Сравнение общих, технических и эксплуатационных характеристик пассажирских вагонов Европейского Союза и Российской Федерации
Авторы: Янев Живко, Лаврухина Мария Романовна, Моисеева Наталья Алексеевна
Рубрика: 7. Технические науки
Опубликовано в
XVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2021)
Дата публикации: 31.01.2021
Статья просмотрена: 1235 раз
Библиографическое описание:
Янев, Живко. Сравнение общих, технических и эксплуатационных характеристик пассажирских вагонов Европейского Союза и Российской Федерации / Живко Янев, М. Р. Лаврухина, Н. А. Моисеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 16-21. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16376/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье дана информацию о пассажирских вагонах, курсирующих на железных дорогах Европы, перечислены виды и категории пассажирских вагонов, описана маркировка вагонов, представлено сравнение общих, технических и технологических характеристик между европейскими и российскими вагонами.
Ключевые слова: пассажирские вагоны, спальные вагоны, вагоны для перевозки автомобилей, PULLMAN вагоны, coushette-вагоны, серия вагона, подсерия вагона, знак принадлежности, технические характеристики вагона.
Железные дороги Европы имеют насыщенную и интересную историю. Не менее интересными являются современные поезда, которые передвигаются по всем европейским странам. Вагон — это, как правило, несамоходное транспортное средство, оборудованное колесными парами, передвигающееся по рельсовому пути [1].
Пассажирские вагоны предназначены для обслуживания пассажиров, они должны быть полностью в исправном состоянии, а также соответствовать всем требованиям строительных и санитарных норм и других нормативных документов. Пассажирские вагоны являются неотъемлемой частью транспортной системы и железнодорожного комплекса любой страны. С момента изобретения так называемого «спального» вагона Джорджем Молтимером Пульманом в 1858 г. было запущено развитие пассажирских вагонов самых разнообразных видов. Например, вагон-ресторан, санитарные вагоны, вагоны-лаборатории и т. д. Обычно пассажирские вагоны классифицируют в зависимости от оснащения, дальности следования или скоростного режима [2].
Европа имеет исторически сложенную карту железных дорог. По территории европейских стран передвигается большое количество пассажирских вагонов самых разных видов. Карта железных дорог Европы представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Карта железных дорог Европейского Союза
В зависимости от назначения конструкции и внутреннего оснащения к видам европейских пассажирских вагонов можно отнести следующие категории:
− пассажирские вагоны с сидениями I и II класса (рисунок 2);
− вагоны с кроватями (coushette) и спальные вагоны (рисунок 3);
− вагон-ресторан, буфет, бар (рисунок 4);
− багажные вагоны для перевозки багажа пассажиров (рисунок 5);
− багажные вагоны для перевозки автомобилей;
− другие специальные пассажирские вагоны с особым комфортом (салоны, медицинские, туристические и т. д.);
− почтовые вагоны.
Рис. 2. Пассажирские вагоны с сидениями первого и второго классов, принадлежащие компании «Deutche Bahn»
Подобные пассажирские вагоны популярны для относительно коротких дистанций (до 400 км) или входят в состав скоростных поездов, если ходовые части вагона позволяют увеличить эксплуатационную скорость до 200 км/ч. В подобных поездах пассажиры совершают свои поездки днем, так как условия для комфортного сна не предусмотрены.
Рис. 3. Интерьер пассажирского спального вагона в Австрии
Спальные вагоны входят в состав ночных поездов и эксплуатируются на маршрутах, длина которых не менее 400 км. Стоит отметить, что широкое распространение спальные вагоны нашли на территории стран восточной Европы, так как максимальная эксплуатационная скорость движения пассажирских поездов зачастую не больше 140 км/ч.
Рис. 4. Вагоны для обслуживания и приятного времяпровождения пассажиров
Вагоны-рестораны входят в состав ночных поездов, маршрут которых больше 600км и в них предусмотрено персональное обслуживание каждого гостя официантами вагона. Вагоны-бар (бистро) входят в состав ночных поездов, длина маршрута которых колеблется от 400 до 600 км. Каждый пассажир может подойти до барной стойки и приобрести ограниченное количество напитков в течение одной поездки.
Рис. 5. Вагон для перевозки багажа и грузобагажа (интерьер)
Маркировка европейских пассажирских вагонов также отличается от российских. Заглавные буквы обозначают серию вагона, а маленькие латинские буквы обозначают подсерию, которая наиболее точно позволяет определить назначение и характеристики (технические и технологические) вагона.
Существуют следующие виды и серии пассажирских и багажных вагонов:
− А — вагоны с сидениями I класса;
− B — вагоны с сидениями II класса;
− АВ — вагоны с сидениями I и II классов;
− G — багажные вагоны;
− WR — вагон-ресторан;
− AR — вагоны-бистро с сидениями I класса;
− BR — вагоны-бистро с сиденьями II класса;
− AD, BD, ABD, ARD, BRD и т. Д. — комбинированные вагоны, аналогичные основному значению.
− WL — спальные вагоны;
− WLA — спальные вагоны I класса (с одной или двумя кроватями);
− WLB — спальные вагоны II класса (с тремя и более кроватями);
− WLAB — спальные вагоны I и II классов — комбинированные;
− DD — открытые двухъярусные багажные вагоны для автомобильного транспорта;
− МD — закрытые одноэтажные багажные вагоны для автомобильного транспорта;
− ММD — закрытые двухэтажные багажные вагоны для автомобильного транспорта;
− WSP — вагоны Pullman с особым комфортом (рисунок 6);
− SR — танцевально-барный вагон.
Рис. 6. Интерьер вагона поезда «Belmond British Pullman»
Также следует отметить некоторые подсерии пассажирских, багажных и почтовых вагонов, имеющих следующее значение:
− а — вагоны с тремя осями;
− аа — вагоны с двумя осями;
− c — вагоны с кроватями / «coushette»;
− ее — вагоны, которые отапливаются исключительно электричеством;
− l — вагоны со звуковой системой;
− ll — вагоны с линией и аудиосистемой;
− m — вагоны длиной более 24 метров;
− s — вагоны с боковым проходом, в багажных вагонах;
− т — вагоны с коридором посередине;
− q — вагоны с электроподогревом;
− qq — вагоны с линией и электронагревателем.
Для облегчения идентификации пассажирских вагонов в зависимости от технических и эксплуатационных характеристик используют числовую маркировку.
Номер каждого вагона состоит всего из 12 [3] расположенных в один ряд цифр, сгруппированных определенным образом, как это представлено на рисунке 7. В Российской Федерации и других странах с шириной колеи 1520 мм код пассажирского вагона состоит из 8 цифр, расположенных в 2 ряда (в первом ряду — 3, а во втором — 5) [4].
Рис. 7. Значение кода европейского пассажирского вагона
На рисунке 8 представлен код вагона, принадлежащего вагонному парку Македонии.
Рис. 8. Код македонского пассажирского вагона
Приведем краткое пояснее значений каждой цифры:
− Цифры «I» и «II» обозначают режим обмена, который указывает на возможность использования вагона во внутреннем или международном сообщении в рамках союза RIC;
− Цифры «III» и «IV» обозначают право собственности на вагон, т. е. железную дорогу, в управлении которой находится вагон;
− Цифра «V» обозначает серию вагона, значение которой схоже с буквенной маркировкой;
− Цифра «VI» в серийном номере указывает сколько отсеков (купе) в пассажирском вагоне (подсерия);
− Цифра «VII» определяет максимальную скорость движения вагона;
− Цифра «VIII» обозначает тип обогрева вагона;
− Цифры: «IX, X и XI» обозначают инвентарный (порядковый) номер вагона в общем парке пассажирских вагонов одного оператора;
− Цифра «XII» указывает контрольный знак, который определяет правильность предыдущих 11 цифр (В России также контрольный знак является последней цифрой в цифровом коде вагона).
Для наглядного сравнения европейских и российских вагонов приведем таблицу 1, в которой представлены ключевые характеристики вагонов.
Таблица 1
Сравнение общих, технических и эксплуатационных характеристик пассажирских вагонов Российской Федерации и Европейского Союза.
Название исследуемой характеристики |
Российская Федерация |
Европейский Союз |
Тара вагона, (т) |
max 62 |
max 54 |
Количество осей, (ось) |
4 |
4 |
Диапазон максимальной эксплуатационной скорости, (км/ч) |
140–200 |
120–250 |
Диапазон свободных мест в зависимости от типа вагона, (место) |
18–64 |
16–72 |
Средняя дальность перевозки пассажиров, (км) |
922 |
216 |
Численное обозначение вагона |
Присутствует, 8 цифр |
Присутствует, 12 цифр |
Буквенное обозначение вагона |
Отсутствует (за исключение вагонов RIC) |
Присутствует |
Температурный диапазон работы вагона, ( 0 С) |
-50; +40 |
-40; +50 |
Стоит отметить, что российский и европейский вагонные парки имеют исключительную важность в сфере пассажирских перевозок. Отличие состоит в том, что европейский парк разнообразнее, чем российский, так как вагоны производит не одна страна.
