Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Курбанова А. У., Исмоилова М. К. Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 868-869. — URL https://moluch.ru/archive/107/25794/ (дата обращения: 19.09.2018).



 

Проблема целостного развития личности будущего педагога, учителя – одна из важных в государственной кадровой политике. Методологической основой решения проблемы являются соответствующие современные методологические разработки, определенный передовой отечественный и зарубежный педагогический опыт.

Исследование личности будущего учителя должно базироваться на новейших достижениях науки о человеке, на концепциях о человеке-личности, применимых в некоторых науках, прежде всего в социологии, философии, психологии и педагогике.

Педагогический процесс целостного развития личности будущих учителей мы рассматриваем как комплексное, многомерное явление, непрерывное, системное, строго организуемое, конкретно продуктивное, требующее определенных условий, прежде всего стимулирующих, проблемно-постановочных, организационных, временных, информационно-познавательных, активизирующих и потенцирующих, закрепительно-повторительных, оценочно-аналитических и контрольно-итоговых. Можно выделить следующие компоненты педагогического процесса: мотивационный — с разработкой схемы мотивационного настроя студентов — будущих учителей на социально-личностный смысл предстоящей педагогической деятельности; содержательный – содержание педагогического процесса, его уровни, факторы, от которых зависит совершенствование содержания; операциональный, его зависимость также от ряда факторов.

В педагогическую систему целостного развития личности будущего учителя включаются следующие этапы этого процесса: мотивационно-установочный, направленный на целостное развитие личности будущего учителя. Здесь можно выделить учебно-познавательную и познавательно-потребностную деятельность по интересу и способностям профессиональной направленности, накопление профессионально-педагогических знаний по интересу и потребности, самостоятельное приобретение студентами профессионально-педагогических и других знаний, интеллектуально-творческая работа будущих учителей; углубление и расширение, систематизация и обобщение знаний о личности будущего учителя, в частности, ее развитии и самосовершенствовании; актуализация и социализация личностных и профессионально-педагогических качеств, свойств и способностей в социально значимой деятельности в вузе, в период педагогической практики в школе; обогащение собственно-информационного педагогического «банка» и методической «копилки»; самовоспитание самосовершенствования студентов, прежде всего личностного и профессионального; самопрогнозирование и планирование работы над собой, своей личностью; подведение итогов и обобщение результатов целостного развития личности будущего учителя с подключением к этому «Я»-концепции. В ходе реализации этих этапов проводятся лекции, беседы, семинары, коллоквиумы, самостоятельные работы для студентов.

Активизируется работа студентов с книгой и различными источниками целевой информации.

Большое внимание уделяется определенным периодическим и цикловым теле- и радиопередачам, их обсуждению.

В обязательном порядке предусматриваются методы самоорганизации – регуляции — контроля — анализа — оценки, а также — поощрительные (одобрение, похвала, положительный отклик, улыбка преподавателя, одобрительные междометия и т. д.).

Задания, поручения и социально полезные дела предлагаются студентам по интересу, способности и с учетом уровней общей и конкретно педагогической подготовленности (теоретического, теоретико-практического и собственно практического характера).

В содержание педагогической практики включаются новые темы и направления: отношение студентов к педагогической практике; какие личностные и профессиональные качества, свойства и способности проявляются; как и на сколько открылась нравственно-этическая сторона личности, в частности, педагогическая этика; обнаружился ли общий кругозор, в том числе эстетический, художественный; проявилось ли педагогическое творчество (педагогические новации, методические находки); предельно ли актуализировались и социализировались системные качества личности и профессионально-педагогическая подготовка; каково общее эмоциональное состояние практиканта; как в ситуации педагогической практики действует его «Я»-концепция.

Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки — необходимые теоретико-педагогические ориентиры практического решения проблемы, среди них особенно значимыми являются такие, как методолого-педагогические, целеполагающие, структурно-системные, учебно-содержательные, организационно-педагогические, процессуально-педагогические, методические, функционально- и социально-педагогические, результативно-итоговые и оценочные.

Основополагающим руководством в решении проблемы целостного развития личности будущего учителя служит Национальная программа по подготовке кадров, в частности педагогических, в Республике Узбекистан.

 

Литература:

 

  1.    Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент. 1997. – с.63
  2.    Азизходжаева, Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство-Т.,2005.
  3.    Азизходжаева, Н. Н. Педагогические технологии в подготовке учителя –T.,2000.
  4.    Ковалёв, А. Г. Личность воспитывает себя. -М., 1983
  5.    Харламов, И. Ф. Педагогика. –М.: Гардарики, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): будущий учитель, целостное развитие личности, педагогическая практика, педагогический процесс.


Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

Основные термины (генерируются автоматически): будущий учитель, профессия учителя, развитие будущих учителей, процесс воспитания, педагогическая практика, отношение, личность

Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя.

Педагогические проблемы развития личности будущего...

будущий учитель, педагогическое образование, будущий педагог, педагогическая профессия, личность, ориентация, учебное время, педагогическая деятельность, воспитательный процесс, отношение.

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя.

Педагогические аспекты формирования готовности будущего юриста к правовой оценке экологических рисков.

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

будущий учитель, педагогическая практика, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, самореализация личности, профессиональная подготовка, педагогическое условие...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Наиболее значимые аспекты формирования педагогических способностей у будущих учителей начальной школы нашли

Гениальность — высший уровень развития способностей, делающий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

Гуманизация процесса профессионально-педагогической...

Гуманитаризация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это целенаправленный процесс совершенствования (в

Личности будущего учителя, как потребителю образовательных услуг, гарантируется качественное образование и...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей...

Решение этой проблемы возможно через формирование в высших образовательных учреждениях творческой личности будущего учителя с привлечением к этому процессу дисциплин педагогической направленности.

Роль практики в формировании профессионального...

В этой связи педагогический процесс в вузе рассматривается как целостная система организации учебного процесса, важнейшим элементом которого выступает педагогическая

Роль полевой практики в формировании будущих учителей изобразительного искусства.

Социально-педагогические аспекты профессионализации...

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса

Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя.

Формирование физической культуры личности будущего педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

Основные термины (генерируются автоматически): будущий учитель, профессия учителя, развитие будущих учителей, процесс воспитания, педагогическая практика, отношение, личность

Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя.

Педагогические проблемы развития личности будущего...

будущий учитель, педагогическое образование, будущий педагог, педагогическая профессия, личность, ориентация, учебное время, педагогическая деятельность, воспитательный процесс, отношение.

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя.

Педагогические аспекты формирования готовности будущего юриста к правовой оценке экологических рисков.

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

будущий учитель, педагогическая практика, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, самореализация личности, профессиональная подготовка, педагогическое условие...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Наиболее значимые аспекты формирования педагогических способностей у будущих учителей начальной школы нашли

Гениальность — высший уровень развития способностей, делающий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

Гуманизация процесса профессионально-педагогической...

Гуманитаризация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это целенаправленный процесс совершенствования (в

Личности будущего учителя, как потребителю образовательных услуг, гарантируется качественное образование и...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей...

Решение этой проблемы возможно через формирование в высших образовательных учреждениях творческой личности будущего учителя с привлечением к этому процессу дисциплин педагогической направленности.

Роль практики в формировании профессионального...

В этой связи педагогический процесс в вузе рассматривается как целостная система организации учебного процесса, важнейшим элементом которого выступает педагогическая

Роль полевой практики в формировании будущих учителей изобразительного искусства.

Социально-педагогические аспекты профессионализации...

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса

Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя.

Формирование физической культуры личности будущего педагога.

Задать вопрос