Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 31.01.2019

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Карпенко, Е. С. Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки / Е. С. Карпенко, Е. В. Помазанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 179-182. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56109/ (дата обращения: 19.01.2021).



В современном мире востребованы образованные люди, которые смогут выражать свое мнение, самостоятельно принимать правильные и ответственные решения. Для того чтобы воспитать и выучить таких людей, необходимо с раннего возраста учить их оценивать не только свою деятельность, но и чужую.

На наш взгляд, понятие «оценочное отношение» представляет собой целенаправленный процесс развития человека для обеспечения его морального, общественного облика. Оценочное отношение как результат проявляется в развитии физических и моральных способностей, развитие таких качеств, как инициатива, усидчивость, настойчивость, ответственное и требовательное отношение к труду, сформированности познавательного интереса, любознательности. Формирование оценочного отношения будущего поколения остается актуальным на каждом этапе развития общества, так как оно воспитывает в человеке систему требований к взаимоотношениям людей, к отношению к труду, к себе, к своим обязанностям. Развитие «оценочного отношения» человека может осуществляться как в процессе жизнедеятельности, так и в процессе более интенсивного обучения и воспитания.

Д. Б. Кабалевский, выдвинул концептуальный подход, который выступает базисом самого процесса воспитания музыкальной культуры, активизирует непосредственно духовную деятельность дошкольников на занятиях музыки. В основе данного подхода лежит активное восприятие музыки. Автор подчеркивал, что только в том случае музыка способна выполнить свою эстетическую и воспитательную роль, когда дети научаться слушать музыку и размышлять о ней.

Музыка как вид искусства обладает чрезвычайной выразительностью и разнообразием, так как предметом ее отражения является все богатство внутреннего мира человека. Множество ученых, обращающихся к исследованию особенностей музыки, обращали внимание на пластические свойства, заключенные в ней.

Воспитание музыкальной культуры личности и оценивание ее, изучается в современных педагогических исследованиях. Формирование оценочного отношения к музыке, подразумевает в себе приобщение детей к искусству и окружающей действительности, а также способствует личностному развитию.

Становлению музыкальной культуры личности придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. Приобщение детей к миру музыки с первых лет жизни оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию.

Через музыку ребёнок познаёт различные направления ценностных ориентации, у него формируются начала сознания, поэтому музыка обладает широким спектром воспитательного воздействия на детскую личность. Музыка развивает способность ребёнка самому испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия. Тем самым она оказывает влияние на развитие эмоциональной отзывчивости в реальной жизни.

Поскольку музыка представляет собой временное искусство, музыкальный образ «непосредственно возникает, развивается, меняется, исчезает» [5, с. 32].

Музыкальная культура формируется в процессе накопления опыта культурного наследия. Ценностные ориентации личность создаёт с учётом собственного жизненного опыта. Многие авторы [Т. С. Комарова [3, c.36], О. П. Радынова [9, c. 24], В. Н. Шацкая [11, c.72], Р. М. Чумичёва и др] подчёркивают в своих исследованиях, что в дошкольный период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребёнка.

На формирование отношения к музыке оказывает влияние музыкальный опыт ребёнка, представления о музыке, «музыкально-интонационный словарь» [Б. В. Асафьев]. О важности развития оценочных процессов при восприятии, переживании и осмыслении музыкального языка детьми дошкольного возраста говорится в работах: Н. А. Ветлугиной [2], В. Н. Шацкой [11], О. П. Радыновой [9] и др. Оценочное отношение к музыке, на их взгляд, выступает показателем художественного развития личности, поэтому его формирование следует начинать с периода дошкольного детства.

В дошкольные годы развития ребёнка устанавливаются первые связи и отношения, которые ведут к образованию «единства личности» [А. И. Леонтьев], поэтому проблему формирования отношений к действительности и искусству учёные выделяют как наиболее значимую в воспитании [М. С. Каган, И. Я. Лернер, В. Н. Мясищев [6], С. Л. Рубинштейн и др.].

