Эффективность детского самоуправления на современном этапе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 декабря, печатный экземпляр отправим 9 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 22. Социология

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2020)

Дата публикации: 05.01.2020

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Захаров, В. А. Эффективность детского самоуправления на современном этапе / В. А. Захаров. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 51-56. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15547/ (дата обращения: 26.11.2020).



В статье рассматривается детское самоуправления на современном этапе и его эффективность, а также то, как оно функционирует в современном мире.

Ключевые слова: детское самоуправление, детская организация, самоуправление.

В настоящее время все еще преобладает представления о том, что детское самоуправление — это то, что может быть «введено» приказом директора, то, для чего достаточно опять же при помощи приказа назначить специализированного человека (специально выделенный педагог, старший вожатый и т. п.). Помимо этого, в ситуации усиливающегося контроля со стороны надзорных и управляющих над образовательными организациями органов времени на создание самоуправления в образовательных организациях не отведено. Все это приводит к тому, что вместо реального детского самоуправления, в котором дети действительно являются организаторами и субъектами деятельности, появляется имитационное, мнимое самоуправление, в котором данная деятельность имитируется.

Хуже всего, что в данной ситуации, не имея перед глазами никаких альтернатив, дети (а зачастую и неопытные молодые вожатые или учителя) всерьез считают, что только таким и может быть самоуправление.

Прежде всего, самоуправление — это то, что позволяет ребенку попробовать себя в новой, сначала непривычной роли организатора и приобрести организаторский опыт. Учебная деятельность, если и дает ребенку такие возможности, то мало.

Во-вторых, самоуправление помогает воспитывать в детях чувство ответственности. Когда ребенка выбирают командиром, он начинает видеть, что из-за его недоработок и лени становится плохо не только ему, но и тем людям, которыми он командует.

В-третьих, благодаря самоуправлению создается мотивация для личностного роста детей. Быть командиром почетно, и чем выше должность, тем более почетно.

В-четвертых, это учит детей проявлению активной позиции. При самоуправлении любой ребенок может предложить коллективу свою идею и реализовать ее, если она будет принята.

К сожалению, большинство так называемых систем самоуправления далеки от этого. Являясь в течение ряда лет членом жюри разных конкурсов, которые связаны с ученическим самоуправлением, можно отметить крайне низкий уровень понимания феномена детского самоуправления, подходов к нему как в управленческой, так и в педагогической среде.

Зачастую можно встретить несколько основных отрицательных походов:

– Властно-ориентированное самоуправление. В данной ситуации в образовательной организации создают разные формирования, которые призваны возглавлять и организовывать деятельность учеников по тому или другому направлению. В сущности, на самом деле данные формирования имеют, как правило, крайне ограниченную зону влияния, т. к. их деятельность не всегда адекватно воспринимается педагогами. (Например, в «министерстве спорта» учитель физкультуры может видеть помеху, а то и конкуренцию своей деятельности, а не партнера по общему делу). Вследствие этого данные органы оказываются имитационными, и следующим шагом является поиск деятельности для них: ведь что-то нельзя, что-то директор не разрешит, а что-то опасно. В результате, дети остаются разочарованными, т. к. возникшее у них ощущение причастности к принятию решений, формированию содержания их жизни в школе сменяет понимание того, что это только видимость партнерских отношений, которые по сути не являются таковыми.

– «Конкурсное самоуправление». Данный вид самоуправления получил развитие в последние годы, с появлением большого числа разных конкурсов, фестивалей и других мероприятий окружного, межшкольного, городского и далее уровней. В данной ситуации вокруг куратора ученического самоуправления есть некоторый актив детей, деятельность которого сведена к выполнению заданий вышестоящих организаций (окружных советов самоуправления и т. п.), участию в конкурсах по самоуправлению и т. п.

– «Бумажное самоуправление». С таким самоуправлением столкнулся автор, придя когда-то давно работать в школу заместителем директора по воспитательной работе и получив от директора увесистую папку со словами: «А это у нас самоуправление». После детального исследования папки выяснилось, что она переполнена различными протоколами заседаний, многочисленными «слушали-постановили» и тому подобными бюрократическими документами. Установить, какая реальная деятельность осуществлялась и какие реальные итоги достигнуты, не удалось.

В противовес им должен быть поставлен единственно возможный деятельностно-ориентированный подход в организации детского самоуправления, при котором вначале определен объем деятельности, который следует разделить с ребятами, а только потом формируется детское сообщество, которое готово такую деятельность реализовывать совместно с педагогом.

  1. Коллегиальность.

