Медиация в гражданском и хозяйственном судопроизводстве Республики Беларусь | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2019)

Дата публикации: 04.10.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Бодакова О. В. Медиация в гражданском и хозяйственном судопроизводстве Республики Беларусь [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 21-22. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/349/15336/ (дата обращения: 24.10.2019).



Последние годы характеризуются существенным возрастанием количества обращений белорусских граждан и юридических лиц в суды. Учитывая негативные последствия перегрузки судебной системы, законодатель обратился к изучению возможностей снижения нагрузки на судебные органы посредством использования альтернативных путей урегулирования споров. Значимым событием для нашей страны в части развития института медиации стало принятие Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «О медиации» (далее — Закон о медиации) [1].

В Республике Беларусь к кандидатуре медиатора установлен ряд требований. Одним из них является наличие высшего образования. При этом юридическим образованием возможность стать медиатором Законом о медиации не ограничена. В Законе о медиации определен допуск к осуществлению функций медиатора лиц с различной базовой профессией, для которых установлены единые квалификационные требования. Основным квалификационным требованием к медиатору выступает необходимость прохождения специального обучения. На наш взгляд, подготовка медиаторов исключительно на базе юридической специальности является наиболее эффективным и рациональным вариантом. Это объяснятся следующим.

Несмотря на то, что институт медиации закреплен как в Гражданском процессуальном Кодексе Республики Беларусь (далее — ГПК РБ) [2], так и в Хозяйственном процессуальном Кодексе Республики Беларусь (далее — ХПК РБ) [3], имеют место существенные различия в его правовой регламентации, что обусловливает актуальность и практическую значимость проведения исследования в этой сфере. Учитывая единство целевой направленности медиации, а также то, что медиация представляет собой альтернативный способ урегулирования споров в обоих процессах, считаем важным и необходимым устранить некоторые различия, существующие в гражданском и хозяйственном судопроизводствах.

В настоящее время в гражданском процессе у сторон есть возможность прибегнуть только к внесудебной медиации. Суд лишь разъясняет сторонам право на обращение к данной процедуре и определяет срок для ее проведения. Таким образом, процедура медиации может быть инициирована исключительно сторонами и проходит за рамками гражданского судопроизводства. В хозяйственном процессе стороны могут использовать как внесудебную, так и судебную медиацию. В качестве последней выступает примирительная процедура, регламентированная гл. 17 ХПК РБ. Считаем, что введение внутрисудебной медиации в гражданский процесс будет содействовать развитию данного института, а также позволит существенно снизить нагрузку на судей и сократить расходы сторон.

Согласно ст. 40–1 ХПК РБ по письменному соглашению сторон хозяйственный (экономический) спор, возникающий из гражданских правоотношений и подведомственный экономическому суду, до начала рассмотрения дела по существу может быть передан для урегулирования сторонами с участием медиатора (медиаторов). В случае передачи спора для урегулирования сторонами с участием медиатора (медиаторов) экономический суд выносит определение об оставлении искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения согласно правилам, установленным абз. 17 ч. 1 ст. 151 ХПК РБ.

В свою очередь, в гражданском процессе медиация может быть проведена на любой стадии судебного разбирательства (п. 3 ч. 1 ст. 262 ГПК РБ). В этом случае суд обязан приостановить производство по делу (п. 4–1 ч. 1 ст. 160 ГПК РБ). В случае заключения сторонами соглашения о применении медиации суд устанавливает срок проведения медиации (ч. 3 ст. 285 ГПК РБ).

Полагаем, что применение медиации на любой стадии судебного разбирательства в большей мере соответствует интересам участников процесса, позволяя сторонам эффективно разрешить спор на основе взаимной выгоды и компромисса, а также сохранить доброжелательные личные и деловые отношения в будущем.

