Сатира нового поколения в анимационном сериале «Разочарование»
Авторы: Кшнякина Анастасия Константиновна, Садыкова Камиля Руслановна
Рубрика: 28. Филология и лингвистика
Опубликовано в
XXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2021)
Дата публикации: 01.07.2021
Статья просмотрена: 99 раз
Библиографическое описание:
Кшнякина, А. К. Сатира нового поколения в анимационном сериале «Разочарование» / А. К. Кшнякина, К. Р. Садыкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/398/16632/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье авторы постарались объяснить читателям особенности сатиры в популярных мультипликационных фэнтези сериалах на примере «Разочарования», последней работы Мэтта Грейнинга. Сатира нового поколения направлена как на социальные проблемы общества, так и на ожидание зрителей увидеть на экране остросюжетную комедию.
Ключевые слова: сериал «Разочарование», сатира, современное общество, пороки общества, проблема, сюжет.
Первый сезон анимационного сериала «Разочарование» известного мультипликатора Мэтта Грейнинга вышел 17 августа 2018 года. На этот раз Грейнинг сосредоточился на сквозном сюжете, поэтому, несмотря на «отсутствие» цензуры на канале Netflix, сериал не перешёл границу аморального или хотя бы смелого юмора. Почему же на «Разочарование» стоит обратить внимание? На этот вопрос мы постараемся ответить, рассмотрев сюжет сериала, главных героев, цели, которые преследовал Грейнинг и его команда при создании «Разочарования».
Первая серия переносит нас в фантастический мир средневекового королевства Дримландия и знакомит с троицей главных героев. История начинается с принцессы Тиабини, которая явно не отвечает требованиям титула. К жажде свободы и несоответствию Бин стереотипам — характеристикам среднестатистической современной принцессы, начиная с Фионы из «Шрэка» и заканчивая Меридой из «Храброй сердцем», которыми уже никого не удивишь — добавляется неотёсанность и ярое пристрастие к алкоголю и наркотикам. С самого начала Бин презирает свою жизнь, семью, большую часть окружения. Хождение по трактирам и дебоширство — единственная отрада. Компанию ей составляет такой же борец с судьбой — Эльфо. Вопреки смыслу говорящего самого за себя имени, эльф из Эльфо такой же как принцесса из Бин. Устав от мира вечных улыбок, весёлых песен и сладостей, Эльфо покинул свою родину, Эльфвуд, и отправился в мир людей, чтобы испытать на себе всю его жестокость. Последний из закадычной троицы — демон Люци (в некоторых версиях Люцик), подосланный к Бин с миссией сбить принцессу с пути истинного (с чем она, однако, и сама прекрасно справляется). Начиная с момента встречи, трое друзей становятся неразлучны и продолжают крушить осточертелый им мир, теперь уже вместе.
Создатели волшебного мира исходят из того, что зритель смотрит популярные картины в жанре фэнтези, поэтому в «Разочаровании» присутствует немало отсылок и заимствований. Например, светлые волосы и самостоятельность Бин, трон в соборе бракосочетания Дримландии отдалённо напоминают «Игру Престолов», а фея Сагата похожа на постаревшую Динь-Динь из «Питера Пэна». (Про пасхалки из «Футурамы» даже не говорим). Схожие элементы присутствуют, но не повторяют идею другого проекта. Таким образом, из множества известных элементов складывается особенная вселенная «Разочарования».
Абсурдному миру — абсурдные жители. В каждом из персонажей с самого начала заложен порок, который создатели высмеивают в современном обществе. Например, Бин изначально была недовольна своей жизнью — мы часто обесцениваем то, что имеем. Эльфо же стремился покинуть свой приторно сладкий и весёлый Эльфвуд, казалось, был готов идти против системы. Однако, после того, как он попал в аморальный, полный жестокости мир Дримландии, привычки взяли своё и Эльфо начал вести себя также, как и его сородичи, которых он осуждал за нездоровый оптимизм и слащавость. После знакомства с Бин Эльфо долгое время был к ней слишком привязан — настолько, что переменить его отношение смогло только предательство после смерти. Зона комфорта и старые привычки слишком часто становятся непреодолимой преградой даже для самых решительных людей. Единственный персонаж, который с самого начала был честен с самим собой — Люци. Он делает только то, что сам хочет и когда хочет, живёт сегодняшним днём. Но против Люци играют стереотипы, когда речь заходит о «неподобающих» для демона поступках. Даже несмотря на его откровенность, окружающие не до конца понимают его.
