Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Библиографическое описание
Оценка эффективности действия тормоза грузового вагона / Р. П. Нигай, К. Х. Иноятов, О. У. Хайдаров [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89705/.


В статье проведены исследования по оценке эффективности действия тормоза полувагона модели 12–9922 с авторежимом № 265А–4, тормозным цилиндром 188 Б, регулятором РТРП-675М и одного запасного резервуара объемом 78 л.

Ключевые слова: полувагон, тормозная система, рычаг, тормозной цилиндр, авторежим, запасной резервуар.

В последнее время в Республике Узбекистан особое внимание уделяется производству современных грузовых и пассажирских вагонов [1–7], а также решению вопросов безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте, особенно при взаимодействии подвижного состава и пути [8–12]. С этой целью произведен оценка эффективности действия тормоза полувагона модели 12–9922 [13–16], выполненный согласно установленным требованиям [17–19].

Тормозная система четырехосного универсального полувагона модели 12–9922 объемом кузова 92 м 3 [20], предназначенного для перевозки сыпучих, мелкокусковых и штучных грузов, состоит из рычажной передачи, действующий на две двухосные тележки [21]. При этом систему обслуживает один авторежим № 265 А — 4 с тормозным цилиндром 188 Б, питающийся от одного воздухораспределителя 483А или 483-М, с регулятором РТРП-675М и одного запасного резервуара Р7–78 объемом 78 л, обеспечивающий независимую передачу тормозных усилий на исполнительный механизм тележек. Исходные данные по тормозной системе приведены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные по тормозной системе полувагона

Наименование величины

Обозначение

Значение

Масса порожнего вагона, т

T

23,5

Максимальная масса перевозимого груза, т

Q

70

Диаметр тормозного цилиндра, см

Д Ц

35,6

Жесткость пружины тормозного цилиндра, кгс/см

Ж Ц

6,54

Усилие сжатия пружины тормозного цилиндра, кгс

P О

159

Давление воздуха в тормозном цилиндре при авторежиме, колодки композиционные, кгс/см 2

порожний

Р Ц

1,5

груженный

3,0

Давление воздуха в тормозном цилиндре при авторежиме, колодки чугунные, кгс/см 2

порожний

Р Ц

1,4

груженный

4,0

Расчётный выход штока тормозного цилиндра для колодок тележек, см:

композиционных

чугунных

l ШТК

l ШТЧ

10

12,5

Жёсткость пружины авторегулятора, кгс/см

Ж Р

23,1

Усилие сжатия пружины авторегулятора, кгс

Р Р

169

Величина сжатия пружины авторегулятора при полном служебном или экстренном торможении, см

l р

1,5

Число тормозных колодок тележки

m т

4

Число тормозных колодок вагона

m K

8

Размеры плеч горизонтальных рычагов при колодках, мм:

композиционных

чугунных

a К б К в К

a Ч б Ч в Ч

145355195

200300140

Передаточное число рычажной передачи автотормоза тележек при колодках:

композиционных

чугунных

n К

n Ч

5,87

9,1

Коэффициент потерь на трение:

в рычажной передаче автотормоза

в тормозном цилиндре

в приводе ручного тормоза

П

Ц

СТ

0,95

0,98

0,2

В целях исследования эффективности действия тормоза полувагона был определен расчетный коэффициент силы нажатия колодок полувагона при оборудовании авторежимом № 265А-4.

Расчет производился при включении режимного вала воздухораспределителя 483А на средний и груженный режимы при установке композиционных или чугунных колодок.

Действительная сила нажатия на одну тормозную колодку определяется по формуле:

, (1)

где F 1 — усилие сжатия отпускной пружины тормозного цилиндра F 2 — усилие пружины авторегулятора, приведенное к штоку тормозного цилиндра, кгс; Р ц — давление воздуха в тормозном цилиндре, определяется в зависимости от загрузки вагона.

Усилие отпускной пружины тормозного цилиндра определяется по формуле:

, (2)

где числовые значения Р 0 , Ж Ц и l ШТК приведены в таблице 1.

Подставив данные в формулу (2), получили усилие отпускной пружины тормозного цилиндра, составляющее для композиционных колодок F 1 =224,4 кг, а для чугунных F 1 =240,75 кг.

Усилие пружины авторегулятора рычажной передачи, приведенное к штоку тормозного цилиндра кгс, определялся по формуле:

, (3)

где числовые значения P P , Ж Р и l P приведены в таблице 1.

Передаточное число привода авторегулятора, n ПР , определяется по формуле:

, (4)

где значения а, б и в в соответствии с рис. 1.

Схема рычажной передачи 4-осного полувагона

Рис. 1. Схема рычажной передачи 4-осного полувагона

Подставив данные в формулу (4), получили передаточное число для композиционных колодок n np =0,47, для чугунных n np =0, 47.

Подставив данные в формулу (3), получили усилие пружины авторегулятора рычажной передачи для композиционных и чугунных колодок F 2 = 95,7 кг.

Расчетная сила нажатия на композиционную и чугунную колодку К р определяются соответственно по формулам:

(5)

и (6)

Расчетный коэффициент силы нажатия композиционных колодок Р определялся по формуле:

для вагона с загрузкой , (7)

для порожних вагонов , (8)

где m — количество тормозных колодок, обслуживаемых одним тормозным цилиндром; К р — расчетная сила нажатия на тормозную колодку.

Результаты расчетов для композиционных и чугунных колодок приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты расчетов тормозной эффективности вагона

Тормозная колодка

Режим включения воздухо-распределителя

Загрузка вагона

Усилие сжатия пружин ы цилиндра F 1 , кгс

Усилие сжатия пружин ы авторегулятора F 2 , кгс

Расчетная сила нажатия на одну колодку К Р , т/с

Компози-ционные

Средний

порожний

224,4

95,7

0,71

груженый

224,4

1,72

Чугунные

Средний

порожний

224,4

95,7

1,76

груженый

240,75

3,38

При расчете тормоза с чугунными колодками определяется только расчетная сила нажатия чугунных тормозных колодок на ось, которая должна быть не менее: на порожнем режиме 3,5 тс; на груженом режиме 6,5 тс.

Сила F 2 не учитывается при расчете на эффективность порожнего вагона и при проверке отсутствия юза.

Результаты исследований показали, что расчетный коэффициент силы нажатия композиционных тормозных колодок превышает минимальную величину тормозной эффективности в порожнем =0,24 > [ =0,22] состоянии, и в груженом состоянии =0,147 > [ =0,14], а сила нажатия на ось чугунных колодок превышает минимально допустимую величину в порожнем состоянии 3,52 > 3,5, и в груженом состоянии 6,76 > 6,5 что соответствуют установленным требованиям [17, 19].

Литература:

  1. Рузметов Я. О. Перспективы развития вагоностроения в Республике Узбекистан / Я. О. Рузметов, Р. В. Рахимов // Сборник научных трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития вагоностроения». — Брянск: БГТУ, 2019. — C. 147–150.
  2. Рахимов Р. В. Состояние и перспективы развития вагонного парка железных дорог Узбекистана / Р. В. Рахимов // Материалы XIII Международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты». — СПб.: ПГУПС, 2018. — С. 124–128.
  3. Рахимов Р. В. Первый узбекский пассажирский вагон дальнего следования / Р. В. Рахимов // Тяжелое машиностроение. — 2010. — № 6. — С. 34–35.
  4. Рахимов Р. В. Новый пассажирский вагон купейного типа для железных дорог Узбекистана / Р. В. Рахимов // Известия ПГУПС. — 2010. — № 2. — С. 286–295.
  5. Ибрагимов Н. Н. Разработка конструкции контейнера для перевозки плодоовощной продукции / Н. Н. Ибрагимов, Р. В. Рахимов, М. А. Хаджимухаметова // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 168–173.
  6. Рахимов Р. В. Разработка конструкции и условия эксплуатации контейнеров для перевозки плодоовощной продукции / Р. В. Рахимов, М. А. Хаджимухаметова // Вестник транспорта Поволжья. — 2016. — № 2 (56). — С. 75–81.
  7. Rahimov R. V. Development of improved technical means for transportation fruits and vegetables / R. V. Rahimov, M. A. Khadjimukhametova, Z. X. Rakhmatov // European Science Review. — 2016. — No 1–2. — P. 175–177.
  8. Расулов М. Х. Проблемы повышения конкурентоспособности отечественных железнодорожных коридоров / М. Х. Расулов, У. Н. Ибрагимов, Р. В. Рахимов // Научные труды Республиканской научно-технической конференции «Ресурсосберегающие технологии на ж. д. транспорте». — Ташкент: ТашИИТ, 2013. — С. 14–17.
  9. Расулов М. Х. Теоретические исследования по определению прочностных характеристик кузова вагона-цементовоза производства Республики Узбекистан / М. Х. Расулов, А. Н. Ризаев, Р. В. Рахимов // Инновационный транспорт. — 2016. — № 4 (22). — С. 43–47.
  10. Рахимов Р. В. Оценка напряженно-деформированного состояния элементов конструкции верхнего строения пути железных дорог Республики Узбекистан при эксплуатации подвижного состава с повышенными осевыми нагрузками / Р. В. Рахимов // Бюллетень результатов научных исследований. — 2019. — Вып. 3. — С. 67–88.
  11. Рахимов Р. В. Расчетное определение показателей воздействия подвижного состава с повышенными осевыми нагрузками на путь в условиях железных дорог Республики Узбекистан / Р. В. Рахимов // Вестник транспорта Поволжья. — 2019. — № 5 (77). — С. 23–33.
  12. Рахимов Р. В. Развитие тяжеловесного движения и оценка воздействия подвижного состава с повышенными осевыми нагрузками на верхнее строение пути железных дорог Республики Узбекистан / Р. В. Рахимов // Сборник трудов LXXIX Всероссийской конференции «Транспорт: проблемы, идеи, перспективы». — СПб.: ПГУПС, 2019. — С. 54–56.
  13. Rahimov R. V. Researches of the stressed — deformed state of the open wagon body model 12–9922, produced in Uzbekistan / R. V. Rahimov // Proceedings VI International Scientific Conference «Transport Problems 2014». — Katowice: Silesian University of Technology, 2014. — P. 614–621.
  14. Рахимов Р. В. Расчет напряженного-деформированного состояния металлоконструкции кузова нового полувагона модели 12–9922 производства Республики Узбекистан / Р. В. Рахимов // Научные труды Республиканской научно-технической конференции «Ресурсосберегающие технологии на ж.-д. транспорте». — Ташкент: ТашИИТ, 2012. — С. 18–23.
  15. Рахимов Р. В. Исследование расчета эффективности действия тормоза полувагона / Р. В. Рахимов, Д. Н. Заирова // Научные труды Республиканской научно-технической конференции «Ресурсосберегающие технологии на ж. д. транспорте». — Ташкент: ТашИИТ, 2012. — С. 100–102.
  16. Рахимов Р. В. Оценка силового воздействия подвижного состава с повышенными осевыми нагрузками на верхнее строение пути железных дорог Республики Узбекистан / Р. В. Рахимов // Материалы XIV Международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты». — СПб.: ПГУПС, 2019. — С. 269–272.
  17. Нормы для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). — М.: ГосНИИВ-ВНИИЖТ, 1996. — 317 с.
  18. Типовой расчёт тормоза грузовых и рефрижераторных вагонов. — М.: ВНИИЖТ, 1996. — 76 с.
  19. Правила эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог государств-участников содружества, Латвии, Литвы, Эстонии, утвержденная Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол № 48 от 29–30 мая 2008 г.
  20. ТУ 32.14.012:2012. Универсальный полувагон с разгрузочными люками объемом кузова 92 м3. Модель 12–9922. Технические условия. — Т.: ДП «ЛМЗ», 2012. — 22 с.
  21. Рахимов Р. В. Ходовые части вагонов. Учебное пособие. — Ташкент: Узбекистан, 2018. — 200 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
полувагон
тормозная система
рычаг
тормозной цилиндр
авторежим
запасной резервуар
Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 29-32):
Часть 1 (стр. 1-61)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 29-32стр. 61

Молодой учёный