Библиографическое описание:

Гармаев Ц. К. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов в Педагогическом институте Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 258-261.

            К учителю сегодня  предъявляют повышенные требования. Изжить догматизм и декларативность в преподавании, сформировать у учащихся умение самостоятельно подходить к проблемам общественного развития сможет лишь учитель, творчески мыслящий, свободный от административно-командного стиля, полностью исключающий авторитаризм, подлинный гуманист. Все эти качества будущего учителя необходимо  формировать в педагогическом вузе. Этот вопрос был поставлен в нашем  теоретико-экспериментальном исследовании.

Различия в активности учителя потребовали введения  представлений о структурном строении  профессионального самосознания. Мы выделили  три подструктуры: образную, понятийную и мотивационно-оценочную (поведенческую), а в качестве основного  психологического условия развития профессионального самосознания служит желание преодолеть трудности в педагогической деятельности. Конструктивное преодоление трудностей предполагает наличие  педагогических  средств деятельности (знаний и умений) и определенное эмоциональное состояние.

С этой целью были разработаны представления о структуре педагогической деятельности, структуре педагогического общения, структурно-иерархической модели личности. Эти теоретические разработки методического аппарата были направлены на формирование умений самоанализа, самооценки, самоконтроля и саморегуляции.

Работа проводилась поэтапно. Первоначально студентов знакомили с новыми идеями психолого-педагогической науки относительно труда учителя, со структурой  педагогической деятельности, ее основными компонентами, их взаимосвязью и взаимовлиянием.  На следующем этапе студенты овладевали приемами анализа, фиксацией, регистрацией, хронометрированием, схемой анализа педагогической деятельности, которая представляет собой систему указаний, как и в какой последовательности анализировать деятельность, какие компоненты и взаимосвязи между ними  важно увидеть. На третьем этапе посещали уроки учителей-мастеров, проводились наблюдения, фиксация, хронометраж, разбор с помощью схемы анализа педагогической деятельности. 

 На четвертом этапе во время педагогической практики происходило закрепление и совершенствование  методических приемов. Студенты  на практике учились осуществлять анализ непосредственно на уроке, после его проведения; при планировании и проектировании своей деятельности. Овладение обобщенными принципами анализа дало возможность увидеть педагогическую  деятельность в целом, понять логику и закономерности ее протекания, что позволило будущим учителям находить причины своих неудач, ошибок и трудностей.

Будущему учителю необходимо выяснить, как ученики  понимают и оценивают его поведение, личностные особенности. Поэтому следующий  методический прием  самоконтроля  педагогических воздействий позволил   выяснить, строится ли процесс  как диалог или как монолог; отличаются ли воздействия богатством репертуара или монотонностью и однообразием; превалируют информирующие и  организующие воздействия или дисциплинирующие и оценивающие; оценка учащихся гибкая или  дифференцированная или стереотипная.  Самосознание включает в себя веру в предназначение учителя, гордость за свою профессию, достоинство. Г. Мюнстерберг по этому поводу писал:  «Учитель, не чувствующий красоты и  святости своего призвания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания учить молодежь, а только для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию, - такой учитель приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе». [1, C.273]

Данный методический прием применялся нами в эксперименте в ходе педагогической практики студентов. Его результаты показали, что  будущие учителя  делятся на группы, отличающиеся друг от друга соотношением типов и видов воздействий, знанием и пониманием учеников. У большинства  студентов 1 группы (76%) в ходе урока преобладали дисциплинирующие и организующие словесные  воздействия, выражающиеся в форме прямых требований. У 2 группы (24%) педагогическое общение  диалогично по содержанию,  студенты применяли на уроках разнообразные методические приемы, информирование строилось как рассуждение с применением предположений, различных мнений.

В ходе анализов всех уроков студенты  пришли к выводу, что стереотипизация, шаблонность в общении свидетельствуют о направленности учителя не на реальные отношения, за которыми стоит личность учащегося, а на соблюдение правил предписанного ролевого функционирования. Затем был проведен тренинг, основной задачей которого  было -  максимально приближая их к реальной школьной жизни научить гибко переходить, соответственно ситуации,  из одной позиции в другую, стремиться не только воздействовать и управлять учащимися, но и быть открытым к их воздействию на себя.  

В результате тренинга у студентов - будущих учителей произошел пересмотр собственных, усвоенных и уже стабилизированных представлений и понятий, повысилась сензитивность и способность противостоять  нажиму привычек, развилась рефлексивность, которая предполагает не только ориентацию на собственную самооценку как субъекта общения, но и ориентацию на оценку себя глазами другого, т.е. необходимость быть не только субъектом, но и объектом воздействия.  

Анкетирование профессиональной удовлетворенности направлено на выявление рассогласования между выраженностью мотивации по определенной группе факторов и неудовлетворительными условиями, препятствующими ее реализации. От субъективной удовлетворенности деятельностью, психологического комфорта  во многом зависят уровень развития самосознания и эффективность педагогической деятельности. Неумение самостоятельно справиться с чувством  неудовлетворенности приводит к снижению уровня самосознания. Удовлетворенность своей профессиональной деятельностью способствует успешному развитию самосознания, поддержанию необходимого эмоционального тонуса, чувства собственного достоинства. Наше исследование показало, что с помощью приема анкетирования возможно диагностировать, прогнозировать и корректировать поведение и самочувствие учителя.

В  разработанную методическую программу  мы включили  приемы активизации внутренних психических резервов в направлении самопознания и саморазвития. В результате  экспериментов у будущих учителей были сформированы приемы самоанализа, самооценки, самоконтроля. Применялся комплекс методических приемов: обсервационные методы (наблюдение с помощью схем анализа личностных проявлений учителя на уроке, опосредованное самонаблюдение, еженедельный отчет  о наиболее значимом событии), методы опроса (беседа, интервью, анкета), эксперимент (методика рисуночных ассоциаций С. Розенцвейга).

Методика рисуночных ассоциаций позволяет определять  направление эмоциональных реакций учителя в условиях  фрустрации, прогнозировать наиболее вероятное его поведение в реальных ситуациях. На основании ответов вычисляется показатель, который может быть обозначен как степень социальной адаптации.

Таким образом, результаты эксперимента привели к выводу, что показатель степени социальной адаптации у молодых специалистов выше, чем у учителей со стажем работы в школе, значит, фрустрационная толерантность снижается  в соответствии со стажем работы в школе. В эксперименте выделялись различные способы  преодоления учителями трудностей, типология которых применялась нами на практических  занятиях. Центральная идея заключалась в том, что развитие профессионального самосознания личности учителя связано и обусловлено  формированием определенных операционально-технических структур  и личностных образований.

Программа  направленного формирования профессионального самосознания  применялась на спецкурсах,  активными  слушателями и участниками которых были студенты 4-5 курсов педагогического института. Занятия проводились  систематически в течение двух лет. Программа включала, наряду с лекционно-теоретическими и практические занятия с применением активных методов обучения.

Процесс формирования профессионального самосознания учителя должен был обеспечивать изменение уровней развития его личности, т.е. переход от автоматизмов к рефлексии, от примитивизма к усложнению личностных структур, от подчинения стереотипам в педагогическом общении к сознательной эмпатии и гибкости поведения, от положения только обучающего и воспитывающего  к самовоспитанию и саморазвитию.

Практические занятия  проводились по следующей схеме: составление перечня проблем по определенной теме в ходе группового обсуждения, их типологизация; выявление актуального уровня психологических знаний, умений, навыков в ходе обсуждения конкретной проблемы в малых группах; обучение студентов приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля, анализа конфликта и другим психологическим приемам; проведение ролевого тренинга, решение ситуационных задач; апробация психологических приемов, их индивидуальная модификация и коррекция в ходе практической деятельности; общее обсуждение результатов применения психологического инструментария, подведение итогов, формулировка выводов.

Занятия на спецкурсах строились по двум направлениям. Условия решения задач первого направления состояли в повышении общей психологической культуры учителя (формирование умений, связанных с анализом, переработкой, применением знаний из различных психологических источников по отношению к решению конкретных педагогических ситуаций); выработке новой, гуманистической позиции во взаимоотношениях с учеником, основанной на принципах доверия, уважения, понимания; в создании в учебно-воспитательном коллективе (пед. института) благоприятного психологического климата.

Из приемов повышения уровня  развития профессиональной  подготовки будущего учителя  можно назвать следующие:

- формирование умений самооценки, самоанализа, самоконтроля в педагогической деятельности и педагогическом общении;

- формирование умений саморегуляции и самоуправления поведением в сложных ситуациях педагогического  общения (включение интеллекта, логики, оценочно-рефлексивных  умений, учителя между негативным стимулом и возможной ответной реакцией; замена отрицательных эмоциональных состояний положительными на основе волевого усилия как результата тренировки);

- моделирование различных фрустрирующих ситуаций, встречающихся на практике;

- формирование конструктивных способов преодоления трудностей во взаимодействии, способности к преодолению собственной эгоцентрической позиции;

- формирование осознанной потребности в систематическом  самовоспитании и самообразовании.

В работе спецкурса значительное место занимали психологическое  консультирование и психологическая коррекция. Методический блок был дополнен комплексом диагностических тестов вербального и невербального характера (тесты субъективного контроля, эмпатических тенденций, рисуночных ассоциаций), отражающих как осознаваемый, так и частично неосознаваемый уровень отношений  к самим себе, к значимым другим, к сложным ситуациям и воздействиям.  

На основании результатов взаимодополняющих  тестов составлялась развернутая психологическая характеристика  каждого, ознакомление с которой при усилении позитивных и ослаблении негативных качеств помогало ему развивать способность к самопознанию, разобраться в своих проблемах и найти индивидуальный путь саморазвития.

Индивидуально каждому задавался вопрос: «Какие качества профессионально значимы для современного «идеального педагога?» Ответы давались в свободно конструируемой форме. Затем написанный каждым список качеств, предлагалось расставить по рангам, а потом  ранжировать по отношению к себе. Ответы обрабатывались и группировались в блоки в соответствии со смысловой интепретацией. Первые 7 качеств  из 17, получившие наиболее высокие ранги в «идеальном» портрете учителя, представлены в таблице

     Осознание профессионально значимых качеств  педагога

Качества

Абитуриенты

Студенты

Профессиональные знания  и общая эрудиция

                2,48

           2,75

Эмпатия

                1,98

           2,32

Доминантность

                4,11

            5,00

Целеустремленность  и волевые качества

                4,14

            5,16

Идейная направленность

                -

            5,36

Коммуникабельность

               4,81

             5,72

Экспрессия

               8,00

            6,30

 

В качество «Профессиональные знания и общая эрудиция»  вошли  понятия: владение материалом, всесторонняя развитость, кругозор, эрудиция, информированность, начитанность, умение  «подать материал», интересно рассказать  о неинтересном.

Качество «Эмпатия»: сопереживание, сочувствие, отзывчивость, эмоциональная чуткость, психологическая проницательность, умение поставить себя на место ученика, способность понять чувства другого, душевность.

«Доминантность» обобщила: умение руководить, организаторские способности, деловитость, смелое принятие  ответственности за других, правильное распределение обязанностей в коллективе, склонность вести за собой.

«Целеустремленность и волевые качества» - знать, чего хочешь, иметь в жизни высокую цель, стремиться к ее достижению, настойчивость, энергичность, способность «зажечь» других, преданность своему делу.

«Идейная направленность» - убежденность в пользе своего труда, политическая грамотность, моральная чистота.

«Коммуникабельность» - общительность, способность быстро устанавливать контакты, находить общий язык, открытость, разговорчивость.

«Экспрессия» – развитая речь, умение красиво говорить, эмоциональность, артистичность, художественность, богатая мимика, хорошие манеры.

Таким образом, подготовка педагогических кадров – процесс планомерный, непрерывный, хорошо координируемый учебно-методическим объединением. В.А. Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» писал: «Идеи делаются  святыми и нерушимыми, - не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда живут в живом трепете  мысли и чувства, в созидании, поступках…как  можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания …». [2, c.18].

 

Литература

1.      Мюнстерберг  Г. Психология и учитель. М., 1915. С. 273.

2.      Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971. С.18

Основные термины (генерируются автоматически): педагогической деятельности, формирование умений, профессионального самосознания, будущих учителей, педагогической практики, анализа педагогической, будущих учителей начальных, формирование умений самоанализа, профессионального самосознания учителя, учителей начальных классов, самосознания личности учителя, анализа педагогической деятельности, рисуночных ассоциаций, структуре педагогической деятельности, структурой  педагогической деятельности, анализа педагогической деятельности. , формирование умений самооценки, ходе педагогической практики, эффективность педагогической деятельности, будущего учителя необходимо .

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос