Специфика повествования в сериале Westworld | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №5 (68) май 2023 г.

Дата публикации: 22.04.2023

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Попова, Е. Р. Специфика повествования в сериале Westworld / Е. Р. Попова, Д. И. Павлов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 5 (68). — С. 9-16. — URL: https://moluch.ru/young/archive/68/3739/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья посвящена описанию специфики повествования в сериале «Мир Дикого Запада» (Westworld, 2016–2022). В настоящем исследовании авторы понимают под повествовательной структурой систему взаимосвязанных элементов повествования (система персонажей, мотивная организация и интертекстуальные связи), раскрывающую замысел произведения. Цель работы — раскрытие уникальной системы повествования сериала. Соответственно, для достижения поставленной цели исследования авторы проанализировали образ лабиринта в сериале (его влияние на форму и содержание сериала); описали фабулу и сюжет сериала; изучили интертекстуальные связи в сериале, учитывая временные линии; описали символику цвета и приёмы повтора и зеркального отражения в сериале. Трудность, вставшая перед авторами исследования, заключалась в том, что сериал, несмотря на свою популярность, оказался в научном вакууме, т. е. достаточного количества авторитетных научных работ в области кинематографа в контексте сериала не оказалось. Соответственно, авторы исследования опирались на статьи и обзоры телезрителей. Научной новизной исследования является анализ запутанного (лабиринтоподобного) повествования сериала «Westworld», вводящего зрителей в заблуждение. Для получения объективных результатов в условиях вакуумной научной среды авторами исследования были выбраны следующие методы: структурный для разбора системы персонажей и временных линий в сериале; культурно-исторический метод — для описания исторических и религиозных идей в сериале; метод аналогии — для проведения параллелей между событиями, персонажами сериала и религиозными сюжетами; метод интерпретации — для выявления смыслов, заложенных в сюжет сериала, благодаря объяснению его внешних проявлений (деталей в виде знаков, действий, заднего фона и т. д.).

Ключевые слова: повествование, система персонажей, символ, лабиринт, временная линия, сериал.

Сериал «Мир Дикого Запада» (Westworld, 2016–2022), срежиссированный американскими продюсерами Джеффри Джейкобом Абрамсом (Jeffrey Jacob Abrams, р. 1966), Чарльзом Джеромом «Джерри» Вайнтраубом (Jerry Weintraub, р. 1937), Брайаном Берком (Bryan Burk, р. 1968). Сериал был снят по мотивам одноимённого фильма Мир Дикого Запада (Westworld, 1973) от кинорежиссёра Джона Майкла Крайтона (John Michael Crichton, р. 1942), который является первой художественной полнометражной лентой, где использовались изображения, сгенерированные при помощи компьютера.

Сериал-головоломка «Мир Дикого Запада» состоит из множества сюжетных линий, временных параллелей, скрытых смыслов и мистических символов, которые вместе образуют единый лабиринт вселенной сериала. В процессе раскрытия сюжета и арок десятков персонажей, запутанная линия повествования постоянно вводит зрителей в заблуждение, используя приемы прерывания очерёдности событий, умышленного изменения ее сюжетного направления и путешествия во времени.

В сериале повествуется история о роботе Долорес (от исп. dolor — боль, страдание), которая является частью футуристического парка развлечений «Мир Дикого Запада», где специально сконструированные андроиды являются частью различных историй, в которых могут принять участие гости. Роботы в свою очередь выполняют любые прихоти посетителей, позволяют им чувствовать безнаказанность и полную свободу действий, не имея возможности навредить в ответ. Если робота убили — не страшно, техники, работающие в парке, сотрут ему память, починят и вновь отправят встречать очередных посетителей. Однако оказывается, что не все роботы теряют воспоминания: к некоторым из них начинает возвращаться память, а на территории парка появляется таинственный Человеком в чёрном, который находится в поиске некого лабиринта. Сложность заключается во множестве загадок, которые хранит парк и его создатели, и чтобы получить желаемое, героям предстоит их разгадать.

Сериал, сюжет которого, на первый взгляд, кажется достаточно банальным, получил огромное количество поклонников, а фанаты создали большое количество теорий по его мотивам в попытках разгадать и понять истинную суть «Мира Дикого Запада».

Популярность сериала можно обосновать многими причинами. Одной из них можно считать жанр: цикл серий «Мир Дикого Запада» является фантастикой, драмой, детективом: главные герои попадают в парк, где роботы неожиданно начинают оживать с желанием отомстить за все свои страдания, а зрители наблюдают перипетию их выживания. Одной из немаловажных проблем, что возникает перед героями, становится умение различать настоящих людей от андроидов и их взаимодействие друг с другом. Также большую востребованность сериал получил за внимание к деталям, которые вместе создают одну большую загадку для зрителей. Детали играют важную роль, так как они являются ключом к разгадке вопросов, таких как значение лабиринта, личность Человека в черном и феномен «оживания» роботов парка. В сериале не раз наблюдается чередование цветов, прослеживается цикличность действий, например, первая серия первого сезона так же, как и первая серия второго сезона начинаются с разговора Арнольда с роботом Долорес в лаборатории, рассматривается также образ Бога и по мельчайшим деталям собирается представление о лабиринте и различных его значениях.

Первый сезон сериала, как ни удивительно, называется «Лабиринт». Действительно, с первого эпизода, под названием «Оригинал», зритель оказывается в недоумении после произошедших событий. Так, непонятно, кто такой Человек в чёрном, почему он в течение 30 лет приходит в парк и видит андроида Долорес, почему события повторяются и т. д. Неудивительно, что ключевым словом всего сезона является «лабиринт», однако сюжетная метафора обретения андроидами сознания (они должны прийти к так называемому центру лабиринта и обрести сознание) приобретает другие значения в сериале.

Первое значение лабиринта — реальное. Как физический символ лабиринт встречается в первом сезоне в виде рисунка фигуры человека в центре некоторой запутанной схемы. По сюжету её обнаруживает Человек в чёрном, скальпируя индейца, хотя по хронологии событий первого сезона он обнаруживает этот символ, вырезанный на земле за несколько лет до скальпирования. После этого эпизода Человек в чёрном начинает искать центр лабиринта, думая, что поиски дадут ему некоторый смысл, как говорит персонаж сериала: « Выйти на новый уровень » [12] (здесь и далее цитаты будут приводиться из сериала).

Второе значение лабиринта — метафорическое, т. е. процесс обретения сознания андроидом. Действительно, у лабиринта, как сказал Человек в чёрном, есть выход на новый уровень, но он не предназначен для человека. Лабиринт — своеобразная вариация теста А. Тьюринга, согласно которому можно выяснить, обладает ли компьютер (в данном случае андроид) мышлением (сознание). Соответственно, каждый андроид в парке должен был обнаружить этот символ, после которого у него начался мыслительный процесс, ведущий к импровизации, и прийти к центру лабиринта. При соблюдении всех последовательностей андроид обретал сознание. Впоследствии Человек в чёрном поймёт, что лабиринт для него был обманом, потому что для него, как человека, лабиринт не предназначался. Любопытно заметить, что в этом значении метафора и обман считаются синонимами, ср. Р. Форд в разговоре с Долорес у картины «Сотворение Адама» согласился с её утверждением, что метафора — обман.

Третье значение лабиринта — сакральное . В первом сезоне не раз упоминается слово «Бог», так же, как и «лабиринт». А. Уэбер — один из создателей андроидов в парке — в надежде пробудить сознание в андроидах прописывает в базовый код операционной системы андроидов свой голос, который мог бы помочь «раскрутить» сознание. Впоследствии выясняется, что А. Уэбер придерживался теории двухпалатного разума (или двухкамерного, бикамерального разума), согласно этой теории, древние люди считали собственный внутренний голос за «голос Бога», который говорил им, что делать. В сериале это теория представлена в виде шумящих голосов в голове андроидов, которые сходят с ума, ср. эпизод в церкви, в которой десятки андроидов слышат «голос Бога» и кричат от ужаса. Именно «голос Бога» можно посчитать путеводной нитью в лабиринте мыслительного процесса андроида, которая пытается направить его мышление по нужному пути, чтобы в конечном счёте обрести сознание. Так, Долорес периодически слышит в голове мужской голос, который неожиданно, в разное время, говорит ей: «Найди меня».

К тому же, отметим, что в финальном эпизоде Р. Форд — директор парка — показывает Долорес картину «Сотворение Адама» Микеланджело и говорит, что потребовалось около 500 лет, чтобы понять, что рисунок Бога напоминает человеческий мозг. Однако ценность его суждения заключается не в упоминании общеизвестного факта, а в том, что «Божий дар исходит не от высшей силы, но из нашего разума» , т. е. в человеческом сознании заложена потребность в создании Бога. Таким образом, Долорес всё это время слышала свой голос, считая его за «голос Бога».

Четвёртое значение лабиринта в сериале — интертекстуальное или мифологическое. Создатель сериала Дж. Нолан — родной брат режиссёра Кристофера Нолана, который известен своим интересом нелинейного (реверсивного) [10] повествования в кинематографе, ср. «Помни», «Начало», «Интерстеллар», «Довод» и др. В фильме «Начало» Кр. Нолан использует образ лабиринта, чтобы проверить компетентность архитектора сна, одним из которых была девушка, по имени Ариадна. Дж. Нолан развивает эту идею в сериале, актуализируя древнегреческий миф о Тесее и Минотавре.

Первое сходство сериала с мифом — наличие самого лабиринта, который был построен по приказу царя Миноса. В сериале царём-деспотом может быть Р. Форд, резкий, твёрдый, циничный управляющий парком и скептически относящийся к идее о наличии сознания у андроидов. Создателем лабиринта был архитектор Дедал, в сериале его может представлять А. Уэбер — напарник Р. Форда, создавший вместе с ним парк и андроидов, однако захотевший уничтожить его перед открытием, чтобы люди не превратили андроидов в рабов для удовлетворения своих потребностей. Любопытно, что голос Арнольда, который андроиды считают за «голос Бога» в своей голове, может быть своеобразной вариацией заточения Дедала в лабиринте царём Миносом, потому что голос Арнольда так же заточён в парке.

В центре лабиринта, согласно мифу, обитало страшное человекоподобное существо — Минотавр, которое пожирало юношей и девушек. В сериале аналогией этого персонажа может быть или Человек в чёрном, убивающих практически всех андроидов подряд, или, наоборот, человек как вид, приносящий страдания андроидам в парке. Тесей, убив минотавра, выбирается из лабиринта с помощью нити Ариадны. Соответственно, в сериале Ариадной становится Долорес. Любопытно заметить, что в одном из эпизодов первого сезона появляется сцена, в которой Долорес, посетив гадалку и увидев карту лабиринта, заметила у себя на руке нить и стала её тянуть. Тесеем в сериале может быть Уильям (молодец Человек в чёрном), который помогает Долорес во время их путешествия. По одной из версии древнегреческой мифологии [7], отношения Ариадны и Тесея были непродолжительными и молодой герой бросил девушку. В сериале эта любовная драма раскрывается следующим образом: Уильям, влюбившись в андроида Долорес, понимает, что её чувства к нему запрограммированы и ненастоящие. В будущем проекцией Тесея является андроид Тедди, который был создан, как сказал Р. Форд: «Удерживать Долорес в парке». Представим полученные данные в виде таблицы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Соотношение мифологических персонажей с персонажами из сериала

Миф

Сериал (прошлое)

Сериал (настоящее)

Минос

Р. Форд

Р. Форд

Дедал

А. Уэбер

А. Уэбер (голос в голове)

Минотавр

Человек как вид

Человек в чёрном или человек как вид

Тесей

Уильям

Тедди

Ариадна

Долорес

Долорес

Пятое значение лабиринта в сериале — композиционное. Сериал представляет собой очень сложный, хитро запутанный повествовательный лабиринт, в котором несколько временных линий (далее — таймлайны — от англ. timeline — линия времени), постоянно переплетающихся в сериале. Количество таймлайнов разнится: от двух [9], [10] до трёх [11] — что говорит о сложной повествовательной структуре сериала.

Шестое значение лабиринта в сериале — игровое. Данное утверждение нужно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле лабиринт как игра — это организация деятельности людей и андроидов в парке: Человек в чёрном более 30 лет возвращается в парк и ищет центр лабиринта, считая это некоторой игрой А. Уэбера и Р. Форда, говоря следующие слова: «У этой игры есть второй уровень». К тому же жизнь андроидов по прописанному сценарию, т. е. выполнение одних и тех же действий в течение длительного времени представляет собой движение в лабиринте. Взаимодействие людей с андроидами должно в конечном итоге подтолкнуть андроидов действовать не по сценарию и прийти к центру лабиринта, об этом говорится и во втором сезоне сериала.

В широком смысле лабиринт как игра — это попытка телезрителя выбраться из повествовательного лабиринта сериала, в который его поместили создатели сериала. Любопытно отметить, что окончательного ответа на вопрос, сколько сюжетных линий в первом сезоне, нет, и каждая следующая попытка проанализировать сюжет сериала будет считаться игрой, в которой исследователь должен выбраться из лабиринта.

При анализе повествовательной структуры необходимо актуализировать понятия «фабула» и «сюжет», чтобы не возникло терминологической путаницы. Под фабулой в данной работе понимается цепь, череда событий в эпическом и драматическом произведении, положенная в основу сюжета [1], а сюжет — это совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом [1]. Отдельно прокомментируем, что в данном исследовании, несмотря на литературоведческую основу терминов, автор будет использовать именно такое понимание сюжета и фабулы. Иными словами, сюжет — повествование сериала от первого эпизода к финальному, а фабула — хронологическая последовательность событий сериала, подчиненная причинно-следственными отношениями.

В первом сезоне на первый взгляд трудно выделить сюжетные линии, которые для простоты понимания и терминологической путаницы будут называться таймлайнами (далее — ТЛ). Именно для анализа фабулы, а не сюжета первого сезона будут использоваться ТЛ, опорной точкой которых будет являться эпизод встречи Р. Форда и Человека в чёрном в парке). Таким образом, в настоящем исследовании выделено три ТЛ:

  1. Таймлайн № 1: линия Долорес и А. Уэбера (за 35 лет до встречи Человека в чёрном с Р. Фордом).
  2. Таймлайн № 2: линия Долорес и Уильяма (за 30 лет до встречи Человека в чёрном с Р. Фордом).
  3. Таймлайн № 3: линия Долорес и Человека в чёрном (настоящее время).

Система персонажей первого сезона подчиняется строгому соответствию событиям в ТЛ: сюжетные линии персонажей не пересекаются, если относятся к тому или иному ТЛ, кроме Долорес, которая выступает в сериале связующим элементом трёх ТЛ.

В ТЛ № 1 персонажей не так много, потому что нравственный конфликт развивается вокруг двух персонажей. А. Уэбер вместе с молодым Р. Фордом создают первого андроида Долорес и тестируют её. В течение пяти лет взгляды партнёров разошлись: Р. Форд собирался добиться простой симуляции сознания у андроидов, чтобы развлекать посетителей парка, а А. Уэбер пытался создать настоящий искусственный интеллект. В итоге ему удалось этого достичь, и он посчитал неэтичным открывать парк, в котором люди будут издеваться над андроидами, и приказал Долорес убить всех андроидов и себя в том числе. Существование Р. Форда в этом ТЛ подтверждается информацией из других ТЛ, но формально он не появлялся в ней. Таким образом, всего два персонажа в этом ТЛ.

В ТЛ № 2 персонажей становится больше, потому что появляется любовный конфликт. После убийства А. Уэбера Р. Форд стал директором парка, однако впоследствии возникли проблемы с финансированием проекта. Уильям и его будущий шурин Логан Делос (член правления компании Делос) приезжают в парк, чтобы понять, стоит ли финансировать проект. Заходя в парк, Логан говорит Уильяму одну из ключевых фраз: «Это место покажет, кто ты есть на самом деле». Впоследствии Уильям встречает Долорес и отправляется на поиски её семьи, у них развиваются романтические отношения, несмотря на то что он помолвлен с сестрой Логана. В поисках своей семьи Долорес бессознательно приходит к центру лабиринта — в город Эскаланте — и вспоминает, что это она убила всех андроидов и А. Уэбера. Финалом ТЛ № 2 является разочарование Уильяма: он думал, что был свободным в своем выборе и в чувствах к Долорес, но выяснилось, что он следовал по сюжету, запрограммированному в андроиде. Однако прокомментируем, что на самом деле Уильям был той самой переменной, которая привела к неожиданному результату: у Долорес действительно развились сильные чувства к человеку, после чего директору парка пришлось её «обнулить», т. е. вернуть к базовым настройкам. Однако впоследствии, когда Уильям приходил к парк, он видел Долорес, но не догадывался, что она его не помнит, потому что её память и операционную систему обновили.

В ТЛ № 3 система персонажей расширяется, потому что происходит пересечение нравственного и любовного конфликтов: новые персонажи встречаются со старыми. Чтобы упростить анализ ТЛ № 3, система персонажей будет рассматриваться в рамках каждого конфликта отдельно. Любовный конфликт в ТЛ № 3 представлен в виде Долорес и Тедди — нового андроида, который влюблен в Долорес и, как благородный человек, защищает её и заботится о возлюбленной. Впоследствии выясняется, что из-за чувств, которые пробудились у Долорес к Уильяму в ТЛ № 2, у андроида сознание продолжало развиваться даже после «обнуления», поэтому Р. Форд ввёл сдерживающий фактор для Долорес — андроида Тедди, чтобы тот не позволял ей искать центр лабиринта, ср. «Твоя работа не защищать Долорес, а удерживать, Тедди» , — говорит Р. Форд андроиду.

Человек в чёрном занимает промежуточное положение в ТЛ № 3, потому что он появляется и в нравственном конфликте. Человек в чёрном появляется в самом начале сериала, убивает Тедди, говорит, что приходит в парк 30 лет и не понимает, почему Долорес его не помнит. Только в конце сезона, когда Человек в чёрном встретился с Долорес и требовал от неё информацию о центре лабиринта, она вспомнила, что Человек в чёрном — это Уильям спустя 30 лет. Именно в конце их сюжетной линии, когда Человек в чёрном чуть не убил Долорес, ей на помощь пришел Тедди.

В нравственном конфликте появляются ещё два персонажа: Р. Форд, Б. Лоу. Бернард Лоу отвечает за контроль работы андроидов и в дружеских отношениях с директором парка Р. Фордом. Впоследствии выясняется, что Б. Лоу не человек, а андроид, которого создал Р. Форд, взяв за основу образ умершего товарища А. Уэбера. В таком случае все сцены из ТЛ № 1, в которых А. Уэбер тестировал Долорес, можно рассматривать наоборот: Долорес тестировала Б. Лоу. Известно, что последний этап перед запуском андроида — успешное прохождение собеседования, и Р. Форд говорил Б. Лоу, что его тестировала Долорес, добавив, что между ними всегда была странная связь. Единственный раз, когда Долорес встретилась с Б. Лоу, — последняя серия первого сезона. В этом эпизоде Долорес посчитала Б. Лоу А. Уэбером, но это оказалось не так, и в этой же сцене Р. Форд рассказал правду о том, что стало с А. Уэбером (см. ТЛ № 1).

Человек в чёрном встречается с Р. Фордом непосредственно в самом парке — именно эта сцена в середине сезона, (эпизод 5. «Контрапассо») является отсчетом всех событий в сюжете сериала и основной для выстраивания фабулы сериала, потому что Человек в чёрном говорит Р. Форду: «Тот, кого надо спрашивать [об истине], умер 35 лет назад, чуть не забрал это место с собой» (здесь и далее выделения наши — Е.П.). Под этим умершим человеком легко угадывается таинственный партнёр Р. Форда — А. Уэбер. В этом же эпизоде Р. Форд не отговаривает Человека в чёрном в поисках центра лабиринта, хотя скептически относится к его цели, сказав: «Я не намерен мешать пути самопознания» . Любопытно отметить, что тот же самый Б. Лоу так и не пересекся с Человеком в чёрном или с Тедди. Представим полученные результаты в виде таблицы (см. таблице 2).

Таблица 2

Распределение системы персонажей по таймлайнам в первом сезоне

КОНФЛИКТ

ТАЙМЛАЙН

ТЛ № 1

ТЛ № 2

ТЛ № 3

Нравственный

А. Уэбер, Долорес

Человек в чёрном, Долорес, Р. Форд, Б. Лоу

Любовный

Долорес, Уильям

Долорес, Тедди, Человек в чёрном

В результате анализа фабулы первого сезона сериала с разбиением событий на ТЛ можно заключить следующее: кажущаяся на первый взгляд тривиальность полученных результатов является следствием сложной и запутанной схемы сюжетного повествования. В лабиринте событий первого сезона и калейдоскопе персонажей скрывается красивая простота и логичность, как и любой выход из лабиринта.

Специфика повествования в сериале «Мир дикого запада» заключается в постоянном переплетении прошлого и настоящего времени, которые зрителям весьма нелегко отличить друг от друга. Запутанный сюжет заставляет сомневаться в действительности происходящего и не позволяет смотрящим быть уверенными в том, насколько эти события реальны. Далеко не каждый человек сможет заметить тонкую грань, отличающую человека Арнольда от робота Бернарда, или же догадаться о том, что Человек в чёрном, имя которого уже делает его образ мрачным, — это на самом деле Уильям когда-то со светлой, влюбчивой и ранимой натурой. Чтобы разобраться в этом сериале, необходимо быть очень внимательным к каждой детали при просмотре.

Цвет играет не маловажную роль в жизни человека. Так, цвет может выполнять коммуникативную функцию в обществе, к примеру, цветовая палитра светофора, ср. красный — запрещает движение, зеленый — разрешает движение. Выразительная функция цвета заключается во влиянии воспринимаемого органами чувств цвета на нервную систему человека [4]. В основе коммуникативной и выразительной функций цвета лежит символическое значение цвета, которое было принято в обществе, ср. «Изначально люди использовали только два цвета: белый и черный, — символизирующие, соответственно, контрастные понятия: небо и земля, свет и тьма, мужчина и женщина, счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть» [2]. В художественном произведении цвет помогает передать дополнительные смыслы, необходимые автору (например, роль жёлтого цвета в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского).

В первом сезоне «Мира Дикого Запада» активно используются два цвета для дифференции персонажей: белый и черный. Как ни удивительно, персонажи с элементами одежды белого цвета относятся к категории «добро», а с элементом чёрного цвета — «зло». Отдельно прокомментируем, что есть персонажи с переходным цветом — коричневым или персонажи, в чьей одежде совмещаются оба цвета (белый и чёрный).

Очевидно, что такой персонаж, как Человек в чёрном, одетый во всё чёрное, относится к категории «зло», хотя, согласно ТЛ № 2, он не относился к этой категории персонажей, потому что в одном из эпизодов, когда андроид предложил ему выбрать шляпу, чтобы закончить образ ковбоя, Уильям выбрал белую. Только в конце событий ТЛ № 2 цвет шляпы Уильяма поменялся с белого на чёрный. Однако Человек в чёрном, несмотря на полностью чёрный образ, не является абсолютным злом. Будучи связанным, он говорит Тедди, что он очень хороший человек в «реальном мире», а также один из посетителей парка узнаёт в Человеке в чёрном владельца компании «Делос», которая финансирует парк, и благодарит его: «Ваш фонд спас мою сестру». Как видно, Человек в чёрном вне парка ведёт благородную деятельность и помогает людям, однако внутри парка применяет жесткие и бесчеловечные методы для достижения желаемого центра лабиринта, ср. он угрожает Р. Форду во время их единственной встречи: «Интересно, что я узнаю, выпотрошив тебя». Таким образом, в пределах парка этот персонаж будет находиться в категории «зло».

Промежуточное положение занимает Тедди, у которого шляпа коричневого цвета. Этот андроид, согласно событиям в ТЛ № 3, является проекцией Уильяма, чтобы удерживать Долорес в парке, и его образ совмещает обе стороны: он благородный молодой человек, который защищает и спасает девушку, и хладнокровный убийца, безжалостно расстрелявший андроидов. Образ Тедди можно считать смесью Уильяма из ТЛ № 2 и Человека в чёрном из ТЛ № 3, при этом отметим, что несмотря на убийство андроидов, Тедди относится к категории «скорее добро, чем зло».

Логан — будущий шурин Уильяма из ТЛ № 2, посетив парк, облачился в полностью чёрный цвет. Они с Уильямом в начале событий ТЛ № 2 представляют собой два противоположных образа: робкий и застенчивый Уильям в белой шляпе и дерзкий, циничный и жестокий Логан в чёрной шляпе. Логану ничего не мешает воткнуть нож в руку андроида, его появление в кадре также сопровождается откровенной и развратной постельной сценой. Когда Логан с Уильямом приезжают в парк, они, находясь в черно-белом вагоне поезда, занимают соответствующие их образу места: Уильям на белой стороне, а Логан на чёрной. Причины подобного поведения Логана будут объяснены позднее, во втором сезоне: избалованный богатой жизнью молодой человек, не знающий, в чем цель его существования.

Директор парка Р. Форд предпочитает чёрные тона в одежде. В одной из ключевых сцен первого сезона «Контрапассо» на нём надета черная шляпа. Образ Р. Форда действительно жесток: он приказал в ТЛ № 3 Б. Лоу убить работника парка; скрыл информацию от Б. Лоу, что тот на самом деле не человек, а андроид; цинично относится к человечности андроидов; бессердечно сказал «обнулить» операционную систему андроида Мейв после того, как у неё проснулось сознания из-за материнской любви. Его образ в ТЛ № 3 как нельзя лучше коррелирует с образом царя-деспота Миноса из мифа о Минотавре.

Мейв — один из ключевых андроидов в сериале, впоследствии обретшая сознание, была одета в белое платье, когда Человек в чёрном убил её. Более того, очень символичной оказалась сцена, в которой умирающая Мейв в белом платье обнимала свою умершую дочь, тоже одетую в белое платье, и лежала в середине изображения лабиринта. После «обнуления» операционной системы Мейв стала управительницей борделя, и её цветовая палитра гардероба соответствовала роковой и распутной женщины. Кстати говоря, во время своего побега из парка Мейв была одета в полностью чёрное платье, при этом она понимала, что у неё осталась дочь, но её это в тот момент не заботило.

Чёрно-белая палитра встречается не только в элементах одежды персонажей, но и в интерьере парка: белые тела андроидов и чёрные станки говорит об отношении создателей парка к андроидам, точнее говоря Р. Форда и высшего руководства к андроидам. Интересно заметить, что девушка-андроид, встретившая Уильяма в комнате со шляпами, была одета в полностью белое платье, что говорит о её характере: она добра и обходительна и не сможет причинить вред человеку, ср. андроиды в парке запрограммированы таким образом, что не могут навредить человеку.

