Роль лечебной физкультуры в течении анкилозирующего спондилоартрита (болезнь Бехтерева) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макаров В. В., Цыренов А. Б., Ветчинова Н. В., Лизандер О. А. Роль лечебной физкультуры в течении анкилозирующего спондилоартрита (болезнь Бехтерева) [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 52-56. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/349/15325/ (дата обращения: 24.10.2019).



Анкилозирующий спондилоартрит- заболевание, поражающее преимущественно молодых мужчин в возрасте 15–35 лет. В России на 2017 год зарегистрировано около полумиллиона случаев этого заболевания. На 60 больных ревматологического отделения приходится, примерно, 3 больных с болезнью Бехтерева, что составляет, примерно, 5 % от общего числа больных. Болезнь Бехтерева (анкилозирующий спондилоартрит, АС) — аутоиммунное заболевание, тип воспалительного артрита, который может вызывать сильную боль и ограничивать вашу подвижность. Если у вас есть АС, вы можете интуитивно избегать движения или физические упражнения, потому что вам больно. Но отсутствие движения может принести больше вреда, чем пользы.

Ankylosing spondyloarthritis is a disease that affects mainly young men aged 15–35 years. In Russia, about half a million cases of this disease were registered in 2017. On 60 patients rheumatology Department accounts for about 3 patients with Bechterev disease, which is about 5 % of the total number of patients. Bechterew disease (ankylosing spondyloarthritis, as) is an autoimmune disease, a type of inflammatory arthritis that can cause severe pain and limit your mobility. If you have an AU, you can intuitively avoid movement or exercise because it hurts you. But lack of movement can do more harm than good.

Некоторые виды упражнений должны быть частью вашего плана лечения. Физическая терапия — это один из способов оставаться активным. Это может помочь уменьшить жесткость в суставах и улучшить осанку и гибкость. Как следствие, это может уменьшить боль.

Низкое качество жизни пациентов с анкилозирующим спондилитом обусловлено практически постоянной болью в области позвоночника и скованностью движений, повышенной утомляемостью, нарушениями сна и тревожными расстройствами (Пирогова О. А. и соавт., 2013; Kiltz U. et al., 2014), а также побочными эффектами проводимой медикаментозной терапии (Ward М., 2005). Вышеуказанные характеристики анкилозирующего спондилита обусловливают высокую частоту стойкой потери трудоспособности — от 25 % до 80 % (Хачумова К. Г. и соавт., 2011; Раскина Т. А., 2013).

Многочисленные публикации свидетельствуют о низком качестве жизни больных АС [30, 72, 73, 104 и др.], обусловленном совокупностью симптомов, ограничивающих функциональные возможности пациентов: скованностью движений (у 90 % пациентов), болью (у 83 %), повышенной утомляемостью (у 62 %), плохим сном (у 54 %), тревогой за будущее (у 50 %). Дополнительным фактором, ухудшающим качество жизни, служат побочные явления медикаментозной терапии (у 41 % пациентов) [30, 73, 104, 206].

Болезнь Бехтерева — анкилозирующий спондилоартрит — характеризуется хроническим течением. Воспалительный процесс часто начинается с крестцовоподвздошных сочленений, затем поражаются межпозвоночные и ребернопозвоночные суставы. Происходит окостенение фиброзного кольца межпозвоночных дисков и связочного аппарата, в результате чего позвоночник приобретает форму бамбуковой палки. Клинически анкилозирующий спондилоартрит проявляется болями в крестцово-подвздошной области, в различных отделах позвоночника, которые иррадиируют в мышцы спины и ног. На втором этапе боли исчезают, появляется неподвижность (анкилоз) позвоночника

С переходом системы высшего образования к работе на основе компетентностного подхода, «Физическая культура и спорт», как и другие дисциплины, ориентируется на использование своего потенциала для развития максимально возможного числа компетенций и личностных качеств будущих врачей. Компетентностный подход утверждает приоритет развития базовых общекультурных и профессиональных компетенций личности в процессе ее становления в образовательном процессе вуза для обеспечения успешной жизнедеятельности личности во всех ее сферах.

На долю болезней костно- мышечной системы приходится 11,4 % от общего числа заболеваний ФГБОУ ВО ЧГМА. Продолжительность и качество жизни во многом зависят от соблюдения рекомендованного лечения и правильного образа жизни. Наряду с медикаментозной терапией, лечебная физкультура является одним из главных методов лечения болезни Бехтерева. Упражнения, выполняемые в рамках ЛФК, значительно уменьшают интенсивность симптомов заболевания, увеличивают продолжительность периодов ремиссии.

В формировании профессионально значимых качеств будущего врача физическая культура играет достаточно большую роль. Для профессии врача важна как физическая подготовленность, так и опыт спортивной деятельности (для выбора тактики реабилитации, оздоровления пациента). Специфические проблемы, связанные с реакцией организма на нагрузки, состояние перенапряжения, повышение функциональных резервов организма и т. д. могут быть хорошо изучены на собственном примере или на примере товарищей по команде. Будущий врач должен иметь достаточную физическую подготовленность для проведения операций, оказания неотложной медицинской помощи.

Цель работы: Проанализировать влияние лечебной физкультуры на увеличение продолжительности ремиссии.

Материалы иметоды: Висследовании использовались методы динамического наблюдения и ретроспективного анализа, а также проведение комплекса упражнений. Материалом послужил контрольный лист самоанализа студента ЧГМА и дневник здоровья.

Результаты. Нами был составлен комплекс упражнений, каждое из которых влияет на сохранение подвижность суставов, укрепление мышц; устранение спазма мышц; предупреждение деформации позвоночника; уменьшение степени выраженности болезненных ощущений.

На занятиях физкультуры в специализированных группах интерес к самостоятельным занятиям у студентов повышается, когда они обучаются самооценке своего физического развития и сравнивают его с нормативными показателями, а затем разрабатывают рекомендации по коррекции отстающих показателей физического развития и по истечении определенного тренировочного периода оценивают достигнутые в ходе тренировок результаты. Это позволяет более осмысленно подходить к выбору физической нагрузки и пониманию ее положительного влияния.

Такой подход позволяет развивать личностные качества студента и готовность к осуществлению своей профессиональной деятельности в дальнейшем.

Задачи ЛФК при АС заключаются в сохранении правильной осанки и объема движений во всех отделах позвоночника; уменьшении напряжения мышц и укрепление «мышечного корсета»; улучшении дыхательной функции грудной клетки; предотвращении появления новых и компенсация уже имеющихся деформаций, развитии правильного двигательного стереотипа [22, 139, 152]. Ряд исследований свидетельствует, что двигательная активность (лечебная физкультура, трудотерапия, терренкур) способствует длительному сохранению функциональных способностей опорно-двигательной системы и уменьшению случаев обострений и нетрудоспособности у больных АС [95, 153, 197, 203]. В то же время, нередки случаи, когда занятия ЛФК могут спровоцировать обострение заболевания у пациентов с поздней стадией АС. Кроме того, несмотря на положительное восприятие пациентами и хороший лечебный эффект, ЛФК характеризуется низкой приверженностью больных: лишь от 18 % до 41 % всех пациентов занимаются ею ежедневно [80, 154, 173, 174, 188].

Лечебная физкультура (ЛФК) — метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами. На отдельных этапах курса лечения ЛФК способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам. Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивноприкладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.

Перед руководителями специальных медицинских групп студентов стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

Физические упражнения в воде показаны больным с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата, особенно после снятия иммобилизации, при нарушениях осанки, контрактурах, атрофиях мышц, нарушении обмена веществ, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а также при заболеваниях внутренних органов (холецистит, колиты, гастриты и др.), при сосудистой патологии (варикозная болезнь, тромбофлебит и др.), нарушении обмена веществ и эндокринной системы (подагра, ожирение, сахарный диабет и др.), повреждениях и заболеваниях нервной системы (остеохондроз позвоночника, параличи и парезы, неврозы, полиомиелит, детский церебральный паралич, вибрационная болезнь и др.), артрозы (коксартрозы), артриты, вегетососудистая дистония и др. При внутрисуставных переломах локтевого сустава тепловые процедуры (парафин, озокерит, грязи и пр.), а также ванны (гипертермические) и гимнастика в воде противопоказаны! Не следует применять гимнастику и ходьбу в воде (а также ванны и сауну) при травмах коленного и голеностопного суставов, так как это ведет к усилению отека в суставе (увеличение синовита), особенно в голеностопном суставе.

При проведении занятий со студентами, имеющими изменения (заболевания) опорно-двигательного аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функций ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнении упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем для позвоночника режиме, лежа и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и на релаксацию

Комплексное лечение включает различные виды массажа (сегментарный, баночный, вакуумный, вибрационный), ЛГ, гидрокинезотерапию, занятия на тренажерах с предварительным проведением криомассажа паравертебральных областей. Комплекс ЛГ (рис. 130) состоит из общеразвивающих, дыхательных и специальных упражнений в изометрии, выполняемых в медленном и среднем темпе. Исходное положение чаще всего лежа, коленно-локтевое и сидя, реже — стоя. Между упражнениями делают паузы для отдыха или дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. В исходном положении стоя упражнения выполняются у гимнастической стенки. Продолжительность занятий 15–35 мин ежедневно. Перед занятиями ЛГ желательно провести массаж подогретым массажным маслом (особенно тщательно массируют паравертебральные области, ягодицы и нижние конечности), или баночный массаж паравертебральных областей. Такой массаж снимает боль, скованность, улучшает подвижность в суставах и вызывает релаксацию мышц за счет улучшения крово- и лимфотока в массируемых тканях.

Артриты — системное заболевание соединительной ткани, 492 проявляющееся главным образом хроническим прогрессирующим воспалением суставов, ограничением движений в суставе (суставах), атрофией мышц и др. При прогрессировании заболевания ограничение движений нарастает, боли в суставе возникают не только при нагрузке, но и в покое. Роль тренировок в период ремиссии особенно велика. Под влиянием физических упражнений активизируется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, нормализуется обмен веществ, улучшается подвижность в суставе, увеличивается сила мышц, исчезает боль. Активные движения следует выполнять в облеченных условиях (в положении лежа, на четвереньках, сидя, в воде, в висах и др.). Выполнение упражнений не должно сопровождаться болевыми ощущениями. При инфекционных артритах в занятие включают ходьбу пешком, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах, общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения со снарядами (мячами, палками, гантелями и пр.) в положении лежа и сидя, подвижные игры (или элементы спортивных игр). Исключаются прыжки, подскоки (многоскоки), упражнения с гантелями, гирями в положении стоя, а также плавание в осенне-зимний период из-за опасности обострения заболевания. При артрозах показаны занятия на тренажерах, гидрокинезотерапия, плавание. Кроме того, в занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), ходьбу, лыжные прогулки, езду на велосипеде, греблю и др. При проведении самостоятельных занятий включают УГГ, езду на велосипеде (велотренажере), ходьбу на лыжах и закаливающие процедуры.

Примерный комплекс:

1) Упражнение «Кошечка». Сделать глубокий выдох и подкрутить таз внутрь, при этом округлить спину и опустить голову. На вдохе прогнуть спину в обратном направлении, подняв голову и таз вверх.

Данное упражнение направлено на улучшение подвижности в позвоночнике.

По опросу выполнение данного упражнения было затруднительным определенный промежуток времени, но в последующем, после неоднократного повторения, болевой синдром постепенно уменьшился.

2) Упражнения с гимнастической палкой, стоя.

С подъемом палки вверх над головой опустить корпус вперед- вдох. На выдохе вернуться в и. п.

С подъемом палки вверх над головой отвести ногу назад- вдох. На выдохе вернуться в и. п.

С подъемом палки вверх над головой сделать выпад вперед- вдох. На выдохе вернуться в и. п.

С подъемом палки вверх над головой сделать поворот корпуса в сторону- вдох. На выдохе вернуться в и. п.

Упражнение позволяет нормализовать кровообращение спины и по всему организму, укрепление всех отделов позвоночника, улучшение осанки.

3) Упражнение «Обратная лодочка». Руки вытянуты вперед, ноги- вместе. Поднять на выдохе ноги и руки, отрывая их от пола, стараясь прогнуться как можно больше. Ноги и руки держать ровно- их нельзя сгибать в коленях и локтях. Задержаться в этом положении несколько секунд, на вдохе вернуться в и. п. Отдохнуть в течении нескольких секунд до 1 мин. Дыхание при этом свободное.

Упражнения направлены на разработку, в первую очередь, суставов позвоночника, а также плечевых и тазобедренных суставов. Стимулирование выработки суставной жидкости и укрепление хрящевой прослойки.

4) И. п. лежа на правом боку. Правая рука согнута упирается локтем в пол. Левая рука- упирается ладонью в пол. На вдохе поднять левую ногу вверх. На выдохе вернуться в и. п.

Поднять ноги вверх. Ноги вместе.

