Конвергентные подходы в экологическом образовании для устойчивого развития в образовательных комплексах (детский сад — школа) | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Мойсей Т. А., Токарев А. А. Конвергентные подходы в экологическом образовании для устойчивого развития в образовательных комплексах (детский сад — школа) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 7-10. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13815/ (дата обращения: 24.06.2018).



Статья содержит описание существующих подходов к изменению величины экологического следа, перелома технических трендов 20 века за счет нового инструмента развития ноософеры. Автор подразумевает под данным инструментом конвергенция наук и технологий. Данное направление в экологическом образовании приобретает одно из ключевых направлений по решению президента РФ В. В. Путина. Поэтому было принято решение о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, в том числе с учётом современных приоритетов мирового сообщества. Среди решения описанных задач принимает важное значение концепция экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР) в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: ноосфера, биосфера, экологическое образование, экологический след, конвергентные подходы, умный город, ЭОУР.

Особое место приобретают конвергентные подходы в экологическом образовании для устойчивого развития в образовательных комплексах.

Социальные, экономические и экологические проблемы, создавая рост антропогенной нагрузки на биосферу должны решаться за счет изменения отношения к природе и взаимоотношений людей между собой. Более 50 % населения мира живёт в городах (в России свыше 75 %). Процессы урбанизации будут набирать ещё большую скорость. Разный образ жизни — разный экологический след. Рассмотрим на рис.1 как изменяется величина экологического следа.

Рис. 1. Изменение величины экологического следа [4]

Таким образом, мы видим, что необходим перелом технических трендов 20 века за счет сбалансированного устойчивого развития (за счет новых материалов, новой энергетики и новой медицины), т. е. новый инструмент развития ноосферы. Таким новым инструментом и является конвергенция наук и технологий.

Феномен NBIC-конвергенции представляет собой радикально новый этап научно-технического прогресса. По своим возможным последствиям NBIC-конвергенция является важнейшим эволюционно-определяющим фактором и знаменует собой начало трансгуманистических преобразований, когда сама по себе эволюция человека, надо полагать, перейдет под его собственный разумный контроль.

Конвергентная составляющая наших образовательных программ очень важна для современных школьников, без неё трудно определиться старшеклассникам в построении своего будущего. На её основе происходит переориентация образования на междисциплинарную интеграцию, компетентностный, системно-деятельностный, метапредметный, личностно ориентированный подходы [3].

Передовой город XXI века — «умный» город — Smart-city это: скорость реагирования на критические повреждения и угрозы, борьба с автомобильными пробками, создание комфортных условий жизни для граждан, автоматизация городского хозяйства, вертикальное сельское хозяйство и др.

Модель «умного» города включает в себя:

«Умная» экономика (высокотехнологичные отрасли, использование ИКТ на разных стадиях производственного цикла).

«Умная» мобильность (устойчивые, инновационные и безопасные транспортные системы на основе ИКТ-инфраструктуры).

«Умные» люди (жители города, которые обладают высоким уровнем образования и квалификации и активно интегрированы в общественную жизнь города).

«Умная» окружающая среда (привлекательные для жизни естественные условия, меры по охране окружающей среды).

«Умное» проживание (высокий уровень развития различных составляющих феномена качества жизни: культура, здравоохранение, безопасность, жилье, туризм и т. п.).

«Умное» управление (делегирование функций и диверсификация власти являются основой социального взаимодействия социальных институтов в «умном» городе, институционально-личное взаимодействие государства и граждан.

Реализация «умной» стратегии развития городского пространства возможна за счет: городских властей (электронные государственные услуги, муниципальные онлайн сервисы), представителей бизнеса («умные» решения применения инновационных технологий в различных сферах городской жизни), сообществ граждан инициативы по решению проблем городской среды.