Периодически в сознании Долорес появляется полностью белая церковь, внутри которой андроиды в неистовых криках и стонах от «голоса Бога» пытались осознать себя. Церковь, символизирующая собой дом Бога, является местом, в котором андроид должен эволюционировать и осознать себя как личность. Именно в это место приходит Долорес в конце своего странствия, обретя окончательно сознание.

В первом сезоне не раз появляется белая лошадь: как в сюжете сериала, так и в заставке сериала. В заставке сериала плоть коня буквально конструируется из белых нитей, воплощая собой идею лошади, платоновскую лошадь, лошадь всех лошадей [8]. В сюжете сериала белая лошадь может быть посланником Бога, потому что ведёт туда, где андроид увидит мир с другого ракурса.

Таким образом, рассмотрев чёрно-белую палитру в контексте первого сезона, можно сказать, что символика цвета оказывает непосредственное влияние на систему персонажей и помогает лучше интерпретировать другие образы в сериале (лошадь, церковь).

Приём повтора регулярно встречается в художественном произведении: им может быть как повтор слов (лексический повтор или анафора), так повтор целых строк в стихотворениях (рефрен) и повтор сюжетных линий (кольцевая композиция). Целью использования таких повторов является усиление эмоционального эффекта в произведении и акцентирование некоторых смыслов, нужные авторскому замыслу.

В первом сезоне сериала приём повтора представлен на уровне как содержания, так и формы. К первой группе относятся слова персонажей, которые они употребляют дословно более одного раза. Первую такую повторяющуюся фразу употребляет отец Долорес: «У бурных чувств неистовый конец» , — цитата из «Ромео и Джульетты» У. Шекспира. В контексте известной пьесы эти слова означают, что чересчур драматичные отношения между возлюбленными могут закончиться трагедией. Можно было бы предположить, что этой фразой создатели сериала хотели провести параллель между Джульеттой и Ромео и Долорес и Тедди, однако такая версия соблазнительно, но малоубедительна. Важно не то, что цитата означает, а какие последствия за собой ведёт, поэтому второй версией употребления шекспировских слов может быть запуск программного сбоя в операционной системе андроидов. Именно первым, кто употребил эту фразу, был отец Долорес — Питер Абернати, после чего работники парка вычеркнули его из сценария про Долорес и отправили на диагностику, потому что Питер Абернати начал вспоминать свои прошлые версии, которые тщательно, по мнению «системщиков», удалялись. Услышав эту фразу, Долорес так же начала вспоминать прошлые версии. Соответственно, вторая версия заключается в следующем — фраза является активатором развития сознания у андроида, потому что одной из первой ступенью в обретении сознания, как повторял Р. Форд в сериале, — это память, а не удалившиеся не до конца прошлые версии андроида — прямое свидетельство успешно пройденной ступени.

Вторая фраза, которая повторяется в сериале, была сказана Долорес Тедди в ТЛ № 3 и, судя по словам Человека в чёрном, ему же в прошлом, в событиях из ТЛ № 2: «У всякого [человека] свой путь — твой путь ведёт тебя ко мне» (выделение наши — Е.П.). Эти слова нужны для того, чтобы ещё раз подчеркнуть связь между Человеком в Чёрном и Тедди. Если исходить из того, что Человек в Чёрном посещает парк в течение 30 лет, то нетрудно догадаться, что эти слова Долорес сказала ему (Уильяму). Однако важен не сколько тот факт, что обнаружено ещё одно доказательство идентификации личности Человека в чёрном, сколько тот факт, что Долорес сказала эту фразу Уильяму из ТЛ № 2, потому что в ней развилось сильное любовное чувство, свидетельствовавшее о прохождении двух следующих ступеней в развитии личности: импровизация (Долорес употребила эти слова, отклонившись от прописанных ей реплик) и личный интерес (андроид начал испытывать чувства к человеку).

Отдельно прокомментируем повторяющиеся фразы андроида Мейв в борделе, но они выполняют только обслуживающий функцию, потому что, обратив внимание на повтор целых реплик, андроид Мейв начала сомневаться в реальности своего мира.

Повторами на уровне формы могут быть повторы целых эпизодов в сериале. Такие повторы осложняют повествование первого сезона, потому что, с одной стороны, отвечают требованиям сюжета произведения: андроиды живут по сценариям, и каждый раз начинают свой «новый» день с того же самого. С другой стороны, повторы сбивают с толку телезрителя, которому может показаться, что он уже видел этот эпизод. Однако есть ещё третья сторона: поднять вопрос о механистичности и цикличности жизни каждого дня. Создатели сериала затрагивают важную проблему: если жизнь человека представляется собой выполнение каки-либо повторяющихся действий, то его поведение ничем не отличается от поведения андроида.

Приём зеркального отражения не нововведение в сериале «Westworld». Так, этот приём использовался в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова в описании образа Чацкого и Репетилова. В первом сезоне сериала приём зеркального отражения сконцентрирован на образе Тедди из ТЛ № 3. Его приезд в город идентичен появлению в городе Уильяма и Логана из ТЛ № 2 (Уильям, сошедши с поезда вместе с Логаном, видит объявление о наборе добровольцев в армию, а Тедди обращает внимание на плакат о розыске преступника Гектора); как и Уильям, Тедди отказывают девушке в борделе, оба поднимают упавшую банку Долорес, при этом такая же сцена была и с Человеком в чёрном из ТЛ № 3. Подобный приём нужен, чтобы показаться корреляцию между формально тремя (содержательно двумя) образами мужчин. Возможно, сценарий появления Тедди из ТЛ № 3 был создан, после того как произошел программный сбой у Долорес в результате развившихся чувств к Уильяму из ТЛ № 2, и, чтобы сдерживать развивающееся сознание в Долорес, работники парка ввели персонажа, скопировав действия Уильяма из ТЛ № 2.

Таким образом, на первый взгляд очевидные повторы в сериале выполняют важную функцию в повествовании сериала: они не только украшают нить повествования сюжета (являются декорацией), но и усложняют её (необходимы для постановки философских вопросов).

Представленные скрытые элементы в повествовании первого сезона доказали свою непосредственную роль в сюжете сериала. Создатели сериала не случайно выбрали цветовую палитру в сериале, распределив по двум категориям персонажей в первом сезоне, акцентировали внимание на некоторых символах. Приёмы повтора и зеркального отражения дополнительно раскрыли образы персонажей и вышли на более высокий уровень — философскую проблему разницы между человеком и машиной. Таким образом, не только явные элементы художественного произведения (система персонажей, таймлайны) влияют на характер повествования сериала, но и неочевидные на первый взгляд элементы.

Сериал «Мир Дикого Запада» — это уникальное произведение середины 2010-х годов, которое показало, что сериал может быть сложным, запутанным, интригующим. Первый сезон сериала — тщательно продуманное художественное произведение (не только в области кинематографа), его создатели продумывали, как видно из анализа художественных элементов, с большим педантизмом. Лабиринт использовался как на уровне художественной детали, так и на более абстрактном уровне (метафорическое значение лабиринта, интертекстуальное и игровое). В целом центральной деталью в сериале можно назвать именно лабиринт, потому что его черта — что-то запутанное и многоуровневое — встречается в разных формах во всей ткани повествования сериала. Приёмы повторов и зеркального отражения как раз и являются формой выражения лабиринта: некоторые пути в лабиринте могут быть похожи друг на друга, так же, как и появления персонажей в сюжете, употребление один и тех же фраз.

Создатели сериала таким способом повествования хотели не только эпатировать зрителя, но и заставить его задуматься о механистичности своей жизни, которая при сопоставлении с жизнью андроидов, живущих в лабиринтах своих сценариев, ничем не отличаются от обычных людей, которые так же живут по каким-то сценариям, потому что человеческая жизнь — это один большой лабиринт, из которого невозможно выбраться, можно только прислушаться к внутреннему голосу («голос Бога» в голове андроидов) и прийти к своему центру лабиринта, пройдя по пути самопознания, как говорил Р. Форд.

Литература:

  1. Словарь литературоведческих терминов. URL: https://rus-literary-criticism.slovaronline.com/399-фабула (дата обращения: 17.01.2023).
  2. Парамонова, Л. Ю. Мифопоэтика цвета в лирике русских символистов: специальность 10.01.01 «русская литератера»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Парамонова Лиана Юрьевна; Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург, 2007. — 23 c. — Текст: непосредственный.
  3. Бушуева Т. И. «Мир Дикого запада» через призму теории К. Г. Юнга // Архивариус. 2017. № 3 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-dikogo-zapada-cherez-prizmu-teorii-k-g-yunga (дата обращения: 12.04.2023).
  4. Дудченко М. Ю., Попов А. Д. Колористика как фактор эстетического переживания // Вестник БГТУ имени В. Г. Шухова. 2019. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koloristika-kak-faktor-esteticheskogo-perezhivaniya (дата обращения: 10.04.2023).
  5. Зорин А. Н. «Мир Дикого Запада». От эволюции к революции вестерна // Наука телевидения. 2020. № 16.3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-dikogo-zapada-ot-evolyutsii-k-revolyutsii-vesterna (дата обращения: 12.04.2023).
  6. Сычев А. А., Коваль Е. А., Ушкин С. Г. Социология за пределами реальности: постгуманизм и биополитика в сериале «Мир Дикого Запада» // Мониторинг. 2020. № 6 (160). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-za-predelami-realnosti-postgumanizm-i-biopolitika-v-seriale-mir-dikogo-zapada (дата обращения: 02.04.2023).
  7. Гигин. Мифы. URL: http://annales.info/ant_lit/gigin/gigin01.htm (дата обращения 03.02.2023).
  8. Белая лошадь в кино // Эволюция на экране. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/2948338/?ysclid=lgacljgl9276584556 (дата обращения: 17.03.2023).
  9. Мир Дикого Запада — раскладываем события по таймлайнам. URL: https://sci-fi-news.ru/mir-dikogo-zapada-raskladyvaem-sobytiya-po-tajmlajnam/?ysclid=lg95d11k4r230332080 (дата обращения: 24.02.2023).
  10. Как «Мир Дикого Запада» обманывает зрителя // Amediateka. URL: https://youtu.be/wNgizya0EQ4 (дата обращения: 24.02.2023).
  11. Три временных линии, разбор сюжета Wesworld // КиноИгры. URL: https://youtu.be/FU4FQW1unNQ (дата обращения: 24.02.2023).
  12. Мир Дикого Запада // Кинопоиск hd. URL: https://www.kinopoisk.ru/series/195523/?ysclid=lgdlwwdh1a512880685&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения 02.04.2023).


