Роль религиозных мотивов в повествовательной структуре сериала «Остаться в живых» (Lost) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна Необычная тема исследования

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 09.04.2022

Статья просмотрена: 950 раз

Библиографическое описание:

Хисамутдинова, А. А. Роль религиозных мотивов в повествовательной структуре сериала «Остаться в живых» (Lost) / А. А. Хисамутдинова, Д. И. Павлов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 156-163. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3026/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена определению роли религиозных мотивов (христианских и буддийских) в повествовательной структуре сериала «Lost». В настоящем исследовании авторы понимают под повествовательной структурой систему взаимосвязанных элементов повествования (система персонажей, мотивная организация и интертекстуальные связи), раскрывающую замысел произведения. Цель работы — раскрытие уникальной системы повествования сериала, заключенной в религиозных мотивах. Соответственно, для достижения поставленной цели исследования авторы не только определили мотивы Бога и Дьявола в сериале и проанализировали систему персонажей, но и нашли им в конкретные аналогии Библии, что говорит о высоком религиозном подтексте «Lost». При обращении к священному писанию авторы установили интертекстуальные отношения с сюжетом сериала. Однако для полного раскрытия роли религиозных мотивов в повествовательной структуре «Lost» авторы исследования вынуждены были изучить буддийский подтекст телесериала, потому что христианская трактовка не полностью отвечала на поставленные в исследовании вопросы.

Трудность, вставшая перед авторами исследования, заключалась в том, что сериал, несмотря на свою популярность, оказался в научном вакууме, т. е. авторитетных научных работ в области кинематографа в контексте сериала не оказалось. Соответственно, авторы исследования опирались на заметки сценаристов, создателей «Lost» и обзоры телезрителей.

Для получения объективных результатов в условиях вакуумной научной среды авторами исследования были выбраны следующие методы: структурныйдля разбора системы персонажей, а также ведущих мотивов в сериале, прообразов и архетипов; культурно-исторический метод — для описания исторических и религиозных идей в сериале; метод аналогии — для проведения параллелей между событиями, персонажами сериала и религиозными сюжетами; метод интерпретации — для выявления смыслов, заложенных в сюжет сериала, благодаря объяснению его внешних проявлений (деталей в виде знаков, действий, заднего фона и т. д.).

Ключевые слова: повествовательная структура, мотив, система персонажей, христианство, буддизм, сериал Lost.

Телесериал «Остаться в живых» («Lost», 2004–2010), срежиссированный американским продюсером Джеффри Джейкобом Абрамсом (Jeffrey Jacob Abram, р. 1966) является уникальным культурным феноменом, породившим современные сериалы и фильмы в том формате, в котором зрители знают их сегодня. Цикл серий «Остаться в живых» — это первый в истории сериал-головоломка двухтысячных, он включил в себя множество мистических элементов и сверхъестественных явлений, которые вместе образуют одну универсальную мифологию вселенной сериала. В процессе раскрытия сюжета и арок десятков персонажей, запутанная линия повествования то и дело вводит зрителей в заблуждение, используя приемы прерывания последовательности истории, умышленного изменения ее сюжетного направления и путешествия во времени.

В сериале повествуется история о пассажирах рейса «Oceanic 815», самолет которых летел из Сиднея в Лос-Анджелес и разбился на острове, расположенном в середине Тихого океана. Перед героями возникает задача выбраться с места крушения, работая всем вместе. Сложность заключается в множестве загадок, которые хранит этот остров, и чтобы выбраться с него, героям предстоит их разгадать.

Сериал, сюжет которого, на первый взгляд, кажется достаточно тривиальным, получил огромное количество поклонников, по его мотивам была создана видеоигра «Остаться в живых: Путь домой» (Lost: Via Domus (2008), создана своя интернет-энциклопедия Lostpedia (см. подробнее [2]), а также родилось большое количество фанатских теорий.

Популярность сериала можно обосновать многими причинами. Одной из причин можно считать жанр: цикл серий «Остаться в живых» является робинзонадой: главные герои попадают на остров посреди океана, а зрители наблюдают перипетию их выживания. Одной из немаловажных проблем, что возникает перед героями, становится их взаимодействие друг с другом — выжившие пассажиры представляют собой разнообразную палитру национальностей и характеров, что влечет за собой не только столкновения темпераментов, но и языковые барьеры. Также большую востребованность сериал получил за внимание к деталям, которые вкупе создавали одну большую загадку для зрителей. Детали играют важную роль, так как они являются ключом к разгадке вопросов, таких как значение острова, личность монстра и феномен крушения их самолета. В сериале не раз повторяются одни и те же «проклятые» числа — 4, 8, 15, 16, 23, 4, наблюдается чередование черного и белого, а также прослеживается цикличность действий, к примеру, начало серии с открытия глаза и конец — с закрытием, или же начало сериала с пробуждением Джека Шепарда на острове, среди бамбука, вместе с собакой, и конец сериала, где он, умирая, закрывает глаза все в том же бамбуковом лесу.

Однако все детали и приемы авторов — это лишь вершина айсберга тайн сериала, ведь настоящая структура повествования раскрывается через религию и веру. Таинственные происшествия на острове и различные предрасположенности персонажей обуславливаются нередко именно религией, а если быть точнее, совокупностью различных верований, в то время как сами персонажи представляют несколько конфессий. Рассматривая сериал через призму различных верований, можно открыть новые смыслы.