Все решения в коллективе должны приниматься вместе, посредством голосования или обсуждения на общем сборе. Если после голосования нет общего решения, то следует искать компромисс, учитывать при этом интересы всех.

  1. Критика и самокритика.

Важно, чтобы каждый ребенок был праве высказать замечания по какому-то поводу, и чтобы ему самому также указывали его минусы. В этом есть один подводный камень: это следует делать таким образом, чтобы не задеть друг друга и чтобы конструктивная критика не переходила в личные оскорбления.

  1. Свобода слова.

Ребенок должен быть понят и услышан. Нельзя допускать, чтобы ребенок боялся выражать свои мысли. Если это происходит — нужно работать над созданием атмосферы в коллективе, чтобы каждый член коллектива мог высказать свободно свою мысль и не бояться быть непонятым или осмеянным. Без выполнения данного требования самоуправление не представляется возможным.

  1. Ориентация на результат.

У каждого действия должен быть итог. Следить за достижением итога помогает отчетность. Каждому делу или поручению для ребенка необходим контрольный срок (срок, к которому оно должно быть окончено), после чего ребенок отчитывается о проделанной работе.

Подводя результат, нужно отметить, что детское самоуправление в ученическом коллективе — воспитательное средство, которое обладает большим потенциалом, который в настоящее время редко в какой образовательной организации реализован в полном объеме. Тем не менее, по словам В. А. Караковского, «если мы хотим, чтобы наша школа была демократичной и гуманной, то без серьезной профессиональной деятельности по развитию самоуправления не обойтись».

Важным условием создания эффективной системы детского самоуправления является заинтересованность, уважительное отношение к органам детского самоуправления, к их представителям со стороны педагогов и администрации организации, понимание многообразия и важности их деятельности, умение поиска компромиссных решений, моральная поддержка детей, а также создание ситуаций, в которых дети чувствовали бы свою значимость в управлении организацией.

Следует обратить внимание, что успешность детского самоуправления в организации зависит от решения ряда задач кадрового, организационного, социально-психологического, программно-методического характера. При организации детского самоуправления следует учитывать, что организация свободна в выборе модели детского самоуправления, исходя из опыта работы, своей специфики, имеющихся традиций.

Отметим, что развитие детского самоуправления предполагает ориентацию на коллективные и личностные потребности, интересы, способности всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Деятельностная основа детского самоуправления должна быть направлена на социально-полезные и социально-значимые для учреждения дела.

Кроме того, следует помнить о тесном взаимодействии детского самоуправления с иными органами самоуправления в образовательной организации: родительские советы, педагогические советы, управляющие советы и т. д.

Сегодня в стране отмечается постоянный рост числа общественных организаций: если в 90-е годы XX века членами общественных объединений являлись от 2 до 10 % детей и молодежи, то в современной России членами и участниками общественных организаций в целом являются 32 % детей и молодежи. Эта же тенденция характерна и для Орловской области: на 1 января 2011 года здесь зарегистрированы 31 детская и молодежная общественная организация (из них 5 детских, 2 являются Орловскими отделениями российских организаций «Ассоциация юных лидеров», «Новая цивилизация»). Численность областной пионерской организации «Орлята» составляет около 46000 человек. Это массовая общественная неполитическая организация для детей и взрослых. Сегодня детские общественные объединения функционируют почти во всех образовательных учреждениях Орловской области. В их деятельности участвуют школьники от 8 до 18 лет.

В настоящее время около 90 % ребят хотят быть членами детских общественных организаций (исследование проводилось в 2010 году на базе детского общественного объединения Орловской области «Орлята», в нем приняли участие 1030 учащихся — членов детских общественных объединений). В чем причина растущей популярности детских общественных объединений? Общеизвестно, что ребенку по его природе необходимо общение. Дети, участвующие в управлении детской организации, получают не только радость и удовлетворение от собственной деятельности, но и неоценимый опыт личностной социализации посредством коммуникации со сверстниками и взрослыми. Участвуя в деятельности общественной организации, ребенок приобретает конкретный гражданский опыт: учится избирать и быть избранным, осваивает правила демократического устройства своей организации, процедуру выборов ее органов управления, принимает участие в создании законов своего объединения, правил и норм поведения, учиться уважать символы и ритуалы организации и даже формировать политику своей организации.

