Библиографическое описание:

Цирихова Н. В. Педагогические проблемы развития личности будущего учителя в условиях колледжа [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 121-125. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1296/ (дата обращения: 17.12.2017).

Педагогический колледж - это своеобразная стартовая площадка, откуда его воспитанники уходят в большую жизнь. И от того, какова будет эта площадка, во многом зависит их будущее. Здесь он учится общению с будущими учениками. Здесь формируются наиболее ценные человеческие качества личности будущего воспитателя. Здесь он овладевает не только новейшей методикой обучения, но и способам добывания новых знаний. Таким образом, в каких условиях будет проходить формирование личности учителя, зависит его дальнейшее профессиональное мастерство.

В основе общенаучных, психолого-педагогических идей развития личности будущего педагога лежат идеи В.В. Зеньковского (идея преодоления социальной инертности через развитие социальных чувств и социальной идентичности), Л.С. Выготского (теория социальной среды как определяющего фактора воспитательного процесса), С.Л. Рубинштейна (теория деятельности как позиции по отношению к обществу и потребности выполнения общественного долга), Л.И. Божович (теория развития мотивационной сферы как основы формирования личности). Н.А. Бердяев считал, что «Личность ни в коем случае не есть готовая данность, она есть задание, идеал человека…Личность должна себя созидать, обогащать, пополнять универсальным содержанием, достичь единства в целостности на протяжении всей своей жизни…Личность должна совершать самобытные оригинальные творческие акты, и это только и делает ее личностью, составляет единственную ценность» [1].

Анализ различных определений [Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Ю.Д. Шелухин, Т.В. Михайлова] показал, что наиболее целесообразно рассматривать профессионально-педагогическую направленность личности будущего педагога с точки зрения теории отношений, поскольку именно отношения интегрируют в себе мотивы личности, а в своей системе определяют ее направленность.

Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд(рис.1):

- интерес к учебному предмету — 27,2 %;

-желание обучать данному предмету — 16,2 %;

-стремление посвятить себя воспитанию детей — 19,2 %;

-осознание педагогических способностей — 6 %;

-желание иметь высшее образование — 13 %;

-представление об общественной важности, престиже педагогической профессии — 12,2 %;

-стремление к материальной обеспеченности — 2,2 %; так сложились обстоятельства — 4 %.

Рисунок 1 - Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами

Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.

Профессионально-педагогическая направленность есть одно из выражений общей направленности в специфическом виде деятельности - педагогическом труде и тесно связана с другими видами направленности. Своеобразие профессиональной направленности задается ее структурой, которая определяется характером педагогической деятельности. На основе этих компонентов возникает обобщенное отношение к профессии учителя.

В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем.

Названные противоречия обусловливают необходимость решения связанных с ними проблем в педагогическом образовании:

-проблемы нового целеполагания;

-проблемы новой структуры образования;

-проблемы обновления содержания образования;

-проблемы обновления организационных форм и методов. 

Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентации, внедрения системы многоуровневого педагогического образования.

Цели педагогического образования — расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

Педагогическое образование в условиях колледжа предоставляет личности студента колледжа возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования; обеспечивает право личности на продолжение обучения. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию.

В качестве главного механизма развития личности будущих педагогов в системе педагогического образования выступает ориентация на субъектность личности будущих педагогов как стержневое образование, что связано с развитием гуманистической позиции, нравственной зрелости, активности, самостоятельности, рефлексивности, следствием проявления которых является способность человека к саморазвитию, самоактуализации и самоидентификации в будущей профессионально-педагогической деятельности.

Личностная компетентность студентов, будущих педагогов проявляется как гуманитарная позиция по отношению к детям и по отношению к самому себе, т.е. она лежит в сфере человеческих взаимоотношений учителя и ученика. Восприятие ученика как главной ценности, отношение к нему как к человеку со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями является важнейшей характеристикой социально-личностной компетентности будущего учителя.

В качестве важнейшего условия развития личности студентов в системе личностно-ориентированного образования мы определяем социально–ценностную направленность учебного процесса на принципах гуманизации, демократизации, природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода.

Одной из первоочередных задач педагогического образования в связи с внедрением многоуровневой структуры является глубокое обновление его содержания, в котором можно выделить три взаимосвязанных блока: общекультурный, психолого-педагогический и предметный. Каждый из названных блоков представлен рядом модулей.

Общекультурный модуль, составляющий 25 % учебного времени, призван обеспечить развитие мировоззрения будущего учителя, создать условия для его жизненного и профессионального самоопределения, овладения практической педагогикой, которая в своей основе имеет общую образованность будущего учителя.

Погружение будущего учителя в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусств, способов деятельности во всем их своеобразии требует разработки таких элементов общекультурного блока, как мировоззренческо-методологический, аксиологический, историко-культурный, социально-экономический, естественнонаучный, коммуникативный.

Психолого-педагогический модуль, составляющий 18 % учебного времени, направлен на развитие педагогического самосознания будущего учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности. Поскольку становление «Я-концепции» будущего учителя — это не единовременный акт, то данный блок может быть представлен такими модулями, как ориентирующий, теоретико-методологический, деятельностный. Предметный модуль, составляющий 57 % учебного времени, ориентирован на освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности учащихся педколледжа и общения с ними.

Выделим некоторые ценностно-смысловые идеи, которые содержатся в вышеуказанных модулях, усваиваются студентами в процессе педагогического образования в условиях колледжа и являются «строительным» материалом для развития личности будущих учителей:

1.Воспитание как педагогический процесс, его компоненты и функциональные зависимости. Субъекты воспитательного процесса, их взаимоотношения.

2.Особенности воспитательного процесса: целенаправленность, многофакторность, воспитания, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, двусторонний характер, отсроченность результатов.

3.Основные факторы развития личности: духовность, наследственность, воспитание, собственная преобразующая деятельность, социально-экономические условия (социальная среда), географическая среда, микросреда, культурно-образовательная среда.

4.Принципы современного воспитания, их содержание и обусловленность: духовность, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация, персонификация и др.

5.Системное объяснение содержания социально ориентированного воспитания: закон исторической зависимости воспитания; зависимость воспитания от сложившихся воспитательных отношений, от соответствия цели и организации действий, от соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников, от совокупного действия объективных и субъективных факторов, интенсивности воспитания и самовоспитания, активности его участников в педагогическом взаимодействии, эффективности сопутствующих ему процессов – развития и обучения, качества воспитательного влияния, интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанников, сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсорных процессов воспитанников, интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками.

В процессе изучения педагогических дисциплин актуализируется развитие ценностно-смысловой сферы личности, создаются условия для профессионально-личностного становления будущих учителей.

К числу других факторов (условий) развития социально-личностной компетентности будущего учителя в процессе его обучения в вузе, как показало наше исследование, можно отнести следующие:

-ориентация образовательного процесса на личностно-профессиональное развитие студента, что предполагает отношение к студенту как к личности, субъекту учения, профессиональной деятельности, жизнедеятельности в целом;

-формирование мотивационной готовности студентов к личностно-профессиональному самосовершенствованию;

-усиление поисковой или проблемно-исследовательской направленности учебного процесса;

-организация деятельности будущих педагогов по решению проблем, относящихся как к содержанию будущей педагогической деятельности, так и к развитию своей профессионально-личностной компетентности;

-переход на современные образовательные технологии, ориентированные на развитие ценностных ориентаций, навыков самостоятельной деятельности, самообразования, умений профессионально-личностного саморазвития: самовоспитания, самопознания, самоутверждения, самоопределения и др.;

-реализация активности студентов в культурно-образовательном пространстве педколледжа;

-актуализация субъектной позиции в профессионально–личностном саморазвитии, формировании индивидуального опыта самоопределения, самореализации, самоутверждения, самовоспитания;

-стимулирование готовности реализовать свой творческий потенциал в исследовательской деятельности и педагогической практике;

-актуализация общественных и личных ценностных ориентаций при организации внеучебной деятельности студентов;

-активизация самостоятельной работы студентов;

-вовлечение обучающихся в социально значимую работу на основе принципа самоуправления;

-создание среды, помогающей студенту в реализации его жизнетворческих способностей, креативности в образовательной деятельности;

-использование коллективных форм работы и сотрудничества (деловые, ролевые игры, дискуссии, ситуации выбора, творческое проектирование, решение проблемных задач);

-педагогическое стимулирование деятельности студентов с целью повышения мотивации к самоизучению, саморефлексии и развитию навыков саморегуляции, что способствует освоению психолого-педагогических дисциплин.

Кроме вышеназванных модулей, в развитии личности будущего педагога важно и саморазвитие.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности будущего учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность будущего учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами — долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах будущего учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.

Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования профессионального идеала — чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя — условие эффективности его самовоспитания.
К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален и зависит от психологии личности будущего педагога. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Итак, сделаем выводы:

1.Будущим педагогам свойственна педагогическая направленность - это свойство личности, представляющее по своей сути систему отношений к профессии, предметам, которые будет преподавать личность, детям, себе как субъекту будущей педагогической деятельности. 

2.Важнейшим педагогическим условием формирования личности будущего педагога является выраженный уровень аналогичной направленности всего коллектива Отношение к предметам, которые будет преподавать личность, связано с целеустремленностью коллектива и групповыми интересами к учебным предметам, единством ценностных ориентации. Отношение к детям - с единством ценностных ориентации, целеустремленностью, самооценками активности в области достижения коллективных целей.

Отношение к себе связано с единством ценностных ориентации.

Таким образом, развитие личности студентов будущих педагогов – это многомерный и многоступенчатый процесс и во многом определяется теми условиями, в которых воспитывается и обучается студент, а также психологическими особенностями личности самого будущего педагога.


Литература:

1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. // Н.А.Бердяев. Царство духа и царство кесаря. - М., 1995.-С.20

2. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах).- Т.2. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006.-С.105

3.Долгова В.И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности вуза// «Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru)» .-2011-март.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 34-42.

5. Киселева О.А. Эмпатийные способности как необходимое формирование коммуникативной компетенции будущего учителя // Педагогика и психология. – 2011. - №3. - С.68

6.Сергеева, К.В. Психологическая подготовка выпускников вуза к профессиональной деятельности &#;/ К.В. Сергеева// Сборник материалов международного конгресса «Психология XXI столетия». – Ярославль: МАПН, 2008. С. 189-192.

7.Петухов С.И., Казин Э.М. Психологические особенности профессиональной направленности личности будущего учителя// Практическая психология и педагогика.-СПб.-СПб ГУ.-№ 16.-2010.-С.23-28

8.Хайновская Т.А.Диагностика коммуникативной компетентности будущих учителей// По материалам научно-практической конференции «VI Знаменские чтения»,4 марта 2011 года СурГПУ-С.22-24

9. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб: Издательство «Питер»,из-е 4-е доп. 2009-305с.

10. Формирование творческой личности будущего учителя. Сборник на­учных статей /МГППУ.-М.-из-во Норма.-2010.-214с.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): будущего учителя, личности будущего, развития личности, личности будущего педагога, личности будущего учителя, развития личности будущего, компетентности будущего учителя, личности будущих, будущих педагогов, развития личности будущих, личности студентов, личности будущих педагогов, педагогической деятельности, педагогического образования, социально-личностной компетентности будущего, формирование личности учителя, единством ценностных ориентации, личности будущего воспитателя, формирования личности, деятельности будущего учителя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос