Влияние музыкальных видов деятельности на математическое развитие дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пищальникова, С. В. Влияние музыкальных видов деятельности на математическое развитие дошкольников / С. В. Пищальникова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/374/15875/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье проводится краткое теоретическое обобщение научных трудов по проблеме влияния музыкальных видов деятельности на умственное воспитание ребенка. Обосновывается необходимость интеграции занятий по математике с включением средств музыкального искусства. Обозначены критерии, составляющие основу математических способностей дошкольников. Доказано положительное влияние средств музыкального искусства на математическое развитие ребенка.

Ключевые слова: математическое развитие дошкольников, виды музыкальной деятельности, интегративные формы обучения.

Математическое развитие играет огромную роль в умственном воспитании и в развитие интеллекта ребёнка. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Проблема формирования и развития математических способностей детей — одна из актуальных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

В психолого-педагогической литературе рассматриваются компоненты готовности детей к систематическому обучению в школе — личностная, интеллектуальная, волевая, физическая готовности. Многими учёными подчёркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60 % способностей к переработке информации формируется у детей к 5–6 годам. В этот период важно научить ребёнка мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок. Дошкольник должен не только воспроизводить знания, а и уметь находить наиболее оптимальный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости. Кроме того, образовательная деятельность должна проходить в увлекательной, занимательной форме.

Анализ теоретико-методологической и учебной литературы выявил, что проблема развития математических способностей дошкольников средствами музыкального искусства является мало изученной и не разработанной в исследованиях зарубежных и отечественных исследователей, подчеркивая ее научную актуальность.

В аспекте обозначенной проблемы возникает необходимость введения в систему дошкольного образования интегрированных форм обучения, используя, в том числе как один из способов развития математических способностей средства музыкального искусства. Исследования многих выдающихся отечественных и зарубежных ученых психологов, нейропсихологов, педагогов, таких как Эйнштейн А., Выготский Л. С., Медушевский В. В., Costa Giomi E, Koelshch S., Аршавский В. В., Хомская Е. Д., Леутин В. П., Кирнарская Д. К., Алтынсарин И., Байтурсынов А., Джексембекова М. И. в своих трудах раскрывают эффективность воздействия музыки на специальные, в том числе и математические способности, тем самым, подтверждая необходимость применения средств музыкального искусства при обучении математике.

Музыка и математика являются субстанциями абстрактными, не имеющих подобных себе аналогов в окружающем мире. Разнообразные отношения элементов, сопоставления величин, а также пропорции в значительной степени формируют и математику, и музыку. И та, и другая область отсылает к иерархии, когда отношения и связи одного порядка являются частью взаимосвязанных компонентов другого, более высокого порядка. При этом один ряд связанных между собою величин, чисел, фигур, мотивов или фраз встраивается как часть в другой ряд отношений более крупных величин, чисел, фигур, мотивов и фраз [1, с. 91].

Проблеме умственного воспитания учащихся средствами музыки, а именно пением в научно-педагогической литературе уделяли внимание Л. Н. Толстой, А. Л. Маслова, С. Т. Шацких, А.Н Зорина, О. П. Радынова и др.

Пение является средством для развития слухового восприятия. Благодаря этому у ребенка вырабатывается устойчивость слухового внимания, рождается творческое воображение. Во время пения происходит активизация познавательных процессов, эмоциональная отзывчивость, одновременно формируя потребности более высокого порядка, связанные с культурным уровнем человека [2, с. 36].

По мнению Радыновой О. П., пение способствует умственному развитию детей, раскрывая перед ребенком мир представлений и чувств, расширяя при этом кругозор, увеличивая объем знаний об окружающем мире, явлениях природы. Слушая звучание мелодии песни, дошкольник учится сравнивать сходные и различные звуки, определять характерные смысловые особенности художественного образа произведения, знакомится с выразительным значением мелодии. Все это способствует активизации умственных способностей ребенка. Отвечая на вопросы преподавателя о содержании песни, дошкольник учится делать первые обобщения и сравнения: определять характер песни, музыкальные средства выразительности художественного образа в ней. Так же, пение улучшает концентрацию внимания, память и воображение, развивает творческое мышление. [3, с. 143]

Влияние музыкально-исполнительской деятельности на развитие математических способностей доказана исследователями Мэри Форджерд (Marie Forgeard), Эллен Уиннер (Ellen Winner) и Андреа Нортон (Andrea Norton), являющимися преподавателями Сент-Эндрюсского университета (University of St. Andrews), проводившими эксперимент в 2008 году. Они установили, что дети, играющие на музыкальных инструментах в течение трех лет, превосходят своих сверстников сразу по четырем показателям: восприятие информации на слух, моторика, словарный запас и логическое мышление. Музыканты продемонстрировали умение выполнять более сложные арифметические действия по сравнению с детьми, не играющими на музыкальных инструментах. Кропотливое и постепенное изучение музыкального произведения, внимание к деталям и дисциплина, требующаяся, чтобы научиться играть на инструменте, также являются отличной основой для развития математических навыков [4].

Связь математики и музыки также наглядна в области образования в целом. Исследования таких ученых, как Б. М. Теплов, И. Я. Лернер, Н. А. Ветлугина, Б. В. Асафьев, Т. А. Маркова, О. П. Радынова и др. показывают, что развитие музыкальных способностей положительно влияет на умственное (интеллектуальное) развитие ребенка в целом. Дети, которые учатся с помощью музыки и танца, быстрее и легче запоминают информацию, чем дети, которые изучают те же понятия с помощью словесного преподавания.

Еще Платон и Аристотель указывали на необходимость гармоничного развития духовных и телесных сил подрастающего поколения, утверждая, что музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Автор одной из самых известных методик системы музыкально-ритмического воспитания, швейцарский композитор и педагог Э.Жак-Далькроз, считал, что через музыку и танец дети не только развивают музыкальность, но и учатся познавать мир, самих себя, воспитывают волю, внимание и коммуникабельность [5, с 61].

По мнению О. П. Радыновой, музыкально-ритмические движения развивают сосредоточенность, внимание, память, эмоции, что важно и для музыкальной деятельности, и для общего развития ребенка. В каждом виде исполнительства дошкольники выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию воображения, фантазии, уверенности в себе [3, с 78].

Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивлению, любопытству. Л. Н. Трегубова отмечает, что использование музыкального сопровождения на школьном уроке способствует сосредоточенности, дает положительный эффект. Исследование В. П. Петрушина показывает, что инструментальная музыка стимулирует воображение слушателей и способствует их творческому развитию мышления.

Таким образом, на основании теоретического обобщения трудов зарубежных и отечественных исследователей мы пришли к следующим выводам.

Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах. Она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка. Виды музыкальной деятельности — пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения способствуют развитию математических способностей. Музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов, делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.

Успешное протекание математического развития дошкольников в условиях использования в учебно-воспитательном процессе музыкальных средств обеспечивается реализацией следующих теоретических положений: единства образных и понятийных средств организации познавательной деятельности; аналогии понятий интегрируемых областей знаний; игровой деятельности как способа организации образовательного процесса.

На основе проведенного анализа методик обучения математике была разработана и внедрена в практику математических занятий детского центра «Развитие» г. Павлодара, интегрированная программа по развитию математических способностей дошкольников средствами музыкального искусства. За основу программы по математике была взята Типовая Учебная Программа дошкольного воспитания и обучения от 2016 года, разработанная министерством образования и науки РК и использующаяся во всех дошкольных учреждениях Казахстана. В качестве дополнительной интегрируемой программы по музыке нами были использованы методики В. Лаптевой, Железновых и педагогический опыт автора исследования.

Суть разработанной интегрированной программы, состоит в том, чтобы через систему специальных музыкальных средств, заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка элементарные математические представления и связанные с ними логические операции. Сочетание системы базовых заданий по математике с использованием музыкальных средств, способствует лучшему восприятию учебного материала, является фактором, активно влияющим на математическое развитие дошкольника.

Для развития математических способностей мы обобщили и систематизировали серии заданий по четырем направлениям, которые составляют основу математических способностей дошкольников.

  1. Способность ребенка к обобщению математического материала (целенаправленность мышления), н-р, выделять в отдельную группу числа, цифры, знаки, и др.
  2. Способность к гибкому переходу в мыслительной деятельности (которая проявляется в рассуждениях ребенка) от прямого движения к обратному движению мысли и рассуждения. Примером может быть умение прямого и обратного счета.
  3. Способность к переходу от практических действий с предметами к действию с ними в уме, что проявляется в его рассуждениях. Это называется способностью к свертыванию математических рассуждений и математических действий.
  4. Способность к логическому и алгоритмическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики.

К каждой категории задания по математике предложили определенный вид музыкальной деятельности — пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

На основе анализа полученных результатов диагностики определения уровня развития математических представлений у дошкольников в конце исследования были сделаны выводы: освоение программы по математике с включением в нее музыкальных средств способствует, во-первых, развитию природных математических способностей, во-вторых, — к оптимальному развитию необходимых для успешного усвоения математического содержания свойств и качеств мышления, в третьих, — к коррекции недостатков познавательного развития учащегося и создании предпосылок для более успешного усвоения математического содержания при дальнейшем обучении.

Разработанная и апробированная программа по развитию математических способностей с включением различных видов музыкальной деятельности (пения, музыкально-ритмических движений, музыкального исполнительства) показала, что комплексное воздействие средств музыкального искусства положительно влияет на эмоциональную, интеллектуальную, волевую и духовно-нравственную сферы личности. Знания, полученные в занимательной, нетрадиционной форме усваиваются быстрее, легче и прочнее, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Интеграция музыкальных видов деятельности в традиционный урок математики поспособствовала положительному развитию у дошкольников следующих составляющих:

– психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение);

– мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификацию и аналогия), фантазия и воображение;

– общая и мелкая моторика, координация;

– формирование важные личностные качества: трудолюбие, ответственность, активность, любознательность, появляются коммуникативные навыки в общении, умение работать по правилу, аргументировать свою позицию и понимать точку зрения другого человека.

Предлагаемый подход к изучению математики отвечает требованиям времени, позволяет эффективно формировать у ребенка приемы умственной деятельности — абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления. Фактически данный подход как раз и обеспечит формирование и развитие того, что называют математическим стилем мышления.

Резюмируя содержание исследования и разработанного учебно-методического комплекса, мы остро чувствуем лишь относительный характер его завершенности. Рассматриваемое нами направление открывает перспективы для многолетних исследований сложнейших психолого-дидактических и методических проблем организации индивидуализированного процесса математического развития ребенка средствами музыкального искусства и исследования влияния этого развития на личностное становление индивида.

Литература:

  1. Спиридонова Н Ф «К вопросу взаимосвязи музыки и математики» // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IV Междунар.науч-практ.конф.(Чебоксары, 30окт. 2015 г.) В 2 т. Т 1 / редкол.: О. Н. Широков. [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.- С.90–92 — ISSN 2412–0529
  2. Пешкова В. Е. Теория и методика музыкального образования в начальных классах школ Адыгеи: учебное пособие / В. Е. Пешкова. — М. — Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 135 с.
  3. Радынова О. П. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова; под общ. ред. О. П. Радыновой — М.: Издательство Юрайт, 2019–296 с.
  4. Никонова Е. Ю. «Нейронаука. Слуховое восприятие» // Интернет-ресурс: https://www.slideshare.net/ssuser93a7b8/5–67669053
  5. Жак-Далькроз Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. — М.: Классика ХХ, 2006. — 248 с. С 61
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное искусство, музыкальная деятельность, математическая способность дошкольников, развитие, способность, средство, математик, музыка, ребенок, высокий порядок.

Ключевые слова

математическое развитие дошкольников, виды музыкальной деятельности, интегративные формы обучения

Похожие статьи

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Роль музыки в психическом развитии дошкольника.

Музыкально-математические средства в обучении детей...

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифагора: «Всё есть число».

Теоретические основы изучения музыкальных способностей...

Музыкальные способности — это индивидуально-психологические особенности личности

Применительно к формированию музыкальных способностей у ребёнка дошкольного

В отечественной психологии концепция изучения развития способностей у дошкольников...

Инновационный подход к развитию музыкальных способностей...

Музыкальные способности ребенка начинают формироваться еще в дошкольном

Проводя исследование, и наблюдая за динамикой музыкального развития дошкольников в

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством...

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Художественное слово как средство восприятия...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления — его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального, т. е. ярко окрашенного чувством, мышления, которому присущи увлеченность...

Формирование оценочного отношения у дошкольников на...

Музыка развивает способность ребёнка самому испытывать эмоции и чувства

На формирование отношения к музыке оказывает влияние музыкальный опыт ребёнка

Из всего выше сказанного можно прийти к выводу, что оценочное отношение формируется на основе...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно

Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить

Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей у детей дошкольного возраста.

Музыкально-игровая деятельность как средство развития...

Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству

Музыкальная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки...

Похожие статьи

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Роль музыки в психическом развитии дошкольника.

Музыкально-математические средства в обучении детей...

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифагора: «Всё есть число».

Теоретические основы изучения музыкальных способностей...

Музыкальные способности — это индивидуально-психологические особенности личности

Применительно к формированию музыкальных способностей у ребёнка дошкольного

В отечественной психологии концепция изучения развития способностей у дошкольников...

Инновационный подход к развитию музыкальных способностей...

Музыкальные способности ребенка начинают формироваться еще в дошкольном

Проводя исследование, и наблюдая за динамикой музыкального развития дошкольников в

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством...

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Художественное слово как средство восприятия...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления — его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального, т. е. ярко окрашенного чувством, мышления, которому присущи увлеченность...

Формирование оценочного отношения у дошкольников на...

Музыка развивает способность ребёнка самому испытывать эмоции и чувства

На формирование отношения к музыке оказывает влияние музыкальный опыт ребёнка

Из всего выше сказанного можно прийти к выводу, что оценочное отношение формируется на основе...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно

Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить

Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей у детей дошкольного возраста.

Музыкально-игровая деятельность как средство развития...

Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству

Музыкальная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки...