Контактная импровизация в контексте психологической практики
Автор: Мартынова Марина Александровна
Рубрика: 1. Общие вопросы психологии
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3718 раз
Библиографическое описание:
Мартынова, М. А. Контактная импровизация в контексте психологической практики / М. А. Мартынова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3482/ (дата обращения: 16.01.2025).
Американский танцор и хореограф, основатель танца модерн Тед Шон в первой половине ХХ века подчеркнул следующее в отношении танцевальной практики: «Танец — это единственное искусство, материалом для которого служим мы сами» [цит. по: 1]. Действительно, регулярные занятия танцами оказывают сильнейшее воздействие на человека, позволяя ему на высоком уровне овладеть собственным телом, осознать и расширить собственные творческие возможности, обрести уверенность в себе, навыки саморегуляции и умение общаться с другими людьми. Достаточно большой потенциал танца в отношении развития личности человека стал основой для того, чтобы специалисты в области практической психологии обратились к его применению в рамках работы с клиентами, имеющими проблемы разного рода. В итоге оформилось самостоятельное направление практической психологии, которое использует возможности танцевальной практики для оказания людям психологической помощи, — танцевально-двигательная терапия. Согласно основным положениям данного направления, в процессе работы с клиентами возможно применение как классических танцев, которые имеют определенную технику исполнения (например, вальс, танго и др.), так и свободных, спонтанных, которые не имеют заранее продуманного характера и предполагают интуитивное построение движения. Отчасти в связи с этим в последнее время практические психологи все чаще и чаще обращаются к использованию в собственной работе потенциала одного из самых молодых танцевальных направлений — контактной импровизации (далее — КИ).
КИ — это многообразное явление современного искусства перформанса, которое возникло и интенсивно развивается на пересечении театра и танцевальной практики. Она представляет собой спонтанную форму танца, которая вовлекает два тела в движение и строится вокруг точки контакта с партнером [5]. Практические психологи отмечают огромный оздоровительный эффект КИ и используют ее как одно из средств танцевально-двигательной терапии, которое позволяет человеку получить новый опыт в сфере движения, найти более интересные варианты осуществления движений. Также ее рассматривают и как особую коммуникативную практику [4,5].
Возникновение и развитие КИ связано с именем Стива Пэкстона, американского танцовщика, ученого, хореографа. В январе 1972 г. он совместно со студентами Оберлинского колледжа создал постановку, в которой танцоры на протяжении 10 минут сталкивались, бросали друг друга, прыгали, валялись по полу и друг по другу. Она была названа «Magnesium» («Магний») и стала первым перформансом КИ. В этой работе участвовали только мужчины, профессиональные спортсмены или танцоры. В июне этого же года Стив Пэкстон собрал 15 танцоров обоего пола и совместно с ними приступил к изучению принципов, выделенных в «Magnesium». На протяжении двух недель они занимались практикой, экспериментировали с движением и параллельно давали ежедневные пятичасовые выступления в галерее Джона Вебера в NYC. Сам Стив Пэкстон следующим образом охарактеризовал этот период своей жизни: «Когда в 1972 г. группа танцоров начала работать в контактной импровизации, это было исследование возможных способов взаимодействия через прикосновение. Движение, которое при этом получалось, было нерациональным, интуитивным, приводило к непредвиденным ситуациям и положениям» [цит. по: 2].
Следует отметить, что многие идеи, использованные С. Пэкстоном при постановке первых перформансов в рамках КИ, существовали и до этого. В частности, большая часть из них оформилась под влиянием восточных единоборств (айкидо), йоги, release work, элементов Body Mind Centering (направление в работе с телом, связанное с центрированием тела и сознания, создателем которого является Б. Коэн), техники Ф. Александера, тай-чи и т. д. [5]. С. Пэкстон и раньше опирался на основные положения этих направлений в процессе собственной преподавательской практики. Однако в КИ им был сделан акцент на экстремальных формах взаимодействия двух людей в танце (поддержки, перекаты, перевернутые позы и т. д.), а также на тех ощущениях и образах, которые возникают у танцующих людей в момент контакта друг с другом. Эта работа, с его точки зрения, создавала условия для развития способности сознания человека слиться с телом в настоящем моменте и оставаться в теле, когда условия изменились [2,3,7].
В 1973 г. С. Пэкстон вместе с группой танцоров отправился на Западное побережье США, где они давали перформансы и мастер-классы по КИ. Среди его сторонников были достаточно известные на тот момент танцоры: Курт Сиддал, Нэнси Старк Смит, Нита Литтл, Карен Радлер и др. Девизом их работы в это время стало высказывание: «Вы придете, и мы покажем вам, что мы делаем!». Поскольку это направление было новым, атмосфера выступлений была неформальной: как правило, перформансы проводились без музыкального сопровождения и специальных костюмов, зрители находились вокруг импровизированной сцены, а танцевальные дуэты и трио чередовались с сольными выступлениями. В июне этого же года Стив приехал со своей группой в Европу для демонстрации КИ в Ль’Аттико галерее в Риме.
В 1975 г. С. Пэкстон вместе со своими последователями образовал первую формальную группу КИ «Re-Union». Участники этой группы встречались один раз в год для проведения туров по Западному Побережью с перформансами и мастер-классами [2,3,7].
В настоящее время КИ танцуют как отдельную форму танца, отличную от ранних экспериментов Стива Пэкстона. Этот танец продолжает развиваться благодаря практикующим контактную импровизацию во всём мире, а также благодаря своей открытости для других направлений, не только танцевальных, но и спортивных. Кроме того, практические психологи все чаще применяют КИ как одно из средств танцевально-двигательной терапии в работе с клиентами.
Несмотря на то, что КИ по определению является спонтанной формой танца, у нее есть своя техника, т. е. достаточно общие принципы организации работы [10]. При организации рабочего пространства для практикующих КИ, как правило, опираются на следующие принципы гуманистического направления психологии:
Принятие уникальности и неповторимости каждой личности и ее права на самовыражение.
Стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми.
Важность чувственного переживания «здесь и теперь», а не анализа, переживания, возникающего в процессе реальных межличностных взаимоотношений, искреннего и пробуждающего диалога («встречи») [8].
Характерной особенностью КИ как особой формы танца является то, что танцующие люди могут контактировать друг с другом разными частями тела (ладони, плечи, локти, бедра, живот, спина и т. д.). При этом во время танца точка контакта постоянно перемещается, создавая энергию, направляющую движение. Участники, практикующие КИ, решают самостоятельно, будут ли они поддерживать контакт в следующий момент их взаимодействия, насколько тесным будет этот контакт и т. д. Для партнеров важно прислушиваться к ощущениям в собственном теле, пытаться почувствовать, что собирается сделать их партнер, не бояться пробовать разные варианты движений. Они должны сохранять состояние «потока», постоянно поддерживая включенность в диалог с партнером [5,8].
В КИ могут использоваться прикосновения, поддержки (например, поддержка, при которой один участник принимает вес партнера на свою спину, при этом поддерживается контакт спина к спине), спиралевидные движения, перевороты, подпрыгивания, падения и др. При этом для партнеров важным оказывается не то, каким получится танец с эстетической точки зрения, а то, что он произойдет, случится. Поэтому в ходе танца партнеры могут останавливаться, поправлять одежду, отдыхать и т. д. Кроме того, при выполнении этих танцевальных движений основное внимание уделяется «физике» танца, а не его «химии», т. е. танец в КИ направлен в первую очередь на экспериментирование с движением, собственными телесными возможностями, а не на выражение эмоций, чувств или на построение отношений [5].
Поскольку в рамках КИ люди практикуют достаточно экстремальные формы взаимодействия в танце, которые предполагают тесный телесный контакт и могут привести к травмам в случае неправильного их построения, постольку перед началом работы участники должны быть осведомлены о том, каким образом лучше строить взаимодействие в ходе танца, т. е. каких правил следует придерживаться. Соблюдение данных правил позволяет обеспечить безопасность участников в пространстве движения на занятиях по КИ. По мнению А. Гиршона, безопасность — это самый главный принцип в рамках КИ, поскольку без ощущения безопасности (как физической, так и ментальной) ни один другой принцип этого направления не будет работать [10].
Одно из основных правил, которому должны следовать участники групп КИ, чтобы избежать травм в ходе работы, является выполнение на хорошем уровне разогрева тела и растяжки в начале каждого занятия. Это связано с тем, что прекрасная гибкость предохраняет человека от излишнего напряжения мышц и обеспечивает ему возможность для осознания диапазона движений различных частей тела.
