Что умеют счетные палочки | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яковлева, Е. В. Что умеют счетные палочки / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8668/ (дата обращения: 26.04.2024).

Дошкольный возраст — это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математический развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

В современной концепции дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции обновления детского сада выделяется гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, и в связи с этим обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности, именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые будут на этом настаивать. Поэтому, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Развивающие игровые задания могут воспитать в ребенке ряд полезных качеств: упорство, способность к целеполаганию и планированию, следованию правилам, умению анализировать, взвешивать полученный результат, приводить доводы. Поиск путей решения нестандартных задач способствует стимулированию творческой и исследовательской активности.

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка, тем самым, учеба становится интересным занятием. Обучение в игровой форме это известный, привычный и самый любимый метод познания для человека любого возраста.

Поподробнее хочу остановить ваше внимание, на широко известных всем с детства, на обыкновенных счетных палочках. Это были разноцветные пластмассовые или же деревянные пластинки, которые окрашивались в различные цвета. С помощью такого нехитрого изобретения большинство из детей научились считать, различать цвета, создавать композиции. Но сейчас мы копнем немного глубже и попробуем разобраться в том, каким образом счетные палочки могут помочь ребенку развивать абстрактное мышление, формировать базовые дошкольные знания и становиться с каждым днем умнее и изобретательнее.

Счетные палочки на деле, оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме, познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры со счётными палочками называют задачами на смекалку геометрического характера. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

Занятия со счетными палочками полезны для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаю некоторые из большого количества, задания:

-          Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура составлена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.

-          Рисуем. Из палочек можно составить геометрические узоры, формы и предметные изображения, попросите, например, малыша нарисовать с их помощью домик, квадрат, треугольник, стул или кораблик. Если ребенок еще плохо ориентируется в геометрических фигурах, подготовьте лист бумаги, на котором будут нарисованы варианты. Вы можете выдавать нужное количество палочек для построения той или иной фигуры, тем самым, регулируя масштаб.

-          Считаем:

1)        вы хлопаете в ладоши, а ребенок выкладывает палочки — сколько хлопков, столько и палочек.

2)        выложите в ряд несколько палочек, малыш должен во втором ряду положить столько же палочек одну под другой. Усложните задачу и попросите выложить больше на 2 или меньше на 3. Так вы научите его считать и познакомите с понятием «больше» «меньше».

-          Пишем. Из палочек можно составлять цифры и буквы, можно также воспользоваться уже нарисованными цифрами или буквами, а также перекладывая палочки превращать одну букву в другую. Например такие превращения: Л-А-Д-М, У-К-Х-Ж, Г-Т-П-Н-И, О-Э-С-Е-Б-В-Ф, Ц-Ш-Щ, Р-Ь-Ъ-Ы-Ю-Я. Можно выкладывать слоги и слова.

-          Составляем задачи и примеры. Попробуйте записывать примеры, комбинируя цвет палочек, так ребенок сможет ориентироваться в математических понятиях, таких как «больше», «меньше», «плюс», «минус», «цыфра», «равно».

-          Учим состав числа. Попросите малыша выложить две палочки на стол, спросите сколько их, разложите по двум сторонам и спросите сколько палочек слева и справа, так он поймет, что число 2 состоит из 1+1, возьмите три палочки и разложите на две стороны разными способами: 1+1+1, 1+2, 2+1. Таким образом разберите все числа до 10. Чем больше число, тем больше вариантов его разбора.

-          Головоломки. Такие задачки понравятся детям, начиная с 5 лет. Они развивают логику, смекалку, сообразительность и пространственное представление. Если вы предложите переложить палочки, чтобы получилась нужная фигура, это сформирует у ребенка умение планировать свои действия в уме, разовьет зрительный и мыслительный анализ задачи, научит представлять возможные изменения фигуры. При этом все действия нужно совершать в уме, но для начала пусть попробует сделать это практически.

Счетные разноцветные палочки — это настоящая находка для каждой семьи, где растет ребенок. С их помощью можно научить малыша любым базовым навыкам, начиная с простейшего — моторики рук, заканчивая дошкольными математическими знаниями. Потому придумывайте различные игры, тренируйте фантазию ребенка и следите за тем, как он буквально на ваших глазах совершенствуется и становится умнее и умнее.

 

Литература:

 

1.                  Игры со спичками. Задачи и развлечения. / Сост.: Улицкий А. Т., Улицкий Л. А.— Минск: Вуал, 1993.

2.                  Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.— М.: Просвещение, 1989.

3.                  Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. — М.: ВЛАДОС, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): палочка, ребенок, дошкольный возраст, задача, игра, игровая форма, математик, помощь, умение, школьная программа.

Похожие статьи

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, смекалок, головоломок. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных...

Формирование элементарных математических представлений...

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей... ребенок, логическое мышление, дошкольный возраст, задача, теория решения

игра, ребенок, число, цифра, прием, педагог, действие, игровая ситуация, дошкольный возраст, математическое лото.

Уголок занимательной математики как средство формирования...

Развитие математических способностей дошкольника. ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный возраст, бельгийский математик, старший возраст, школьная программа, математическая деятельность.

Организация дидактической игровой деятельности...

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий.

По словам Е. В. Михеевой, «логико-математическому развитию детей дошкольного возраста способствует чтение (восприятие) художественной литературы...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного...

Развитие математических действий с помощью палочек Кюизенера. Логические задачи с палочками Кюизенера. Возраст.

Роль дидактической игры в процессе формирования творческой личности ребёнка дошкольного возраста.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

Развивающие компьютерные игры как средство математического...

Обучающие игры и программы для детей дошкольного возраста – это игровые программы дидактического (закрытого) типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач.

Развитие математических способностей дошкольника

ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный возраст, бельгийский математик, старший возраст, школьная программа, математическая деятельность.

Формирование математических представлений у детей старшего...

Квест-игра как форма непосредственной образовательной... старший дошкольный возраст, ребенок, задание, детский сад, дошкольное образование, музыкальный зал, выполнение заданий, задача, игра, квест.

Похожие статьи

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, смекалок, головоломок. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных...

Формирование элементарных математических представлений...

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей... ребенок, логическое мышление, дошкольный возраст, задача, теория решения

игра, ребенок, число, цифра, прием, педагог, действие, игровая ситуация, дошкольный возраст, математическое лото.

Уголок занимательной математики как средство формирования...

Развитие математических способностей дошкольника. ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный возраст, бельгийский математик, старший возраст, школьная программа, математическая деятельность.

Организация дидактической игровой деятельности...

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий.

По словам Е. В. Михеевой, «логико-математическому развитию детей дошкольного возраста способствует чтение (восприятие) художественной литературы...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного...

Развитие математических действий с помощью палочек Кюизенера. Логические задачи с палочками Кюизенера. Возраст.

Роль дидактической игры в процессе формирования творческой личности ребёнка дошкольного возраста.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

Развивающие компьютерные игры как средство математического...

Обучающие игры и программы для детей дошкольного возраста – это игровые программы дидактического (закрытого) типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач.

Развитие математических способностей дошкольника

ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный возраст, бельгийский математик, старший возраст, школьная программа, математическая деятельность.

Формирование математических представлений у детей старшего...

Квест-игра как форма непосредственной образовательной... старший дошкольный возраст, ребенок, задание, детский сад, дошкольное образование, музыкальный зал, выполнение заданий, задача, игра, квест.