Теоретические основы развития коммуникативных навыков в музыкальной деятельности дошкольников через использование в образовательном процессе коммуникативных игр-танцев. Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса музыкального развития детей-дошкольников.
Значение невербальных средств в процессе общения подчеркивали Г. М. Андреева, М. Аргайл, А. И. Волкова, А. Пиз, Э. Холл и др. Авторы подчеркивают, что телесное, наглядное проявление эмоций и мыслей свидетельствует о самочувствии человека, его искренность в общении, его темпераменте. С точки зрения А. Н. Леонтьева, В. А. Лабунской и др. авторов, знание средств невербального общения и правильная интерпретация невербального поведения партнеров помогут избежать конфликтов, споров между людьми и даже проявления агрессии. Навыки невербального общения необходимы не только взрослым, но и детям, так как они способствуют развитию эмоциональной культуры детей, открывают широкие возможности для полноценного социального общения, самореализации и контроля.
Особым потенциалом для развития навыков невербального общения в дошкольном учреждении имеют занятия ритмикой. В процессе музыкально-ритмической деятельности дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, об эмоциональном настрое партнера, освоение средств невербального общения дает ребятам возможность успешно их применять в творческой и танцевальной деятельности. Исполнительская, творческая, танцевальная деятельность — так или иначе, включает навыки невербального общения.
С древних времен танец является одной из важных форм воспитания человека. Особую роль в этом играют народно-бытовые танцы, в которых через разнообразные танцевальные движения отражаются эталоны поведения в обществе, трудовая деятельность, семейные отношения. В XX веке на основе народно-бытовых танцев возникли коммуникативные танцы.
Большинство педагогов-музыкантов высказывают мысли и идеи по поводу того, что простой, легкий, игровой танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но коммуникативных навыков (А. Буренина, Н. Куприна, О. Бубнова, М. Картушина и др.). Такой танец имеет название «коммуникативный танец».
Танец — сложное и многогранное явление, которое объединяет биологические, психологические, социокультурные, социально-психологические аспекты, так как он является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно-временную структуру, несущую информацию о психологических особенностях личности. Следовательно, танец выполняет разнообразные социально-психологические функции:
– создает образ партнера, группы,
– способствует пониманию и взаимоотношению между партнерами,
– устанавливает и регулирует отношения и выражение чувств,
– развивает самопознание и познание других людей.
Существует много типов танцев:
– народно-бытовой,
– Историко -бытовой,
– Спортивно современный бальный танец,
– современный,
– классический.
Ряд исследователей отмечают несколько разновидностей бытовых танцев: сюжетные (движение трудового процесса, различные явления природы, жизненные уклады народа и его нравы), а также бессюжетные танцы (импровизации). В сюжетных и бессюжетных танцах происходит процесс общения партнеров, в котором используются невербальные средства.
В психологии общения принята такая классификация:
Пространственно-временные характеристики ситуации общения (проксемическая система).
Оптическая система (внешний вид и выразительность движения — жесты, мимика, позы, походка и контакт глаз).
Акустическая (различные окраски голоса, интонация, темп речи, фразовые и логические ударения, паузы и т. д.).
Кинестетическая система (прикосновения — их сила, давление).
К бессюжетным танцам можно отнести коммуникативный танец. Понятие «коммуникативный танец» формировалось постепенно. Идея «выразительного танца» возникла в педагогике Э. Жак-Далькроза.
К. Орф «заразился» идеей сочетания музыки и движения как средства «раскрепощения», свободы тела и духа. Он мечтал научить детей читать «мировую книгу» музыкальных интонаций так же, как они читают сказки народов мира. Педагоги-музыканты включают в свои занятия такой вид деятельности детей, как фольклорные танцы (Т. Э. Тютюнникова, Е. И. Поплянова и др.), коммуникативные танцы (В. А. Жилин), коммуникативные танцы-игры (А. И. Буренина).
Объединение двух таких сложных понятий, как «танец» и «коммуникация» — не случайны. Г. М. Андреева характеризовала структуру общения путем выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
Коммуникативная сторона, или «коммуникация» в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная — заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.
Коммуникация и танец имеют много общих элементов: невербальные сигналы и знаки, пространственно-временная структура, установление и регуляция взаимоотношений.
Коммуникативный танец — это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Здесь развивается динамическая сторона общения — легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развивает эмпатию и сочувствие партнеру, способствует эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
Компоненты танца просты: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение и т. д. Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения, и, поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко осваивают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Взаимодействие помогает ребенку ориентироваться в пространстве, познавать себя, сверстников, узнавать о культуре различных стран, понимать отличие характера и традиций в танце.
С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий, возможность видеть поведение других детей со стороны. Это приводит к тому, что содержание формирующихся у дошкольников понятий о чертах и качествах личности существенно изменяется, и позволяет более глубоко и правильно оценивать личность в целом.
В деятельности педагогов-практиков по использованию коммуникативных танцев возникает необходимость в составлении особой составительской программы, направленной на развитие социально-психологических качеств у старших дошкольников, чтобы, в игровой форме, они охотнее вступали в процесс общения друг с другом, тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствовал развитию нормализации социального микроклимата в детской группе.
Помимо развития музыкально-ритмических способностей, коммуникативные танцы-игры направлены на формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, и предпосылок. Таких, как:
Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению.
Развитие симпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
Понижение «тревожности», повышение уверенности в своих силах.
Первоначально, при разучивании танцев, возможно использование текста танца-игры для стимулирования общения. Впоследствии, отсутствие в танце слов, усложняет задачу понимания. Поэтому, использование в образовательном процессе необходима определенная последовательность, включающая три раздела: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с партнерами, демонстрация доверия к партнерам.
Освоение танцев зависит от особенностей группы: если дети достаточно легко находят взаимопонимание с одним партнером, следует увеличить количество танцующих и усложнить танцевальную композицию.
Педагог может предложить детям сочинить свой коммуникативный танец из тех движений, которые им нравятся и получаются лучше всего. Разучивание коммуникативных танцев можно продолжать до тех пор, пока дети сохраняют интерес к данному виду деятельности, требует от детей большого внимания и точности. Здесь также развивается способность ориентироваться в пространстве и умение строить различные танцевальные фигуры (от простых к сложным).
Движения танцев помогают развивать у детей доброжелательность, сочувствие к партнеру, раскрепощенность, уверенность в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, свою значимость в детском коллективе, способствуют формированию положительной самооценки.
Коммуникативные танцы можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, в качестве физкультминуток, в праздниках, развлечениях и т. д., так как разучивание танцев не занимает много времени, ведь движения просты в исполнении и повторяются несколько раз (но обязательно уже с новым партнером).
Ценность и польза коммуникативных игр-танцев в развитии детей — очевидна. Их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими особенности в развитии.
Этот вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются участниками и создателями танцевального действия. Особенно это становится актуальным в настоящее время, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями проводятся повсеместно.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Навыки невербального общения в коммуникативном танце — это действия, сформированные путем повторения, включающие ориентирование в пространстве, оптимальное движение, согласованность действий и движений, понимание и передачу невербального сообщения партнеру.
Коммуникативный танец — это художественный продукт, созданный детьми, совмещающий движения фольклорных танцев и основные средства невербального общения, направленный на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой.
Коммуникативный танец является определенным видом развития народно-бытового танца, который может быть адаптирован педагогом для детей самого разного возраста и разного уровня хореографической (танцевальной) подготовки.
Коммуникативный танец может внедряться на музыкально-ритмических занятиях для развития навыков невербального общения, начиная со средней группы детского сада.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Спб.: Питер, 2000.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968
- Конорова Е. И. Методическое пособие по ритмике. М. Гос.муз.изд-во, 1963
- Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Академия, 2005
- Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982
- Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 2002
- Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Музыка, 1979
- Федорова Г. П. Играем, танцуем, поем! СПб.: Детство-пресс, 2002