Танцедвигательный подход в коррекции конфликтности старшего дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №39 (381) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 23.09.2021

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Жубаева, А. Б. Танцедвигательный подход в коррекции конфликтности старшего дошкольника / А. Б. Жубаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84174/ (дата обращения: 16.12.2024).



Говоря о становлении и формировании личности, следует помнить, что развитие детей происходит, прежде всего, на базе двигательной сферы. Известно, что психическая сфера ребенка формируется именно на базе импульсов, рефлексов и инстинктивных движений, уже для новорожденного ребенка характерным является целый ряд разнообразных бессознательных движений как проявление активности.

Танцедвигательный подход в психологической практике развития и коррекции качеств личности — междисциплинарная область, существующая на стыке психопрактики и танцевального искусства. Данная область тесно связана со многими областями знания: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология и т. д., то есть все, что можно отнести к областям знания о психике, теле, движении, творческом процессе и творческом выражении.

Основная задача танцевально-двигательных методов и техник — обретение чувствования и осознанности собственного Я [1].

Рассматривая основные концепции, понятия и цели танцедвигательного подхода, можно выделить составляющие эффективного влияния танца как художественной формы выражения на ход коррекционно-развивающего процесса:

— это способ невербального самовыражения, позволяющий выразить внутренние переживания;

— включая в себя игровые элементы, способствует снятию напряжения, тем самым, облегчая доступ к содержаниям бессознательного;

— символически выражая внутренние переживания, дает богатейший материал для исследования проблем;

— дает выход подавленным эмоциям, способствует катарсическому высвобождению;

— стимулирует сенсорный опыт, осознание которого способствует интеграции ощущений, чувств, мыслей;

— способствует развитию осознания тела, его формы, функции и его динамического отношения к пространству, к людям и предметам в пространстве, следовательно, адекватному восприятию внешнего мира;

— предлагая активное взаимодействие как с внутренней, так и с внешней реальностью, соединяет фантазию и действие;

— обращается к здоровой стороне человеческой природы, которая существует в каждом, даже в сильно травмированном человеке;

— развивает творческий потенциал, что естественным образом способствует повышению самооценки;

— как способ творческого самовыражения, рождающегося из особенно значимых жизненных тем, способствует возникновению важной взаимосвязи между жизненным и творческим опытом [2].

В танцедвигательном подходе нет идеальной модели, которую нужно достичь. Здесь отношение к телу — как к эволюционирующему процессу. Ребенок сам исследует себя, свои движения и развивается по собственному пути, а специалист следует за ним. Тренер больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.

Основные принципы и задачи танцедвигательного подхода в практике развития и коррекции качеств личности:

1) Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Аксиома танцтренера: «Тело — зеркало души, а движение — выражение человеческого «Я» [3]. Делая более гибким тело, человек делает более гибким сознание, и наоборот. Задача — достичь самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.

2) Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с собой, с другими людьми и с миром. Задача — формирование безопасного пространства, чтобы, анализируя отношения, человек мог найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей среде.

Для многих детей в дошкольном возрасте движения являются важными средствами коммуникации, потому возможности движения и танца при работе могут быть особенно велики.

3) Принцип целостности, где триада «мысль-чувство-поступок» рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других. Задача — найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действий. Часто человек думает одно, чувствует другое, а делает третье, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, то есть к потере внутренней целостности.

4) Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово «процесс» подчеркивает, что танцтренер имеет дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: «Способность видеть статику в движении и движение в статике» [4]. Задача — следуя процессу человека (его психосоматическому Дао), танцтренер помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении — человек учится понимать язык своего тела и таким образом восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств и находить конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (которое было бы деструктивно для психологического здоровья).

5) Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. Задача — развитие самоуважения, самопринятия и глубинного доверия себе и жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь танцедвигательный метод обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала посредством символического движения [5].

Использование движения и танца в занятиях с детьми отвечает потребности самовыражения, дает возможность работы с самой различной тематикой, например, оральной, работе с тревожностью, страхами и пр. Самое непосредственное — использование танца и движения в целях релаксации, активизации мозговой деятельности, улучшения физического (осанка, гибкость, подвижность и т. п.) и психоэмоционального состояния ребенка. Для лучшей релаксации полезно сочетать движения с дыханием, а также различными образами. Детское воображение с большим удовольствием окунается в захватывающую историю. Поэтому важно придумывать истории с интересным сюжетом, которые бы одновременно способствовали расслаблению [6].

Важным аспектом является то, что от участников не требуется каких-то специальных умений или специальной подготовки. Как отмечают практикующие психологи, танцедвигательную практику необходимо использовать как вспомогательную при любых видах нарушений развития у детей и у взрослых. Спектр решения психологических проблем широкий:

— тревожность, возбудимость, плаксивость;

— агрессивность;

— страхи и фобии;

— навязчивости и стереотипии;

— трудности с общением, стеснительность, зажатость;

— замкнутость, закрытость;

— психосоматические проблемы: тики, энурез, заикание, рвота не нервной почве, нарушения работы ЖКТ, остеохондроз. [7].

Исследования показывают, на телесном уровне танец помогает установить (или восстановить) заново межличностную коммуникацию. Танцедвигательный опыт в группе сверстников позволяет ребенку расширить «осознание» себя. Группа здесь это микрокосм различных социальных ситуаций. В результате дети получают прямую и очевидную обратную связь о самих себе и учатся развивать более широкий спектр поведенческих возможностей. А так как движение — это самая естественная потребность в детстве, работа с движениями ребенка может быть одной из наиболее эффективных [8, 9].

Литература:

  1. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремееенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. СПб.: Речь-2006–286 с.
  2. Бирюкова И. В., Бебик М. А. Методическое пособие по танцевально-двигательной терапии. М., АСТ-2005–220 с.
  3. Бирюкова И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Бюллетень Ассоциации танцевально-двигательной терапии-2000-№ 4.-С.3–7.
  4. Халприн Д. Возвращение к жизни: метод творческого самовыражения / Перевод студентов специализации по танцевально-двигательной психотерапии в Институте практической психологии и психоанализа.
  5. Буренкова Е. В. Танцевально-двигательная психотерапия: некоторые размышления о методологии исследования // Доклад на интернет-конференции «Танцевально-двигательная терапия и другие виды терапии». — Институт Терапевтических Искусств-2008.
  6. Рубина Е. Н. Психотерапевтические возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста// Доклад на интернет-конференции «Танцевально-двигательная терапия и другие виды терапии». — Институт Терапевтических Искусств-2008.
  7. Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии. М.: Генезис- 2003–256 с.
  8. Айламазьян А. М. Контакт с музыкой как путь трансформации личности // Доклад на международной научной конференции «Свободный танец: история, философия, пути развития». — М.-2005.
  9. Гиршон А. Е. Тело как послание. Интегративная танцевально-двигательная терапия, процессуальная психотерапия и интегральный подход // Доклад на интернет-конференции «Танцевально-двигательная терапия и другие виды терапии». — Институт Терапевтических Искусств-2008.
Основные термины (генерируются автоматически): движение, задача, коррекция качеств личности, область знания, ребенок, танец, тело.


Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук дошкольников в рамках деятельности музыкального руководителя

Развитие диалогической речи старших дошкольников при создании речевых ситуаций

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук дошкольников в рамках деятельности музыкального руководителя

Развитие диалогической речи старших дошкольников при создании речевых ситуаций

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Задать вопрос