Что куда более важно в «Разочаровании» — это сюжет. Несмотря на то, что общий рейтинг сериала довольно высокий, во многих пользовательских обзорах говорится о том, что сюжет — скучный. По словам обозревателей интерес к истории появляется только после просмотра седьмой серии. Более того, многие остались недовольны отсутствием логического завершения в конце первого сезона (впоследствии и не только первого). Фанаты творчества Мэтта Грейнинга возлагали на «Разочарование» большие надежды, ожидая столь же бурного развития событий и взаимоотношений между героями, что и в «Футураме», но, по их словам, сериал оправдал только своё название. В первую очередь, нужно понимать, что «Разочарование» — это не продолжение «Симпсонов» или «Футурамы». Это — совершено новый сериал. Он всё также иронизирует над пороками общества, только на этот раз за основу взяты пороки другого поколения. «Футурама», вышедшая в 1999 году, рассматривает извечную тему разницы поколений и того, что проблемы в обществе остаются, несмотря на разрыв в сотни лет. В основе «Разочарования» также ключевое место занимает сатира. Это отчётливо видно на примере персонажей и их отношений. Однако, классические образы и стандарты, доведённые до абсурда — это одно, но вот сюжет — совсем другое. С самого начала история принцессы Бин и её друзей развивается очень неторопливо, на что и сетовали зрители. События, ежедневно происходящие в Дримландии, приелись и поэтому воспринимаются спокойно: никого уже не удивляют сцены отрубания конечностей или вышвыривания людей через люк из замка. Развитие сюжета сводится к рутине, и сделано это намерено. При этом, зрителям время от времени показывают интригующие сцены и дают подсказки о будущем. Каждый сезон завершается яркими, разрывающими шаблоны ситуациями, которые убеждают смотреть сериал дальше: в первом сезоне — смерть Эльфо и окаменение Дримландии; во втором — ранение Зога и спасение Бин матерью от сожжения на костре; в третьем — похищение Эльфо великанами, обезглавливание Люци и свадьба Бин с дьяволом.
В сюжете большую роль играет окружение. Разнообразие волшебного мира представлено не только мирами рая и ада, но и разными по населению, культуре и развитию королевствами: Дримландия, Эльфвуд, Мару, Стимланд. Кто-то скажет, что появление мира Стимланда не вписывается в сюжет «Разочарования». Внезапный поворот: появление другого государства, превосходящего основной средневековый мир по развитию на века, и угроза завоевания. Подобное мы уже видели в третьем сезоне «Атаки Титанов». В аниме это было, мягко говоря, не к месту: на протяжении двух с половиной сезонов сюжет сохранял строгую причинно-следственную связь, развиваясь плавно и последовательно. После такого внезапный поворот и объяснение всех завязок наличием современного государства на другом континенте воспринимались слишком резко. Однако в «Разочаровании» после всех приключений, Эльфвуда, путешествия в ад, появление Стимланда — новой ветки эволюции — не вызывает вопросов. Всё это очень похоже на наш реальный мир, в котором одни люди живут в уединении с природой без связи с внешним миром, а другие — в окружении бездушных небоскрёбов и новейших технологий цивилизации.
Тенденция постмодернистских комедийных сериалов, которая заключается в высмеивании социальных пороков общества отразилась и на создании «Разочарования». Сериал «Разочарование», опираясь на основы, заложенные «Симпсонами», «Южным Парком», «Риком и Морти», имеет глубинный смысл и уже не пытается рассмешить, хотя ирония в мультсериале встречается нередко. Новый сериал Мэтта Грейнинга рассматривает проблемы нынешнего поколения: неспособность, а скорее нежелание быть счастливым, стереотипное мышление, ожидание чего-то экстраординарного для разбавления повседневности, неумение ценить то, что имеешь. Главные герои не могут быть счастливы, не позволяют себе радоваться жизни в любом из возможных миров: от жестокой Дримландии до жизнерадостного Эльфвуда. Сериал наглядно показывает: счастье героев не зависит от их окружения.
