Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 2699 раз

Библиографическое описание:

Филатов, С. А. Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом / С. А. Филатов, Д. Б. Ефименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 3. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/27/3115/ (дата обращения: 24.04.2024).

Во многих городах России создаются автоматизированные радионавигационные системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Часть работ ведется в рамках Федеральной целевой программе по использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах гражданских потребителей.
Основным функциональным элементом в автоматизированных спутниковых радионавигационных системах диспетчерского управления (АСДУ) является автоматизированное рабочее место (АРМ) диспетчера центральной диспетчерской службы (ЦДС). АРМ диспетчера ЦДС обеспечивает:
  • формирование и вывод (непрерывный или по запросу) текстовой и графической информации на монитор о работе ТС в режиме реального времени (нахождение на линии, плановое и фактическое выполнение рейсов, прохождение контрольных пунктов, регулярность по рейсам, интервалы движения и т.д.);
  • отображение на мониторе в специальных рабочих окнах отклонений в работе транспортных средств от плана (невыход, отклонения по регулярности, уход с траектории маршрута и т.д.);
  • отображение на мониторе местоположения подвижного состава на видеограмме (схеме) маршрута;
  • голосовую связь между диспетчерами и водителями ТС;
  • отображение на мониторе специальных сообщений с борта ТС (сигналы «SOS», запросы связи от водителей и др.);
  • реализацию управленческих воздействий по корректировке работы контролируемых ТС;
  • протоколирование важнейших событий в работе АСДУ;
  • анализ работы АСДУ.
Общее информационное обеспечение маршрутизированного движения включает в себя следующие основные элементы:
  • подсистему диспетчерского управления пассажирским транспортом и сбора первичной информации о работе подвижного состава на линии (на базе спутниковой навигации);
  • подсистему уровня автотранспортного предприятия (обработка первичной информации, формирование аналитических форм внутренней отчетности, формирование данных на магнитных носителях для внешней отчетности);
  • подсистему уровня территориального автотранспортного управления (сбор данных о работе автотранспортных подразделений региона, формирование аналитических форм отчетности в разрезе подразделений региона, формирование данных на магнитных носителях для внешней отчетности);
  • подсистему уровня администрации города, района или области (формирование аналитических форм отчетности о работе автотранспортных подразделений региона и информационного взаимодействия с другими государственными структурами);
  • корпоративную региональную сеть (выделенные и коммутируемые каналы связи для передачи данных и голосовых сообщений).
В информационных системах всех уровней используется общий элемент – маршрутная сеть и расписание движения, т.е. то, что можно охарактеризовать как электронный паспорт маршрутной сети [1,2].
Следующим элементом является система, отвечающая за сбор информации о пассажиропотоках на сформированных маршрутах. Например, в рамках функционирования типовой системы АСУ «Навигация», за это отвечает автоматизированная система мониторинга пассажиропотоков (АСМ-ПП) [3]. В данном случае инфракрасные датчики, установленные в дверных проемах транспортных средств, подсчитывают количество вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке, после чего полученные данные записываются в электронный блок управления.
В результате анализа информации об обследовании пассажиропотоков формируются расписания движения транспортных средств и нормы на пробег. Примером может служить «Автоматизированная общегородская система формирования и сопровождения маршрутных транспортных расписаний (система РМТ)» [4].
Автоматизированная система диспетчерского управления необходима для оперативного планирования, инструментального учета транспортной работы, контроля и управления процессами перевозок, автоматизированного вывода данных о работе транспорта на линии, предоставления оперативной информации о состоянии перевозок.
В общем случае автоматизированная система диспетчерского управления может быть охарактеризована наличием элементов информационного обеспечения, включающих:
а) программно-технологические элементы:
- модуль формирования и корректировки нормативно-справочной информации,
- база данных,