Роль христианства в сериале Lost

Христианская вера заключается в учении о Иисусе Христе, сыне Божьем, который спустился на землю, чтобы показать своим примером путь к Богу, но был распят иудеями за людские грехи. Христиане убеждены, что при искреннем покаянии в грехах и вере в Иисуса, человек будет жить праведно, а после смерти сможет попасть в Рай. Христианское учение запечатлено в Библии — книге, содержащей догматы и мифы христианской религии, а само христианство подразделяется на католическое и православное.

В сериале христианская вера упоминается намного чаще, чем все остальные религии, однако, помимо явных взаимодействий самих персонажей с ней, христианство также играет неявную роль в сюжетной линии, нередко отражая концепцию самой «веры». Библейские сюжеты в сериале часто непосредственно обыгрываются в сериях, создавая очевидные аллюзии на христианское учение, в других же случаях персонажи Библии не присутствуют напрямую, а являются некими закадровыми персонажами. Можно смело утверждать, что сериал осмелился переиначить Библию и пересказать ее, видоизменив и смешав сюжеты, а также персонажей. Доказательства данной теории сопровождают зрителя все шесть сезонов.

Образ Христа в сериале

Сериал глобально представляет собой большую аллюзию на Евангиелевскую притчу о «Распятии и погребении Христа». Джек Шепард на протяжении всего сериала является одним из главных действующих лиц. Его фамилия на английском звучит как Shepard и буквально переводится как «пастух» или же «пастор», а его имя Jack (или же оригинальное Iohannes) означает «помилованный Богом». Так же, как и пастух, Джек ведет за собой всех выживших после крушения, желая найти и показать людям правильный путь на волю с острова. Этот образ, бесспорно, напоминает образ Иисуса Христа, который прибыл на землю, к людям, чтобы показать верный путь. Ярко раскрывается арка Джека-Иисуса в последнем сезоне. В серии «Конец — Часть 2» (The End, Part 2 s.6., e. 18) Джек Шепард, чтобы передать Херли права защитника острова, пьет с ним воду из одной бутылки, что напоминает Святое Причастие. После Джек в точности повторяет судьбу Иисуса: раненый острием в бок, он жертвует своей жизнью за людские грехи, очищая мир от совершенных ошибок [7].

Также образ Иисуса принимает Джон Локк. Джон или же Yôḥānān означает «помилован Яхве», почти точно так же, как и Джек. Поначалу, за его веру в магические способности острова, Джона принимают за странного, сумасшедшего, юродивого — именно этот образ, образ «юродивого» в искусстве всегда воспринимается как образ Иисуса. Кроме того, Джон Локк был зачат непорочно, как говорила его мать, что бесспорно повторяет сюжет зачатия и рождения Иисуса. Джон является вторым лидером выживших, лидером охотников. Его образ Христа преподается зрителям через его связь с островом. Остров разговаривает с ним, передает важную информацию через сны, Джон является единственным «избранным» Джейкоба, Бога и защитника острова. Точно так же, как и Иисус, Джон вынужден пожертвовать собой, чтобы спасти жизни остальных, но в отличие от Джека, его смерть была не добровольной, его задушил Бенджамин, Люцифер сериала.

Можно рассматривать концепт двух Иисусов как разделение на две части, составляющие Христа: его часть, отвечающая за рациональное — Джек — и его часть, отвечающая за чувственное и верующее — Джон. Между Джеком и Джоном постоянно возникали споры за лидерство, ведь каждый хотел вести народ и каждый думал, что это его предназначение. В то время как Джек полагался в своем лидерстве на самого себя и на науку, Джон руководствовался указаниями острова и верой в его магические свойства. Однако на самом деле Джон, в отличие от Джека, является псевдо-Иисусом. Все сюжеты жизни Иисуса Христа Джон Локк повторяет не в точности, а по-своему. Его непорочное зачатие — выдумка его сумасшедшей матери, а его смерть была не только не добровольной, но и не полностью разрешила проблемы героев, в отличие от смерти Джека. Джону приходит осознание, что он не Иисус в серии «Жизнь и смерть Джереми Бентама» (The Life And Death of Jeremy Bentham s. 5., e. 7), когда ему не удается выполнить свою единственную задачу — собрать всех выживших снова вместе и вернуть их на остров. Тогда он делает попытку суицида, суицида не ради собственной жертвы, а суицида ради окончания собственных страданий, но даже это ему не удается сделать, и он умирает от рук Бенджамина. Данным поворотом сюжета авторы подчеркивают трагичность жизни Джона Локка. Его прозвище, данное ему в его новой жизни, Джереми Бентам, совсем не случайно. Джереми Бентам, или же Иеремий Бентам, — родоначальник утилитаризма, в его учении главную позицию можно сформулировать как «один за всех». Он считал, что одна жизнь не так важна, если она может спасти тысячи. Таким образом прослеживается авторская ирония — Джереми Бентам становится тем самым человеком, которым надо пожертвовать чтобы спасти остальных. Таким образом Джон Локк перестает играть роль Иисуса, он становится лишь причиной для объединения шестерки oceanic [4].

В доказательство ложности роли Джона как Иисуса важно заметить, что помимо всего вышесказанного Джон также не смог закончить свой верный путь. Под конец сериала Джон отказывается от своих убеждений, он становится рациональным. В контраст с ним вновь вступает Джек. Если в первых сезонах Шепард осуждает Локка за его слепую веру и называет его сумасшедшим, то в последних сезонах он наконец начинает верить в силы острова сам. Он проходит этот путь скепсиса и сомнений, духовно эволюционируя, в то время как Джон, напротив, деградирует и духовно умирает, за что и платится своей физической жизнью.

