Современные англоязычные фэнтези-сериалы как аутентичный материал и средство обучения иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 02.07.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Великов, И. А. Современные англоязычные фэнтези-сериалы как аутентичный материал и средство обучения иностранному языку / И. А. Великов, И. И. Гилязетдинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104662/ (дата обращения: 25.12.2024).



В условиях глобализации и всеобщего доступа к информации и аутентичным материалам изучение английского языка как иностранного уже не ограничивается работой с классическими учебными материалами и рамками аудитории с педагогом в центре обучающего процесса. Самостоятельная работа над развитием компетенций, умений и навыков может совмещаться с досугом и любимым хобби. С развитием технологий появляется все больше возможностей сделать уроки разнообразнее и доступнее и таким образом привить ученикам интерес к языку [13, с. 887].

Более того, современная система преподавания иностранного языка нацелена, как считает Хорошилова С. П., на всестороннее развитие обучающегося, уважительно относящегося к представителям других стран и их культуре [12, с. 136-141]. Из этого следует, что на занятиях английского языка обучающимся необходимо преподносить не только знания, но и ориентировать их на ценности межкультурного общения. Главный ответ на вопрос о решении актуальной задачи обучения иностранным языкам как средству коммуникации между представителями разных народов и культур заключается в том, что языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках [10, с. 16].

Богатым ресурсом для решения данной задачи выступают аутентичные материалы, так как именно они позволяют обучающимся максимально приблизиться к естественной лингвокультурной среде страны изучаемого языка [7, с. 33]. Одним из наиболее эффективных средств обучения, по мнению Николаевой Н. А., являются аутентичные художественные и мультипликационные фильмы и сериалы: «Каждый человек индивидуален и по-разному воспринимает информацию: визуально, кинетически и аудиально. Тем, кто лучше запоминает события, людей, местоположения визуально [...] подойдет изучение языка с помощью фильмов и сериалов» [9, с. 69]. Кроме того, сериал является одним из приемов формирования социолингвистической компетенции и иллюстрацией реалий современной жизни страны изучаемого языка. Посредством яркости представления материала увеличивается мотивированность изучать язык и постигать его тонкости [2, с. 88-92].

С одной стороны, с момента появления кинематографа, в англоязычной культуре было создано большое количество сериалов, снятых по мотивам классических художественных произведений или историческим хроникам. Данный материал, несомненно, представляет собой большую ценность и обладает неисчерпаемым дидактическим потенциалом. С другой стороны, в последнее время наблюдается тенденция к росту популярности фильмов и сериалов в жанре фэнтези, где автор выступает в роли творца и создаёт особый мир со своей историей и культурой, в основу описания которых легли сложные переплетения элементов реально существовавших культур и исторических событий.

Фэнтези — это относительно молодое явление в современной культуре. Оно сформировалось в начале ХХ в. как жанр фантастической литературы, использующей мифологические и сказочные мотивы, но очень скоро перешагнуло границы беллетристики, оказав влияние на другие сферы культуры, в том числе, на кинематограф, в том числе, на сериалы [11, с. 179].

Одним из основоположников и популяризаторов литературного жанра фэнтези является Толкиен Дж.Р. Р. Так, его роман «Властелин Колец» стал одним из мировых бестселлеров. Фантастический мир Средиземья, созданный автором на материале германо-скандинавских мифов и древнеанглийской поэмы «Беовульф», стал образцом для подражания для последующих поколений авторов данного жанра. Важно отметить, что по разработанности и «литературной достоверности» мифотворчество Толкина Дж. Р. Р. остается непревзойденной вершиной жанра [1, с. 310]. Впоследствии многие из романов автора были экранизированы: с 2001 по 2003 год вышла кинотрилогия «Властелин колец», а с 2012 по 2014 год вышла кинотрилогия «Хоббит». Также в 2022 году компанией Amazon был выпущен сериал «Властелин колец: кольца власти», на момент написания работы выпущено два сезона.

Одним последователей Толкина Дж. Р. Р. в жанре фэнтези современности является Мартин Дж.Р. Р. Наиболее популярным произведением автора считается «Песнь льда и пламени», которое представляет собой серию книг в жанре фэнтези. На момент написания данного исследования было издано 5 романов: «Игра Престолов», «Битва королей», «Буря мечей», «Пир Стервятников», «Танец с Драконами», первый из которых увидел свет в 1996 году. Планируется издание еще двух романов.