- модуль формирования и корректировки информации о перегонах,
- модуль формирования и корректировки информации о маршрутах,
- модуль печати вторичных документов;
б) информационные массивы:
- нормативно-справочная информация (контрольные пункты, расписание движения ТС),
- паспорта маршрутов,
- маршрутные расписания,
- исходная информация для основных автоматизированных рабочих мест системы: технолога, аналитика, диспетчера,
- выходные формы (расписания для водителей, остановочные расписания, показатели выполненной работы на маршрутах).
Информационное обеспечение представляет собой основанную на единых принципах многоуровневую иерархическую структуру, включающую обработку данных на следующих объектах управления:
  • на борту транспортного средства;
  • в зональном диспетчерском центре;
  • в транспортном предприятии;
  • в ЦДС.
В состав информационного обеспечения АСДУ входит следующий минимальный набор информационных массивов нормативно-справочной информации (НСИ): перечень маршрутов парков, обслуживаемых системой (городских и пригородных); эксплуатационные нормативы маршрутов; маршрутные расписания.
Здесь следует учитывать, что основная цель диспетчерского контроля и управления маршрутизированным движением – своевременно (оперативно) зафиксировать проявляющиеся отклонения движения от запланированного (чтобы не допустить увеличения интервалов движения транспорта, нерегулярных рейсов, срывов рейсов по незачету системой и т.д.) и устранить последствия нарушений и отклонений.
Основным функциональным блоком программного обеспечения АСДУ [2], который входит в состав программного обеспечения диспетчерского пункта является подсистема «Автоматизированный учет, контроль и анализ маршрутизированного движения», взаимодействующая с подсистемами «Оперативное планирование перевозок», «Формирование и выдача отчетных данных об исполненном движении» и подсистемой администрирования баз данных диспетчерской системы.
В подсистеме «Автоматизированный учет, контроль и анализ маршрутизированного движения» реализуются следующие функции:
а) Учет и контроль выпуска подвижного состава на маршрутную сеть, включая задачи: регистрация выезда ТС из парка; формирование в автоматизированном режиме сообщений обо всех нарушениях на выпуске; ввод корректирующей информации по фактическим данным о выпуске подвижного состава на линию в режиме реального времени; формирование и вывод оперативных справок о состоянии процессов выпуска;
б) Учет и контроль открытия движения, начала работы подвижного состава на линии, включая задачи: регистрация фактического времени открытия движения на маршрутах, начала работы транспортных средств; формирование в автоматизированном режиме сообщений обо всех нарушениях при открытии движения, нарушениях при отправлении в первый рейс;
в) Учет и контроль движения подвижного состава на маршрутах, включая задачи:
- определение местоположения ТС;
- регистрация прохождения ТС контрольных пунктов, учет выполнения рейсов;
- установление отклонений ТС от трассы маршрута и от расписания движения;
- регистрация сходов, простоев, возвратов и т.д.;
- мониторинг интервалов движения транспортных средств на маршрутах;
- формирование в автоматизированном режиме сообщений и вывод оперативных справок о всех нарушениях при движении по маршруту;
- прием и обработка сообщений от водителей, в т.ч. запросов на связь, сигналов бедствия;
- отображение местоположения и движения транспортных средств на маршрутной сети с помощью электронных карт или схем;
- мониторинг интервалов движения транспортных средств на маршрутах с графическим отображением интервалов движения;
- отображение на мониторе в специальных окнах информации о грубых нарушениях движения (невыход, уход с траектории маршрута, сход, выход вне наряда и др.);
г) Учет и контроль времени завершения транспортной работы на линии, включая задачи:
- автоматическая регистрация времени завершения транспортной работы на линии каждым транспортным средством;
- регистрация брака;
- формирование в автоматизированном режиме сообщений о несвоевременном завершении транспортной работы.
Являясь ключевым звеном в обнаружении сбоев в транспортной работе и управлении транспортными средствами, диспетчер должен четко знать каким образом характеризуются сбои и что необходимо делать при их возникновении. Фактически на диспетчера ложится основная нагрузка по принятию решений в той или иной ситуации. Под принятием решения может пониматься особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий.

Список информационных источников
  1. Власов В.М., Ефименко Д.Б., Жанказиев Использование ГИС в технологии диспетчерского управления маршрутизированным транспортом. М., МАДИ (ГТУ), 2007.
  2. Власов В.М., Жанказиев С.В., Николаев А.Б., Приходько В.М. Телематика на автомобильном транспорте – М.: МАДИ, 2003 г. – 173 с.
  3. Кудрявцев А.А. Разработка методики сбора и обработки данных о пассажиропотоках на городском пассажирском транспорте с применением аппаратуры бесконтактного счета и спутниковой навигации: Дисс. к.т.н. - М., 2006. – 168 с.
  4. Гуревич Г.А., Богумил В.Н. Совершенствование управления городским пассажирским транспортом на основе создания АСУ перевозочным процессом. Автотранспортное предприятие № 2, - М. 2003.


Основные термины (генерируются автоматически): диспетчерское управление, транспортная работа, расписание движения, городской пассажирский транспорт, информационное обеспечение, маршрутизированное движение, маршрутная сеть, модуль формирования, нормативно-справочная информация, программное обеспечение.


Похожие статьи

Анализ моделей оперативного диспетчерского управления...

Ключевые слова: пассажирский транспорт, диспетчерское управление.

Рисунок 4. Программный интерфейс для подготовки маршрутной сети в диспетчерской системе

Навигационное обеспечение системы диспетчерского управления транспортом.

Навигационное обеспечение системы диспетчерского...

Автоматизированная радионавигационная система диспетчерского управления пассажирским транспортом АСУ «Навигация» внедряется на маршрутной сети ГУП «Мосгортранс» для наземного пассажирского транспорта в рамках городской целевой программы "Электронная...

Развитие систем диспетчерского управления транспортом...

регулярность, непрерывность по дням маршрутизированного движения транспорта общего пользования

Список информационных источников: Аникеич А. А., Грибов А. Б., Сурин С. С. Сменно суточное планирование работы грузовых автомобилей на ЭВМ.

Информационное обеспечение автотранспортных систем

Цель информационного обеспечения транспортной системы грузовых перевозок заключается в том, чтобы получить возможность эффективного управления, контроля и комплексного планирования движения транспортно- материального потока.

О возможностях оперативного управления наземным...

«за выполнением рейсов», предусмотренных в маршрутных расписаниях

Противоречия в экономико-организационном механизме управления городским пассажирским транспортом и пути их преодоления (на примере Санкт-Петербурга).

Рекомендации по формированию организационной структуры...

Задачами диспетчерского управления и контроля являются: ‒ улучшение транспортного обслуживания пассажиров

‒ контроль за исполнением сводного маршрутного расписания движения городского пассажирского транспорта

Разработка информационной системы общественного...

Справочно-информационное обслуживание пассажиров общественного транспорта пока находится на достаточно низком уровне.

Для населения система предоставляет возможность получить расписание движения транспорта на любой остановке, путь следования и...

К вопросу о возможности оптимизации маршрутной сети...

маршрутная сеть, маршрут, городской пассажирский транспорт, подвижной состав, Санкт-Петербург, пассажирский транспорт, сеть, комбинаторная оптимизация, городской пассажирский транспортный комплекс, наземный...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

- формирование и оптимизация единой маршрутной сети общественного транспорта; - осуществление диспетчерского управления общественным транспортом; - автоматизация продажи проездных документов на автомобильный, железнодорожный...

Похожие статьи

Анализ моделей оперативного диспетчерского управления...

Ключевые слова: пассажирский транспорт, диспетчерское управление.

Рисунок 4. Программный интерфейс для подготовки маршрутной сети в диспетчерской системе

Навигационное обеспечение системы диспетчерского управления транспортом.

Навигационное обеспечение системы диспетчерского...

Автоматизированная радионавигационная система диспетчерского управления пассажирским транспортом АСУ «Навигация» внедряется на маршрутной сети ГУП «Мосгортранс» для наземного пассажирского транспорта в рамках городской целевой программы "Электронная...

Развитие систем диспетчерского управления транспортом...

регулярность, непрерывность по дням маршрутизированного движения транспорта общего пользования

Список информационных источников: Аникеич А. А., Грибов А. Б., Сурин С. С. Сменно суточное планирование работы грузовых автомобилей на ЭВМ.

Информационное обеспечение автотранспортных систем

Цель информационного обеспечения транспортной системы грузовых перевозок заключается в том, чтобы получить возможность эффективного управления, контроля и комплексного планирования движения транспортно- материального потока.

О возможностях оперативного управления наземным...

«за выполнением рейсов», предусмотренных в маршрутных расписаниях

Противоречия в экономико-организационном механизме управления городским пассажирским транспортом и пути их преодоления (на примере Санкт-Петербурга).

Рекомендации по формированию организационной структуры...

Задачами диспетчерского управления и контроля являются: ‒ улучшение транспортного обслуживания пассажиров

‒ контроль за исполнением сводного маршрутного расписания движения городского пассажирского транспорта

Разработка информационной системы общественного...

Справочно-информационное обслуживание пассажиров общественного транспорта пока находится на достаточно низком уровне.

Для населения система предоставляет возможность получить расписание движения транспорта на любой остановке, путь следования и...

К вопросу о возможности оптимизации маршрутной сети...

маршрутная сеть, маршрут, городской пассажирский транспорт, подвижной состав, Санкт-Петербург, пассажирский транспорт, сеть, комбинаторная оптимизация, городской пассажирский транспортный комплекс, наземный...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

- формирование и оптимизация единой маршрутной сети общественного транспорта; - осуществление диспетчерского управления общественным транспортом; - автоматизация продажи проездных документов на автомобильный, железнодорожный...

Задать вопрос