Методические аспекты оценки формирования информационных навигационных систем | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Архитектура и строительство

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2019)

Дата публикации: 02.11.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Шляхова М. В., Ревякин С. А. Методические аспекты оценки формирования информационных навигационных систем [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/350/15400/ (дата обращения: 22.11.2019).



В данной статье рассмотрено состояние информационных навигационных систем. Обозначены проблемы ориентирования в городской среде. Выявлено шесть характерных видов навигационных элементов. Определены методы формирования информационных навигационных систем.

Ключевые слова: визуальный, город, информационные навигационные системы, коммуникация, навигация, ориентирование, технологии.

Современные системы навигации — одна из важнейших задач проектирования в дизайне и архитектуре. Ее главным условием является процесс координации связи человека со средой, при помощи определенных визуальных знаковых систем [2].

Существует острая проблема ориентирования в городской среде. Зачастую люди не способны распознать место своего нахождения и конечных пунктов назначения, а также найти практичные маршруты перемещения. Крупные городские территории переполнены различной информацией, и непрерывное появление новых навигационных систем подводит к необходимости переоценки сложившейся ситуации специалистами в области дизайна и архитектуры. Высокий темп развития идентификационных структур [4] вызван неоднозначным состоянием многих сфер деятельности человека, например: социальными, политическими, экономическими, или духовными. Что, в свою очередь, заставляет системы навигации реагировать на подобное состояние путем изменения своих параметров и свойств, адаптируясь к стремительно меняющимся условиям.

Первые навигационные системы стали появляться еще 5–6 тысяч лет назад на территории республики Карелия, и в дальнейшем, распространились по всему миру. Это были петроглифы — высеченные изображения или резьба на камне. Вырезались они кварцем и расписывались оксидом железа, с добавлением жира и крови [1]. Основным местом расположения считаются пещеры, но также, петроглифы встречались на камнях, стенах и валунах. Их главной функцией являлось указание направления движения (сначала в виде изображений, потом в виде текстов). Ярким примером является картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Изучив русский фольклор и используя былинные тексты, художник изображает камень с надписью, которая описывает два направления пути дальнейшего следования, являя собой навигационный предмет.

Спустя тысячи лет пространственные ориентиры претерпели серьезные изменения. На сегодняшний день существует различные принципы формирования информационной навигации. Согласно исследованиям Гаврюшкина А. В., информационные носители выполняют роль средств ориентации в городе, подразделяясь на виртуально-вербальные (конкретные знания, зашифрованные в виде символов) и эмоционально-знаковые («интуитивная» информация о визуальных компонентах городской среды) [1].

Рассмотрением процессов навигации в различных связях и взаимодействиях, занимались такие ученые как, К. Линч, Филин В. А., Круликовский Д. Т., Шимко В. Т., Нефедов В. А., В. Гропиус, Ефимов А. В., Вергунов А. П., Черепанов В. А. и т. д.

Пространства, формирующие определенные образы, должны обладать композиционным, презентационным, идеализационным и коммуникационным качествами [3]. Для достижения максимальной оптимизации восприятия среды ее потребителями, необходимо среду насытить эмоциональными, визуальными и информационными составляющими.

В настоящее время, традиционными средствами коммуникации в среде, являются навигационные элементы (Рис. 1). Проведя анализ текущих состояний, было обнаружено шесть характерных видов навигационных элементов: «скрытые», «масштабные», «стационарные стенды», «свето-теневые», «адаптивные», «тематические».

Рис. 1. Таблица методов формирования информационной навигационной системы

При исследовании современных систем навигации были выявлены методы, благодаря которым осуществляется формирование информационной навигационной системы.

  1. Метод «скрытого потока» — направлен на создание и развитие «скрытых» навигационных элементов. Глобальные компьютерные сети, скрытые от человеческих глаз, соединяют все IT-устройства, следовательно, они способны проникать во все сферы деятельности человека, создавая уникальные технологические платформы для полного взаимодействия.
  2. Метод «полного погружения» — направлен на создание и развитие «масштабных» навигационных элементов. В этом случае, формой ориентирования будут являться крупногабаритные объекты, подверженные воздействию технологии дополненной реальности. Принципом данной технологии является совмещение на экране реального текущего изображения и виртуальной информации.
  3. Метод «стандартного насыщения» — направлен на создание и развитие «стационарных стендов». Оборудованные новейшими информационными технологиями, классические стационарные стенды имеют возможность выхода подобного вида навигации на новый уровень.
  4. Метод «свето-тени» — направлен на создание и развитие «свето-теневых» навигационных элементов.
  5. Метод «адаптивного слияния» — направлен на создание и развитие «адаптивных» навигационных элементов. Особенность данного метода, заключается в том, что объектом ориентирования является устойчивая среда, склонная к присоединению и объединению дополнительных компонентов, без утраты формы, целостности, образности и функциональности.
  6. Метод «тематического упразднения» — направлен на создание и развитие «тематических» навигационных элементов. Нетривиальное совмещение коммуникативной функции и узко направленной тематики ориентирования, способно образовать своеобразный стиль и установить необходимую взаимосвязь человека со средой.

Выявленные методы позволяют сделать вывод, что дифференцируя элементы информационной навигационной системы, в зависимости от характерных особенностей и методов их формирования, у людей появится возможность легкого распознавания местонахождения и конечных пунктов назначения, а также позволит найти практичные маршруты перемещения, при этом, художественно-образная и визуальная конъюнктура будет соответствовать высокому уровню.

Таким образом, выявленные виды и методы формирования информационной навигационной системы следует рассматривать как цельный комплекс новой коммуникативной среды в динамично развивающемся обществе.

Литература:

  1. Гаврюшкин А. В. Информационно-ориентационные аспекты дизайна городской среды: автореф. дис. М., 2010.
  2. Горячева Е. А., Клименко И. А. Дизайн визуальной навигации в инфраструктуре современного города как фактор социализации личности [Электронный ресурс] // «Гуманитарий Юга России», 2018, № 1. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/dizayn-vizualnoy-navigatsii-v-infrastrukture-sovremennogo-goroda-kak-faktor-sotsializatsii-lichnosti
  3. Ревякин С. А., Шляхова М. В. Особенности формирования информационного оснащения городской среды // «Заметки ученого»,. — 2019. — № 6. — С. 117.
  4. Родькин П. Е. Визуально-графические и конструктивные особенности редизайна территориальной бренд-идентификации 2006‒2016 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.prdesign.ru/text/media/pdf/rodkin-mghpa-2–2–2017.pdf
  5. Arduino-controlled RGB LED Infinity Mirror // www.instructables.com. URL: https://www.instructables.com/id/Arduino-controlled-RGB-LED-Infinity-Mirror/ (дата обращения: 28.09.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): информационная навигационная система, городская среда, элемент, метод формирования, практичный маршрут перемещения, конечный пункт назначения, система, создание, сфера деятельности человека, развитие.

Ключевые слова

коммуникация, технологии, город, навигация, визуальный, информационные навигационные системы, ориентирование

Похожие статьи

Информационно-навигационное обеспечение современных...

Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом.

Следующим элементом является система, отвечающая за сбор информации о пассажиропотоках на сформированных маршрутах.

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Создание информационно-аналитической системы управления общественным транспортом обусловлено необходимостью повышения эффективности управления общественного транспорта и мониторинга его функционирования. Основными задачами данной системы...

Основные направления и проблемы развития инновационных...

6. Формирование модели прогнозирования приоритетных направлений инновационного развития транспортной системы города.

1. Создание и развитие управляющих информационно-навигационных систем на базе спутниковых технологий.

Разработка программного модуля навигации внутри зданий...

навигационная система, отказавший элемент, система, элемент, GPS, программная реконфигурация системы, сотовая связь

Рассматривается формирование облика навигационной системы подвижного наземного объекта, предлагается состав системы с...

Городское планирование как система организации устойчивого...

Метод 5. Развитие методов, получивших поддержку международных организаций, в которых акцент сделан на конкретные направления деятельности: окружающая среда, преступность и стихийные бедствия, а также партнерство и сотрудничество с общественными организациями.

Формирование облика навигационной системы для подвижного...

Рассматривается формирование облика навигационной системы подвижного наземного объекта, предлагается состав системы с

Ориентация и навигация подвижных объектов: современные информационные технологии/ Под ред. Б. С. Алешина, К. К. Веремеенко, А. И...

Научный подход к проблеме развития систем городского...

Система — (от греческого systema — целое, составленное из частей; соединение), множество

В единой транспортной системе мегаполиса все системы видов городского пассажирского

По нашему мнению, наиболее целесообразно поэтапное формирование единой системы...

Разработка информационной системы общественного...

Создана информационная система общественного транспорта, позволяющая получить подробную

Система реализована в виде веб-портала, доступного для любого человека.

Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем...

Общие принципы построения навигационных систем...

Под термином навигационная система (НС) принято понимать совокупность приборов, алгоритмов и программного обеспечения, позволяющих произвести

Навигационные системы можно разделить на множество категорий в зависимости от назначения, объема получаемой...

Автономная система ориентирования беспилотного летательного...

Использование автономной системы ориентирования и методов обработки изображений и распознавания объектов, являются альтернативой

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат (БЛА), навигационная система, автономная система ориентирования...

Похожие статьи

Информационно-навигационное обеспечение современных...

Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом.

Следующим элементом является система, отвечающая за сбор информации о пассажиропотоках на сформированных маршрутах.

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Создание информационно-аналитической системы управления общественным транспортом обусловлено необходимостью повышения эффективности управления общественного транспорта и мониторинга его функционирования. Основными задачами данной системы...

Основные направления и проблемы развития инновационных...

6. Формирование модели прогнозирования приоритетных направлений инновационного развития транспортной системы города.

1. Создание и развитие управляющих информационно-навигационных систем на базе спутниковых технологий.

Разработка программного модуля навигации внутри зданий...

навигационная система, отказавший элемент, система, элемент, GPS, программная реконфигурация системы, сотовая связь

Рассматривается формирование облика навигационной системы подвижного наземного объекта, предлагается состав системы с...

Городское планирование как система организации устойчивого...

Метод 5. Развитие методов, получивших поддержку международных организаций, в которых акцент сделан на конкретные направления деятельности: окружающая среда, преступность и стихийные бедствия, а также партнерство и сотрудничество с общественными организациями.

Формирование облика навигационной системы для подвижного...

Рассматривается формирование облика навигационной системы подвижного наземного объекта, предлагается состав системы с

Ориентация и навигация подвижных объектов: современные информационные технологии/ Под ред. Б. С. Алешина, К. К. Веремеенко, А. И...

Научный подход к проблеме развития систем городского...

Система — (от греческого systema — целое, составленное из частей; соединение), множество

В единой транспортной системе мегаполиса все системы видов городского пассажирского

По нашему мнению, наиболее целесообразно поэтапное формирование единой системы...

Разработка информационной системы общественного...

Создана информационная система общественного транспорта, позволяющая получить подробную

Система реализована в виде веб-портала, доступного для любого человека.

Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем...

Общие принципы построения навигационных систем...

Под термином навигационная система (НС) принято понимать совокупность приборов, алгоритмов и программного обеспечения, позволяющих произвести

Навигационные системы можно разделить на множество категорий в зависимости от назначения, объема получаемой...

Автономная система ориентирования беспилотного летательного...

Использование автономной системы ориентирования и методов обработки изображений и распознавания объектов, являются альтернативой

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат (БЛА), навигационная система, автономная система ориентирования...