От детской общественной организации требуется создание таких условий, которые позволят ребенку раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал; развить такие качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Таким образом, детская общественная организация должна воспитывать социально активного и культурного человека, который не просто любит свою Родину и переживает за нее, но и участвует в деятельности, направленной на решение конкретных вопросов развития страны: в выборах, в экологических субботниках, митингах. Такой человек в дальнейшем, осуществляя свою социально-культурную деятельность, будет организовывать свой досуг через деятельность в различных социально-культурных центрах; противостоять разрушению исторического и культурного наследия, участвовать в восстановлении памятников; требовать от властей принятия необходимых для общества законов; защищать свои права и права окружающих.

Добровольность членства в детской организации развивает в ребенке чувство внутренней свободы и собственного достоинства, способность к объективной самооценке, к рациональному мышлению, к осознанию своих интересов и потребностей, ставит его перед проблемой реального выбора. Включение в деятельность организации способствует приобщению молодого поколения к историческому и культурному наследию своей Родины, формирует национальное самосознание гражданина, учит быть патриотом. Возможность избирать и быть избранным способствует развитию высокой социальной активности, целеустремленности, формирует потребность в жизненных достижениях и успехах. В системе деятельности детского объединения существует реальная возможность выступить в различных социальных ролях (лидер, организатор, исполнитель, участник, наблюдатель), что позволяет ребенку быстро находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической, социально-культурной обстановке, делать адекватный выбор.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что детская общественная организация сегодня создает реальные условия для практического включения ребенка в постоянно меняющуюся среду, помогает к ней адаптироваться, другими словами, всемерно способствует активной социализации личности. Именно общественная организация является одним из эффективных средств, способных обеспечить формирование активной гражданской позиции и воспитание инициативности молодежи через включение ее в социально-культурную деятельность.

В качестве примера управления детским коллективом можно рассмотреть городскую думу школьников Асбестовского городского округа (далее — Асбестовского ГО), которая является выборным органом, в нем состоят представители от каждой школы. Городская дума школьников решает общешкольные вопросы на городском уровне, некоторые вопросы решаются совместно с депутатами Асбестовского ГО. Деятельность данной организации будет рассмотрена во второй главе работы.

Другим примером является Тамбовская детская Дума, которая является руководящим органом организации «Юные россы». Детская организация была создана в 1997 году. В детскую Думу входят выбранные представители детских организаций г. Тамбова. Основная цель работы Думы как органа детского самоуправления состоит в общей координации деятельности организации «Юные россы», а также создании условий для развития потенциала детей как лидеров детской организации.

Деятельность юных депутатов направлена на развитие школьных детских организаций, решение их проблем, привлечение общественности к их деятельности, помощь активу.

В октябре 2019 г. был собран новый состав Думы.

В новый двенадцатый созыв вошли 53 депутата, которые прошли через настоящие выборы. На первом этапе от каждой школы были выдвинуты по 5 кандидатов в депутаты. Потом прошла пресс-конференция, на которой активисты презентовали проект модели развития школьной детской организации и пообщались с избирателями. По результатам мероприятия участие в выборах продолжили уже 4 кандидата.

На следующем этапе ребята проходили собеседование, где проверялись их знания в области детского движения, обсуждались планы и предложения по работе в новом созыве. Лучшие были допущены до итогового школьного голосования. Для его проведения в каждой детской организации была сформирована избирательная комиссия, следившая за ходом выборов. По результатам тайного голосования были определены лидеры-финалисты.

На торжественное посвящение депутатов Тамбовской городской детской Думы XII созыва приглашены первые лица города, которые обратятся к юному поколению с напутственными словами и вручат депутатские удостоверения.

Следует отметить, что с годами потребность в детских организациях и их социально-культурной деятельности будет только возрастать, поэтому и рассматриваем вопрос о совершенствовании развития самоуправления как фактора социально-культурной деятельности в детских общественных объединениях.

Основной целью совершенствования развития самоуправления является создание благоприятных условий для активного развития юных граждан России как ответственных членов местных, национальных и международных сообществ, их социальная адаптация. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:

– создание системы самоуправления на всех уровнях;

– создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы самоуправления на всех уровнях;

– подготовка молодых людей к сознательной и ответственной жизни в демократическом обществе, функционирующем в четком правовом пространстве;

– формирование навыков социальной мобильности, воспитание современной электоральной культуры;

– помощь юным гражданам в формировании российского государственного самосознания, воспитание любви к Родине, ответственности за будущее России;

– помощь в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы быть успешным в жизни, в полной мере реализовать личностный потенциал, отстоять при необходимости свои духовные ценности, защитить близких и свое Отечество;

– содействие государству в отборе, воспитании, образовании, профессиональной подготовке и трудоустройстве молодых людей, обладающих высокими лидерскими качествами и организаторскими способностями.

Проведённый анализ литературных источников и интернет-ресурсов выявил, что на развитие форм детского самоуправления оказывает влияние ряд факторов государственно-общественного управления образованием:

  1. Учёт личностных качеств и интересов детей, вовлечённых в детское самоуправление.
  2. Учёт социальных и экономических условий при организации педагогического процесса.
  3. Стремление к личностному росту детей в процессе их управленческой деятельности.
  4. Определение возможных перспектив детей, осуществляющих деятельность в рамках детского самоуправления.
  5. Регулярный анализ результатов деятельности детей при организации детского самоуправления.

Выявление данных факторов позволило разработать методические рекомендации по развитию форм детского самоуправления.

  1. Построение детского самоуправления с учётом личностных качеств и интересов детей. Эффективность детского самоуправления во многом зависит от того, насколько дети замотивированы на его реализацию. Для выявления данных характеристик целесообразно использовать «Методические рекомендации по проведению психологического исследования».
  2. Постепенное усложнение форм детского самоуправления. На начальном этапе реализации детского самоуправления целесообразно применять простые формы. Например, организацию учащимися несложных конкурсов для небольшого количества участников. Со временем организационные и коммуникативные качества детей, вовлечённых в процесс детского самоуправления, будут развиваться и усложнение форм детского самоуправления станет возможным. Они смогут осуществлять управленческие функции для значительного количества человек и их роль в жизни образовательной организации существенно возрастёт.
  3. Постепенное повышение самостоятельности детей при принятии ими управленческих решений. На начальном этапе реализации детского самоуправления педагог организовывает и направляет деятельность детей. Впоследствии они собственными силами смогут осуществлять управленческие решения в рамках их компетенции.
  4. Систематический анализ результатов детского самоуправления и определение новых перспектив его реализации. В постоянно меняющихся социально-экономических условиях жизни общества важно учитывать возможные изменения окружающей среды для конструктивной социализации детей. С данной целью необходимо регулярно выявлять развитие полезных качеств детей, полученных в ходе реализации детского самоуправления, и на основе информации об этих качествах развивать новые формы самоуправления детей.
  5. Дополнительное образование является благоприятной базой для развития форм детского самоуправления. При этом большое значение имеет характер взаимодействия представителей актива с воспитанниками секций и кружков образовательной организации.
  6. Развитие форм детского самоуправления, связанное с взаимодействием актива школы со школьными кружками и секциями, шло по пути усложнения структуры, повышения масштабности и зрелищности, увеличения числа зрителей, участников и организаторов.
  7. В процессе развития форм детского самоуправления постепенно происходило увеличение степени самостоятельности работы актива школы.
  8. Организация различных форм детского самоуправления на базе дополнительного образования привело к развитию качеств учащихся, способствующих их личностному росту.
  9. Разработка исследовательских проектов и бизнес-проектов школьников является одной из самых благоприятных возможностей развития форм детского самоуправления.
  10. Следующий этап эволюции форм детского самоуправления — помощь в организации научно-практических конференций школьников. При этом происходило постепенное увеличение самостоятельности актива в процессе их организации.
  11. Самостоятельная разработка бизнес-проектов активом школы приводит к осуществлению новых форм детского самоуправления: коллективной трудовой деятельности и организации бизнес-конференции детей.
  12. Анализ результатов педагогических экспериментов, а также сравнение показателей, полученных в результате проведения различных методик, среди учащихся, включённых в детского самоуправление, и школьников, не охваченных данным видом деятельности, позволяет сделать выводы о том, что гипотеза данной исследовательской работы нашла своё подтверждение, а также разработать методические рекомендации по развитию форм детского самоуправления.

Таким образом, можно подвести следующие итоги:

  1. На современном этапе развития педагогики детское самоуправление является не прерогативой деятельности отдельных школ, гимназий и лицеев, а обязательным компонентом работы каждой образовательной организации, регулируемой ФГОС и Уставом конкретного учреждения.
  2. В организации детского самоуправления принимают участие практически все педагогические сотрудники. При этом роль каждого из них определяется конкретной ситуацией.
  3. Для эффективной работы учащихся в рамках детского самоуправления необходимо развитие определённых качеств их личности: лидерских качеств, энергичности, целеустремлённости, высокой самоорганизации, эрудированности, трудолюбия.
  4. Выбор форм детского самоуправления необходимо осуществлять с учётом их индивидуальных особенностей, интересов и потребностей.
  5. Роль влияния дополнительного образования на развитие форм детского самоуправления определяется главным образом уровнем его организации.
  6. Большое значение для развития форм детского самоуправления имеет вовлечение детей в исследовательскую работу.

Литература:

  1. Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  2. Низиенко, Е. Л. Механизм государственно-общественного управления профильным обучением на территории муниципального образования / Е. Л. Низиенко // Педагогическая диагностика. 2009. № 2.
  3. Прутченков, А. С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / А. С. Прутченков. — М:, 2003. — 328 с.
  4. Терентьева, С. Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования / С. Т. Терентьева // Вестник образования. — 2013. — № 11.
Основные термины (генерируются автоматически): детское самоуправление, ребенок, развитие форм, детская организация, деятельность, образовательная организация, социально-культурная деятельность, детская общественная организация, дополнительное образование, Орловская область.

Ключевые слова

самоуправление, детское самоуправление, детская организация

Похожие статьи

Детская общественная организация как одна из форм...

Программа деятельности детской общественной организации «Импульс» рассчитана на 5 лет и реализуется в три этапа

Детская общественная организация «Импульс» осуществляет сетевое сотрудничество с

Детская организация как фактор социального становления...

Особенности феномена «детская общественная организация»

Детскую общественную организацию Р. А. Литвак [8] представляет как особую социально-педагогическую группу детей и взрослых, совместно реализующих конкретную цель, имеющую чёткую организационную структуру, способствующую личной ориентации ребёнка.

Особенности организации дополнительных образовательных...

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное.

Детская организация как фактор социального становления...

Детская организация ставит перед собой цель – воспитать творческую, самодостаточную личность, которая сможет применять свои познавательные возможности в современном мире, сможет найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение...

Образовательная организация дополнительного образования...

В статье освещена проблема событийного подхода в организации жизнедеятельности образовательной организации дополнительного образования детей, предпринята попытка рассмотреть детское объединение системы дополнительного образования как особую...

Художественно-творческая деятельность в системе...

При правильной организации дополнительного образования у участников объединений ДО мотивация занятий уже ко

Таким образом, дети получали гарантию дальнейшего развития (за счёт применения коррекционной

Дополнительное образование детей — общепризнанный...

Роль детской общественной организации во всестороннем...

В статье раскрывается роль общественной организации во всестороннем развитии личности школьника. Представлена конкретная программа деятельности детского объединения, реализованная в условиях одной из общеобразовательных школ города Арзамаса.

Детская общественная организация и её воспитательный...

Ключевые слова: детская общественная организация, воспитательные возможности, деятельность детских общественных организаций

Эта деятельность строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав школьников.

Формирование активной гражданской позиции и воспитание...

Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности.

Детская общественная организация и её воспитательный... Процесс воспитания эффективнее осуществляется в детской...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

- Организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия)

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными

Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление...

Похожие статьи

Детская общественная организация как одна из форм...

Программа деятельности детской общественной организации «Импульс» рассчитана на 5 лет и реализуется в три этапа

Детская общественная организация «Импульс» осуществляет сетевое сотрудничество с

Детская организация как фактор социального становления...

Особенности феномена «детская общественная организация»

Детскую общественную организацию Р. А. Литвак [8] представляет как особую социально-педагогическую группу детей и взрослых, совместно реализующих конкретную цель, имеющую чёткую организационную структуру, способствующую личной ориентации ребёнка.

Особенности организации дополнительных образовательных...

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное.

Детская организация как фактор социального становления...

Детская организация ставит перед собой цель – воспитать творческую, самодостаточную личность, которая сможет применять свои познавательные возможности в современном мире, сможет найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение...

Образовательная организация дополнительного образования...

В статье освещена проблема событийного подхода в организации жизнедеятельности образовательной организации дополнительного образования детей, предпринята попытка рассмотреть детское объединение системы дополнительного образования как особую...

Художественно-творческая деятельность в системе...

При правильной организации дополнительного образования у участников объединений ДО мотивация занятий уже ко

Таким образом, дети получали гарантию дальнейшего развития (за счёт применения коррекционной

Дополнительное образование детей — общепризнанный...

Роль детской общественной организации во всестороннем...

В статье раскрывается роль общественной организации во всестороннем развитии личности школьника. Представлена конкретная программа деятельности детского объединения, реализованная в условиях одной из общеобразовательных школ города Арзамаса.

Детская общественная организация и её воспитательный...

Ключевые слова: детская общественная организация, воспитательные возможности, деятельность детских общественных организаций

Эта деятельность строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав школьников.

Формирование активной гражданской позиции и воспитание...

Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности.

Детская общественная организация и её воспитательный... Процесс воспитания эффективнее осуществляется в детской...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

- Организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия)

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными

Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление...