Разработка информационной системы общественного транспорта Тверской области на базе технологий Microsoft | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (32) сентябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 795 раз

Библиографическое описание:

Макаровский А. Б. Разработка информационной системы общественного транспорта Тверской области на базе технологий Microsoft // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 74-77. — URL https://moluch.ru/archive/32/3611/ (дата обращения: 19.09.2018).

Для решения задачи справочно-информационного обслуживания пассажиров в Тверской области создана информационная система общественного транспорта, предоставляющая возможность искать в Интернете путь между любыми остановками любых видов транспорта на территории области с учетом расписания движения и получать информацию о расписании движения транспорта на любой остановке, пути следования и расписании движения для любого маршрута. Актуальность информации в системе обеспечивается перевозчиками. Система реализована на базе технологий Microsoft.

Введение

Справочно-информационное обслуживание пассажиров общественного транспорта пока находится на достаточно низком уровне. Для решения этой задачи в России и других странах разрабатываются информационные системы. Наиболее известные из них – DELFI [1] , EFA [2], EU-Spirit [3] и HAFAS [4]. Проблемами всех систем являются поиск пути с несколькими пересадками и поиск интермодального пути (пути с несколькими видами транспорта). Также все эти системы имеют неудобный пользовательский диалог. При разработке информационной системы общественного транспорта Тверской области, находящейся по адресу http://map.l-star.ru, планировалось эти недостатки устранить.

Информационная система общественного транспорта Тверской области предназначена для решения двух задач – оптимизации управления транспортными потоками и предоставления населению актуальной информации обо всех маршрутах, расписаниях и видах транспорта Тверской области. Она может находить кратчайший путь между любыми остановками любых видов транспорта Тверской области, имеющий до 10 пересадок. Система разрабатывалась по заказу администрации Тверской области.

Для справки: Тверская область имеет площадь 84,2 тыс. кв. км, население 1 млн 620 тыс. человек, включает в себя 36 районов и 12 городов. Она протянулась с запада на восток на 450 км, с севера на юг на 350 км. Основными видами транспорта являются

Рис. 1. Диаграмма прецедентов.

электропоезда и автобусы, есть также трамваи, троллейбусы и маршрутные такси. Общее количество различных маршрутов около 1000.

Для населения система предоставляет возможность получить расписание движения транспорта на любой остановке, путь следования и расписание движения для любого маршрута, а также построить кратчайший путь между любыми остановками с учетом расписания движения транспорта.

За актуальностью предоставляемой информации сдедят перевозчики, которые вводят в систему информацию обо всех изменениях маршрутов. Перевозчикам это необходимо для построения отчетов по маршрутам, которые требуют государственные органы, и для планирования маршрутов – система позволяет наглядно увидеть обеспеченность транспортом различных населенных пунктов Тверской области.

Основные функции системы показаны на диаграмме прецедентов на рис. 1.

Информационная система реализована с использованием технологии asp .net компании Microsoft (язык программирования Visual C#) и сервера баз данных MS SQL 2008 R2 (Microsoft Corp). Для визуального отображения маршрутов и остановок используется технология Google Maps API (Google Inc). Для поиска кратчайшего пути использована система транспортного планирования PTV Vision VISUM (A+S Consult GmbH).

Поиск кратчайшего пути

Для построения кратчайшего пути нужно выбрать остановки из выпадающего списка, который появляется при вводе нескольких первых букв названия остановки, или выбрать их на карте (остановок может быть от 2 до 4), указать виды транспорта (можно сразу все), время начала движения, а также возможность пересадок. Найденный путь рисуется на карте и основные сведения о нем отображаются в таблице.

Путь без пересадок может не существовать. Если выбран путь с пересадками – ищется кратчайший (по времени движения) путь, в котором может быть до 10 пересадок.

На карте используется технология Drag-and-Drop, позволяющая перемещать маркеры остановок. При этом будет строиться новый маршрут.

Остановки и маршруты в таблице представляют собой ссылки, при нажатии на которые появляется подробная информация о расписании маршрутов на данной остановке или информация о маршруте.

Расчет и построение кратчайшего пути реализованы с использованием технологии Microsoft AJAX. Кратчайший путь строится с использованием системы транспортного планирования PTV Vision VISUM. Качество найденных путей хорошее, но у этой системы есть недостаток – относительно большое время поиска. При поиске пути через 4 остановки время поиска может достигать 10 – 15 с. Поэтому в ближайшем будущем планируется разработка своей программы поиска кратчайшего пути.

Технология Google Maps API показала хорошие результаты – на ее основе удалось создать удобный пользовательский диалог с широкими возможностями для поиска остановочных пунктов и просмотра найденного пути.

Расписание маршрутов на остановках

Этот сервис предназначен для просмотра списка маршрутов, проходящих через выбранную остановку, и подробных характеристик каждого из них. После выбора остановки и нажатии на кнопку “Найти” (или нажатии на остановку-­ссылку) появляется панель, содержащая основные сведения об остановке (географические координаты, количество проходящих маршрутов и виды транспорта) и одна таблица со списком проходящих через эту остановку маршрутов. При выборе какой-либо строки этой таблицы на карте рисуется выбранный маршрут и появляется вторая таблица, содержащая расписание на остановке для выбранного маршрута (время прибытия и отправления, дни следования). При выборе строки во второй таблице появляется третья таблица, содержащая информацию о выбранном рейсе – остановку, время прибытия и отправления, время движения и пройденную длину от начальной остановки.

Остановки и маршруты в таблицах представляют собой ссылки, как и в поиске кратчайшего пути.

Формирование таблиц реализовано с помощью технологии Microsoft AJAX и веб-сервисов. При нажатии на кнопку “Найти” или выборе строки в таблицах из javascript-кода вызывается веб-сервис, который считывает необходимую информацию из базы данных и формирует HTML-код, который отображается на сайте. Такой метод работает очень быстро: таблица обычно появляется на веб-странице в течении 1с.

Поиск маршрута

Выбор маршрута производится из списка, содержащего перечень маршрутов для выбранного вида транспорта. При необходимости можно установить дополнительную фильтрацию по номеру маршрута или первым буквам его названия. Можно также выбрать его нажатием на маршрут-ссылку в какой-либо таблице. Выбранный маршрут сразу же отображается на карте и появляется панель с информацией о маршруте (перевозчик и вид транспорта) и таблицей, содержащей перечень остановок и их характеристик (географические координаты, длина пути от начальной остановки, количество проходящих маршрутов и наличие на остановке павильона). При выборе строки в этой таблице появляется вторая таблица – расписание на остановке для выбранного маршрута. При выборе рейса появляется таблица с информацией о выбранном рейсе (остановка, время прибытия и отправления, время движения и пройденная длина от начальной остановки).

Эта панель реализована аналогично расписанию на остановке.

Административная часть

В административной части предусмотрено редактирование информации о пользователях, о маршрутах, и построение отчетов по маршрутам, которые требуют от перевозчиков государственные органы.

Для каждого пользователя задается роль – редактор, оператор, руководитель, администратор и суперадминистратор. Редактор может редактировать принадлежащие ему маршруты и отправлять сделанные изменения на согласование. Оператор согласовывает эти изменения, затем руководитель может их утвердить. После утверждения сделанные изменения будут записаны в основные таблицы базы данных и будут использоваться для построения кратчайшего пути, выдачи информации о маршрутах и построения отчетов.

Каждый пользователь также принадлежит к определенной группе, к которой приписаны маршруты и перевозчики. Редактор, оператор и руководитель могут работать только с маршрутами, приписанными к их группе. Администратор может редактировать пользователей только своей группы. Предполагается, что все они являются сотрудниками какого-то конкретного перевозчика. Суперадминистратор имеет любые права, он может создавать новые группы и пользователей для них.

Отчеты по маршрутам довольно сложные, их образцы были заданы в виде документов MS Word. Они заполняются отчасти вручную, отчасти с использованием информации из базы данных, могут содержать в себе графические изображения, которые должны быть нарисованы программным способом. Такие отчеты можно создавать разными способами, наиболее предпочтительных способов два – с помощью программы InfoPath или с помощью обычных asp .net страниц. Был выбран второй вариант – он более простой и не требует установки дополнительного программного обеспечения на компьютерах пользователей. Качество напечатанных отчетов при этом такое же, как у изготовленных в MS Word.

Заключение

Создана информационная система общественного транспорта, позволяющая получить подробную информацию об остановках и маршрутах транспорта Тверской области и построить путь с пересадками между любыми остановочными пунктами области любых видов транспорта с учетом расписания движения. Система реализована в виде веб-портала, доступного для любого человека. Актуальность предоставляемой информации поддерживается перевозчиками и администрацией Тверской области.


Литература:
  1. DELFI. Durchgangige elektronische Fahrplaninformation.
http://www.delfi.de/.
  1. EFA. A timetable information system by Mentz Datenverarbeitung GmbH, Munchen, Germany. http://www.mentzdv.de/.
  2. EUSpirit. European travel information system. http://www.eu-spirit.com/.
  3. HAFAS. A timetable information system by HaCon Ingenieurgesellschaft GmbH, Hannover, Germany. http://www.hacon.de/hafas/.
Основные термины (генерируются автоматически): кратчайший путь, Тверская область, маршрут, остановка, информационная система, общественный транспорт, таблица, AJAX, PTV, API.


Похожие статьи

К вопросу о возможности оптимизации маршрутной сети...

Транспортные системы города и области связаны между собой автомобильными дорогами

Такая трехступенчатая единая система городского пассажирского транспорта обеспечит

Например, таких как: кратчайший путь между начальным и конечным пунктом маршрута...

Информационные сервисы для пассажиров общественного...

Наилучшие варианты маршрутов могут быть вычислены, исходя из дорожной обстановки, ситуации с общественным транспортом, и могут

Однако, объективно полезный результат можно отследить только от введения электронного информационного табло на остановке.

Организация остановок общественного транспорта...

Ключевые слова: общественный транспорт, маршрутки, остановки, пассажиропотоки, пешеходные зоны.

Кроме того, система оповещения покажет маршрут, по которому движется автобус, а также ближайшее кафе, салон связи и многое другое [5].

Навигация и картографические сервисы в логистике

А также, поможет понять сущность картографических сервисов, их развитие и влияние на транспорт и другие сопряженные элементы.

Разработка информационных систем, в которых бы решались задачи маршрутизации, бала связанна со значительными трудностями...

Анализ работы подсистемы мониторинга транспорта...

Для организации своевременной перевозки груза требуется возможность контроля движения транспорта на маршруте.

Функция ajax делает запрос по выбранному транспорту и получает массив данных, который передаётся

Логистика: информационные системы и технологии.

Выбор оптимального маршрута грузоперевозок автомобильным...

Ключевые слова: грузоперевозки, оптимальный маршрут, автомобильный транспорт, нейронные сети, многослойный персептрон, алгоритм обучения. Автомобильный транспорт является одной из главных составляющих экономической системы России.

Исследование показателей оценки функционирования и развития...

Ключевые слова: пассажирский городской транспорт, маршрутная сеть, система общественного транспорта.

В табл. 3 приводится оценка провозной возможности ПС на каждом маршруте наблюдаемого за время исследования. Таблица 2.

Информационно-навигационное обеспечение современных...

Во многих городах России создаются автоматизированные радионавигационные системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Часть работ ведется в рамках Федеральной целевой программе по использованию глобальной навигационной...

Анализ моделей оперативного диспетчерского управления...

Обычно контрольными пунктами являются конечные, а также одна или несколько промежуточных остановок на маршруте.

Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

К вопросу о возможности оптимизации маршрутной сети...

Транспортные системы города и области связаны между собой автомобильными дорогами

Такая трехступенчатая единая система городского пассажирского транспорта обеспечит

Например, таких как: кратчайший путь между начальным и конечным пунктом маршрута...

Информационные сервисы для пассажиров общественного...

Наилучшие варианты маршрутов могут быть вычислены, исходя из дорожной обстановки, ситуации с общественным транспортом, и могут

Однако, объективно полезный результат можно отследить только от введения электронного информационного табло на остановке.

Организация остановок общественного транспорта...

Ключевые слова: общественный транспорт, маршрутки, остановки, пассажиропотоки, пешеходные зоны.

Кроме того, система оповещения покажет маршрут, по которому движется автобус, а также ближайшее кафе, салон связи и многое другое [5].

Навигация и картографические сервисы в логистике

А также, поможет понять сущность картографических сервисов, их развитие и влияние на транспорт и другие сопряженные элементы.

Разработка информационных систем, в которых бы решались задачи маршрутизации, бала связанна со значительными трудностями...

Анализ работы подсистемы мониторинга транспорта...

Для организации своевременной перевозки груза требуется возможность контроля движения транспорта на маршруте.

Функция ajax делает запрос по выбранному транспорту и получает массив данных, который передаётся

Логистика: информационные системы и технологии.

Выбор оптимального маршрута грузоперевозок автомобильным...

Ключевые слова: грузоперевозки, оптимальный маршрут, автомобильный транспорт, нейронные сети, многослойный персептрон, алгоритм обучения. Автомобильный транспорт является одной из главных составляющих экономической системы России.

Исследование показателей оценки функционирования и развития...

Ключевые слова: пассажирский городской транспорт, маршрутная сеть, система общественного транспорта.

В табл. 3 приводится оценка провозной возможности ПС на каждом маршруте наблюдаемого за время исследования. Таблица 2.

Информационно-навигационное обеспечение современных...

Во многих городах России создаются автоматизированные радионавигационные системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Часть работ ведется в рамках Федеральной целевой программе по использованию глобальной навигационной...

Анализ моделей оперативного диспетчерского управления...

Обычно контрольными пунктами являются конечные, а также одна или несколько промежуточных остановок на маршруте.

Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом.

Задать вопрос