В гражданском процессе принудительному исполнению в соответствии с разд. IX ГПК РБ подлежит лишь то медиативное соглашение, которое было утверждено судом в качестве мирового соглашения по спору, находившемуся на его рассмотрении. В хозяйственном судопроизводстве медиативное соглашение может быть исполнено в полном объеме, если отвечает требованиям ХПК РБ о мировом соглашении (ст.ст. 262–1–262–3 ХПК РБ). В связи этим возникает вопрос: сможет ли медиатор, не имеющий высшего юридического образования, грамотно составить медиативное соглашение, которое будет в полной мере соответствовать требованиям ГПК РБ и ХПК РБ, предусмотренным для мирового соглашения.

По нашему мнению, подход, закрепленный в ГПК РБ, препятствует развитию медиации, поскольку не освобождает сторон от необходимости обращения в суд в связи с урегулированием спора с участием медиатора.

Также необходимо отметить, что в настоящее время услуги внесудебного медиатора весьма дорогостоящие. В результате этого стороны спора не видят материальной выгоды в обращении к медиатору за урегулированием спора, поскольку размер государственной пошлины за подачу иска в суд в ряде случаев может быть меньше, а при этом гарантии и оперативность исполнения судебного решения по сравнению с медиативным соглашением выше.

Таким образом, с целью обеспечения единого подхода в правовом регулировании института медиации в условиях унификации процессуального законодательства, реализации принципа процессуальной экономии и снижения нагрузки на судебную систему в целом считаем необходимым:

  1. Ввести внутрисудебную медиацию в гражданский процесс, что будет содействовать развитию данного института, а также позволит существенно снизить нагрузку на судей и сократить расходы сторон;
  2. Предусмотреть возможность передачи спора для урегулирования с участием внесудебного медиатора на любой стадии хозяйственного судопроизводства;
  3. Обеспечить возможность исполнения медиативного соглашения в полном объеме без обращения к судебному разбирательству в гражданском процессе, если оно соответствует требованиям законодательства, как это закреплено в ХПК РБ.
  4. Закрепить необходимость наличия высшего юридического образования в качестве обязательного требования для получения удостоверения медиатора в Республике Беларусь.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что та модель внесудебной медиации, которая существует в настоящее время в Республике Беларусь, не представляется в полной мере эффективной и требует существенного законодательного совершенствования.

Литература:

  1. О медиации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 58-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2016 г. // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 1999 г. № 238-З: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.08.2018 г. // Консультант Плюс. Беларусь Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.
  3. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-З: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобрен Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): Беларусь, гражданский процесс, участие медиатора, судебное разбирательство, мировое соглашение, медиация, хозяйственное судопроизводство, высшее юридическое образование, внесудебный медиатор, внесудебная медиация.

Похожие статьи

Институт медиации в гражданском процессе | Статья в сборнике...

Институт медиации в гражданском процессе. Автор: Иванова Елена Вячеславовна.

процедура медиации, судебное разбирательство, Российская Федерация, участие посредника, РФ, альтернативная процедура урегулирования споров, процедура, мировое...

Судебная система как один из источников формирования...

процедура медиации, Российская Федерация, мировое соглашение, медиация, УК РФ, суд

процедура медиации, судебное разбирательство, Российская Федерация, участие

Процедура медиации относительно новый институт в российской юридической практике...

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

- скорость разрешения конфликта. Медиация занимает гораздо меньше времени, чем судебный процесс, вступление решения в

Основана процедура медиации на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения.

Медиация в сфере исполнительного производства

примирительная процедура, медиация, институт медиации, сторона, процедура медиации, принцип, медиатор, обязательная процедура медиации, Российская Федерация, судебное разбирательство. Институт медиации в гражданском процессе | Статья в сборнике...

К вопросу о медиации как формы урегулирования...

Медиация представляет собой процесс, при котором квалифицированный, беспристрастный, незаинтересованный человек помогает сторонам, которые вовлечены в конфликт, достичь взаимоприемлемого урегулирования. Медиатор помогает сторонам прийти к соглашению...

Актуальные проблемы процедуры медиации в России и пути их...

