Музыкально-математические средства в обучении детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (71) август-1 2014 г.

Дата публикации: 18.07.2014

Статья просмотрена: 1060 раз

Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П. Музыкально-математические средства в обучении детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 267-270. — URL https://moluch.ru/archive/71/12161/ (дата обращения: 19.08.2018).

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифагора: «Всё есть число». Именно в музыке обнаружена была Пифагором таинственная связующая роль чисел в природе и заодно арифметика обогатила основу музыкального построения — музыкальные гаммы. Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два искусства — музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Музыка основана на соотношении числа и времени и не существует без них. Время, в свою очередь, объединяет длящееся и не длящееся. Время всегда предполагает число и его воплощение. «Без числа нет различения и расчленения, а, следовательно, нет и разума». В начале XX века наш знаменитый соотечественник философ А. Ф. Лосев пишет, что музыка есть «выразительное, символическое конструирование числа и сознания. Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно».

Гармония — одно из тех понятий, которое имеет математическое выражение (знаменитое «золотое сечение») и вместе с тем применимо к описанию эстетических явлений, а также человеческих отношений. Любопытно, что и в русском языке слово «лад» имеет несколько значений. Это музыкальный термин, обозначающий строй, для которого характерно определенное соотношение тонов и созвучий, связанных тяготением друг к другу. Вместе с тем, «ладный» означает красивый, пропорционально сложенный». Лад — согласие, мир; «ладами» называли в Древней Руси мужья жен и жены — мужей. Лада — славянская богиня весны и любви. Кстати, и слово «ладоши» — части рук, с помощью которых устанавливается и удостоверяется согласие и мир, также образовано от слова «лад».

Конечно, понять весь глубинный, философский смысл связи музыки и математики достаточно сложно и, пожалуй, невозможно маленькому ребенку. Но почувствовать это интуитивно (как это почувствовали наши далекие предки), наверное, возможно, но при условии, что дети будут слушать по-настоящему художественную музыку (а не современный электронный суррогат), будут исследовать, самостоятельно осваивать мир звуков и различные виды музыкальной деятельности. Тогда они почувствуют и увидят, что звуки бывают короткими и длинными, их бывает много и мало и т. д.

Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. «Кто это у нас в углу сидит?» — спрашивает мама годовалого малыша и даже не задумывается о том, что это первоначальное знакомство с темой «Углы». Или заплаканному ребенку говорят: «Не плачь, куплю калач. Не реви, куплю целых три» — и малыш не только успокаивается, но и узнает названия чисел и цифр. Далее следуют колыбельные песенки с пересчетом элементов разных множеств, сказки, где есть ситуации с математическим смыслом. Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка — это счет. Вольно или невольно дошкольник получает математические знания. Математические понятия используем в нашей речи: круг, шар, квадрат, площадь, точка, длина, ширина, угол, прямая, кривая и т. д. Эти термины очень рано входят в детский обиход, и к четырем годам у дошкольников уже есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить, систематизировать [1].

На пятом году жизни начинается развитие словесно-логического мышления на основе наглядно образного. Именно в этот период необходимо целенаправленное и систематическое создание условий для интеллектуального развития, которое должно осуществляться в соответствии с доминирующим у ребенка наглядно-образным типом мышления и ведущим видом деятельности — игрой, что предполагает обучение дошкольников художественными средствами. Поэтому необходимо использовать такие методические средства, которые развивали бы мышление дошкольника через художественные образы и были привлекательны и интересны для детей.

У ребенка необходимо воспитывать устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. Содержание занятий по математике должно по возможности согласовываться с содержанием занятий по другим разделам обучения. Некоторые задачи формирования элементарных математических представлений могут решаться на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Занятия должны носить доступный, игровой характер.

По методике В. А. Лаптевой «Музыкальная математика», окружающий мир, его гармония и красота могут быть выражены разными способами, том числе звуками и числами. Конечно, понять весь глубинный, философский смысл связи музыки и математики достаточно сложно и, пожалуй, невозможно маленькому ребенку. Для освоения многих математических понятий и легкого запоминания их названий можно использовать проверенный веками способ: напевать ритмизированный текст, используя для этого запоминающиеся мелодии, как это и предлагает Вероника Лаптева, которая создала целую методику на основе этой идеи [2].

Представленная методика предусматривает не только и не столько передачу знаний, умений и навыков, сколько возможность учиться получать их самостоятельно. Хотя объем учебного материала и выходит за рамки традиционной программы, он является лишь «информацией к размышлению», которая сама по себе представляет немалый интерес для дошкольника.

Методические музыкально-математические средства (математические песни) создавались на основе комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для освоения базовой программы обучения дошкольников, которые становятся доступным для понимания детьми, если преподносятся через посредство художественного воспитания и не создают перегрузок в умственной деятельности. Также музыкально-математические средства одновременно выполняют и «заинтересовывающую», и развивающую функции, поскольку соответствуют возрастным особенностям дошкольников.

Основой методики В. Лаптевой являются математические песни. Это положенные на музыку считалки; песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий. Песенки, обучающие различным способам счета: двойками, тройками, пятерками, десятками. Песенки о временных отношениях: сутках, неделе, месяце, годе, временах года; и о пространственных отношениях: метре, дециметре, сантиметре, площади, периметре и т. д.

Фундаментом математических знаний является счет. Самый яркий пример образца счета в ряду математических средств обучения, традиционно использовавшихся в педагогике, — считалки. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки («Зайчик», «Бука», «Ехала телега», «Порядковый счет»). Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.

Уже само их название говорит о принадлежности к математике. В считалках счет составляет основное содержание любой из считалок, в которых заложена собственная ритмическая структура, способствующая запоминанию числительных и их последовательности.

Кроме количественного счета, который, как правило, встречается в считалках, существует и порядковый. Для его изучения была придумана песенка «Порядковый счет», в которой он усваивается и закрепляется в прямой и обратной последовательности и может сопровождаться нумерацией различных объектов.

Различные считалки несут в себе неоднородную методическую значимость, поскольку могут научить детей считать до определенного (3, 5, 7 и т. д.) или до какого угодно числа (например, песенка «Ехала телега»), в зависимости от содержания. Пожалуй, единственным их «недостатком» является то, что почти все они начинаются со слова «раз», в то время как правильно считать: «один, два, три…». Это может внести некоторое несоответствие в навыки счета дошкольника. Поэтому в тех случаях, когда это допустимо, можно заменить слово «раз» на слово «один». Во всех же остальных случаях необходимо напоминать, что счет со слова «раз» мы будем начинать только в считалках, «чтобы было в рифму», а когда будем считать какие-то предметы, то начинать будем со слова «один» [3, с. 7–8].

Считалки весьма ценны для обучения дошкольников еще и потому, что легко превращаются в коротенькие игры, ведь именно в игре ребенку рассуждать легче всего, ибо рассуждение здесь является естественным следствием действия, имеющего для дошкольника не только смысл, но и огромное значение.

Использование математических песен о геометрических фигурах открывает новые возможности как для знакомства с их признаками, так и для эмоционального восприятия форм, что дает возможность создания целостной картины учебного материала.

Знакомство с геометрическими фигурами заключается не в одном лишь визуальном узнавании, а и в выделении их отличительных признаков. Этому помогает разучивание с дошкольниками песенок на определение понятия фигуры: «Песенка треугольников», «Песенка квадратов», «Песенка про прямоугольник», «песенка про ромб» и т. д. песенки, обучающих построению: «Алгоритм построения круга», «Алгоритм для построения овала».

Важную роль в содержании математической подготовки как основы развития элементарных математических представлений играет обучение измерению, которое является исходным способом познания действительности с точки зрения количественных составляющих. На практике используются песни: «Песенка про измерения», «Песенка про метр», «Песенка про метр, дециметр, сантиметр». Данные музыкально-математические средства облегчают овладение соответствующей терминологией, способствует пониманию отношений части и целого, формированию знания о том, что любые, даже самые незначительные объекты окружающей действительности имеют составные части, а также сами являются составными частями других объектов.

Самым трудным для ребенка дошкольника является освоение раздела временных отношений, так как дети с трудом запоминают последовательность дней недели, месяцев года, части суток и весьма неточно ориентируются в понятиях «вчера», «завтра», «позавчера», «послезавтра». Поэтому успешное использование математических песен на временные отношения («Песенка про месяцы во временах года», «Песенка про сутки», «Песенка о количестве дней в неделе», «Песенка о составе месяца», «Песенка о месяцах в году») дают возможность непроизвольного запоминания, а в сознании детей складывается система реально существующих временных отношений.

Занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием «математических песен» дают большое количество возможностей для организации разнообразных игровых ситуаций. Например, в путешествие в «Страну прямоугольников» вместе с ребятами могут захотеть отправиться треугольник, квадрат и круг, которые уверяют, что каждый из них — прямоугольник. Дошкольникам предстоит выбрать, кого взять с собой, а кого — нет. В этом помогают «математические песни». А стиль преподнесения материала позволяет объединить художественно-эмоциональный и информационно-логический компоненты в едином учебно-воспитательном процессе. Тем более что вся информация сопровождается наглядными средствами и словесными инструкциями.

Детская память хранит большое количество геометрических понятий, которые традиционная программа обучения предоставит только в средней школе. А их абстрактность может оказаться и тормозящим фактором умственного развития, так как в дошкольном возрасте доминирующим является наглядно-образное мышление. Поэтому их необходимо представить в форме, адекватной для восприятия дошкольников, а именно в форме «математических песен». В этом случае устанавливается разумное соотношение эмоционально-художественного и интеллектуально-логического компонентов мышления и учебный процесс становится интересным для дошкольника и эффективным и с точки зрения художественного воспитания, и с точки зрения умственного развития.

Это особенно важно в тех условиях, когда фактический материал выходит за рамки традиционных представлений об объеме и содержании знаний, доступных дошкольникам.

Суть предложенной методики основывается не только на ассоциативном запоминании, но и на логической зависимости, которая формируется в сознании в виде взаимосвязи математического понятия и соответствующего ему художественного образа.

Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.

Она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка. Музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов, делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики. Музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе музыкального материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие — к своему «интеллектуальному багажу». Избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных «физкультминуток», которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания. Музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности.

Таким образом, успешное протекание общего развития дошкольников в условиях использования в учебно-воспитательном процессе музыкально-математических средств обеспечивается реализацией следующих теоретических положений: единства образных и понятийных средств организации познавательной деятельности; аналогии понятий интегрируемых областей знания; игровой деятельности как способа организации образовательного процесса.

Математические знания для дошкольников представляют собой элементарные основы знаний соответствующей науки, доступные для понимания детей соответствующего возраста. А музыкальное воспитание, лежащее в основе процесса развития мышления детей этого возраста, позволяет не только получить знания, овладеть умениями и навыками, но и познать красоту математической науки.

Литература:

1.      Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. Сост.: А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

2.      Лаптева В. А. методическое пособие «музыкальная математика для детей 4–7 лет». ТЦ «Сфера», 2003. — 48 с.

3.      Лаптева В. А. методическое пособие «музыкальная математика для детей 4–7 лет». ТЦ «Сфера», 2003. — С. 7–8

Основные термины (генерируются автоматически): Песенка, ребенок, учебный процесс, считалка, средство, дошкольник, музыка, число, образовательный процесс, маленький ребенок.


Похожие статьи

Колыбельная песня как источник формирования личности...

Раньше часто мамы, бабушки пели такие маленькие песенки детям, чтобы они поскорее засыпали.

Потешки. Считалки. Небылицы / Сост.

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника.

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система...

Изучение массового педагогического опыта позволило расширить представления о состоянии и перспективах применения движений под музыку в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. Дети любят бегать, прыгать, танцевать, т. к...

Роль радио в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Многочисленные эксперименты показали, что музыка таких композиторов как П. И. Чайковский, В. А. Моцарт, А.Вивальди, Л.Бетховен очень благотворно влияет на процессы в детском организме.

На роль диктора выбирают ребенка считалкой.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания.

Игровые приёмы впроцессе слушания музыки. В процессе слушания дети знакомятся с вокальными, инструментальными произведениями разного характера и...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

Данный процесс усиливается СМИ и огромным числом низкопробных звукозаписей [4]. Особенно пагубно такое слуховое воздействие влияет на дошкольников как на

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и аппликации.

Использование информационно-компьютерных технологий...

От того, какая музыка окружает ребенка, звучит в повседневной жизни в детском саду и дома или во

Эффективной формой стало вовлечение родителей в образовательный процесс.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников — это только средство для...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует

Для этого исполняются песенки-потешки, попевки, народные прибаутки, скороговорки, игры «в имена»

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной...

Реализация принципов индивидуализации через формы работы...

Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Мною была разработана индивидуальная программа для детей, наделённых музыкальными способностями, любящими музыку, и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Колыбельная песня как источник формирования личности...

Раньше часто мамы, бабушки пели такие маленькие песенки детям, чтобы они поскорее засыпали.

Потешки. Считалки. Небылицы / Сост.

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника.

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система...

Изучение массового педагогического опыта позволило расширить представления о состоянии и перспективах применения движений под музыку в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. Дети любят бегать, прыгать, танцевать, т. к...

Роль радио в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Многочисленные эксперименты показали, что музыка таких композиторов как П. И. Чайковский, В. А. Моцарт, А.Вивальди, Л.Бетховен очень благотворно влияет на процессы в детском организме.

На роль диктора выбирают ребенка считалкой.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания.

Игровые приёмы впроцессе слушания музыки. В процессе слушания дети знакомятся с вокальными, инструментальными произведениями разного характера и...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

Данный процесс усиливается СМИ и огромным числом низкопробных звукозаписей [4]. Особенно пагубно такое слуховое воздействие влияет на дошкольников как на

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и аппликации.

Использование информационно-компьютерных технологий...

От того, какая музыка окружает ребенка, звучит в повседневной жизни в детском саду и дома или во

Эффективной формой стало вовлечение родителей в образовательный процесс.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников — это только средство для...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует

Для этого исполняются песенки-потешки, попевки, народные прибаутки, скороговорки, игры «в имена»

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной...

Реализация принципов индивидуализации через формы работы...

Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Мною была разработана индивидуальная программа для детей, наделённых музыкальными способностями, любящими музыку, и...

Задать вопрос