Система образования как рычаг для устойчивого развития государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 30.05.2016

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Тиллабаев, С. Б. Система образования как рычаг для устойчивого развития государства / С. Б. Тиллабаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1022-1024. — URL: https://moluch.ru/archive/115/29931/ (дата обращения: 19.04.2024).



Формируя принципы построения в Узбекистане нового общества, Президент Узбекистана Ислам Каримов, в качестве приоритетных направлений, определил развитие системы образования и воспитание молодого поколения. Такая постановка вытекает из Узбекской модели реформ в области экономики, социальной сферы и политики, провозгласившей главной целью человека, его благополучие и благосостояние.

В Узбекистане большое внимание уделяется проблемам образования населения. Ежегодно большая часть государственного бюджета выделяется на усовершенствование системы образования в стране. Как отмечалось в выступлениях Президента Узбекистана Ислам Каримова «с первых же дней независимости мы стали уделять особое внимание воспитанию молодого поколения, подняли этот вопрос на уровень государственной политики» [1].

Узбекистан по основным показателям уровня образования находится в числе ведущих государств мира и, несмотря на все сложности переходного периода, стране удалось не только сохранить достижения в этой области, на и создать качественно новые условия для развития образования, соответствующие рыночным преобразованиям.

Узбекская национальная модель обучения включает в себя все стадии образования и воспитания личности, дошкольное образование, среднее образование, профессионально-техническое, высшее образование, повышение квалификации и дальнейшего образования. В Республике проводится целенаправленная деятельность для базового и профессионального обучения талантливых детей и молодежи за границей.

С момента обретения независимости Узбекистана, тысячи молодых людей прошли обучение по различным престижным программам или получили образование в солидных университетах за границей. Одним из важных направлений в обществе является реформы в сфере образования. Система образования в Республике Узбекистан, финансируемая главным образом государством, не делает различия между мужчинами и женщинами. Равноправие полов в сфере образования гарантирована Конституцией РУз [2]. Законодательством Республики Узбекистан каждому гарантируются равные права на получение образования независимо от пола, языка, возраста, расовой, национальной принадлежности, убеждений, отношений к религии, социального происхождения, рода занятий, общественного положения, места жительства, продолжительности проживания на территории Узбекистана.

Основными принципами государственной политики в области образования на современном этапе являются гуманистический, демократичный характер обучения и воспитания; непрерывность и преемственность образования; обязательность общего среднего и доступность среднего специального, профессионального и высшего образования; общедоступность образования в пределах государственных образовательных стандартов; поощрение образованности, таланта. Можно констатировать, что достаточно высокий уровень образования и абсолютная доступность получения общего среднего образования для всех граждан республики независимо от пола является характерной чертой социального развития Узбекистана.

В сегодняшнем Узбекистане, сформирован интеллектуальный потенциал, который, своим уровнем развития, инновационными открытиями, и способностями, в настоящее время опережают многие развивающиеся страны мира, и во многих случаях не уступает экономически развитым странам. Система образования и подготовке высококвалифицированных кадров за годы независимости Узбекистана, нацеленных на обеспечение ее соответствия долгосрочным задачам и интересам страны, требованиям времени, а также мировым стандартам. По инициативе Президента Республики Узбекистан было принято два важнейших закона, заложивших прочную основу системы непрерывного образования современного типа — Законы «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров». В результате их реализации за этот короткий исторический период произошли масштабные изменения не только в форме, но и в сущности системы, позволяющие обеспечить воспитание гармонично развитого молодого поколения. Узбекистан гарантирует своим жителям получение бесплатного среднего образования. Если в 90-е годы ХХ столетия государство предусматривало лишь обязательное девятилетнее обучение, то нынешняя система образования в Узбекистане, нашедшая отражение в законе «Об образовании» и в Нацпрограмме подготовки кадрового состава, предусматривает возможность получения последующего трехлетнего профессионально-технического либо академического насыщения знаниями.

Сегодня Узбекистан это огромный, культурный, научный центр, владеющий развитыми средствами исследования, всесторонней научной базой, и квалифицированным персоналом. В Узбекистане, со стороны государства гарантируется полное среднее образование для всех детей.

Процесс практической реализации Национальной программы по подготовке кадров осуществляется в три этапа:

  1. Первый этап (1997–2001 гг.) — реформирование системы подготовки кадров при сохранении имеющегося потенциала, создание правовых, кадровых, научно-методических и финансово-материальных условий для ее дальнейшего развития;
  2. Второй этап (2001–2005 гг.) — широкая реализация Национальной программы и усовершенствование ее с учетом накопленного опыта, тенденций развития рынка труда и конкретных социально-экономических условий;
  3. Третий этап (2005 и последующие годы) — на основе анализа и обобщения накопленного опыта совершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки кадров в соответствии с перспективами развития страны.

На сегодняшний день в результате последовательной реализации положений Национальной программы в Республике сформирована Национальная модель подготовки кадров, включающая в себя следующие составные части: личность — государство и общество — непрерывное образование — наука — производство.

Высшее образование обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов. Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах и других образовательных учреждениях высшей школы) на основе среднего специального, профессионального образования. Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру, подтверждаемые документами о высшем образовании государственного образца.

В годы независимости были учреждены десятки новых высших учебных заведений. Среди них Налоговая академия, Навоийский государственный горный институт, Университет мировой экономики и дипломатии, Ташкентский Исламский университет, Институт национального художества и дизайна, Высшая школа национального танца и хореографии, Ташкентский университет информационных технологий, Ташкентская медицинская Академия, Самаркандский институт экономики и сервиса и др.

В дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве с Узбекистаном, налаживание международного партнерства создаст больше возможностей в выявлении перспективных направлений сотрудничества между Республикой Узбекистан и странами Европы в сфере образования.

Благодаря реформам был сделан большой рывок в данном направлении, В настоящее время в стране функционирует большое число вузов и филиалов ведущих зарубежных образовательных учреждений. Эти возможности системы образования открыли молодому поколению Узбекистана широчайший доступ к повышению знаний и реализации своего потенциала.

Успели выпустить первых выпускников университеты, созданные при сотрудничестве с ведущими зарубежными высшими учебными заведениями. Сегодня выпускники Ташкентского Вестминстерского международного университета, Российской экономической академии имени Плеханова ведут свою деятельность в государственных учреждениях и частных предприятиях в различных регионах республики. Начали свою деятельность: Ташкентский филиал Московского государственного университета им. М. Ломоносова, а также филиал Российского университета нефти и газа имени Губкина, Сингапурский институт развития менеджмента в г. Ташкенте, ИНХА, Туринский политехнический институт в г. Ташкенте.

Благодаря особому вниманию и практическому содействию со стороны Руководства страны реализуется эффективная система непрерывного обучения, способная обеспечить интеллектуальное и духовное совершенствование всего общества, воспитать гармонично развитое поколение.

Литература:

  1. Каримов И. А. По пути преодоления последствий мирового кризиса, модернизации страны и достижения уровня развитых государств. – Т.: Узбекистан, 2010. – Т. 18. – С. 42.
  2. Конституция Республики Узбекистан. – Т.: Узбекистан, 2003. – С. 40.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, высшее образование, Национальная программа, сфера образования, Высшая школа, государственная политика, молодое поколение, непрерывное образование, особое внимание, ташкент.


Похожие статьи

О системе непрерывного образования в Узбекистане

В работе анализируется существующая система непрерывного образования Узбекистана, а также политика по реформированию сферы образования как ключевого звена, проводимого курса реформ и обновления общества как необходимое и обязательное условие...

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

В последующем модернизация затронула высшее образование.

Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, принятые

Результатом ее реализации стало создание образовательной модели, обеспечивающей непрерывное образование в республике.

Непрерывное образование в Узбекистане как требование...

непрерывное образование, непрерывность образования, высшее образование, Узбекистан, подготовка кадров, образование взрослых, Национальная программа, Национальная модель, будущий педагог...

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Принципами государственной политики в сфере образования определены следующие: гуманистический, демократический характер обучения и воспитания; непрерывность и преемственность образования; светский характер образования.

Место и значение национальной программы по подготовке...

система образования, одиннадцатилетнее образование, научное основание, независимая страна, непрерывное образование, трудовой процесс, Узбекистан, подрастающее поколение, Ислам Каримов, развитое мышление.

Модернизация учебного процесса как один из способов...

В условиях реформирования всей системы образования перед высшей школой актуально поставлен вопрос существенного повышения качества образования и воспитания.

Национальная программа по подготовке кадров — основа...

Основной целью Национальной программы по подготовке кадров Республики Узбекистан является непрерывность системы образования, основанная на преемственности: дошкольное образовательное учреждение → общеобразовательная школа → академический...

Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан

Целевые ориентации государственной политики республики Узбекистан в области образования были обозначены в следующих основных документах: законе «Об образование» [1], «Национальная программа по подготовке кадров» [2]...

Общеобразовательная школа в развитии системы непрерывного...

Главная особенность программынепрерывность образования.

3. Принципы государственной политики в области образования.

7. Система непрерывного образования и ее звенья. 8. Национальная модель подготовки кадров.

Похожие статьи

О системе непрерывного образования в Узбекистане

В работе анализируется существующая система непрерывного образования Узбекистана, а также политика по реформированию сферы образования как ключевого звена, проводимого курса реформ и обновления общества как необходимое и обязательное условие...

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

В последующем модернизация затронула высшее образование.

Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, принятые

Результатом ее реализации стало создание образовательной модели, обеспечивающей непрерывное образование в республике.

Непрерывное образование в Узбекистане как требование...

непрерывное образование, непрерывность образования, высшее образование, Узбекистан, подготовка кадров, образование взрослых, Национальная программа, Национальная модель, будущий педагог...

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Принципами государственной политики в сфере образования определены следующие: гуманистический, демократический характер обучения и воспитания; непрерывность и преемственность образования; светский характер образования.

Место и значение национальной программы по подготовке...

система образования, одиннадцатилетнее образование, научное основание, независимая страна, непрерывное образование, трудовой процесс, Узбекистан, подрастающее поколение, Ислам Каримов, развитое мышление.

Модернизация учебного процесса как один из способов...

В условиях реформирования всей системы образования перед высшей школой актуально поставлен вопрос существенного повышения качества образования и воспитания.

Национальная программа по подготовке кадров — основа...

Основной целью Национальной программы по подготовке кадров Республики Узбекистан является непрерывность системы образования, основанная на преемственности: дошкольное образовательное учреждение → общеобразовательная школа → академический...

Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан

Целевые ориентации государственной политики республики Узбекистан в области образования были обозначены в следующих основных документах: законе «Об образование» [1], «Национальная программа по подготовке кадров» [2]...

Общеобразовательная школа в развитии системы непрерывного...

Главная особенность программынепрерывность образования.

3. Принципы государственной политики в области образования.

7. Система непрерывного образования и ее звенья. 8. Национальная модель подготовки кадров.

Задать вопрос