Детская общественная организация и её воспитательный потенциал | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 04.09.2013

Статья просмотрена: 3872 раза

Библиографическое описание:

Бондарь, М. А. Детская общественная организация и её воспитательный потенциал / М. А. Бондарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 355-357. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7719/ (дата обращения: 19.04.2024).



Дошкольный возраст — это такой период, когда ребенок познает мир с интересом, с удовольствием. Такие важнейшие черты детского поведения, как любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире и создают условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Очень важно помогать исследовательской активности детей, своевременно стимулировать познавательные процессы и развивать их во всех сферах деятельности. Интерес к познанию у дошкольников выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Исследовательская деятельность всегда интересна детям. Вся информация, которую ребёнок сам видит, слышит и делает, усваивается им быстро и надолго. Детей привлекает сам процесс, возможность осуществить действия самостоятельно, реализовать свои замыслы, сделать выводы и воплотить полученные знания на практике.

У дошкольников наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Процесс формирования знаний, умений, навыков становится скорее поиском знаний, приобретением их самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, в процессе взаимодействия и сотрудничества. [4, 5–12]

Целью опытно-экспериментальной деятельности является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

В соответствии с ФГОС, экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных опытах и наблюдениях.

Для того, чтобы процесс экспериментирования был более успешным и увлекательным для детей, педагогам необходимо использовать новые инновационные педагогические технологии, которые соответствуют образовательным стандартам и в большей степени будут основаны на практическом применении.

Одной из таких технологий является: парциальная модульная программа «STEM-образование». Один из ее модулей — «Экспериментирование с живой и неживой природой».

«STEM-образование» — это парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечение их в научное творчество.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой», позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов живой и неживой природы, оптическими явлениями.

Задачи модуля:

— формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

— осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

— формирование экологического сознания.

Содержание модуля состоит из 3-х разделов: изучение неживой природы, изучение живой природы, изучение оптических явлений.

Правильно оборудованная исследовательская лаборатория предоставляет возможность насытить занятия по ознакомление с окружающим миром экспериментами с живой и неживой природой, пробудить интерес к опытнической деятельности, привить начальные умения проведения самостоятельных исследований. [1, 48–56]

Создавая благоприятную среду для детских исследований, наблюдая за саморазвитием умственной силы дошкольников, необходимо придерживаться следующих принципов развивающего обучения:

— ориентация на познавательные интересы ребенка;

— свобода выбора и ответственности за собственное обучение;

— опора на развитие умений самостоятельного поиска информации.

В ходе работы с дошкольниками по развитию познавательно-исследовательской деятельности педагогам рекомендуется использовать следующие формы и методы.

Формы организации детской деятельности

Методы и приемы реализации содержания образования

— организованные с педагогом занятия

— самостоятельная исследовательская деятельность

— досуговая деятельность

— наблюдение

— опытно-экспериментальная деятельность

— метод проектов

— метод анимации

У детей наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении опытов и экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Основными этапами процесса исследования предмета или явления считаются: создание мотивации к исследовательской деятельности, выявление проблемы, формулирование гипотез, путей, способов исследования, наблюдения, опыты, эксперименты, обсуждение увиденных результатов, и сделанные на их основе выводы. В организации исследовательской деятельности важен принцип последовательности исследовательского поиска детей. Он основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной умственной и практической деятельности дошкольников.

Подготовка к проведению опытов и экспериментов начинается с создания педагогом или детьми мотивации к деятельности, определения текущих дидактических задач и их обсуждение. Затем педагог или дети выбирают нужный и подходящий объект, с которым будут знакомиться, отбираются и обсуждаются пути и способы решения проблемы или исследования.

Предлагая детям провести исследование, педагог сообщает им цель или задачу не на прямую, а поисковыми вопросами так, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать и что понять.

Дается время на обдумывание, на поиск путей решения проблемы, и затем педагог привлекает детей к обсуждению хода эксперимента, составляется план действий.

В процессе экспериментирования необходимо поддерживать и направлять детей на правильный ход деятельности, помогать тем, кто находит собственные способы решения задач. [2, 11–14]

Любое исследование предполагает получение ответа ребёнком на поставленный вопрос, почему происходит то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Такие знания и умения остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично участвовал в экспериментировании, эмоционально переживал, планировал свою деятельность, делал вывод.

Осуществляя работу по развитию поисково-исследовательской деятельности у дошкольников, следует помнить, что успешной она будет в том случае, если педагогами будет создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Здесь может помочь образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» из парциальной программы «STEM — образование». В нем даны рекомендации по созданию в группе функциональной исследовательской лаборатории. Для проведения опытов и экспериментов детям необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы, а также лабораторное оборудование — все это вызывает у них особый интерес. Там должны быть представлены: наборы пробирок, воронок, контейнеров, комплекты мерных стаканчиков, мерные пробирки, лупы, пинцеты, походные стаканчики, «студии жужжания», сачки, защитные очки, увеличительная шкатулка и другие предметы для проведения опытов и экспериментов с живой и неживой природой. Для познавательного развития и лучшего усвоения материала необходимо подобрать специальную детскую литературу, пооперационные карты, схемы, алгоритмы проведения опытов. На стенде, расположенном на стене, дети могут помещать результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Во время оборудования лаборатории необходимо учитывать ряд требований: доступность расположения, безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность. Располагая материалы для опытов на полочках, рекомендуется их хранить в коробках, контейнерах рядом с уголком природы. На протяжении года ими можно пользоваться, не забывая постоянно пополнять, чтобы поддерживать интерес детей.

Наполнив лабораторию всем необходимым, можно приступать с детьми к исследовательской деятельности. Но без планирования будет трудно отслеживать, чему уделили внимание, а что осталось упущено. Составивперспективный план на год и распланировав работу по месяцам и неделям, педагог будет уверен, что дошкольники получат знания об окружающем мире системно, а детские фантазии и представления заместятся реальным объяснением непонятного и неизвестного. [3, 147–156]

В перспективном плане блок по изучению неживой природы должен включать в себя опыты и эксперименты с водой, воздухом, камнями, песком, глиной и почвой. А в блоке по изучению живой природы необходимо запланировать исследования насекомых и растений. Рекомендуется внести в план еще один интересный блок — опыты и эксперименты по изучению оптических явлений.

Проводя исследовательскую работу и используя при этом оборудование лаборатории (пробирки, лупы, пинцеты), дети чувствуютсебя настоящими открывателями, учеными.

Рассматривая насекомых через увеличительные аппараты, дети могут близко рассмотреть все части живого существа, понаблюдать за его поведением. Удивительная «Студия жужжания», позволит услышать все нотки звуков, которые воспроизводит насекомое. Оптические стекла удивительны в вариации световых эффектов, а разнообразие наборов «Маленький биолог», «Исследователь природы» помогут дошкольникам в природных условиях подробнее рассмотреть и исследовать мир растений и насекомых.

В области экологического воспитания проведение опытов и экспериментов с живой и неживой природой особенно важно. Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей со взаимосвязями, существующими в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребёнку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе. Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путём получают неоценимые по своей важности знания.

С помощью компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» у дошкольников развивается повышенный познавательный интерес, уровень знаний. Дети познают мир в интересной и увлекательной форме — опытно-экспериментальной деятельности. Они становятся более любознательными, увлеченными, компетентными в области исследований.

Подводя итог, можно сказать, что комплексный подход в осуществлении исследовательской деятельности способствует развитию детского воображения, наблюдательности и вовлекает детей в практическую самостоятельную деятельность.

Литература:

  1. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. STEM — образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, ил., с. 48–56.
  2. Зыкова О. А. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие/ О.А Зыкова. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018, ил., 11–14 с.
  3. Нищева Н. В. Организация опытно- экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах- С- Пб: «Детство- Пресс» — 2015, 147–156 с.
  4. Нищева Н. В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры — С- Пб: «Детство- Пресс» — 2013, 5–12 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детская общественная организация, подрастающее поколение, школьник, взрослый, интерес, творческая самореализация, детская организация, общественная организация, основа детской, процесс воспитания.


Ключевые слова

самореализация, социализация, детская общественная организация, воспитательные возможности, деятельность детских общественных организаций, творческая самореализация., творческая самореализация

Похожие статьи

Роль детской общественной организации во всестороннем...

детская общественная организация, развитие, рефлексия, социальная активность, детский коллектив, социализация, воспитание, личность.

Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации.

Детская организация как фактор социального становления...

детская организация, подрастающее поколение, объединение, детская общественная организация, детская инициатива, юный гражданин России, современный этап, социальная активность...

Особенности феномена «детская общественная организация»

Детская общественная организация своим существованием содействует естественному стремлению школьников к самореализации, удовлетворению их различных интересов, готовности к освоению социальных ролей и наследия, имеет подтверждающий документ...

Детская общественная организация как одна из форм...

Особенности феномена «детская общественная организация». Организация летнего досуга и деятельности подрастающего поколения как одна из важнейших форм по формированию будущих патриотов - защитников Отечества.

Проблема организации привлечения школьников к активной...

Организация привлечения школьников к активной социальной жизни в настоящее время является распространенной проблемой, требующей изучения.

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни.

Формирование активной гражданской позиции и воспитание...

Изучение свободных детских организаций приводит к мысли, что они возникают в силу необходимой потребности учиться жить, приспосабливаться к жизни.

Воспитательный процесс проводится в процессе деятельности (коллективно-творческих делах).

Особенности воспитания и социализации молодежи...

 создание условий для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания

Становление личности — сложный процесс, имеющий свои тенденции, перспективы самоопределения, самореализации.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Развитие воспитательной компоненты в творческих...

Вариативная основа организации единства процессов обучения и воспитания школьников в КГБУ ДО «КЦИТР» может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е. Б. Евладовой) [2]...

Похожие статьи

Роль детской общественной организации во всестороннем...

детская общественная организация, развитие, рефлексия, социальная активность, детский коллектив, социализация, воспитание, личность.

Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации.

Детская организация как фактор социального становления...

детская организация, подрастающее поколение, объединение, детская общественная организация, детская инициатива, юный гражданин России, современный этап, социальная активность...

Особенности феномена «детская общественная организация»

Детская общественная организация своим существованием содействует естественному стремлению школьников к самореализации, удовлетворению их различных интересов, готовности к освоению социальных ролей и наследия, имеет подтверждающий документ...

Детская общественная организация как одна из форм...

Особенности феномена «детская общественная организация». Организация летнего досуга и деятельности подрастающего поколения как одна из важнейших форм по формированию будущих патриотов - защитников Отечества.

Проблема организации привлечения школьников к активной...

Организация привлечения школьников к активной социальной жизни в настоящее время является распространенной проблемой, требующей изучения.

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни.

Формирование активной гражданской позиции и воспитание...

Изучение свободных детских организаций приводит к мысли, что они возникают в силу необходимой потребности учиться жить, приспосабливаться к жизни.

Воспитательный процесс проводится в процессе деятельности (коллективно-творческих делах).

Особенности воспитания и социализации молодежи...

 создание условий для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания

Становление личности — сложный процесс, имеющий свои тенденции, перспективы самоопределения, самореализации.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Развитие воспитательной компоненты в творческих...

Вариативная основа организации единства процессов обучения и воспитания школьников в КГБУ ДО «КЦИТР» может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е. Б. Евладовой) [2]...

Задать вопрос