Одной из наиболее ярких страниц истории раннего европейского Средневековья является так называемая «эпоха викингов», которая продолжалась с конца VIII в. до второй половины XI века. Сегодня представление о викингах сформировано кинематографом, мультфильмами, дают нам устойчивый образ: злобных и кровожадных людей, которые одеты в грубую шерсть, а на головах у них рогатые шлемы, вооружены они топорами и ищут наживы. Однако стоит задуматься, о популярности викингов в современном мире. Почему их воинственный образ не сходит с глянцевых киноафиш по всему миру, а книгоиздатели издают с каждым годом все больше книг.
Слово «викинг» было впервые популяризировано в начале XIX века Эриком Густавом Гейером в его поэме «Викинг» [1]. Поэма сделала многое для распространения нового романтизированного идеала викинга, который имел мало общего с историческими фактами. Готское общество, членом которого был Гейер, в значительной степени популяризировало этот миф. Члены общества много писали о викингах, часто в романтической манере, которая описывала в значительной степени героический и благородный древний народ. Члены Готского общества иногда носили рогатые шлемы, что является источником мифа о том, что викинги носили такие шлемы. На самом деле нет никаких доказательств, чтобы предположить, что они когда-либо это делали [1]. Такой интерес был неслучаен. Потеря 1/3 территории Империи в 1809 году для шведского самосознания явилась величайшей катастрофой. После вхождения Финляндии в состав России Швеция погрузилась в мощнейшую депрессию, как экономическую, так и социальную. В результате появляется литературно-поэтический кружок, который специализируется на создании новой мифологии патриотизма [2, с 49].
К началу XX века иллюстраторы детских книг снабдили Фритьофа (героя скандинавской мифологии) всеми необходимыми дизайнерскими модными аксессуарами успешного героя-викинга: длинными светлыми локонами, украшенным рогатым шлемом, сверкающим мечом, замысловатой перекрестной подвязкой и длинным кораблем с головой дракона.
В изобразительном искусстве тема викингов встречается в картинах норвежского художника Петера Николая Арбо (1831–1892) «Дикая охота», «Валькирия». Американского художника Тома Ловелла (1909–1997) «Викинги продают рабыню персидскому торговцу»; «Высадка викингов в Винланде, Ньюфаундленд»; «Похороны викинга». Картине Николая Рериха (1874–1947), «Заморские гости». Константина Васильева (1942–1976) «Валькирия»; «Валькирия над сражённым воином Вотан (Верховный Бог древних скандинавов)». Сюжеты картин изображают главным образом походы викингов. Особое внимание уделяется скандинавской мифологии Одину — верховному богу и Валькирии, которая реет на крылатом коне над полем битвы и подбирает павших воинов.
В рамках современной массовой культуры сформировался определенный стиль восприятия скандинавской культуры. Сегодня воинственных воинов прошлого мы можем встретить в различных фильмах и сериалах от фэнтези (вампир Эрик Нортман, в сериале HBO True Blood «Настоящая кровь»), который был викингом до того, как его превратили в вампира до исторического сериала «Викинги» с полумифической личностью Рагнаром Лодброком.
Однако, первая кинокартина с одноименным названием «Викинг» вышла в свет в далеком 1928 году. Она была прорывом в кинематографе. Во-первых, фильм получился полностью цветным. Во-вторых, в ряде сцен есть звук. Это касается каких-либо поединков на мечах, смеха толпы, шума моря. В-третьих, эта картина считается одной из первых, к которой специально писался саундтрек. В основу сюжета фильма положен реальный факт путешествие викинга Лейфа Эрикссона из Гренландии на запад, в результате чего была открыта Америка [3].
«Викинги» — исторический фильм, боевик 1958 года режиссёра Ричарда Флейшера. Экранизация произведения Эдисона Маршалла «Викинг», которое, в свою очередь, частично основывается на древних сагах о короле датских викингов Рагнаре Лодброке и его сыновьях. Фильм с большим успехом демонстрировался в США, Канаде и странах Европы, особенно в Великобритании, где занял третье место по продаже билетов. В 1970-е годы он был закуплен СССР и показывался во многих советских кинотеатрах [4].
В 1997 году в США на экраны вышел фильм «Принц Вэлиант». Сюжет фильма заключается в том, что викинги похищают из Англии меч Экскалибур, а главный герой, совершая немалое число подвигов, возвращает его на родину. Викинги в этом фильме выглядят следующим образом: крупные, грубые, бородатые, они носят одежды из меха и кожи, а головы их украшены шлемами с огромными рогами. И данное изображение внешнего вида викингов не является исключением или отставанием от изучения исторической действительности [5].
В 2016 году на российские телеэкраны вышел фильм Андрея Кравчука, «Викинг» повествующий о приходе в X веке к власти на Руси князя Владимира Святославича. За основу фильма были взяты события, описанные в «Повести временных лет». Слоганом кинокартины стала фраза: «Тебе нужно увидеть, чтобы поверить». «Викинг» стал одним из самых дорогостоящих фильмов в истории российского кино, поэтому, несмотря на рекордно высокие сборы в первые дни проката, некоторые критики утверждают, что картина в итоге не окупилась. В прессе фильм получил противоречивые отзывы: его хвалили за масштабность, но критиковали за слабый сюжет, за то, как изображена древняя дохристианская Русь, а также за спорное изображение личности самого князя Владимира. Картина о князе Владимире называется «Викинг». На что это намекают создатели? Неужели креститель Руси был варягом, пришедшим на Русь с севера? В фильме название «Викинг» обыгрывается только в одной сцене: один из волхвов говорит Владимиру, что для киевлян Владимир всегда будет «чужим, словно викинг». Но в чем именно заключается инаковость «почти викинга», создатели картины не объясняют [6].
Популярный сериал «Викинги» (Ирландия, Канада, 2013–2020 гг.) демонстрирует яркую картину набегов скандинавов на Британские острова. При этом для создания особого антуража в повествование вплетается значительное количество исторических и мифологических мотивов делая главным героем одного из самых известных их представителей — Рагнара Лодброка. По словам создателя сериала Майкла Херста, тема викингов привлекла его потому, что, на его взгляд, существующих исторических свидетельств недостаточно для создания полноценной картины культуры скандинавов. Задачу сериала он, в первую очередь, определяет как развлекательную: «Как я сказал, это мыльная опера со сплошными клише. И если вы их им дадите, то получится очень хороший телевизионный продукт» [7, с. 67]. Авторы сериала представляют в качестве одного из центральных персонажей воительницу (или деву щита) Лагерту, жену Рагнара. Она представлена в виде собирательного образа женщины скандинавского региона дохристианского периода. Сериал во многом служит разрушению одного из стереотипов (долгое время витавшего над культурой скандинавских народов) — что перед нами суровое общество воителей-мужчин. Кроме этого, образ женщины-воительницы, часто ассоциируемой с валькирией — той, что выбирает убитых и готовит армию Одина к Рагнарёку. Несмотря на широкое использование стереотипов и намеренный отказ от историчности, в начале «Викинги» в заметной степени опирались на отраженные в исторических источниках реальные события [8, с.287].
«Тор» — художественный фильм режиссёра Кеннета Брана, основанный на одноимённых комиксах 1962 года издательства Marvel Comics. Главный герой фильма –Тор, высокомерный и гордый бог грома, был лишён своей силы и изгнан из Асгарда — одного из девяти миров. Оказавшись на Земле, он знакомится с молодым астрофизиком Джейн Фостер, к которой у него появляются некие чувства. Кроме того, Тор должен остановить своего брата Локи, который намерен стать новым царём Асгарда. Картина стала частью кинематографической вселенной Marvel, фильмы которой объединяются в общую сюжетную линию. Локи оказался более сложным героем, чем Тор. Его характер оказался более раскрыт и понятен. Быстрая перемена от абсолютного принятия своей участи быть вторым после брата до огромного желания не дать брату снова стать номером первым. Мы видим героя, чья основная проблема — желание быть хорошим, быть лучше кого-то, желание проявить себя. Мы не видим в нем абсолютного злодея. Таким образом, он не становится отталкивающим [9].
Мультипликационный фильм «Как приручить дракона», вышедший в 2010 году и снятый по мотивам первых книг Крессиды Коуэлл, рассказывает нам историю мальчика по имени Иккинг и дракона, благодаря которой непримиримые соперники викинги и драконы нашли общий язык и стали друзьями. Эта анимационная лента была номинирована на премию Академии кинематографических искусств и наук «Оскар». За полгода проката кассовые сборы фильма составили почти полмиллиарда долларов. Критики дали фильму практически одни положительные отзывы, отметив высокое качество исполнения визуальных эффектов и особо представленную трогательность отношений между персонажами. [10].
Разумеется, представленные фильмы не единственные с заявленной тематикой, однако они наиболее ярко показывают, как интересный сюжет, актерская игра, сценарий, спецэффекты позволяют собрать миллионы зрителей у экранов телевизора. Однако в чем же феномен уникальности викингов? Почему они стали так популярны в массовой культуре?
Во-первых, уникальность скандинавской мифологии. Многочисленные миры, боги могут сравниться только с эпосом древних греков. Во-вторых, викинги привлекают нас не столько из-за воинственности, поэтичности или талантливости, сколько из-за своей особенной свободы. Рассказы об их жизнях — почти единственные прямые и подробные свидетельства тех времён, когда государства как такового почти не существовало. Им не нужны ни корпорации, ни ордена, ни династии — каждый персонаж самодостаточен, живя исключительно своим характером и не представляя никакой иерархии. Мрачные, но весёлые скандинавы жили в мире без абстрактных и навязанных государственных систем и связанных с ними ограничений и вполне неплохо с этим справлялись. И наконец, зрителю нравится средневековье. Рыцари в сверкающих доспехах, прекрасные дамы, которым эти самые рыцари посвящают свои подвиги, звон мечей, пиры, охоты. И пусть в реальности Средние века были далеко не столь радужны, публике хочется оторваться от серой, обыденной жизни, в которой нет места подвигам, скакунам, турнирам, благородству и прочим атрибутам, которые неразрывно связывают с «темными веками». Не случайно именно в средневековом антураже пишутся, снимаются, производятся и затем играются многие сверхпопулярные, культовые творения современного искусства (Игра престолов, Ведьмак, Столпы земли).
Литература:
- Гейер Густав // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890 –1907.
- Кан А. С. История скандинавских стран: Учеб. пособие.- 2-е изд исправл. и доп.-М.: Высш. школа, 1980. С. 311.
- Отзывы и рецензии зрителей на фильм «Викинг» (1928) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/142433/reviews/?status=good&ord=date
- Отзывы и рецензии зрителей на фильм «Викинг» (1958) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/8535/
- Отзывы и рецензии зрителей на фильм «Принц Вэлиант» (1997) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/6491/
- Отзывы и рецензии зрителей на фильм «Викинг»(2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/707407/reviews/
- Паулюс П. Й. Феномен скандинавского мифа в современной массовой культуре на примере сериала «Викинги» // Культура и искусство. 2018, № 6. С.65–75.
- Беловская А. С. Популяризация германо-скандинавской мифологии в современной культуре // Национальные культуры в межкультурной коммуникации. 2018, Мн.: Колорград. С.286–295.
- Отзывы и рецензии зрителей на фильм «Тор» (2011) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/258941/
- Отзывы и рецензии зрителей на мультфильм «Как приручить дракона» (2010) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/280172/