Процесс становления оценочного отношения к музыке начинается с раннего возраста и проходит различные этапы развития. У детей младшего дошкольного возраста оценки музыки в большей степени интуитивны и эмоциональны. Старшие дошкольники способны сознательно подходить к оценке своих музыкальных впечатлений, предпочтений, переживаний; адекватно выражать их на доступном уровне. Осознанное положительное оценочное отношение к музыкальной классике в старшем дошкольном возрасте формируется как предпосылка развития музыкально-эстетического сознания (эмоций, чувств, интересов, оценок, мышления, воображения, памяти).

Оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста к музыке представляет собой формируемое личностное качество, которое основано на проявлении эмоциональной отзывчивости на музыку и единстве эмоционально-интеллектуальных оценочных процессов при активном «присвоении» лучших образцов музыкального искусства. Данное отношение выражается в желании детей слушать классическую музыку, высказывать в различной степени аргументированные суждения о ней и оценивать её в адекватных творческих действиях.

Содержанием оценочного отношения является ценностное отношение к музыке, которое, развиваясь в старшем дошкольном возрасте как проявление музыкально-эстетического сознания, не только выступает предпосылкой становления основ музыкальной культуры человека, но влияет на формирование ценностных приоритетов личности.

Из всего выше сказанного можно прийти к выводу, что оценочное отношение формируется на основе представлений об идеале. Дошкольник с помощью познания и оценки музыки, может применять особый вид ценностно-ориентационной деятельности, включающий в себя приобщение к художественным ценностям, их переживание, осмысление и формирование личностной отношенческой позиции. Оценочное отношение к прекрасному у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью оценочного отношения к музыке. Оценивая музыку, ребенок воспитывает в себе важные качества любви, добра и красоты.

Были определены критерии оценочного отношения к музыке детей старшего дошкольного возраста, которыми являются: эмоциональная отзывчивость на музыку, желание слушать произведения музыкальной классики, степень аргументированности суждений о музыке на основе активного использования музыкально-эстетических знаний, наличие творческих оценочных действий и их адекватность эмоционально-образному содержанию музыки.

Проведя исследования в подготовительных к школе группах, мы пришли к выводу, что дети не владели опытом восприятия высокохудожественных образцов музыкальной культуры, не имели необходимого запаса знаний о музыке и не могли выразить отношение к ней.

На основе этого были выявлены методы, которые, на наш взгляд, будут способствовать активному развитию оценочного отношения к музыке у дошкольников, а именно: метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений, метод уподоблений характеру звучания музыки, метод эстетического обобщения, метод интерпретации, метод проблемных вопросов, игровые методы, прием констатации-описания, метод цветового уподобления характеру музыки.

О. П. Радынова в своей работе «Музыкальное развитие ребёнка» говорит, что успешность музыкального развития ребёнка зависит в основном от содержания музыкального воспитания; от расширения представлений детей о музыке разных времён и стилей, о шедеврах музыкального искусства, а также от методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности [10].

Подводя итоги, мы можем сказать, что формирование устойчивого ценностного отношения предполагает многократно повторяемый процесс «присвоения» детьми лучших образцов музыкальной культуры, представляющий собой насыщение детской жизнедеятельности музыкальными впечатлениями, расширение и обогащение интонационного опыта восприятия музыкальной классики.

Современная жизнь протекает под знаком глобальных перемен в обществе и общественном сознании, которые в первую очередь касаются изменений системы ценностей общества в целом и конкретных людей в частности. От того какие ценности будут выбраны подрастающим поколением зависит выбор пути развития не только каждого человека, но и будущее всего общества.

В настоящее время признано, что ценности представляют собой ядро личности, которое обуславливает жизнедеятельность человека в целом. Ценность не существует само по себе, она проявляется как элемент деятельности социокультурной группы. Отдельные ценности определяют систему ценностных ориентаций человека, которые оказывают влияние на выбор нравственных и эстетических ориентиров. Система ценностей — это устойчивые доминанты сознания и поведения, которые определяются ценностями личности.

Одним из средств формирования системы ценностей подрастающего поколения выступает музыка. Ценность музыкального искусства неоспорима. Об удивительных свойствах музыки говорили многие прогрессивные педагоги: Д. Б. Кабалевский, М. Басов, Н. Ветлугина, А. Кенеман. Они считали, что необходимо всех детей учить музыке, независимо от их природных музыкальных способностей.

Музыкальное образование закладывает основы музыкальной культуры дошкольников, что в свою очередь является неотъемлемой частью духовной культуры общества. Умение общаться с музыкой дает возможность дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации и самообразования.

Формирование системы ценностей дошкольников на занятиях музыки происходит наиболее эффективно посредство использования видов музыкальной деятельности: исполнение, слушание, размышление, импровизация.

Литература:

  1. Абдурахманов, Р. А. Возрастная психология. Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте / Р. А. Абдурахманов. — М.: Современный гуманитарный университет, 1999. — 69 с.
  2. Ветлугина, Н. А., Дзержинская Н. Л., Комиссарова Л. И. Модель эстетического отношения ребёнка к музыке и музыкальной деятельности // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы (Сборник тезисов 6-й научн. конф.) М., 1982. — с. 15–19.
  3. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мнемозина, 1995. — 160 с.
  4. Кухта, Т. В. Методика формирования оценочного отношения к музыкальной классике у детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Кухта // Педагогика искусства (электронный журнал). — 2011. — № 3. — С. 1–2.
  5. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 525 с.
  6. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под редакцией А. А. Бодалева / В. Н. Мясищев. — Москва — Воронеж, 1995. — 356 с.
  7. Ожегов, С. И. Толковый словарь / С. И. Ожегов. — М.: Издательство «Оникс-ЛИТ, Мир и Образование», 2012. — 1376 с.
  8. Палей, Е. В. Ценностное отношение как система / Вестник Гуманитарного факультета ИГХТУ — Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2007. — № 2.
  9. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей: В 2 т. М.: Владос, 1997. — 608 с.
  10. Радынова, О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Владос, 1998. — 223 с.
  11. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): оценочное отношение, музыка, музыкальная культура, старший дошкольный возраст, музыкальная классика, музыкальное искусство, ребенок, эмоциональная отзывчивость, дошкольный возраст, личностное развитие.


Похожие статьи

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

Миронов Б. Б. Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки

Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером

У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

ребенок, старший дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость, дошкольный возраст, социальное развитие, умение, развитие

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку − одна из важнейших музыкальных способностей.

Гармоничное развитие личности старших дошкольников...

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности ребенка, так как именно в это время он узнает и начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействию с детьми и взрослыми, проходит первые этапы в своем развитии. В результате изменения условий...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой...

Программа развития музыкальных способностей дошкольников...

Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства.

Музыкально-ритмические движения помогают двигаться ритмично и выразительно передавая характер музыки, ее...

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания». В. А. Сухомлинский. В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

Главная задача музыкального воспитания детейразвитие эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью. Музыка — одно из ярких...

Основы развития музыкального восприятия детей старшего...

Как уже отмечалось, развитие музыкального восприятия имеет первостепенное значение в музыкальном развитии детей и является основой

Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Детям дошкольного возраста доступна самая легкая форма оперирования понятиями

Разумеется, они являются хорошей основой для развития отзывчивости, искренности

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития...

Похожие статьи

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

Миронов Б. Б. Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки

Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером

У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

ребенок, старший дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость, дошкольный возраст, социальное развитие, умение, развитие

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку − одна из важнейших музыкальных способностей.

Гармоничное развитие личности старших дошкольников...

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности ребенка, так как именно в это время он узнает и начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействию с детьми и взрослыми, проходит первые этапы в своем развитии. В результате изменения условий...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой...

Программа развития музыкальных способностей дошкольников...

Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства.

Музыкально-ритмические движения помогают двигаться ритмично и выразительно передавая характер музыки, ее...

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания». В. А. Сухомлинский. В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

Главная задача музыкального воспитания детейразвитие эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью. Музыка — одно из ярких...

Основы развития музыкального восприятия детей старшего...

Как уже отмечалось, развитие музыкального восприятия имеет первостепенное значение в музыкальном развитии детей и является основой

Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Детям дошкольного возраста доступна самая легкая форма оперирования понятиями

Разумеется, они являются хорошей основой для развития отзывчивости, искренности

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития...

Задать вопрос