Подтянуть колени к животу на выдохе. Ноги на весу. Их не опускать. Вернуться в и. п.- вдох. 4раза.

Левую прямую руку отвести вперед, левую ногу — назад. Поменять положение, уведя левую руку назад, а левую ногу вперед.

Упражнение позволяют повысить тонус, и способствует укреплению: мышц на ягодицах; мышц пресса; длинных мышц, расположенных на спине.

5) И. п. лежа на животе.

Тянуться руками вперед по полу, а стопы в противоположную сторону.

Руки согнуты перед собой, упираясь ладонями в пол. Опускать поочередно на руки подбородок, затем левую щеку, подбородок и правую щеку. 4 раза.

Поочередно поднимать выпрямленные ноги вверх. Таз от пола не отрывать.

Поочередно поднимать прямые руки вверх.

Одновременно подняться вверх левую ногу и правую руку. Таз от пола не отрывать.

Встать на носки и оторвать таз и колени от пола.

Приподнять грудь над полом. Вытянуться по сторонам руками рисовать круги в одну, а затем в другую сторону.

Руки согнуты перед собой, ладони лежат на полу. Ползти «по-пластунски» подтягивая колени к локтю. 18–20 раз.

И. п. лежа на правом боку. Правая рука согнута, упирается локтем в пол. Левая рука- упирается ладонью в пол.

На вдохе поднять левую ногу вверх. На выдохе вернуться в и. п.

Поднять ноги вверх. Ноги вместе.

Подтянуть колени к животу на выдохе. Ноги на весу. Их не опускать. Вернуться в и. п.- вдох. 4раза.

Левую прямую руку отвести вперед, левую ногу — назад. Поменять положение, уведя левую руку назад, а левую ногу вперед.

6) И. п. лежа на спине.

Тянуться левой рукой и правой пяткой по полу. Поменять руку и ногу.

Поочередно поднимать левую руку и правую ногу вверх. Поменять положение.

Не отрывая головы от пола, делать повороты головой влево и вправо медленно.

Руки вытянуть за головой. На выдохе — согнуть колени и подтянуть их руками к животу. На вдохе- вернуться в и. п.

Ноги согнуты в коленях упираются стопами в пол. Поднять таз вверх.

Колени согнуты. Стопы лежат на полу. Руки вытянуты вверх. Скручиваясь в позвоночнике, одновременно отвести прямые руки влево, а колени вправо. Поменять положение.

Упражнение помогают сохранить подвижность тазобедренных суставов, коленных, голеностопных.

Выводы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что существует настоятельная необходимость поиска новых эффективных и безопасных методов лечения больных АС. С учетом основных характеристик заболевания целесообразным представляется метод, позволяющий оказывать системное противовоспалительное, обезболивающее и миорелаксирующее действие, хорошо сочетающийся с лечебной гимнастикой. По опросу после выполнение комплекса данных упражнение на протяжении семестра наблюдалась положительная динамика: уменьшился болевой синдром, утренняя скованность, увеличился период ремиссии. Упражнение помогают сохранять двигательную активность за счет «разрыва» анкилозирующих связей. Таким образом, регулярное выполнение всех упражнений является неотъемлемой частью как терапевтической терапии, так и на момент реабилитации.

Литература:

  1. Макеева В. С. Дифференцированный подход в формировании физической культуры обучающихся // Педагогическое образование и наука. 2013. № 4. С. 41–43.
  2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 2010. 326 с.
  3. Прошляков В. Д., Толстова Т. И. Формирование компетенций у студентов медицинского вуза при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт» // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2017. Т. 25. № 3. С. 501–506.
  4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, левая нога, левая рука, пол, рука, нога, анкилозирующий спондилоартрит, подъем палки, лечебная физкультура, сустав.

Похожие статьи

Основные корригирующие упражнения при сколиозе

Ключевые слова: сколиоз, лечебная физическая культура, комплекс упражнений.

Корригирующие упражнения оказывают как физиологическое, так и лечебное воздействие на организм.

Основные термины (генерируются автоматически): рука, левая рука, правая рука...

Использование элементов йоги на занятиях в группе ЛФК при...

Ноги поднять вверх. Пальцы рук в замок и на затылок. С выдохом отклонить тело назад, одновременно отрывая ноги от пола.

Пашчимотасана исходное положение: сидя на полу, ноги вытянуты наклон вперед, руками захватить большие пальцы стоп.

