера эмоции: отвращение, страх, гнев и т. д. Эмоции же положительные (интерес, радость) возникают в ситуации, когда приобретенная информация, по сравнению с уже существующим прогнозом, повышает вероятность удовлетворения потребности. [4, с.51]

Изард К. считала, что эмоции образуют основную мотивационную систему человека. Теория, лежащей в основе этой позиции, — теория дифференциальных эмоций или теория дифференциальных аффектов [4, с.15]. Эмоции обладают бесчисленным множеством детерминант. Три типа взаимоотношений субъекта и окружающей среды и пять типов индивидуальных процессов, влияющих на нейронную активацию эмоции, представлены таким образом:

А. Взаимоотношения субъекта с окружающей средой, которые вызывают эмоцию:

– Восприятие, следующее за стимуляцией, являющемся производным от избирательной активности рецептора или чувственного органа.

– Восприятие, окружающей среды (ориентировочный рефлекс).

– Спонтанное восприятие, или активность, присущая воспринимающей среде.

Б. Индивидуальные процессы, которые могут вызывать эмоции:

– Память

– Воображение

– Мышление

– Проприоцептивные импульсы от пантомической или другой двигательной активности

– Эндокринная деятельность, воздействующая на нервный или мышечный механизм эмоции

Эмоция — это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический и двигательно-выразительный компоненты и субъективное переживание. Взаимодействие этих компонентов в интраиндивидуальном процессе образуют эмоцию, являющуюся эволюционно- биогенетическим явлением.

За последние годы новое поколение ученых создало на основе идей психологического конструктивизма теории для понимания эмоций и того, как они работают. Не все теории согласуются во всех предположениях, однако в целом они утверждают, что эмоции создаются, а не инициируются, эмоции значительно различаются и не имеют «отпечатков» и эмоции в принципе не отличаются от восприятия и познания.

Таким образом в современном мире существуют несколько теорий возникновения эмоций. Теория конструирования эмоций и классический взгляд на эмоции совершенно по-разному излагают, как мы познаем мир с опытом.

Классический взгляд интуитивно понятен: события в мире инициируют эмоциональные реакции внутри нас. В этой истории участвуют знакомые персонажи вроде чувств и мыслей, которые живут в различных местах мозга. Напротив, теория конструирования эмоций рассказывает историю, которая не соответствует нашей обычной жизни, — наш мозг невидимым образом конструирует весь наш опыт, в том числе и эмоции. Ее рассказ включает незнакомых персонажей вроде симуляции, понятий и вырожденности, и все это происходит в мозге одновременно [3].

Согласно классической теории, человек в этот мир приходит с генетически заложенными данными в том числе эмоциями и чувствами. Индивид рождается с генетически обусловленной эмоциональной чувственной реакцией на различные раздражители на мир. Согласно тезису Дарвина о врожденности и универсальности эмоций, как внутрииндвидуальных процессов [4]. Это означает, что эмоции имеют врождённую программу, универсально понимаемую экспрессию и общие переживаемые качества.

Как проявлять эмоции, как их выражать, как с ними работать это все прививается воспитанием и кросс культурными особенностями. Воспитание создает вторую натуру человека, которая может отличаться от его природной. Ученые утверждают, что эмоции, чувства, желания, потребности всего живого на земле основа их существования. Чем выше в эволюционной ступени живые организма, тем сложнее становятся эмоции и желания.

Особенностью человека является то, что программу эмоций и чувств он получает по наследству, но на уровне животного. Создать человека, и поднять его уровень эмоций, чувств и желаний новорожденного на уровень человеческих может только человеческое общество. Человек только через чувственный опыт приходит к тому, что для него полезно, а что нет. Чувства и эмоции воспитываются созданием окружения, в котором культивируются определённые ценности. Способность копировать бессознательную форму поведения других людей связано с наличием у человека большого количества зеркальных нейронов, открытых итальянскими учеными в 1996 году. Эти нейроны есть у рыб, птиц, животных, но они не столь дифференцированы данные нейроны программируют зеркальным образом поведение человека в его сознании, как копию поведения окружающего его общества. Поэтому следует задумываться какие фильмы, рекламу, YouTube контент мы смотрим (агрессия, насилие, короткие глупые видеоролики) и показываем своим детям.

Теория конструирования эмоций, напротив, предполагает, что эмоции не являются врожденными, а если они универсальны, то за счет общих понятий. Универсальной является способность формировать понятия, которые придают значение физическим ощущениям [3].

Классический взгляд предполагает, что счастье, гнев и другие категории эмоций имеют отличительные телесные «отпечатки».

Теория конструирования эмоций обходится без «отпечатков» не только в теле, но и в мозге. В теории конструирования эмоций любая категория эмоций (например, печаль, страх или гнев) не имеет определенного местоположения в мозге и каждый случай эмоции является состоянием всего мозга, которое нужно изучить и понять. Поэтому возникает вопрос, как создаются эмоции, а не где они создаются [3].

Эмоции не высвечиваются на лице или каком-то другом участке тела. Они не возникают из какого-то конкретного участка мозга. Ни одно научное новшество не обнаружит чудесным образом биологический «отпечаток» какой-либо эмоции. Причина в том, что наши эмоции не встроены и не ждут возможности раскрыться. Они создаются нами. Мы не распознаем эмоции и не идентифицируем эмоции: мы конструируем собственное эмоциональное переживание и наше восприятие чужих эмоций прямо на месте, по мере необходимости, посредством сложного взаимодействия систем. Человеческие особи не находятся во власти мифических эмоциональных цепей, глубоко скрытых в животных частях нашего высокоразвитого мозга: мы являемся архитекторами собственных переживаний [3].

Литература:

  1. Mowrer O. H. Learning theory and behavior. 1960. p 308
  2. Rapaport D. On the psychoanalytic theory of motivation. In M. R. Jones. Nebraska Symposium on motivation 1960. p 191
  3. Баррет, Лиза Ф. Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управления эмоциями / Лиза Фельдман Барретт; пер. с англ. Е. Поникарова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 472 с.
  4. Изард К. Эмоции человека. Издательство Московского Университета 1980г

Ключевые слова

эмоции

Похожие статьи

Понятие, роль и основные принципы манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует понятие манипуляции в межличностном общении, ее роль и основные принципы.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека

В статье автор пытается отобразить эмоциональные реакции человека на произведения искусства.

Разум и чувства: теоретические аспекты и отражение в ненаучной сфере

В статье автор исследует влияние разума и чувств на поведение человека, рассуждает над значимостью рационального и чувственного подхода в принятии решений, делает вывод о необходимости использования каждого из подходов.

Определение и природа творчества

В статье автор пытается проанализировать определения термина «творчества» и описать природу творчества.

Влияние речи журналиста на его имидж

В статье автор исследует связь речи журналиста и его имиджа.

Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности и уровня эмоционального интеллекта

В данном статье рассмотрены основные современные подходы к определению понятий креативности и эмоционального интеллекта, дано авторское понимание этих явлений, а также на основе теоретических сведений выдвинута гипотеза об их взаимосвязи.

Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления

Статья носит обзорный характер и представляет собой результат систематизации материалов, которые раскрывают сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления. Авторы представили подходы российских и зарубежных исследователей к определени...

Понятие и признаки виртуального субъекта в контексте информационно-телекоммуникационной сферы

В статье автор исследует и анализирует понятие и признаки виртуального субъекта. Автор делает попытку определить теоретические и практические принципы виртуального субъекта. Одной из главных целей статьи является установление и предоставление этих пр...

Информационно-структурная иерархизация лекционного дискурса (на материале английского языка)

Статья содержит результаты исследования информационно-структурного построения современного лекционного дискурса. В ходе эксперимента были установлены особенности информационной структуры экспериментальных текстов англоязычных лекций в зависимости от ...

Похожие статьи

Понятие, роль и основные принципы манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует понятие манипуляции в межличностном общении, ее роль и основные принципы.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека

В статье автор пытается отобразить эмоциональные реакции человека на произведения искусства.

Разум и чувства: теоретические аспекты и отражение в ненаучной сфере

В статье автор исследует влияние разума и чувств на поведение человека, рассуждает над значимостью рационального и чувственного подхода в принятии решений, делает вывод о необходимости использования каждого из подходов.

Определение и природа творчества

В статье автор пытается проанализировать определения термина «творчества» и описать природу творчества.

Влияние речи журналиста на его имидж

В статье автор исследует связь речи журналиста и его имиджа.

Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности и уровня эмоционального интеллекта

В данном статье рассмотрены основные современные подходы к определению понятий креативности и эмоционального интеллекта, дано авторское понимание этих явлений, а также на основе теоретических сведений выдвинута гипотеза об их взаимосвязи.

Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления

Статья носит обзорный характер и представляет собой результат систематизации материалов, которые раскрывают сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления. Авторы представили подходы российских и зарубежных исследователей к определени...

Понятие и признаки виртуального субъекта в контексте информационно-телекоммуникационной сферы

В статье автор исследует и анализирует понятие и признаки виртуального субъекта. Автор делает попытку определить теоретические и практические принципы виртуального субъекта. Одной из главных целей статьи является установление и предоставление этих пр...

Информационно-структурная иерархизация лекционного дискурса (на материале английского языка)

Статья содержит результаты исследования информационно-структурного построения современного лекционного дискурса. В ходе эксперимента были установлены особенности информационной структуры экспериментальных текстов англоязычных лекций в зависимости от ...