Из поколения в поколение меняются привычки, предпочтения, настроения массовой культуры, и Мэтт Грейнинг, чётко улавливая эти изменения в обществе, транслирует их зрителям. «Разочарование» не так грубо подводит к проблемам общества, как было в «Симпсонах» и «Футураме». Смысл спрятан за ширмой отсылок, несложных шуток и абсурдных ситуаций. Сериал «Разочарование» — продукт нынешнего времени, сочетающий в себе лучшие элементы современных анимационных сериалов, но с курсом в новое. Сатира, которая в предшественниках «Разочарования» проявлялась в абсурдицазции классических образов и сюжетов, теперь направлена ещё и на самого зрителя: его желания, слабости, недостатки — на всё, что современный человек не хочет в себе признавать. Создатели используют «декорации» средневековья, магии, но показывают реальную жизнь со всеми её проблемами и нестабильным темпом. Сквозной сюжет «Разочарования», растворённый в повседневной жизни героев, подводит зрителя к тому, чтобы тот увидел собственные проблемы. В первую очередь, это сделано создателями для того, чтобы обратить внимание современного общества на его проблемы и способствовать их разрешению. Именно поэтому, мы считаем «Разочарование» новой ступенью в эволюции творчества Грейнинга и в целом мультсериалов для взрослых.
Ключевые слова
проблема, сатира, сюжет, современное общество, сериал «Разочарование», пороки обществаПохожие статьи
Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»
В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...
Драматургия Дюрренматта в контексте европейской драмы ХХ века на примере произведения «Ромул Великий»
В статье автор рассматривает актуальность драматургии Фридриха Дюрренматта в контексте европейской драмы 20 века. Особое внимание обращается на драматургические и языковые средства, к которым обращается автор. Данные средства рассматриваются в контек...
Потребительские программы на современном ТВ: от утилитарности к развлекательности
В данной статье аккумулирован смысл дефиниции «потребительская» (консьюмеристская) телепрограмма, представлен вектор развития жанрового своеобразия программ потребительской тематики на современных российских телеканалах, выявлено взаимовлияние целево...
Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского
В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...
Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»
В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...
Дэвид Седарис: на краю общества потребления
В статье рассматриваются художественные образы и идеи, которые становятся сквозными для нескольких рассказов современного американского писателя Дэвида Седариса. На примере рассказов «Мы и они», «Ночь над землей», «Мясной соус из вяленой говядины» и ...
Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт
В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повест...
Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь (на примере кинокартины «Заплати другому»)
Данная статья посвящена попытке понимания полноты социально-нравственного воздействия киноиндустрии на молодежь. Описана история становления индустрии, кино, обозначено место и роль кино в жизни человека и общества. В статье описана тенденция влияния...
Своеобразие буржуазного общества в романе Джона Голсуорси «Собственник»
В статье представлен анализ главных образов романа Джона Голсуорси «Собственник». Для писателя оплотом к его замыслу и построению стала традиция реализма. Показывая самые типичные образы буржуа, писатель дает полную картину царившего уклада жизни в X...
Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)
В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...
Похожие статьи
Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»
В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...
Драматургия Дюрренматта в контексте европейской драмы ХХ века на примере произведения «Ромул Великий»
В статье автор рассматривает актуальность драматургии Фридриха Дюрренматта в контексте европейской драмы 20 века. Особое внимание обращается на драматургические и языковые средства, к которым обращается автор. Данные средства рассматриваются в контек...
Потребительские программы на современном ТВ: от утилитарности к развлекательности
В данной статье аккумулирован смысл дефиниции «потребительская» (консьюмеристская) телепрограмма, представлен вектор развития жанрового своеобразия программ потребительской тематики на современных российских телеканалах, выявлено взаимовлияние целево...
Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского
В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...
Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»
В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...
Дэвид Седарис: на краю общества потребления
В статье рассматриваются художественные образы и идеи, которые становятся сквозными для нескольких рассказов современного американского писателя Дэвида Седариса. На примере рассказов «Мы и они», «Ночь над землей», «Мясной соус из вяленой говядины» и ...
Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт
В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повест...
Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь (на примере кинокартины «Заплати другому»)
Данная статья посвящена попытке понимания полноты социально-нравственного воздействия киноиндустрии на молодежь. Описана история становления индустрии, кино, обозначено место и роль кино в жизни человека и общества. В статье описана тенденция влияния...
Своеобразие буржуазного общества в романе Джона Голсуорси «Собственник»
В статье представлен анализ главных образов романа Джона Голсуорси «Собственник». Для писателя оплотом к его замыслу и построению стала традиция реализма. Показывая самые типичные образы буржуа, писатель дает полную картину царившего уклада жизни в X...
Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)
В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...