примирительная процедура, медиация, институт медиации, сторона, процедура медиации, принцип, медиатор, обязательная процедура медиации, Российская Федерация, судебное разбирательство. Актуальные проблемы процедуры медиации в России и пути их...

Институт медиации в РФ: проблемы и перспективы

С 1 января 2011 года вступил в силу ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) (Далее Закон о медиации)» [1]. И закон, и терминология — все достаточно ново для нашего общества, в связи с чем, по нашему мнению...

Проблемы судебной медиации в современной России

Проблемы судебной медиации всовременной России. Назинцева Алёна Юрьевна, студент.

Из этого количества в 916 делах утверждено мировое соглашение на основе медиативного

Процесс возникновения медиации в США и России имеет разные предпосылки своего...

Роль медиатора в практике решения правовых споров

Медиацияпроцесс предельно рациональный, он рассчитан на спокойное и разумное обсуждение проблем.

Однако надо помнить, что медиация не может осуществляться по готовому шаблону, что работа медиатора не может быть полностью алгоритмизирована.

Медиация как способ досудебного урегулирования споров...

Медиация — это внесудебный способ урегулирования спора, институт альтернативного разрешения конфликта между сторонами при участии третьего беспристрастного, не заинтересованного в данном конфликте лица — медиатора.

Похожие статьи

Институт медиации в гражданском процессе | Статья в сборнике...

Институт медиации в гражданском процессе. Автор: Иванова Елена Вячеславовна.

процедура медиации, судебное разбирательство, Российская Федерация, участие посредника, РФ, альтернативная процедура урегулирования споров, процедура, мировое...

Судебная система как один из источников формирования...

процедура медиации, Российская Федерация, мировое соглашение, медиация, УК РФ, суд

процедура медиации, судебное разбирательство, Российская Федерация, участие

Процедура медиации относительно новый институт в российской юридической практике...

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

- скорость разрешения конфликта. Медиация занимает гораздо меньше времени, чем судебный процесс, вступление решения в

Основана процедура медиации на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения.

Медиация в сфере исполнительного производства

примирительная процедура, медиация, институт медиации, сторона, процедура медиации, принцип, медиатор, обязательная процедура медиации, Российская Федерация, судебное разбирательство. Институт медиации в гражданском процессе | Статья в сборнике...

К вопросу о медиации как формы урегулирования...

Медиация представляет собой процесс, при котором квалифицированный, беспристрастный, незаинтересованный человек помогает сторонам, которые вовлечены в конфликт, достичь взаимоприемлемого урегулирования. Медиатор помогает сторонам прийти к соглашению...

Актуальные проблемы процедуры медиации в России и пути их...

примирительная процедура, медиация, институт медиации, сторона, процедура медиации, принцип, медиатор, обязательная процедура медиации, Российская Федерация, судебное разбирательство. Актуальные проблемы процедуры медиации в России и пути их...

Институт медиации в РФ: проблемы и перспективы

С 1 января 2011 года вступил в силу ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) (Далее Закон о медиации)» [1]. И закон, и терминология — все достаточно ново для нашего общества, в связи с чем, по нашему мнению...

Проблемы судебной медиации в современной России

Проблемы судебной медиации всовременной России. Назинцева Алёна Юрьевна, студент.

Из этого количества в 916 делах утверждено мировое соглашение на основе медиативного

Процесс возникновения медиации в США и России имеет разные предпосылки своего...

Роль медиатора в практике решения правовых споров

Медиацияпроцесс предельно рациональный, он рассчитан на спокойное и разумное обсуждение проблем.

Однако надо помнить, что медиация не может осуществляться по готовому шаблону, что работа медиатора не может быть полностью алгоритмизирована.

Медиация как способ досудебного урегулирования споров...

Медиация — это внесудебный способ урегулирования спора, институт альтернативного разрешения конфликта между сторонами при участии третьего беспристрастного, не заинтересованного в данном конфликте лица — медиатора.