Образ острова в сериале

Книга Ветхого Завета «Исход» повествует о порабощенном еврейском народе, который, под покровительством Моисея, покидал Египет, направляясь в Землю Обетованную. Тотально сериал явно создает аллюзию на этот сюжет: все пассажиры рейса были эмоционально окованы, порабощены своими личными проблемами во внешнем мире (Бенджамин Лайнус напрямую говорит Локку, что уважает его за осознание своей немощности и бесполезности в мире за островом, в то время как на самом острове Локк герой), остров для них — Земля Обетованная, место, где их полностью освобождают. Стоит уточнить, что освобождение происходит не только от личных преград и цивилизации, но и от болезней: Джон Локк вновь может ходить, Роуз излечивается от рака, Джин и Сун могут зачать ребенка [6].

Однако магические выздоровления являются признаком не только освобождения от оков и душевных страданий. Точно так же освобождение от болезней происходит и в Аду. Образ острова-Ада является самым распространенным среди зрителей, и на то есть много причин. Каждый персонаж, который попал на остров, был предан греху, начиная от убийств и зависимостей и заканчивая изменами и кражами, за что пассажиры и вынуждены страдать, бороться за свою жизнь. Однако это лишь самое явное, что бросается в глаза. Ад — это место, предназначенное для осужденных, грешных душ. Именно поэтому если в Аду был зачат ребенок, то его невозможно будет родить, а как раз-таки рождение детей — одна из главных проблем, которая раскрывается в сериале. Прибывшие на остров ученые не могли рожать, все их дети умирали. Единственная причина, по которой Клэр смогла родить Аарона на острове, — это его зачатие вне острова, в Австралии. Помимо этого, время, проведенное человеком в Аду, варьируется между пытками в настоящем и своими ошибками в прошлом, что повторяют и события на острове: все фантомные образы, которые видят герои на протяжении сериала, отсылают их к неприятному прошлому. Также множество персонажей непосредственно не раз утверждали, что это место Ад, в том числе об этом говорил и Ричард, голос Джейкоба, он прямо сказал выжившим, что место, в которое они попали — это буквально Ад (серия «С начала времен» (Ab Aeterno s.6., e. 9).

«Сам Бог не знает, как долго мы пробыли здесь, Джон. Он не может увидеть этот остров так же, как не может и весь остальной мир», — так об острове выражается Бенджамин Лайнус в серии «Вся правда» (The Whole truth s. 2., e 16). Слова о том, что Бог не знает о существовании этого острова, повторяются в сериале неоднократно. Так рождается еще один образ острова — остров как чистилище. Фантомы в этом контексте становятся помощниками для очищения от грехов — вспоминая неприятные моменты жизни, герои переосмысливают свои поступки и исправляются. Таким образом те, кто смогли побороть свои грехи получают возможность покинуть остров, неисправимые же остаются на нем навсегда. Голоса, которые слышатся в джунглях, как было сказано в сериале, являются душами неприкаянных, то есть тех, кто так и не смог найти покой (к ним относится и Майкл, который убил Анну и Либби ради спасения своего сына), следовательно, загадочный шепот джунглей — это лишь все те прибывшие на остров, которые не смогли исправиться в чистилище и снять с себя свои грехи.

Образ Бога, Сатаны и Люцифера в сериале

Богом на острове является Джейкоб (или же Иаков) — бессмертный и второй по счету из известных нам защитников острова после своей матери. Он был послушным сыном и всегда следовал указанием своего родителя, однако та все равно предпочитала ему его брата-близнеца «человека в черном». Из-за своей зависти и неосторожности Джейкоб, будучи ребенком, превратил своего брата в зловещий темный дым. Джейкоб — иудео-христианский богоподобный персонаж, «другие» и Ричард — его ангелы, а выжившие с рейса Oceanic 815, как и многие другие суда, разбившиеся на острове Иаковом, — его человеческое стадо, что имеет свои неоднократные доказательства в сериале. Джейкоб проявляет милосердие в жизни выживших за пределами острова, предлагая поддержку или утешение. Тем не менее, как упоминает Джейкоб в финале сезона, у каждого человека есть «свобода воли», что проявляется в том, что с годами на остров прибывают новые группы выживших, причем некоторые выжившие сами выбирают большие и меньшие формы конфликта или же мирного сожительства, а сам Джейкоб в их жизнь не вмешивается. Поступки Джейкоба никогда нельзя рассматривать как положительно хорошие или положительно плохие, все его действия, хоть и кажутся героям порой жестокими, ведут к единому финалу, а это значит, что Джейкоб вел всех избранных по своему, никому не известному замыслу. Образ противоречивого бессмертного существа с уникальными способностями, который не вмешивается в дела своих подданых, но утешает их в горе, ведя по не известному никому кроме него пути бесспорно напоминает образ Бога [6].