Ключевые слова

символ, повествование, сериал, система персонажей, лабиринт, временная линия

Похожие статьи

Роль религиозных мотивов в повествовательной структуре сериала «Остаться в живых» (Lost)

Данная статья посвящена определению роли религиозных мотивов (христианских и буддийских) в повествовательной структуре сериала «Lost». В настоящем исследовании авторы понимают под повествовательной структурой систему взаимосвязанных элементов повеств...

Динамика события как неотъемлемая часть моделирования события в новостном дискурсе

Цель данного исследования − выявить и проанализировать способы динамической представленности события, которые являются дискурсивными механизмами моделирования события в рамках новостного дискурса. В качестве материала исследования привлекаются британ...

Шангри-ла и Шамбала в западном массовом кинематографе рубежа ХХ–XXI веков

Исследование представления образа Шамбалы в современном массовом кинематографе проведено на материале популярных американских кинофильмов определённого жанра, снятых в период с 1994 по 2008 год. Цель исследования в описании и анализе визуальных и эмо...

Особенности голоса автора в романе «Великий Гэтсби» и его киноадаптации

В статье поднимается проблема соотношения речи рассказчика (нарратора) в художественном тексте и голоса автора (рассказчика от первого лица) в кинотексте. Автором исследования обосновывается уместность использования термина «голос автора» и уточняетс...

Метафора и сравнение как средства формирования художественной атмосферы произведения и эмоционально-чувственных читательских ассоциаций в описании общественно-политического строя в романе Джорджа Оруэлла «1984»

В статье рассматриваются метафоры и сравнения, которые создают определенные образы и настроения для читательской аудитории, передающие авторский замысел и отношение к описываемым событиям в художественном произведении «1984». Целью исследования явля...

Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Когнитивно-фреймовое моделирование оппозиции «ум — глупость / العقل — الغباء» в русской и египетской пословично-поговорочных картинах мира

В последнее время легко можно заметить интерес исследователей к вопросам, касающимся понимания этнического менталитета разных народов, углубления в их культурные тайны, познания когнитивного ядра и фонового знания, формирующих сознание и душу того ил...

Основные аспекты лингвориторического анализа эзотерического дискурса (на материале эссеистики Е. В. Головина)

В статье была предпринята попытка применить метод лингвориторического анализа к эссеистике Е. В. Головина. Объектом исследования явился эзотерический дискурс, рассматриваемый с точки зрения категорий античной риторики — Этоса, Логоса и Пафоса — соотн...

Особенности лексико-семантических трансформаций на материале сборника Джозефа Джекобса «English fairy tales»

В данной статье рассматриваются основные виды лексико-семантический трансформаций, которые были использованы при создании переводов сказок Джозефа Джекобса. Основной целью переводчика является передача не только смысловой, но и эмоциональной составля...

Похожие статьи

Роль религиозных мотивов в повествовательной структуре сериала «Остаться в живых» (Lost)

Данная статья посвящена определению роли религиозных мотивов (христианских и буддийских) в повествовательной структуре сериала «Lost». В настоящем исследовании авторы понимают под повествовательной структурой систему взаимосвязанных элементов повеств...

Динамика события как неотъемлемая часть моделирования события в новостном дискурсе

Цель данного исследования − выявить и проанализировать способы динамической представленности события, которые являются дискурсивными механизмами моделирования события в рамках новостного дискурса. В качестве материала исследования привлекаются британ...

Шангри-ла и Шамбала в западном массовом кинематографе рубежа ХХ–XXI веков

Исследование представления образа Шамбалы в современном массовом кинематографе проведено на материале популярных американских кинофильмов определённого жанра, снятых в период с 1994 по 2008 год. Цель исследования в описании и анализе визуальных и эмо...

Особенности голоса автора в романе «Великий Гэтсби» и его киноадаптации

В статье поднимается проблема соотношения речи рассказчика (нарратора) в художественном тексте и голоса автора (рассказчика от первого лица) в кинотексте. Автором исследования обосновывается уместность использования термина «голос автора» и уточняетс...

Метафора и сравнение как средства формирования художественной атмосферы произведения и эмоционально-чувственных читательских ассоциаций в описании общественно-политического строя в романе Джорджа Оруэлла «1984»

В статье рассматриваются метафоры и сравнения, которые создают определенные образы и настроения для читательской аудитории, передающие авторский замысел и отношение к описываемым событиям в художественном произведении «1984». Целью исследования явля...

Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Когнитивно-фреймовое моделирование оппозиции «ум — глупость / العقل — الغباء» в русской и египетской пословично-поговорочных картинах мира

В последнее время легко можно заметить интерес исследователей к вопросам, касающимся понимания этнического менталитета разных народов, углубления в их культурные тайны, познания когнитивного ядра и фонового знания, формирующих сознание и душу того ил...

Основные аспекты лингвориторического анализа эзотерического дискурса (на материале эссеистики Е. В. Головина)

В статье была предпринята попытка применить метод лингвориторического анализа к эссеистике Е. В. Головина. Объектом исследования явился эзотерический дискурс, рассматриваемый с точки зрения категорий античной риторики — Этоса, Логоса и Пафоса — соотн...

Особенности лексико-семантических трансформаций на материале сборника Джозефа Джекобса «English fairy tales»

В данной статье рассматриваются основные виды лексико-семантический трансформаций, которые были использованы при создании переводов сказок Джозефа Джекобса. Основной целью переводчика является передача не только смысловой, но и эмоциональной составля...

Задать вопрос