Роль устойчивого развития в системе образования в России
Автор: Токарев Алексей Алексеевич
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2019)
Дата публикации: 12.06.2019
Статья просмотрена: 1417 раз
Библиографическое описание:
Токарев, А. А. Роль устойчивого развития в системе образования в России / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15183/ (дата обращения: 26.04.2024).
Впервые термин устойчивое развитие был, упомянут в докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». Официальное его признание и закрепление в международном сообществе состоялось в 1992 году. Основным документом, принятым также в этот период, выступает «Повестка дня на 21 век», который указывает на степень важности переориентации систем образования для равной степени.
Образование в интересах устойчивого развития представляет собой такое образование, которое предоставляет реальные возможности для ряда социальных преобразований, необходимых для того, чтобы создать более социально справедливые общества и достичь устойчивого развития в социуме и в процессе реализации человеческого потенциала.
Основные цели и приоритеты концепции устойчивого образования отражает Повестка дня на 21 век [1]. Так, для того чтобы сформировать систему устойчивого образования, необходимо:
− обеспечения просвещения в сфере защиты и сохранения окружающей среды всех людей, вне зависимости от возраста или статуса и т. п.;
− включение концепций развития и охраны окружающей среды во все образовательные программы;
− обеспечение вовлеченности молодежи и общественности в целом в разрешение вопросов, связанных с охраной окружающей среды.
Если указанные целевые ориентации рассматривать конкретно для российского государства, то они сводятся к следующему:
− равный доступ к возможностям получить качественное образование в экономической, экологической и социальной сферах для каждого, вне зависимости от статуса, доходов, условий проживаний и прочих факторов, обстоятельства;
− создать правовую и материальную основу для того, чтобы сформировать полноценную систему образования устойчивого развития;
− осуществлять формальное и неформальное обучение, вести просветительскую деятельность для развития ОУР;
− учитывать национальные культуры и традиции, а также их роль в образовании.
Можно перечислить следующие ключевые направления для достижения цели устойчивого развития в системе образования российского государства:
− разрабатывать и публиковать учебно-методические материалы для педагогов, обучающихся и научных работников на всех существующих образовательных уровнях;
− поощрять использование ИКТ технологий и электронных средств для повышения наглядности и эффективности обучения, продуктивного информационного обмена;
− обеспечить однородность содержания учебно-методических материалов, которые используются как в формальном, так и в неформальном просвещении;
− разработать действенные стратегии по распространению необходимой информации [4].
Становление ОУР в российском государстве ориентируется на:
− классическое и инженерное экологическое образование, географическое, биологическое, геологическое и экономическое образование;
− учет действующих образовательных стандартов, в которых отражен ряд императивов устойчивого развития;
− первые элементы, которые войдут в будущую систему институционального обеспечения ОУР, наличие положительного опыта учебно-научных центров по устойчивому развитию в российских высших учебных заведениях;
− дистанционное образование и сертификация такого образования;
− повышение квалификации преподавательского состава в сфере устойчивого развития;
− доступность учебных материалов по ОУР;
− согласованность образовательных программ как на национальном, так и на международном уровнях.
Устойчивое развитие играет огромную роль в модернизации и прогрессивном развитии системы российского образования, так как внедрение ОУР благотворно влияет на образовательный процесс, способствует его совершенствованию. В частности, дошкольное, начальное, среднее, высшее и постдипломное образование совершенствуется в направлении устойчивого развития, повышается информированность общественности, обеспечивается более качественная профессиональная подготовка и повышение квалификации [3].
ОУР требует, чтобы каждый человек воспитывался в разрезе уважения к различным культурам, признания равенства всех народов и стремления сохранить традиционные знания как составную часть ОУР. За счет ОУР предполагается развить системное, критическое и творческое мышление, отношение к жизни, окружающему миру, достичь понимания местных и глобальных проблем, так как все эти задачи — необходимое условия для осуществления деятельности в интересах устойчивого развития [2].
Ввиду того, что основная нагрузка в формировании ценностных приоритетов и ориентаций приходится на ранний возраст, особый акцент необходимо уделять дошкольному и школьному образованию.
В качестве приоритетов обучения устойчивому развитию выступают:
− гуманистическое мировоззрение — гражданам должна быть привита социальная ответственность как общечеловеческая ценность и условие выживания на Земле;
− экологизация общества — экологический императив должен доминировать в производственной и экономической сферах, в целом в структуре общественного поведения;
− актуализация внедрения в образовательный процесс прикладных дисциплин, которые привносят общественно признанный вклад в стабилизацию развития.
ОУР составляют экологическое, социальное и экономическое образование. Образование в интересах устойчивого развития обширно, и включает в себя такие аспекты, как планирование и разработка политических решений, реализация программ развития, финансы, преподавание, администрирование и т. д.
Таким образом, роль ОУР в системе образования в РФ проявляется в следующем:
− развитие образовательной системы, ее совершенствование и модернизация в соответствии с требованиями современных реалий;
− экологизация образовательной системы;
− гармоничное воспитание подрастающего поколения;
− акцент не необходимость решать местные и глобальные проблемы.
Доклад подготовлен при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19–013–00722).
Литература:
- Повестка дня на 21 век: Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Нью-Йорк: ООН, 1992 [официальный сайт ООН]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 29.05.2019).
- Мельник Т. Е. Роль образования в становлении концепции устойчивого развития общества // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С.285–288.
- Муртазина Л. Г., Гайсин И. Т. Модель развития непрерывного экологического образования учащейся молодежи: анализ зарубежного опыта // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 1. С.165–170.
- Немцев И. А. Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 4. С.1–11.
Похожие статьи
Образование в контексте устойчивого развития: уровни...
Исследование образования в контексте устойчивого развития подразумевает рассмотрение не только его вклада в устойчивость социальной системы, но и с точки зрения собственного функционирования и развития, отвечающего актуальным запросам современности.
Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы...
Впервые термин «устойчивое развитие» был применен в 1972 году на Первой Всемирной Конференции по окружающей среде в Стокгольме. В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро этот термин был использован «в качестве...
Конвергентные подходы в экологическом образовании для...
Данное направление в экологическом образовании приобретает одно из ключевых
Основные термины (генерируются автоматически): устойчивое развитие, экологическое
экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа...
Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие»...
устойчивое развитие, экологическое образование, окружающая среда, детский сад
экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс
И здесь экологическое образование в ее устойчивом развитии должно дать возможность...
Классификация, анализ индикаторов устойчивого развития...
Устойчивое развитие образовательного комплекса направлено на гармонизацию деятельности всего комплекса в целом и частично согласуется с концепцией устойчивого развития. Если представить образовательное учреждение в виде целостной системы...
Экологическое образование в интересах устойчивого развития...
И здесь экологическое образование в ее устойчивом развитии должно дать возможность формировать развивающее образование, которое будет направлено на комплексное развитие личности учащихся младшего школьного возраста на основе эколого-ориентированных...
К вопросу определения понятия «устойчивое развитие...»
Ключевые слова: устойчивое развитие, муниципальное образование, устойчивое развитие муниципального образования. Устойчивое развитие является основной целевой установкой каждого муниципального образования как социально-экономической системы.
Концепция устойчивого развития применительно к территории...
Ключевые слова: концепция устойчивого развития, образовательная организация, территория, стратегия развития, структура управления, менеджмент, компетенции, синергия, безопасность, экологичность, экономическая целесообразность, социальная целесообразность.
Система образования как рычаг для устойчивого развития...
Система образования в Республике Узбекистан, финансируемая главным образом государством, не делает различия между мужчинами и женщинами. Равноправие полов в сфере образования гарантирована Конституцией РУз [2]. Законодательством Республики...
Похожие статьи
Образование в контексте устойчивого развития: уровни...
Исследование образования в контексте устойчивого развития подразумевает рассмотрение не только его вклада в устойчивость социальной системы, но и с точки зрения собственного функционирования и развития, отвечающего актуальным запросам современности.
Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы...
Впервые термин «устойчивое развитие» был применен в 1972 году на Первой Всемирной Конференции по окружающей среде в Стокгольме. В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро этот термин был использован «в качестве...
Конвергентные подходы в экологическом образовании для...
Данное направление в экологическом образовании приобретает одно из ключевых
Основные термины (генерируются автоматически): устойчивое развитие, экологическое
экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа...
Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие»...
устойчивое развитие, экологическое образование, окружающая среда, детский сад
экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс
И здесь экологическое образование в ее устойчивом развитии должно дать возможность...
Классификация, анализ индикаторов устойчивого развития...
Устойчивое развитие образовательного комплекса направлено на гармонизацию деятельности всего комплекса в целом и частично согласуется с концепцией устойчивого развития. Если представить образовательное учреждение в виде целостной системы...
Экологическое образование в интересах устойчивого развития...
И здесь экологическое образование в ее устойчивом развитии должно дать возможность формировать развивающее образование, которое будет направлено на комплексное развитие личности учащихся младшего школьного возраста на основе эколого-ориентированных...
К вопросу определения понятия «устойчивое развитие...»
Ключевые слова: устойчивое развитие, муниципальное образование, устойчивое развитие муниципального образования. Устойчивое развитие является основной целевой установкой каждого муниципального образования как социально-экономической системы.
Концепция устойчивого развития применительно к территории...
Ключевые слова: концепция устойчивого развития, образовательная организация, территория, стратегия развития, структура управления, менеджмент, компетенции, синергия, безопасность, экологичность, экономическая целесообразность, социальная целесообразность.
Система образования как рычаг для устойчивого развития...
Система образования в Республике Узбекистан, финансируемая главным образом государством, не делает различия между мужчинами и женщинами. Равноправие полов в сфере образования гарантирована Конституцией РУз [2]. Законодательством Республики...