Различие в таре вагона встречается за счет использования разных габаритов подвижного состава. На территории Европейского союза зачастую используются вагоны, линейные размеры которых соответствуют габариту «03-ВМ», а на территории Российской Федерации для построения пассажирских вагонов используется габарит подвижного состава «Т» [5].
Диапазон максимальной эксплуатационной скорости у вагонного парка Европейского союза шире из-за множества различных стандартов строительства и технического обслуживания железнодорожных линий и подвижного состава. Самые низкие эксплуатационные скорости движения пассажирских вагонов встречаются в восточной Европе (от 120 до 160 км/ч), а самые высокие эксплуатационные скорости движения встречаются в западной Европе (от 160 до 250 км/ч).
Особое отличие замечается в температурном диапазоне работы пассажирских вагонов. На территории Российской Федерации к пассажирским вагонам предъявлены повышенные требования так, как российские вагоны обращаются в разных погодных условиях, начиная от районов вечной мерзлоты и заполярья, заканчивая на южные берега черного моря.
Метод аналитического исследования сравнительных характеристик пассажирских вагонов Российской Федерации и Европейского Союза дают возможность прийти к общему выводу, который дает нам понять, что каждая страна изготавливает пассажирские вагоны с учетом климатических, социальных и общественных потребностей с целью удовлетворить желание каждого пользователя транспортной услуги в пассажирском движении максимальным комфортом, низкой стоимостью перевозки и высокой скоростью движения.
Литература:
- Общий курс транспорта: учебное пособие / А. В. Куликов, С. А. Ширяев, Л. Б. Миротин; ВолгГТУ. — Волгоград, 2016. — 160 с.
- Саломеева А. Поезд тронулся / Саломаева А. // БОСС бизнес, организация, стратегия, системы. 2012. № 11. — 12 с.
- Технология железнодорожного транспорта: учебное пособие / Гордан Стоич, Кире Димановски. под редакцией Ильи Цветановски, Дончо Петков, Славе Димовски. — М.: Министерство образования и науки Республики Македонии, 2010. — 175 с.
- Общий курс железных дорог: учебное пособие / В. И. Апатцев и др. под общ. Ред. В. И. Апатцева. — М.: Московский государственный университет путей сообщения, РОАТ, 2009. — 418 с.
- Габариты на железнодорожном транспорте: учебное пособие / М. В. Четчуев, В. П. Федоров, Д. И. Хомич. — М.: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (Санкт Петербург), 2020. — 38 с.
Ключевые слова
пассажирские вагоны, спальные вагоны, вагоны для перевозки автомобилей, PULLMAN вагоны, coushette-вагоны, серия вагона, подсерия вагона, знак принадлежности, технические характеристики вагонаПохожие статьи
Анализ европейского парка грузовых вагонов
Проведен анализ классификации грузовых вагонов в Европейском союзе, определены условия эксплуатации вагонного парка грузовых вагонов европейскими странами, применен сравнительный анализ характеристик грузовых вагонов европейского парка, сделаны вывод...
Анализ надежности грузовых вагонов железных дорог Республики Узбекистан
В данной статье был произведен анализ на основании годового отчёта депо по ремонту грузовых вагонов станции Ташкент-товарная. Был построен график сравнения количества неисправных деталей с количеством забракованными, а также в зависимости от этого бы...
Особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна
В статье рассмотрены особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна. Все порты Арктического бассейна условно разделены на три группы. В статье дана характеристика, особенности и перспективы развития всех портов из каждой груп...
Особенности международных контейнерных перевозок
В данной статье рассматривается процесс контейнеризации в международных транспортных перевозках грузов. Также в работе отмечены основные классификации контейнеров по использованию на различных видах транспорта, которые позволяют осуществлять более ка...
Особенности перевозочного процесса между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой
В статье анализируется перевозочный процесс между Россией и Китаем. Анализ базируется на основе сбора данных номенклатуры перевозимых грузов, используемых видов транспорта и возможных вариантов движения. Также, в таблицу была вынесена сравнительная х...
Технология работы припортовой станции с местными вагонами
В настоящее время, в период роста объемов перевозок и увеличения числа угольных маршрутов, направленных на экспорт в страны АТР, существует острая проблема в обеспечении эффективной работы станции. Для этого, в статье рассмотрен ряд эксплуатационных ...
Тенденции и варианты развития морских портов России
В статье рассмотрены альтернативные пути развития морских портов России. Дана характеристика трех возможных вариантов развития морских портов, выявлены достоинства и недостатки каждого из них. Приведен анализ изменения объемов перевал-ки одного из ви...
Проектирование реданных рам машин очистки железнодорожных полотен для отсыпки
Статья посвящена анализу проектирования рам типа «редан», основным этапам проектирования, наиболее часто встречающимся случаям при проектировании рам типа «редан», характеру и видам нагружения, расположению конструктивных элементов в рамах типа «реда...
Исследования напряженно-деформированного состояния кузова вагона-хоппера для перевозки цемента
В статье рассмотрены вопросы проектирования и внедрения в эксплуатацию новых конструкций вагонов на железных дорогах Республики Узбекистан. Выполнены теоретические исследования по определению прочностных характеристик кузова вагона-хоппера для перево...
Настоящее и будущее кузовных конструкционных материалов
В статье проводится рассмотрение вопроса эволюции технологий автомобильной промышленности и перспективу использования тех или иных кузовных материалов, производится анализ существующих кузовных материалов, выявление лучших позиций.
Похожие статьи
Анализ европейского парка грузовых вагонов
Проведен анализ классификации грузовых вагонов в Европейском союзе, определены условия эксплуатации вагонного парка грузовых вагонов европейскими странами, применен сравнительный анализ характеристик грузовых вагонов европейского парка, сделаны вывод...
Анализ надежности грузовых вагонов железных дорог Республики Узбекистан
В данной статье был произведен анализ на основании годового отчёта депо по ремонту грузовых вагонов станции Ташкент-товарная. Был построен график сравнения количества неисправных деталей с количеством забракованными, а также в зависимости от этого бы...
Особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна
В статье рассмотрены особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна. Все порты Арктического бассейна условно разделены на три группы. В статье дана характеристика, особенности и перспективы развития всех портов из каждой груп...
Особенности международных контейнерных перевозок
В данной статье рассматривается процесс контейнеризации в международных транспортных перевозках грузов. Также в работе отмечены основные классификации контейнеров по использованию на различных видах транспорта, которые позволяют осуществлять более ка...
Особенности перевозочного процесса между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой
В статье анализируется перевозочный процесс между Россией и Китаем. Анализ базируется на основе сбора данных номенклатуры перевозимых грузов, используемых видов транспорта и возможных вариантов движения. Также, в таблицу была вынесена сравнительная х...
Технология работы припортовой станции с местными вагонами
В настоящее время, в период роста объемов перевозок и увеличения числа угольных маршрутов, направленных на экспорт в страны АТР, существует острая проблема в обеспечении эффективной работы станции. Для этого, в статье рассмотрен ряд эксплуатационных ...
Тенденции и варианты развития морских портов России
В статье рассмотрены альтернативные пути развития морских портов России. Дана характеристика трех возможных вариантов развития морских портов, выявлены достоинства и недостатки каждого из них. Приведен анализ изменения объемов перевал-ки одного из ви...
Проектирование реданных рам машин очистки железнодорожных полотен для отсыпки
Статья посвящена анализу проектирования рам типа «редан», основным этапам проектирования, наиболее часто встречающимся случаям при проектировании рам типа «редан», характеру и видам нагружения, расположению конструктивных элементов в рамах типа «реда...
Исследования напряженно-деформированного состояния кузова вагона-хоппера для перевозки цемента
В статье рассмотрены вопросы проектирования и внедрения в эксплуатацию новых конструкций вагонов на железных дорогах Республики Узбекистан. Выполнены теоретические исследования по определению прочностных характеристик кузова вагона-хоппера для перево...
Настоящее и будущее кузовных конструкционных материалов
В статье проводится рассмотрение вопроса эволюции технологий автомобильной промышленности и перспективу использования тех или иных кузовных материалов, производится анализ существующих кузовных материалов, выявление лучших позиций.