Развивающие игры с помощью счётных палочек Кюизенера с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развивающие игры с помощью счётных палочек Кюизенера с детьми старшего дошкольного возраста / Е. В. Бондяева, О. В. Барышкина, О. В. Сурикова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/349/15329/ (дата обращения: 24.04.2024).



Игра — это самая важная составляющая жизни каждого ребенка. Через игру дети получают основную часть знаний и умений. Для развития логического мышления и интеллекта ребенка педагоги нашего детского сада используют в своей работе разнообразные методики и педагогические разработки. Как правило, все методики построены на игре, т.к. именно игра позволяет детям без труда, самостоятельно и с большим интересом, познавать что-то новое, ранее неизвестное. Одну из очень занимательных методик обучения, построенных на игре, разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891–1976). Его методика включает в себя дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера — это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками». Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек, 10 разных цветов и разной длины. Цифры от 1 до 10, знаки действий, знаки отношений. Наименьшая палочка имеет длину 1 см, являясь по сути кубиком. Палочки друг от друга отличаются цветом и размером.

Основными дидактическими задачами данного пособия являются:

  1. Сенсорное восприятие цвета и размера: На начальных этапах обучения дети занимаются раскладыванием палочек в коробочки, мешочки, свободно манипулируют ими. Познакомившись с цветами и размерами палочек, переходят к строительству разноцветных дорожек, домиков, мебели для кукол. Существует множество вариантов усложнения заданий, например, выкладывание из палочек по рисункам и цветным схемам различные коврики.
  2. Сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме. Данная задача включает в себя игры конструирования по разнообразным числовым схемам и контурам, например, кошечки, герои сказок, лесенки. Выкладывание цифр по схемам из палочек, а также букв, слов. Составление различных ковриков по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками.

Возможно использование в сюжетных играх. С помощью палочек Кьюзинера можно составлять загадки и разнообразные задания, такие например, как «Сколько всего ручек у троих ребят?». Необходимо показать соответствующей палочкой. «Сколько лапок у Божьей коровки?», «Сколько колёс у 2-х машин?» и т. п.

  1. Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: >, <. Примерными заданиями для достижения этих задач являются создание лесенок путем накладывания палочек одну на другую или рядом друг с другом (Сосчитай, сколько лесенок?, Сколько лесенок до заданной и после? и т. п.); конструирование поезда с вагончиками (Сколько вагонов получилось?, Сколько останется, если убрать один вагон, либо добавить? Какой по порядку вагон стоит между желтым и синим?) и т. п.

Задание «Говорящие числа» включает в себя такие задания, как озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня». Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий «Как растут дома?» — многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа. «Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов». «Как зверята играли в числа». Понятия четных и нечётных чисел. Строительство лесенок из четных и нечетных чисел. Дети, «прыгая» по ступеням, называют ряд четных и нечетных чисел. Использование палочек, как мерки. Сказочные ситуации различной мотивации.

В декабре 2018 года проходил педагогический марафон «Развитие технологий дошкольного образования: познавательное развитие старших дошкольников». Старший воспитатель Бондяева Е. В. и воспитатель старшей группы № 6 Савченко Е. В. приняли участие в педагогическом марафоне. Евгения Владимировна представила коллегам опыт своей работы по использованию развивающих счетных палочек Кюизенера с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели с большим удовольствием участвовали в мастер-классе: по следам любимой сказки «Три медведя» и поставили театральную постановку по произведению с декорациями (лес, стол, стулья, кровати, чашки) из палочек, мероприятие было приурочено к году Театра.

https://sun9-2.userapi.com/c845120/v845120380/152570/iF4txGypjjQ.jpg https://sun9-71.userapi.com/c845120/v845120380/1525a2/Aoa6Mi4LKWY.jpg

Рис. 1, 2. Мастер-класс: По следам любимой сказки «Три медведя»

Самым важным результатом является повышение интереса детей к занятиям математикой. Мы используем данное пособие в учебно-образовательной деятельности, так как оно совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений у детей, а также способствует развитию умственных способностей дошкольников.

Существует два этапа работы с палочками Кюизенера с детьми дошкольного возраста:

Первый этап: работа с детьми 2–4 лет

Детям предоставляются разнообразные образцы простейших изображений: стол, стул, дом. Каждый ребёнок самостоятельно, либо в команде пытается их выложить. Сравнение палочек по длине, высоте, количеству (одна, много). Выкладывание квадратов, прямоугольников, ориентировка на листе бумаги (в середине, слева, справа). Задания по теме «продолжи ряд».

Второй этап: работа с детьми 4–7 лет.

Задания во втором этапе усложняются соответственно возрасту. Работа заключается в плоскостном и объемном моделировании. Дети выкладывают из палочек объекты, сюжетные картины. Используют палочки для освоения количественного и порядкового счета. Сравнивают по длине и высоте.

К палочкам Кюизенера разработаны специализированные альбомы для детей 2–3-х лет «Волшебные дорожки» и «Вместе весело играть» для детей 3-х–7-ми лет, которые мы используем непосредственно в образовательной деятельности.