«Песнь льда и пламени» — серия романов Мартина Дж. Р. Р., действие которых происходит в вымышленном мире, основанном на событиях средневековой Западной Европы. Главным континентом этого мира является Вестерос, который разделен на семь независимых государств, объединенных в прошлом королем Дорна. Границы Вестероса определяются четырьмя морями, а на востоке расположен Эссос, география которого не так хорошо проработана [4, с. 49].

Живущие на разных землях народы Вестероса различаются не только своей культурой и языком, но и расовой принадлежностью. Самый первый из известных народов Вестероса — Дети Леса, отдаленным историческим прообразом которых являются, по мнению Зубовой Н. Ю., кельты [Там же, с. 49].

Спустя четыре тысячи лет в Вестеросе появился новый народ, андалы, принесшие с собою новый культ Семерых богов. Сам автор сравнивал их с англосаксами и их вторжением в Британию. Считается, что, до своего вторжения в Вестерос, андалы жили к востоку от современного Пентоса, который по своему описанию имеет много схожего с современной Италией. Новые завоеватели начали войну с Детьми Леса и Первыми Людьми, насаждая свою веру, после чего Дети Леса бежали на север.

Еще один народ, появившийся на континенте, — валирийцы, напоминающие нам реальных викингов. Их город-государство Валирия начал свое возвышение на континенте Эссос за 5000 лет до начала действия романов.

В центре сюжета стоит борьба за власть и влияние в Семи королевствах, а также загадочная угроза, которая поднимается с севера. Основными героями являются члены нескольких влиятельных домов: Старков, Ланнистеров, Баратеонов, Таргариенов, Талли, Грейджоев и других.

Из-за беспрецедентной популярности серии романов Мартина Дж. Р. Р. в 2011 году был запущен сериал «Игра престолов». За период с 2011 по 2019 год вышло восемь сезонов сериала. При этом первый сезон — это полная адаптация первого романа серии «Игра престолов». Во втором сезоне в сюжете уже имеются отличия от романа. Начиная с пятого сезона, сюжетные линии в книге и романе совершенно отличаются друг от друга. Однако необходимо отметить, что в написании сценариев в качестве консультанта участвовал сам автор произведений.

Сериал «Игра престолов» известен своей насыщенной сюжетной линией и неожиданными поворотами событий. Благодаря этому он имеет огромную фанатскую базу по всему миру, в том числе и в России. Подтверждением этому может стать количество просмотров. В 2019 году социологическая служба ВЦИОМ провела исследование, в результате которого выяснилось, что каждый десятый россиянин (12 %) смотрит «Игру престолов». Социологи также выяснили, что для молодежи (31 % среди 18–24-летних) сериал намного интереснее, чем для старшего поколения (2 % среди людей в возрасте 60 лет+) [5].

Используя фактор популярности сериала среди молодежи, можно мотивировать обучающихся к параллельному изучению английского языка и культуры англоязычных стран. Преподаватель иностранного языка может превратить то, что начиналось как хобби, в обучающий курс [8, с. 4].

Также фэнтези-сериалы могут служить как средство для пополнения предметных исторических знаний. Фэнтези-сериалы в развлекательной форме могут познакомить обучающихся с древними мифами и легендами, рассказать им о контактах между народами, об обычаях древних людей, о процессах становления государства, о религиях мира, о взглядах на мир представителей разных культур.

Кроме того, фэнтези-сериалы могут использоваться для развития умений критического мышления обучающихся. По Брюшинкину В. М. критическое мышление — это «последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям» [3, с. 58]. Критическое мышление является интеллектуальной ценностью, способностью человека мыслить ясно и истинно [6, с. 23].

Поскольку в основу романов и сценариев сериала легли так называемые искусственные языки, на которых говорят представители различных народов, обучающиеся могут познакомиться с основами лингвистики и увидеть связи между системами естественных языков. Более того, данный аспект фэнтезийного мира Мартина Дж. Р. Р. привел к появлению отдельных специальностей в университетах. Так, Калифорнийский университет в Беркли (США) запустил лингвистический курс по вымышленным языкам сериала «Игра престолов». Курс называется «Лингвистика «Игры престолов» и искусство изобретения языка». В качестве преподавателя выступает лингвист Питерсон Д. Д., разработавший дотракийский и высокий валирийский языки для сценария сериала. Питерсон Д. Д. также является автором искусственных языков в известных сериалах «Вызов», «Хроники Шаннары», «Изумрудный город» и «Сотня».

Таким образом, современные англоязычные фэнтези-сериалы предоставляют зрителям возможность изучать новое в интересной и захватывающей форме. Они могут использоваться для развития умений критического мышления, различных аспектов коммуникативной иноязычной компетенции, а также для расширения знаний по истории, культурам мира и лингвистике.

Литература:

  1. Алексеев С. В. Фэнтези //Знание. Понимание. Умение, 2013. No2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fentezi/viewer (дата обращения: 16.04.2023).
  2. Барышников Н. В., Жоглина Г. Г. Использование аутентичных видеодокументов в обучении // Иностранные языки в школе. 1998. No 4. С. 88–92.
  3. Брюшинкин, В. Н. Критическое мышление и аргументация — М.: КГУ, 2003. — С. 29–34.
  4. Зубова Н. Ю. Граница как элемент картины мира: на примере анализа художественной модели мира в романах цикла Дж. Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» // Вестник ЧГУ., 2013. No23 (277). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/granitsa-kak-element-kartiny-mira-na-primere-analiza-hudozhestvennoy-modeli-mira-v-romanah-tsikla-dzh-r-r-martina-pesn-lda-i-plameni/viewer (дата обращения: 30.06.2023).
  5. Игра престолов: последняя битва за зрителей // ВЦИОМ. 2019. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/igra-prestolov-poslednyaya-bitva-za-zritelej (дата обращения: 30.06.2023).
  6. Касаткина Н. С., Формирование критического мышления студентов вузов.– М: ЧГИУ, 2020. — 153 с.
  7. Лисица И. В., Чернобров А. А. Прагматические и стилистические особенности британской рок-поэзии в культурологическом освещении. — Новосибирск: Издательство НГПУ, 2014. — 160 с.
  8. Луговых А. А. Телесериалы как инструмент обучения иностранному языку // Magister Dixit., 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teleserial-kak-instrument-obucheniya-inostrannomu-yazyku-iz-opyta-raboty/viewer (дата обращения: 30.06.2023).
  9. Николаева, Н. А. Изучение английского языка с помощью аутентичных фильмов / Н. А. Николаева, С. А. Волкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — No 1 (11). — С. 69–71. –URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1887/ (дата обращения: 30.06.2023).
  10. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.:Издательство «Слово», 2000. — 165 с.
  11. Фетисова Т. А. Фэнтези — феномен современной культуры. Обзор. // Вестник культурологии. 2017 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fentezi-fenomen-sovremennoy-kultury-obzor (дата обращения: 30.06.2023).
  12. Хорошилова С. П. Специфика использования аутентичных материалов на уроке иностранного языка. Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2019. No 13. С. 136–141.
  13. Швец Л. С. Зарубежные телесериалы на уроках английского языка // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки No16 2017 URL: https://alley-science.ru/domains_data/files (дата обращения: 30.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): язык, английский язык, критическое мышление, Ребенок Леса, сериал, жанр фэнтези, иностранный язык, песнь льда, развитие умений, сценарий сериала.


Похожие статьи

Современные педагогические методы как многоаспектные явления в обучении английскому языку

Мультимедийные технологии как эффективное средство в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе

Лингвокультурологический аспект в обучении английскому языку посредством использования англоязычных кинотекстов

Академическая полемика как эффективный метод в преподавании литературы

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе

Современные техники и технологии как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в школе (из опыта работы)

Использование кроссвордов на английском языке как инструмент повышения интереса к математике

Коммуникативный подход как одно из самых современных и перспективных направлений обучения иностранному языку в начальной школе

Сюжетно-ролевые игры как средство развития межкультурной коммуникативной компетенции

Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов

Похожие статьи

Современные педагогические методы как многоаспектные явления в обучении английскому языку

Мультимедийные технологии как эффективное средство в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе

Лингвокультурологический аспект в обучении английскому языку посредством использования англоязычных кинотекстов

Академическая полемика как эффективный метод в преподавании литературы

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе

Современные техники и технологии как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в школе (из опыта работы)

Использование кроссвордов на английском языке как инструмент повышения интереса к математике

Коммуникативный подход как одно из самых современных и перспективных направлений обучения иностранному языку в начальной школе

Сюжетно-ролевые игры как средство развития межкультурной коммуникативной компетенции

Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов

Задать вопрос