Какие упражнения для поясницы можно делать дома?

Одновременно поднимается противоположные рука и нога (например, правая и левая) на максимально возможную высоту, задерживаются там на несколько секунд, а затем возвращаются в исходное положение. Действие выполняется 20 раз на каждую руку и ногу. Упражнение №4.

Роль лечебной физкультуры в процессе реабилитации больных...

Руки влево, поднимая левый конец палки вверх, затем сделать то же самое вправо.

Использование тренажеров в лечебной физической культуре... Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и...

Скандинавская ходьба как один из методов лечебной физкультуры

Правая нога должна взаимодействовать с палкой в левой руке, в левая нога — с палкой в правой руке. При ходьбе колени должны быть чуть согнуты, в ступню нельзя

Не пренебрегайте разминкой перед тренировкой. Разогрейте мышцы и суставы при помощи небольшой зарядки.

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью аэробики...

Упражнения на фитболах являются средством коррекции нарушений осанки. Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами, т. е

 при выполнении упражнений в положении лежа на животе с упором руками о пол ладони должны располагаться параллельно на уровне...

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает). Много нас — а он — один. Эта долька — для ежа.

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов. Подготовка руки к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу.

Динамическая анатомия в футболе. Анализ двигательного действия

‒ Плечи верхних конечностей правой и левой руки-отведены и пронированы, отведение плеч производят мышцы, которые расположены снаружи от сагиттальной оси плечевого сустава, пронацию плеч производят мышцы, которые пересекают вертикальную ось плечевого сустава...

Нетрадиционные виды двигательной активности на уроках...

Правая рука скользит вдоль правой ноги как можно ниже. Левая рука скользит вверх до подмышки. Голова повернута, смотреть на левый локоть.

Левая рука сохраняет вертикальное положение, взгляд направлен на ладонь. Сохраняя позу, сосредоточиться на дыхании.

Похожие статьи

Основные корригирующие упражнения при сколиозе

Ключевые слова: сколиоз, лечебная физическая культура, комплекс упражнений.

Корригирующие упражнения оказывают как физиологическое, так и лечебное воздействие на организм.

Основные термины (генерируются автоматически): рука, левая рука, правая рука...

Использование элементов йоги на занятиях в группе ЛФК при...

Ноги поднять вверх. Пальцы рук в замок и на затылок. С выдохом отклонить тело назад, одновременно отрывая ноги от пола.

Пашчимотасана исходное положение: сидя на полу, ноги вытянуты наклон вперед, руками захватить большие пальцы стоп.

Какие упражнения для поясницы можно делать дома?

Одновременно поднимается противоположные рука и нога (например, правая и левая) на максимально возможную высоту, задерживаются там на несколько секунд, а затем возвращаются в исходное положение. Действие выполняется 20 раз на каждую руку и ногу. Упражнение №4.

Роль лечебной физкультуры в процессе реабилитации больных...

Руки влево, поднимая левый конец палки вверх, затем сделать то же самое вправо.

Использование тренажеров в лечебной физической культуре... Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и...

Скандинавская ходьба как один из методов лечебной физкультуры

Правая нога должна взаимодействовать с палкой в левой руке, в левая нога — с палкой в правой руке. При ходьбе колени должны быть чуть согнуты, в ступню нельзя

Не пренебрегайте разминкой перед тренировкой. Разогрейте мышцы и суставы при помощи небольшой зарядки.

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью аэробики...

Упражнения на фитболах являются средством коррекции нарушений осанки. Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами, т. е

 при выполнении упражнений в положении лежа на животе с упором руками о пол ладони должны располагаться параллельно на уровне...

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает). Много нас — а он — один. Эта долька — для ежа.

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов. Подготовка руки к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу.

Динамическая анатомия в футболе. Анализ двигательного действия

‒ Плечи верхних конечностей правой и левой руки-отведены и пронированы, отведение плеч производят мышцы, которые расположены снаружи от сагиттальной оси плечевого сустава, пронацию плеч производят мышцы, которые пересекают вертикальную ось плечевого сустава...

Нетрадиционные виды двигательной активности на уроках...

Правая рука скользит вдоль правой ноги как можно ниже. Левая рука скользит вверх до подмышки. Голова повернута, смотреть на левый локоть.

Левая рука сохраняет вертикальное положение, взгляд направлен на ладонь. Сохраняя позу, сосредоточиться на дыхании.