А такие игровые упражнения с палочками Кюизенера как: «Цветные коврики», «Играем с цветом», «Измерение с помощью палочки-мерки», «Дополни», «Подбери цифру», «Цветные числа» хорошо брать во время режимных моментов и в свободной деятельности с воспитанниками.

Картотека игр с использование палочек Кюзинера:

«Найди палочки одного цвета и построй из них домик» Цель: формировать умение детей моделировать предмет из палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Найди все короче фиолетовой» Цель: Упражнять детей в определении длины предмета; закреплять умение пользоваться словами: длиннее — короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.

«От самой короткой до самой длинной и наоборот» Цель: совершенствовать умение детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.

«Из каких палочек можно составить оранжевую». Цель: совершенствовать умение детей делить целое на части; показывать и называть части: одна вторая, одна четвертая, две четверти, половина. Закреплять понятия: «часть меньше целого», «целое больше части».

«Составление из палочек геометрических фигур» Цель: Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?

Игра — книги на полке. Цель: Упражнять детей в счете в пределах 10.Увеличивать число на один, сравнивать предметы по толщине, сопровождая словами результат сравнения: «толще — тоньше»

Игровое упражнение «Изменение конструкции дома» Цель: развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия. Закреплять умение измерять разными мерками.

Игра «Полосатая салфетка» Цель: Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции взрослого, закреплять названия геометрических фигур; умение составлять число 6 из двух меньших чисел.

Игра «Стулья для семьи» Цель: Формировать умение сравнивать предметы по величине; обозначать словами результат сравнения (выше- ниже, шире- уже, больше- меньше). Закреплять умение различать порядковый и количественный счет,правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету; составлять числа из единиц (один, еще один,еще один).

Игра «Журавушка» Цель: Формировать умение моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в воображаемом предмете. Упражнять в счете.

Литература:

  1. Непомнящая Р. А., Михайлова З. А. Палочки Х. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. — 2003..
  2. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПб, «Детство — Пресс», 2004.
  3. Статья «Картотека игр и упражнений с палочками Дж. Кюизенера». Автор: Васильева Светлана Васильевна, опубликовано 16.07.2015–9:58 –на сайте https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/07/16/kartoteka-igr-i-uprazhneniy-s-palochkami-dzh-kyuizenera
Основные термины (генерируются автоматически): игра, палочка, ребенок.

Похожие статьи

Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей...

Даже в самые простые и известные игры дети предпочитают играть с новым и необычным материалом. Зачастую оказывается, что игрушки интересуют ребенка гораздо меньше...

ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный...

Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.

Использование счётных палочек Кюизенера в работе по...

Язык математики в большей степени, чем язык других учебных предметов, обладает такими качествами, как «однозначность, недвусмысленность терминов и выражений...

Дошкольники открывают волшебный мир математики с помощью...

Дидактическая игра «Палочки можно складывать». Педагог предлагает детям положить мальчику, который стоит лицом к детям, в левую руку жёлтую палочку, а в правую — красную.

ребенок , игра , ранний возраст , игрушка, взрослый, тип...

...систему игр с детьми раннего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера в

палочка, ранний возраст, ребенок, самостоятельная деятельность детей, ранний...

ребенок, палочка, детский сад, игра, дошкольный возраст...

ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный возраст, бельгийский математик, старший возраст, школьная программа, математическая деятельность.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного...

Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность...

Сценарий новогоднего праздника «Снежная Королева» для детей...

Игра «Передай волшебную палочку» (Дети под музыку быстро передают палочку друг другу). Сн.К. Вижу, умеете вы всё делать дружно, быстро и ловко. Но вам не победить меня, ведь у...

ребенок, палочка, малыш, ранний возраст, задание, игра...

Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей... ребенок, палочка, малыш, ранний возраст, задание, игра, счетный материал, тактильная чувствительность, тонкая...

Похожие статьи

Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей...

Даже в самые простые и известные игры дети предпочитают играть с новым и необычным материалом. Зачастую оказывается, что игрушки интересуют ребенка гораздо меньше...

ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный...

Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.

Использование счётных палочек Кюизенера в работе по...

Язык математики в большей степени, чем язык других учебных предметов, обладает такими качествами, как «однозначность, недвусмысленность терминов и выражений...

Дошкольники открывают волшебный мир математики с помощью...

Дидактическая игра «Палочки можно складывать». Педагог предлагает детям положить мальчику, который стоит лицом к детям, в левую руку жёлтую палочку, а в правую — красную.

ребенок , игра , ранний возраст , игрушка, взрослый, тип...

...систему игр с детьми раннего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера в

палочка, ранний возраст, ребенок, самостоятельная деятельность детей, ранний...

ребенок, палочка, детский сад, игра, дошкольный возраст...

ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный возраст, бельгийский математик, старший возраст, школьная программа, математическая деятельность.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного...

Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность...

Сценарий новогоднего праздника «Снежная Королева» для детей...

Игра «Передай волшебную палочку» (Дети под музыку быстро передают палочку друг другу). Сн.К. Вижу, умеете вы всё делать дружно, быстро и ловко. Но вам не победить меня, ведь у...

ребенок, палочка, малыш, ранний возраст, задание, игра...

Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей... ребенок, палочка, малыш, ранний возраст, задание, игра, счетный материал, тактильная чувствительность, тонкая...