Танцуя с партнером, участнику нужно убедиться, что партнер согласен делать то, что может нанести вред при неправильном исполнении. При этом танцующие КИ должны быть ознакомлены с тем, как можно скатиться с партнера, чтобы не повредить и защитить чувствительные части тела.
Еще один способ избежать травм — не перекатываться и не отдавать вес на колени, щиколотки и голову партнера. Это очень деликатные части тела, которые нельзя перегружать лишним весом. Подобное же правило действует и в отношении этих же частей тела самого участника, т. е. следует избегать нагрузки на них. Довольно часто люди, начинающие практиковать КИ, травмируют выступающие бедренные кости при переворотах. Разрешить эту проблему можно, просто поднимая бедра в момент переворота.
Иногда участники принимают вес партнера, хотя в этот момент лучше отпустить его. Когда это лучше сделать, зависит от ощущений каждого из танцующих. Однако стоит помнить, что во многих случаях лучше отпустить вес или скатиться, чтобы не повредить мышцы и кости. Также не стоит принимать вес в том случае, если участник стоит неустойчиво и перекатывается на пятки [10].
Как правило, занятия по КИ проводятся в групповой форме под руководством тренера (или нескольких тренеров), который знаком с этим танцевальным направлением и имеет опыт в его применении на практике. Серьезных ограничений в отношении состояния здоровья потенциальных участников групп КИ не существует, при наличии тех или иных заболеваний у человека возможно выполнение им только очень легких упражнений.
Занятия характеризуются наличием четкой структуры. Обычно они начинаются с разогрева. Основной задачей этого этапа является снятие физического и психологического напряжения у участников, расслабление мышц и подготовка тела к танцу. Как отмечает А. Гиршон, в начале каждого занятия по КИ следует «растопить лед», а именно помочь участникам отойти от привычной картины мира и снять скованность и страх перед прикосновением к другому человеку. Для достижения этой цели рекомендуется выстроить общение между участниками группы, поэтому лучше начинать каждое занятие с приветствия и обсуждения одной или нескольких тем, напрямую или косвенно связанных с содержанием занятия. Другой путь для преодоления страха прикосновения к другому человеку — постановка танца, в рамках которого нельзя прикасаться к другому человеку. При этом возможно как полное исключение прикосновений друг к другу, так и частичное (например, можно касаться только отдельных частей тела). При подготовке тела к танцу обычно используют комплекс специальных упражнений, который может включать массаж, приседания, бег на месте, прыжки, упражнения из практики йоги, дыхательные техники и т. д. [10].
После разогрева следуют основные упражнения, которые предполагают экспериментирование с движением, т. е. непосредственно танец. Обычно и в рамках отдельного занятия, и в рамках цикла встреч упражнения располагаются от более простых к более сложным. В качестве упражнений используются прикосновения друг к другу, работа с заземлением и центрированием (например, упражнение «Маленький танец», которое позволяет участникам обнаружить, найти свой физический центр и ментальный, духовный источник творчества и энергии), эксперименты с гравитацией и инерцией, постановка осознанного и спонтанного движения, анализ кинестетических образов и отношений в дуэте и трио [5,10]. При этом люди находятся в обычной просторной аудитории, танцуют без специально оборудованной сцены в свободной, не стесняющей движения одежде. Тренер, предлагая участникам новое упражнение, обязан сообщить им о том, как именно оно должно выполняться в правильном варианте, чтобы избежать возможности получения травм танцующими КИ. Кроме того, необходимо, чтобы тренер отслеживал, насколько успешно у каждого из участников получается выполнение конкретного упражнения.
В конце занятия участники с тренером обычно организуют совместный танец в форме Раунд-робина. Он проводится следующим образом: все участники образуют круг, один из них выходит в центр и начинает танцевать, затем к нему присоединяется второй, и они танцуют вместе, затем к ним подключается третий и т. д., пока не присоединится вся группа [6]. По окончании цикла занятий могут проводиться перформансы (представления).
При оценке терапевтического эффекта от занятий по КИ практические психологи на протяжении долгого времени отмечали, что КИ не является терапией, но занятия в рамках этого подхода однозначно терапевтичны. Это было связано с тем, что участники таких групп неоднократно подчеркивали, что вместе с этим танцем в их жизнь пришли новые идеи и новые принципы, которые помогают им в разных сферах деятельности. Они утверждали, что стали более гибкими в общении, проще устанавливают контакт с другими людьми и чувствуют себя увереннее. В связи с этим в настоящее время позиция практических психологов несколько изменилась. Они считают, что группы КИ представляют собой аналог групп встреч, которые были созданы Карлом Роджерсом [9]. Данную особенность КИ подчеркнула Синтия Новак в одной из своих работ: «Существуют явные параллели между форматом групп встреч и форматом КИ. Если участники групп встреч искали опыта взаимодействия, основанного на «честности» и «спонтанности», то контактные импровизаторы занимались тем же в сфере танца» [цит. по: 9].
КИ благоприятно воздействует на тело человека, развивает и оздоравливает его, придает ему гибкость, пластичность, укрепляет и растягивает мышцы, наполняет тело легкостью и жизненной силой. Участники приобретают умение слушать, слышать и понимать собственное тело, что позволяет им раскрыться в большей степени и действовать естественно, используя движения более эффективные и менее энергозатратные [4,5].
В психологическом плане регулярное посещение занятий по КИ позволяет человеку, во-первых, научиться в большей степени доверять другим людям, во-вторых, научиться принимать на себя ответственность за другого человека, в-третьих, научиться работать, действовать в паре, и, в-четвертых, раскрыть собственный творческий потенциал. Как отмечают практические психологи, замкнутые, интравертированные люди после посещения групп КИ становятся более открытыми, гибкими, легче устанавливают контакт с другими людьми, приобретают универсальные навыки творческого подхода к любой коммуникации, а очень общительные люди осознают ценность границ Я других людей, учатся слушать себя и другого человека [5,6,8].
Таким образом, можно отметить, что в настоящее время КИ может быть использована как одно из средств танцевально-двигательной терапии при работе с психологическими проблемами разного рода, в частности при работе с проблемами коммуникативного плана и т. д. При организации работы с ее помощью необходимо опираться на определенные правила. Подобные занятия могут быть полезны людям и в плане развития собственного потенциала. Данный факт подтверждает высказывание основателя КИ Стива Пэкстона: «Я думаю, что занятия контактной импровизацией формируют хороший, открытый ум, принятие окружающего мира, ведут к согласию между людьми» [цит. по: 6].
Литература:
Высказывания великих о танце [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.annet.hut1.ru/viskazivania.htm (дата обращения: 31.01.2013 г.).
История контактной импровизации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://helppsych.ru/content/istoriya-kontaktnoy-improvizacii (дата обращения: 26.01.2013 г.).
Контактная импровизация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.girshon.ru/index.php/stati-po-tancevalnoj-kontaktnoj-improvizacii-i-performansu/articles/kontaktnaja-improvizacija.html (дата обращения: 27.01.2013 г.).
Контактная импровизация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gnozis.info/?q=node/3137 (дата обращения: 26.01.2013 г.).
Контактная импровизация — больше, чем танец [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://helppsych.ru/content/kontaktnaya-improvizaciya (дата обращения: 26.01.2013 г.).
Контактная импровизация как средство танцевально-двигательной терапии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.girshon.ru/index.php/stati-po-tancevalnoj-kontaktnoj-improvizacii-i-performansu/articles/kontaktnaja-improvizacija-kak-sredstvo-tancevalno-dvigatelnoj-terapii.html (дата обращения: 27.01.2013 г.).
Краткая история контактной импровизации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.contactimprovisation.ru/articles/podrobnee.php?nomer=19 (дата обращения: …).
Лидерс М. А. Контактная импровизация — танец или мировоззрение // Журн. практ. психолога. — № 3. — 2005. — С. 188–191.
Рахманова А. Терапевтический потенциал контактной импровизации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.contactimprovisation.ru/articles/podrobnee.php?nomer=24 (дата обращения: 13.10.2012 г.).
Техника контактной импровизации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.girshon.ru/index.php/stati-po-tancevalnoj-kontaktnoj-improvizacii-i-performansu/articles/texnika-kontaktnoj-improvizacii.html (дата обращения: 27.01.2013 г.).