Роль Сатаны сериала принимает безымянный «человек в чёрном» [8]. Его единственным желанием является убийство Джейкоба, но, как Сатана не может убить Бога, так и он не способен покончить со своим братом самостоятельно. Черный дым, его форма, по созданным им с Джейкобом правилам, не имеет права убивать выбранных кандидатов самостоятельно, он может только манипулировать ими и сеять семена раздора, точно так же как Сатана поступает с смертными. Основания полагать сатанистскую природу Человека в черном ярко проявляются в последнем сезоне, когда он, забрав тело Локка, ложью переманивает выживших на свою сторону, чтобы добиться своих целей. Человек в черном и сам признавал в себе Сатану, что он и говорил Ричарду в серии «С начала времен» (Ab Aeterno s.6., e. 9): «Дьявол захватил мое тело, мою душу». Также последние слова Эко, умершего от рук черного дыма, были «я увидел дьявола».

Как было сказано ранее, в сериале также есть и свой Люцифер. История Люцифера достаточно трагична: это падший ангел, который был выращен без матери и сотворен только отцом-Богом. Люцифер прикладывал все свои усилия чтобы понравиться Богу, он был примером для подражания и выполнял все желания своего отца, однако Бог предпочел ему Иисуса Христа. Вне зависимости от того, что Люцифер делал, он не мог получить внимания Всевышнего, поэтому он захотел свергнуть Бога и самолично править, за что и стал падшим. Бенджамин Лайнус в точности повторяет историю Люцифера. Его мать умерла при родах, от чего его биологический отец стал алкоголиком, забросив воспитание сына. Бенджамин был воспитан островом и голосом Джейкоба — Ричардом. Всю свою жизнь Бенджамин Лайнус потратил на то, чтобы прислуживать Джейкобу и точно так же, как Люцифер, он выполнял все желания своего покровителя. Однако Джейкоб предпочел ему Джона Локка, за что Бенджамин и убил физическое тело Джейкоба, повторяя историю Люцифера, устроившего бунт против своего отца, а после за это поплатившегося.

Христианские детали в сериале

Тем не менее Lost пользуются не только самой Библией иудо-христианского повествования, но и направлениями христианской веры, создавая важные детали для раскрытия персонажей.

Православие упоминается в сюжетной линии только два раза и оба через произведение Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» (1879–1880), в котором повествуется о четырех братьях, убивших своего отца физически, юридически и духовно. В первый раз эта книга возникает в сцене, где Джон Локк и Бенджамин Лайнус обсуждают ее. В процессе их разговора Лайнус высказывает цитату из этого романа: «Не принимает род людской пророков своих и избивает их, но любят люди мучеников своих и чтят тех, коих замучили». Ранее этот же роман появляется в серии «Декретный отпуск» (Maternity Leave, s. 2., e. 15). Джон Локк дал прочитать именно эту книгу Бенджамину Лайнусу, пока тот находился у них в заложниках. Эта книга об отцеубийстве отсылает к кровопролитиям, произошедшим в самом сериале. Бенджамин, точно так же, как и Павел Федорович Смерядков, убивает своего отца в серии «Человек за ширмой» (The man behind the curtain, s. 3., e. 20), что позволяет персонажу раскрыть свою духовную сущность, его отношение к религии через параллель с персонажем романа: Бенджамин такой же безбожник от природы, естественный атеист, а во вселенной романов Достоевского люди, потерявшие веру в Бога, становятся бесчеловечными, безнравственными, с аморальным принципом вседозволенности. Однако это не единственная параллель, прослеживаемая между героями. В свой роман писатель также закладывал мотив Богоборчества: человек стремится к уничтожению Бога, олицетворенного в отце. Так и действительно: Бенджамин убьет Бога как в себе, так и наяву.

Говоря о конкретно католическом учении христианства, можно утверждать, что подавляющее большинство персонажей являются приверженцами католической церкви, начиная от Джека Шепарда и заканчивая Кевином Коллисом. Почти каждый главный персонаж тем или иным образом тесно связан с католической верой: Чарли Пэйс в детстве был министрантом, брат Эко был католическим священник и сам он работал священником некоторое время, Десмонд Хьюм некоторое время был монахом, пока его не изгнали, Хьюго Рейс был воспитан сильно верующей матерью католичкой, Кэйт Остин ходила в воскресную школу, а ее криминальный псевдоним «Люси» был вдохновлен Святой Люси, покровительницей всех слепых и близоруких (в дальнейшем Кейт будет влюблена в Сойера, который страдает близорукостью).

Христианское виденье подразделяет мир на зло и добро, а за чем из этого следовать — дело самих людей. Остров — это есть мир, а выжившие пассажиры — люди, его обитатели, у которых есть выбор оставаться ли на стороне добра, или примкнуть к злу. Добро олицетворялось Джеком, а зло — черным дымом, который приобрел тело Локка. Однако, серьезные моральные решения приходилось принимать персонажам и до такого явного разделения: стоило ли убить Джону Лайнуса, когда была такая возможность? Убийство Майклом Анны и Либби — заслуженная цена за свободу его сына, Уолта? Правильно ли поступала Джульетт, когда лгала Джеку и всем пассажирам о цели своего присоединения к ним? Lost придает действиям персонажей не только черные и белые цвета, но дает оттенки серого, который нельзя распределить по христианским канонам [5]. Таким образом Lost представляет зрителям и другие религии, такие как даосизм, буддизм и индуизм, которые позволяют ответить на оставшиеся вопросы.

Роль буддизма в сериале Lost

Буддизм — это религиозно-философское учение, основанное Сиддхартхой Гаутамой («Буддой»), которое заключается в стремлении человека к нирване — блаженному состоянию, свободе человека от жизненных страстей. В буддизме большое значение имеет этап перерождения после смерти: новая форма, которую приобретает человек, варьируется между животными и людьми, в зависимости от кармы, которую приобретала душа в течении жизни. Базовое учение Будды заключается в четырех благородных истинах:

1) существует страдание;

2) существует причина страдания — жажда, страстное желание;

3) существует прекращение страдания — нирвана;

4) существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Благородный Восьмеричный путь.

Благородный Восьмеричный путь, в свою очередь, это восемь правил, которые помогают человеку освободиться от страданий и покинуть колесо Сансары, путь состоит из восьми правил:

1) правильное воззрение;

2) правильное намерение;

3) правильная речь;

4) правильное поведение;

5) правильный образ жизни;

6) правильное усилие;

7) правильное памятование;

8) правильное сосредоточение [3].

В отличие от христианства, буддизм не преподносятся зрителям через явные архетипы и переиначенные религиозные притчи, он используется как основа сюжета и играет важную роль для понимания структуры повествования. Буддистское учение, которое на первый взгляд воспринимается как второстепенное, становится ключом для разгадки многих вопросов сериала.

Роль понятия «ДХАРМА Инишатив» в сериале

ДХАРМА Инишатив (DHARMA Initiative) — это научная организация, которая расположилась на Острове в 1970–1990 годах. Главной целью этого проекта являлось не только изучение особенностей устройства острова, но и использование этих особенностей в целях изменения шести факторов уравнения Валензетти, которое прогнозировало точную дату конца света. Перенесение даты конца света — главная цель ДХАРМЫ Инишатив [6].

Название организации — это акроним, который расшифровывается как Department of Heuristics And Research on Material Applications («Отдел эвристики и исследований в области применения материалов»), однако же термин «дхарма» отсылает нас также и к буддистскому учению. В буддизме слово «дхарма» имеет множество значений, но основных можно выделить два: «Дхарма» как учение будды о пути благочестия, морального долга и «дхарма» как «кирпичики» мироздания, опыт, который содержится во всем. В контексте организации «ДХАРМА Инишатив» это понятие рассматривается именно как путь, моральный долг, так как с одной стороны, все участники проекта считали своей человеческой обязанностью предотвращение конца света, а с другой стороны, когда Бенджамин предал организацию и убил всех ее членов, он фактически сошел с пути истинного.

Логотип организации — это символ восьмеричного пути, о котором было сказано ранее. Каждая спица иллюстрирует ступеньку пути. Это же колесо появляется на станции «орхидея» в серии «Нет места лучше, чем дом» (There's No Place Like Home e. 13., s. 4). Бенджамин делает полный оборот колеса, тем самым меняя ход истории и перемещая остров во времени. Это событие — метафорическое изображение Трипариварты, трех поворотов колеса Дхармы, каждый оборот которого символизировал фундаментальное изменение в учении. Первый поворот колеса Дхармы совершил сам Сиддхартха Гаутама, вводя понятие четырех благородных истин и кармы и тем самым полностью меняя философию буддизма. Бенджамин повторяет историю Будды: совершив поворот колеса, он меняет не только положение острова, но и все течение истории.

Роль «Проклятых чисел»: 4 8 15 16 23 42 в сериале

На протяжении всего сериала зрителей сопровождают одни и те же шесть чисел: 4, 8, 15, 16, 23 и 42, они появляются на стенке самолета рейса Oceanic-815, в уравнении Валензетти, в лотерейном билете и даже на футболках спортивной команды, которая оказалась в том же аэропорту, что и Херли. До конца не известно, что обозначает каждое число, однако же сериал преподносит их не только как коэффициенты уравнения конца света, но и как номера выбранных Джейкобом кандидатов, которые он записывал в маяке: 4 — Локк, 8 — Хьюго, 15 — Сойер, 16 — Джарра, 23 — Джек, 42 — Квон. Однако настоящие значение чисел раскрывается при их суммировании.

Все шесть чисел дают в сумме 108, сакральное число в буддизме: именно столько бусин имеют буддистские четки, именно столько греховных страстей и желаний приходится преодолеть человеку на пути к просветлению и именно столько градусов у излома горы Кайлас, места паломничества буддистов [1]. В буддизме это число так часто фигурирует из-за значения каждой составляющей цифры: один — начало, отправная точка, в некоторых интерпретациях — божественное число, которое указывает на единичность Бога, ноль — ничто, пустота, восемь — бесконечность.

Большое значение все числа имели во время сюжетной арки компьютера на станции «Лебедь». Работникам станции, а в дальнейшем персонажам сериала, было необходимо вводить все шесть цифр каждые 108 минут, чтобы снижать заряд накопленной электромагнитной энергии и тем самым защищать остров от разрушения. Именно эта задача и стала причиной огромного конфликта, возникшего между Джеком и Джоном, перед выжившими встала проблема веры. Понятие веры в буддизме тесно сопряжено с просвещением и с доверием. Вера давалась только просветленным и высокоразвитым существам, вроде Будды и Бодхисаттвы. Те, кто безвозмездно верил, становились на путь просвещения и очищения своей души. Так, Джек Шепард в начале не верил в то, что компьютер способен разрушить остров, а Джон — полностью полагался на свою веру. Однако совращенный черным дымом, Джон потерял веру и сошел с пути истинного, за что и поплатился в дальнейшем. Джек же, в свою очередь, доверившись острову, встал на путь истинный, пройдя испытание на веру.

Образ проповедников буддизма в сериале

В процессе повествования истории, сериал постоянно представляет зрителю новых персонажей, как простых для восприятия, так и абсолютно таинственных, мотивы и лор которых так и не раскрывается даже в конце сериала. Такими персонажами становятся Догэн и Ачарья.

Догэн впервые появляется в серии «Аэропорт Лос-Анджелеса — Часть 2» (LA X, Part 2, s. 6., e. 2) в роли члена группы «других» и хозяина загадочного Храма. Догэн предпочитал говорить по-японски с помощью своего переводчика Леннона, который указал, что Догэн был единственным человеком, способным удержать Человека в черном подальше от Храма. После того, как Догэн был убит Саидом, Человек в Черном вошел в Храм как столб дыма и убил группу «других», которые решили сохранить верность Джейкобу. Безусловно, такая судьба отсылает зрителя к жизни японского философа-буддиста Эйхэя Догэна. Эйхэй Догэн был основателем храма Эйхэйдзи («храм Вечного мира»), где передавал ученикам Дхарму [9]. Эйхэй, как и его проекция на сериал — Догэн, не разговаривал со своими подчиненными на одном языке и предпочитал всегда использовать традиционный дзэнский язык, переполненный китайскими разговорными выражениями, которые большинству японских буддистов были неизвестны. Эйхей Догэн писал о времени в своей работе «Сёбогэндзо». Он структурировал понятие единства процесса и события, становления и бытия: «Хворост превращается в пепел, и никогда более не становится хворостом. Однако не следует полагать, что пепел — это то, что после, а хворост — то, что до. Необходимо понимать, что хворост пребывает в сфере феноменального выражения хвороста, которое полностью включает в себя и «до», и «после», и при этом не зависит от «до» и «после». Пепел пребывает в феноменальном выражении пепла, которое полностью объемлет «до» и «после». Таким образом, Догэн в сериале — это перенесенная во вселенную сериала проекция философа Эйхей Догэна. Исторически философ умер 22 сентября 1253 года, дата совпадает с первоначальной датой катастрофы Oceanic-815, что позволяет сделать вывод, что падение самолета на остров — это своеобразное «сожжение хвороста» — точка невозврата, после которой нельзя уже все вернуть в обычное течение времени. С помощью философии Эйхея Догэна сериал доносит зрителям, что несмотря на то, что время — это структурированная цепочка причинно-следственных событий, мы не можем восстановить или изменить время, прослеживая эту цепочку. В этом и заключался смысл альтернативной вселенной, которая прослеживалась параллельно оригинальной вселенной. Персонажи пребывали в разделенных «до» и «после», а потому не могли достичь перерождения и не могли покинуть остров. Только когда история «до» падения и история «после» падения смогли объединиться, когда они снова стали единым, все родственные души персонажей смогли встретиться в церкви и вместе шагнуть в новое перерождение.

Вторым таинственным персонажем стала Ачарья. Она возникает всего один раз на протяжении всего сериала, в воспоминаниях Джека, в серии «Чужак в чужой стране» (Stranger in a strange land, s. 3., e. 9). Девушка на протяжении всего пребывания Джека в Таиланде находится с ним в отношениях, но никогда не раскрывает полностью свою личность. Только когда Джек проследил за ней ночью, ему удалось выяснить, что Ачарья делает татуировки в студии. Тогда она и раскрывает свой секрет, рассказывая о способности «читать людей». Под уговоры Джека, несмотря на запрет рисования татуировок странникам, она сделала ему татуировку, которая охарактеризовала бы внутренний мир Джека.

Ачарья в буддистском и индуистском учении — это наставник, который понял суть своего предмета, и который может не только передать знания предмета своим ученикам, но и через предмет провести их к истине и приблизить к пониманию окружающего мира и приблизить к нирване. Таким образом Ачарья сериала, полностью видя суть человеческой души, передала эти знания Шепарду, изобразив своей татуировкой внутренний мир Джека: «Он ходит среди нас, но он не один из нас» (He walks among us but he is not one of us). После того, как Джек получил эту татуировку, он смирился не только с разводом, но и с проблемами с отцом, которые тревожили его раньше. Он обрел своеобразное успокоение от страстей, что его мучили. Таким образом сериал не только раскрыл немаловажную сторону личности Джека, как отчужденного человека, героя экзистенциального романа, но и выделил Джека на фоне других персонажей: он единственный, кто получил дхарму от ачарьи, единственный, кто начал путь к просвещению.

2.4. Буддистское значение серии «Конец — Часть 2»

Значение буддизма в сериале полноценно раскрывается в последней серии, «Конец — Часть 1» (The end — Part 1, s. 6., e. 17). Данный эпизод повествует с перспективы сразу двух вселенных: вселенной без падения самолета, где все происходит в городе, и вселенной с падением самолета, где все происходит на острове. В параллельной вселенной все персонажи наконец вспоминают друг друга и собираются в церкви, чтобы вместе вступить в новую жизнь. На острове же Джек передает свои силы Херли, делая его защитником, а после, принеся себя в жертву, умирает в том же окружении, в котором впервые очнулся после крушения.

Эта серия имеет большое значение для восприятия сюжета, так как все персонажи находят свой истинный путь, переставая быть «потерянными». Джек Шепард умирал в точно том же месте, в котором он появился на острове, что окольцовывает все повествование и раскрывает историю с буддистской точки зрения. В буддизме вся жизнь — это бесконечное колесо Сансары, цикл повторяющихся смертей и жизней, и чтобы выбраться из этого колеса, человек должен достигнуть просвещения, которое позволяет освободиться от оков страданий. Так раскрывается образ острова как колеса Сансары — попав туда, выжившие страдали от своих потребностей и от своих грехов, но как только они встали на путь истинный и достигли просвещения, они наконец освободились. Все персонажи, которые собрались в церкви — родственные души, которые готовы вместе разорвать порочный круг. Бенджамин был единственным, кто не смог войти в церковь с другими, так как знал, что он не готов к перерождению, ведь его карма запятнана его ужасными деяниями.

Буддистские детали в сериале

Помимо глобальных отсылок к буддистской религии, сериал так же представляет зрителям большое количество деталей, которые позволяют зрителям понять еще больше смыслов, заложенных в сюжет.

В первом сезоне, в серии «Трудности перевода» (In translation, s. 2., e. 17) на 28 минуте Джин проходит мимо статуи Будды, стоящей в гостиной клиента отца Сун. В дальнейшем Джин убивает клиента прямо перед лицом статуи Будды.

Во втором сезоне, в серии «Поиски» (And found, s. 2., e. 5) Джон, увидев, как разозлилась Сун из-за потери кольца, желает поддержать ее. Между ними происходит диалог:

«– Когда-то я сердился все время. Теперь же я нашел себя.

— Как вы нашли себя?

— Так же, как находят и все потери. Я не искал».

Мотив поиска себя является главным в буддизме. Джон нашел себя именно после того, как обрел веру в остров, и, следовательно, потерял себя, как только перестал доверять ему. Весь диалог напоминает буддистский коан — короткий диалог, импульс, который подается учителем ученику и который позволяет достичь просветления. Сун после слов Локка прекращает свои поиски, достигая просветления, за что и получает вознаграждение от острова в виде кольца. В другой же серии второго сезона, в серии «Обмен» (Two for the Road, e. 20., s 2) пока Бен заключен на станции «Лебедь», его оранжевая рубашка рвется на плече, что соответствует стилю мантии буддийского монаха.

В третьем сезоне, в серии «Не в Портленде» (Not in Portland, s. 3., e. 7) и в серии «Вспышки перед глазами» (Flashes before your eyes, s. 3., e. 8) представляется «Комната 23», созданная для создания амнезии. На экране появлялись цитаты из Дхаммапады — важнейшего произведения буддийской литературы: «Посадите хорошее семя, и вы с радостью соберете плоды». Также появлялись фразы, отсылающие к четырем благородным истинам: «Мы — причины наших собственных страданий» и «Подумай о своей жизни». Слайд с надписью «Все меняется» взят из буддийских «Трех концепций». Анитья — первая из этих трех концепций, которая утверждает, что «ничто не вечно, все меняется». В других сериях третьего сезона, а именно в «Триша Танака мертва» и «Человек за ширмой» (Tricia Tanaka Is Dead, s. 3., e. 10. и The Man Behind the Curtain, s. 3., e. 20) у персонажей в машине или на пластинках играет песня Shambala группы Three Dog Night. Шамбала — это мистическая прекрасная земля, которая упоминается как в буддистском учении, так и во многих других восточных религиях.

В шестом сезоне в серии «Конец — Часть 2» (The end — Part 2, s. 6., e. 18) на ветрине церкви, среди всех остальных символов религий, появляется и восьмеричное колесо.

Вся жизнь — это бесконечный цикл перерождения и смертей. Чтобы выбраться из заточения своих желаний, нужно найти свой истинный путь. Рассматривая сериал с буддистской точки зрения, нам представляются герои — как обычные души, попавшие в колесо Сансары и вынужденные выбраться из него. Поэтому концовку сериала можно трактовать двумя способами: персонажи, покинув остров, покинули и колесо Сансары, став свободными от физического тела и достигнув нирваны, или же персонажи — это родственные души, которые будут встречать друг друга вновь и вновь, перерождаясь. В контексте буддизма название сериала приобретает более глубокое значение: все герои потерялись на пути жизни и теперь ищут очищение.

Таким образом, проведя анализ системы персонажей, определив ключевые христианские образы, проанализировав буддистские мотивы и изучив детали сериала как в христианском, так и буддистском контексте, можно сделать вывод, что каждый маленький элемент, добавленный авторами сериала, будь то одежда, интерьер или имена героев, отсылал зрителей к религиозным сюжетам, которые помогают воспринять историю выживших после падения самолета с кардинально другой стороны.

Христианское учение помогает разъяснить образы персонажей и острова, понять концепт сериала как аллюзию на весь мир, историю человечества. Буддистское учение раскрывает тайну чисел, мистических персонажей, символики колеса и концовки сериала.

Итак, культовый сериал «Lost» имеет свою уникальную специфику повествования, которая раскрывается через христианское и буддистское учение. Совмещение этих религий дает событиям сложный подтекст, без которого восприятие сюжета остается неполным. История сериала Lost — это скрытое трансформирование Библии и философии буддизма, которое и делает сериал неповторимы, загадочным и головоломным на фоне других сериалов двухтысячных.

Литература:

  1. Все о буддизме: «Число 108 в буддизме». Электронный источник: URL: http://o-buddizme.ru/simvoly-v-buddizme/chislo-108-v-buddizme (дата обращения — 17.03.2021).
  2. Чернявский И. Как создатели «Остаться в живых» обманули всех. Электронный источник: URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3344918/ (дата обращения — 08.02.2021).
  3. Buddhism. Электронный источник: URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Buddhism (дата обращения — 06.05.2021).
  4. Destito D. The End–faith, reason, and the importance of both. Электронный источник: URL: https://www.comicsbeat.com/lost-week-the-end-faith-reason/ (дата обращения — 24.12.2020).
  5. Grillo-Marxuach J. The Lost will and testament of Javier Grillo-Marxuach. Электронный источник: URL: https://web.archive.org/web/20150527022211/http://okbjgm.weebly.com/lost/the-lost-will-and-testament-of-javier-grillo-marxuach (дата обращения — 28.10.2020).
  6. Lostpedia: The Island theory. Электронный источник: URL: https://lostpedia.fandom.com/wiki/The_Island. (дата обращения — 18.01.2021).
  7. McDonough K. Is Lost the most religious show on television? Электронный источник: URL: https://www.southcoasttoday.com/article/20100126/ENTERTAIN/100129960 (дата обращения — 21.04.2021).
  8. Reddit: Lost and the Bible. Электронный источник: URL: https://www.reddit.com/r/lost/comments/4wlf5l/best_lost_ending_theories/ (дата обращения — 03.05.2021).
  9. Zenso: Эйхэй Догэн. Электронный источник: URL: https://zenso.ru/okean-dzen/mastera-dzen/yaponiya/dogen-ejkhej (дата обращения — 14.04.2021).


Ключевые слова

мотив, Христианство, буддизм, повествовательная структура, система персонажей, сериал Lost

Похожие статьи

Реализация темы еды в рассказах жителей современной деревни

Статья посвящена анализу рассказов современных деревенских жителей о пище и трапезе. На основе материалов, собранных в ходе фольклорной экспедиции филологического факультета СПбГУ 2019 года в деревне Кысса (Лешуконский район Архангельской области), р...

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Трансформация английских концептов в русских переводах Набокова

Данная статья посвящена анализу перевода Набоковым его романа «Лолиты». Автор акцентирует внимание на отличиях русского перевода от оригинального английского текста. Дается подробный анализ перевода фонетических структур. Особое место отводится разли...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Роль наблюдения в приобретении экологического опыта в субкультуре детства (на материале произведений русской литературы XIX — XX вв.)

В статье рассматривается такой элемент обыденного уровня субкультуры детства как экологический опыт, который может быть как положительным, так и отрицательным. Он не носит имитационный характер. Одним из основных способов его приобретения является на...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Ономастическое пространство селькупского прозаического фольклора

В статье рассматривается ономастическое пространство селькупских сказок. Исследуются различные типы фольклорных текстов (рассказы о священных местах, богатырские сказания, сказки); проводится анализ топонимов и их разновидностей (гидронимов, ойконимо...

Топонимы как средства локализации художественного пространства в североирландском романе (на материале романа Анны Бернс «No Bones»)

Статья посвящена роли топонимов в современном североирландском романе. Важность изучения топонимов обусловлена спецификой романа, а именно отражением событий североирландского конфликта. Анализ показал, что основная функция топонимов — локализации и ...

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Актуальные проблемы тактики и методики расследования экстремистских преступлений, совершаемых в глобальной сети Интернет

В статье исследуется проблема внедрения современных средств криминалистической тактики при расследовании преступлений экстремистского характера, совершаемые в глобальной сети «Интернет». В ходе исследования обозначаются проблемы теоретического и прак...

Похожие статьи

Реализация темы еды в рассказах жителей современной деревни

Статья посвящена анализу рассказов современных деревенских жителей о пище и трапезе. На основе материалов, собранных в ходе фольклорной экспедиции филологического факультета СПбГУ 2019 года в деревне Кысса (Лешуконский район Архангельской области), р...

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Трансформация английских концептов в русских переводах Набокова

Данная статья посвящена анализу перевода Набоковым его романа «Лолиты». Автор акцентирует внимание на отличиях русского перевода от оригинального английского текста. Дается подробный анализ перевода фонетических структур. Особое место отводится разли...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Роль наблюдения в приобретении экологического опыта в субкультуре детства (на материале произведений русской литературы XIX — XX вв.)

В статье рассматривается такой элемент обыденного уровня субкультуры детства как экологический опыт, который может быть как положительным, так и отрицательным. Он не носит имитационный характер. Одним из основных способов его приобретения является на...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Ономастическое пространство селькупского прозаического фольклора

В статье рассматривается ономастическое пространство селькупских сказок. Исследуются различные типы фольклорных текстов (рассказы о священных местах, богатырские сказания, сказки); проводится анализ топонимов и их разновидностей (гидронимов, ойконимо...

Топонимы как средства локализации художественного пространства в североирландском романе (на материале романа Анны Бернс «No Bones»)

Статья посвящена роли топонимов в современном североирландском романе. Важность изучения топонимов обусловлена спецификой романа, а именно отражением событий североирландского конфликта. Анализ показал, что основная функция топонимов — локализации и ...

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Актуальные проблемы тактики и методики расследования экстремистских преступлений, совершаемых в глобальной сети Интернет

В статье исследуется проблема внедрения современных средств криминалистической тактики при расследовании преступлений экстремистского характера, совершаемые в глобальной сети «Интернет». В ходе исследования обозначаются проблемы теоретического и прак...

Задать вопрос