Меняется окружение в мире, меняются и профессии. «Атлас новых профессий» в России представлен следующими: эколог-урбанист, сити-фермер, проектировщик систем рекуперации, специалист по локальным системам энергоснабжения, энергоаудитор, электрозаправщик, системный горный инженер, экоаналитик в добывающих отраслях, рециклинг-технолог, парковый эколог, экоаудитор, специалист по преодолению системных экологических катастроф, эковожатый, экопроповедник и др. [1].

На заседании Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», 27.12.2016 В. В. Путин отметил: «...В нашей сегодняшней повестке — задачи поэтапного перехода России к модели устойчивого развития, и не просто к модели устойчивого развития, экологически устойчивого развития. Я хочу это подчеркнуть: мы говорим о развитии экономики страны, но с упором на решение экологических проблем...» [2]

... Гигантский — именно гигантский — ресурсный потенциал России, безусловно, имеет планетарное значение. Наша страна располагает колоссальными запасами пресной воды, лесных ресурсов, огромным биоразнообразием и выступает как экологический донор мира, обеспечивая ему почти 10 процентов биосферной устойчивости...

...Ещё в начале ХХ века Владимир Иванович Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придётся взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы. И такое время, безусловно, наступило. Человечество уже накопило огромное количество экологических долгов и продолжает испытывать природу на прочность…»

По итогам заседания данного Государственного совета был принят ряд поручений. В рамках их реализации, по поручению премьер-министра РФ Д. А. Медведева до 17 августа 2017 года необходимо Минобрнауки России (Ольге Васильевой), Минприроды России (Сергею Донскому) и министру Михаилу Абызову представить предложения о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, в том числе с учётом современных приоритетов мирового сообщества (17 целей в области устойчивого развития на период до 2030 года, Парижское соглашение 2015 года и обязательства РФ в области противодействия изменению климата, сохранения благоприятной окружающей среды, «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (утверждены 30 апреля 2012 г. Президентом РФ))».

Компетенциями образования для устойчивого развития (ОУР) являются: развитие партнёрства и позитивного восприятия явлений взаимозависимости, плюрализма, взаимопонимания и мира; развитие личностных характеристик и способности действовать самостоятельно, иметь свои суждения по поводу УР и нести личную ответственность в связи с ним; развитие практических навыков и деятельностной компетенции в связи с образованием в интересах устойчивого развития понимание вызовов, с которыми сталкивается общество на местном и на глобальном уровне, потенциальной роли преподавателей и учащихся.

Современная экология включает в себя решение следующих задач: выявление и оценка масштабов грядущих природных и антропогенных изменений; прогнозирование их последствий; разработка путей предотвращения и компенсации кризисных отношений между природой и обществом. Развитие экологии в XX — XXI веках отталкивается от частной биологической дисциплины до меганауки. Последняя содержит в себе высокий уровень междисциплинарности: вопросы всех естественных наук, и большинства гуманитарных; множество вопросов, находящихся на стыке наук и недостаточно рассмотренные каждой из них. Это в свою очередь обуславливает необходимость: согласование в преподавании различных дисциплин; введение в них соответствующих разделов, необходимых для понимания экологических проблем; специальные курсы и практики для изучения и практического освоения междисциплинарных вопросов.

Концепция экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР) в общеобразовательной школе.

Цель ЭОУР — формирование у обучающихся экологического мышления и его творческое применение, накопление личного и совместного опыта рефлексивно-оценочной и практической деятельности, ориентированной на ценности устойчивого развития как условие становления экологической культуры гражданина, его ответственного отношения к соблюдению правовых и нравственных норм в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности жизни.

Феномен ЭОУР заключается в том, что это метапредметное направление модернизации школьного образования, охватывающее все предметные области и школьные предметы с целью формирования метапредметных (общеучебных) способов деятельности ключевых образовательных компетентностей, являющихся ключом для формирования более узких предметных компетентностей.

ЭОУР как метапредметное направление модернизации общего образования позволяет решать современные социально-экологические проблемы и дает самореализацию и развитие личности в быстро изменяющейся социоприродной среде. Результатами ЭОУР становятся: понимание основных законов экологии и концепции устойчивого развития, осознанная мотивация проектно-исследовательской и социально-значимой деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и повышение качества жизни.

ЭОУР — гуманистическое направление в современном образовании, ориентированное на решение современных социально-экологических проблем, формирование готовности жить в мало предсказуемом будущем мире в быстро меняющихся экологических и социально-экономических условиях. Интегративность ЭОУР заключается в экологизации содержания (решение частных предметных задач экологической направленности).

Содержательный компонент ЭОУР включает в себя: экологические знания, представленные в традиционных предметах естественнонаучного, гуманитарного и технического циклов, обобщённые и систематизированные на компетентностной и личностно-ориентированной основе; идеи устойчивого развития цивилизации. т. е. инновационное учебное наполнение; формы, методы и приёмы для реализации учебного содержания на системно-деятельностной основе с учётом уровня обученности, личностных особенностей учащихся, индивидуального стиля познания каждого школьника.

Основные содержательные линии ЭОУР: условия устойчивого существования жизни на Земле и устойчивого развития человечества; взаимосвязи в обществе, экономике и природе; гражданственность, права и ответственность человека; потребности и права будущих поколений; экологическая этика; разнообразие культурное, социальное и биологическое; роль возобновимых и неисчерпаемых ресурсов в устойчивом обществе; качество жизни, равноправие и социальная справедливость; управление отходами; изменение климата; собственное здоровье и здоровье других людей; мир, безопасность и разрешение конфликтов; развитие городских и сельских территорий; будущее прогнозируемое и непредсказуемое. Экологическое образование для устойчивого развития как подход к проектированию и осуществлению образовательного процесса в целом за счет: формирование системы ценностей, навыков поведения (принятие индивидуальных и коллективных решений для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты); организация жизни в классе, школе, группе (соответствие повседневных поступков модели экологически целесообразного поведения); опережающая модель образования (готовность действовать и жить в быстро меняющихся экологических и социально-экономических условиях). Учитель школы, как интегратор экологического содержания всех предметов с целью синтеза нового содержания должен заниматься пересмотром принципов конструирования новой педагогической системы: интеграция проблем окружающей среды, экономики и общества (естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин) и активное вовлечение учащихся в процесс самостоятельного учения, получения практических умений для решения социально-экологических проблем. Таким образом, рассматривая конвергентную направленность ЭОУР как связующего звена между школьными дисциплинами можно сделать следующие выводы. Достижение экологической компетентности предполагает переход образовательного процесса на качественно новый уровень. Использование современных педагогических технологий, позволяющих школьникам овладеть умениями вдумчивого, осмысленного чтения, обработки информации экологического содержания в процессе обучения в сотрудничестве, сформировать новые знания и применить их на практике для реализации идей устойчивого развития. Обеспечение системности и всеохватности экологического образования для устойчивого развития (семья — образовательное учреждение — государственные органы власти). Переориентация общества на экологическое мышление, формирование компетентности решения экологических проблем на основе принципов устойчивого развития.

Литература:

  1. Атлас новых профессий. — М.: АСИ; МШУ «Сколково», 2014. — 164 с.
  2. Заседание Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений от 27.12.2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53602
  3. Курчатовский проект конвергентного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://habrahabr.ru/ company/softline/blog/256703/. — Название с экрана.
  4. Данные Всемирной сети экологического следа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.footprintnetwork.org
Основные термины (генерируются автоматически): устойчивое развитие, экологическое образование, окружающая среда, решение, экологический след, экологическое мышление, Государственный совет, общеобразовательная школа, образовательный процесс, экологическое содержание.

Ключевые слова

экологическое образование, биосфера, умный город, ноосфера, экологический след, конвергентные подходы, ЭОУР

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос