Структура представлений и сила выраженности мистических страхов взрослых людей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мурзина, О. Р. Структура представлений и сила выраженности мистических страхов взрослых людей / О. Р. Мурзина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1201/ (дата обращения: 26.04.2024).

Страх относится к эмоциональной сфере человека и глубоко изучается в психологии. Одними из распространенных, но малоизученных типов страха, являются мистические страхи. К мистико - психическим страхам относят: страх темноты, боязнь оставаться одному, страх несуществующих чудовищ, инопланетян, сглаза, и т.п. В истории психологии исследования «мистических» страхов обычно проводились с детьми или подростками. Однако, для более глубокого понимания психологической природы мистических страхов необходимо проведение исследований с взрослыми людьми. В данном исследовании мы обратились к поиску взаимосвязи уровня выраженности мистических страхов, а так же понимания категории «мистический страх», и общего творческого потенциала взрослых людей и, в частности, уровня развития воображения.
Учитывая субъективный характер переживаемых мистических страхов важно исследовать содержание представлений об этих страхах, т.е. воссоздать психосемантическое пространство понятия «мистический страх», дать анализ проблемы на имплицитном уровне. Психосемантические методы экспериментального изучения категории «мистический страх» позволили определить субъективное представление о мистических страхах у людей с высоким и низким уровнем развития воображения.
Целью нашего исследования является: определение различий в восприятии и выраженности мистических страхов у взрослых людей с различными уровнями развития воображения.
Гипотеза исследования: мы предположили, что восприятие и сила выраженности мистических страхов у взрослых людей с различными уровнями развития воображения различны.
Объект исследования: мистические страхи
Предмет исследования: взаимосвязь воображения с особенностями представлений о мистических страхах и степени их выраженности у взрослых людей
Практический аспект нашего исследования связан с необходимостью конкретизации содержательных характеристик мистических страхов и выявления факторов их вызывающих, что важно для проведения психологического консультирования. Кроме того, для практического использования предложен ряд психосемантических методик и личностных опросников, разработанных в ходе исследования.
Количество респондентов, принявших участие в исследовании, 42 человека в возрасте от 19 до 50 лет, из них 18 мужчин и 24 женщины, представители различных профессиональных групп.
Начальным этапом исследования было выявление уровня воображения испытуемых, для чего была использована методика личностной креативности (Е.Е. Туник). На основании полученных данных выборка была разделена на две группы с высоким и низким уровнем развития воображения. Количественный состав подгрупп оказался одинаковым (по 21 человеку в каждой). Для исследования различий в представлении мистических страхов в подгруппах были использованы: ассоциативный эксперимент, метод «Незаконченные предложения», проективная методика «Нарисуй мистический страх». Для исследования различий в силе выраженности мистических страхов в подгруппах были использованы: опросник «Мистические страхи» и методика «Ваши мистическая история».
Метод «Незаконченные предложения». Для определения семантического пространства категории «мистический страх» в подгруппах с высоким и низким уровнем развития воображения исследователями был использован метод «Незаконченные предложения».
Анализ данных позволил сделать следующие выводы:
- мистические страхи респонденты с высоким уровнем развития воображения (в большинстве) ассоциируют с заблуждениями (24 %) (суеверия, фантазия, и т.д.), а респонденты с низким уровнем развития воображения, с чем – то неясным, загадочным (28 %). Так же в обеих группах преобладают страхи сверхъестественного, конкретизируются ночные и детские страхи, выделяются страхи, вызываемые отсутствием восприятия мистики на определенный сенсорный аппарат (то, что нельзя потрогать или нельзя увидеть). Осмысливаются магические и ситуативные страхи, а так же страхи, вызываемые реальным столкновением с мистикой;
- по результатам методики были выявлены также основные эмоциональные реакции на мистические явления:
1) доминирующей эмоцией в группе с высоким уровнем воображения является страх (у 33 % респондентов). У 15 % респондентов это так же негативные эмоции (отвращение, тревога, беспокойство). Остальные респонденты отметили, что мистика вызывает у них интерес, усмешку, и отсутствие какой - либо эмоциональной реакции;
2) в группе с низким уровнем развития воображения, эмоция «страх» на мистику возникает только у одного респондента. Большинство (28 %) респондентов отмечает интерес, как эмоциональный ответ на что – либо мистическое. Так же у 28 % мистика не вызывает никаких эмоций. Остальные отмечают: усмешку, минимальную тревожность, недоверие, удивление, а так же восхищение и симпатию. Так же один респондент определил свою эмоцию, как ступор.
Метод «Нарисуй мистический страх». Результаты проведенной методики следующие:
- в группе респондентов с высоким уровнем развития воображения доминируют рисунки, отображающие образы несуществующих животных, а так же человеческие образы (по 24 %);
- в группе респондентов с низким уровнем воображения доминируют рисунки (28 %), отображающие типичные мистические образы (т.е. стандартные образы, выработанные многовековой культурой (призраки, привидения, образ смерти, и прочее)).
- мистические страхи ассоциируются в обеих группах с образами частей тела, образами несуществующих животных, животными символами, абстрактными символами, символами природы, а так же религиозными символами;
- данные в двух группах достаточно разрозненные. В группе с высоким уровнем развития воображения более широко представлены образы «мистические страхи». В группе с низким уровнем развития воображения мистические страхи ассоциируются именно со стандартными, типичными мистическими образами.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что уровень развития воображения влияет на восприятие мистических страхов, их структуру и содержание представлений о них.
Опросник «Мистические страхи».
Этот, созданный в ходе исследования, личностный опросник направлен на изучение уровня (силы) выраженности мистических страхов. Опросник состоит из 11 вопросов, отражающих виды мистических страхов. Респондентам предлагалось оценить уровень их страха по каждому вопросу от 1 до 10 баллов («1» - отсутствие страха; «10» - яркая фобическая выраженность; «2» - «9» - промежуточные баллы).
В группе респондентов, имеющих высокий уровень развития воображения, средний окончательный балл – 55. В группе респондентов, имеющий низкий уровень развития воображения средний балл равен 26. Максимально возможный балл – 110. Полученные данные свидетельствуют о значимых различиях в двух группах, что подтверждает нашу гипотезу, что уровень развития воображения является фактором, влияющим на выраженность мистических страхов у взрослого человека.
Анализ данных по каждому опрошенному показал следующее распределение:
- в группе респондентов, имеющих низкий уровень развития воображения: 1) отсутствует или минимально выражен страх у 12 респондентов; 2) страх имеет небольшую или среднюю выраженность у 8 респондентов; 3) страх имеет высокую или фобическую выраженность у 1 респондента;
- в группе респондентов, имеющих высокий уровень развития воображения : 1) отсутствует или минимально выражен страх у 5 респондентов; 2) страх имеет небольшую или среднюю выраженность у 9 респондентов; 3) страх имеет высокую или фобическую выраженность у 7 респондентов.

1) Считаете ли вы себя подверженным мистическим страхам?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2) Иногда вы начинаете бояться, что в зеркале отразится какой – либо фантом или что – то сверхъестественное?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3) Можно ли предположить, что вы боитесь оживления мертвецов, зомби, кладбищенских духов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4) Случалось ли, что вы пугались взгляда неодушевленных предметов (кукол, правдоподобных портретов и прочее) или даже представляли оживление этого предмета, и старались спрятаться от него (отворачивали или убирали предмет, выходили из комнаты)?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5) Боитесь ли вы приведений, призраков, духов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6) Можно ли сказать, что в одиночестве вы боитесь наступления ночи из-за темноты, ночных кошмаров и проч.?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7) Вы боитесь домового и других домашних мистических созданий?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8) Опасаетесь ли вы встреч с чем - либо мистическим после просмотров фильмов ужасов, прочтения книг по данной тематике, прослушивания загадочных историй?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9) Часто ли вы в темноте пугаетесь похожей на чудовище тени или висящей на вешалке одежды, напоминающей стоящего человека?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10) Вы пугает осознание Божьей кары, Дьявола, ада?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11) Вы боитесь стать объектом сглаза, порчи или заговора?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Метод «Ваша мистическая история». Данный метод, разработанный в ходе исследования, предполагал в себе написание респондентами реальной мистической истории, произошедшей с ними (если таковая была).
Можно отметить основные результаты проведенного метода:
- количество историй, описанных респондентами, имеющими высокий уровень развития воображения, более чем в два раза превышает количество историй, описанных респондентами, имеющими низкий уровень развития воображения (11/5). Данные истории наполнены деталями, дополнительными уточнениями, описанием окружения и т.д.;
- истории респондентов с низким уровнем развития воображения имеют более точный характер и простую структуру, составлены из небольшого количества предложений (1-3), описывают непосредственно мистический объект и ситуацию взаимодействия, без описания дополнительных деталей;
- данные результаты подтверждают гипотезу, позволяя предположить, что часть историй респондентов была наиграна воображением и не имеет общего с реальным столкновением с мистикой.

Выводы по результатам эмпирического исследования:

1. В ходе исследования были установлены определенные различия в семантическом пространстве понятия «мистический страх» у респондентов с высоким и низким уровнем развития воображения. Выявленные различия были описаны в докладе.
2. По результатам методик, направленных на определения силы выраженности мистических страхов в подгруппах мы установили, что выраженность мистических страхов у людей с высоким уровнем развития воображения более чем в два раза выше, чем у людей с низким уровнем развития воображения.
3. Результаты проведенного исследования подтверждают обе части выдвинутой нами гипотезы. Считаем ее доказанной.
Мистические страхи, как объект исследования, представляют весьма сложный не только в изучении, но и в восприятии, понимании процесс. Сегодня существует бесчисленное количество вариаций мистических страхов, представляющих большой интерес для выявления причин их возникновения.
Эмпирическое исследование позволило выявить ряд причин, вызывающих мистические страхи, бытующие в имплицитном сознании:
- Детские переживания;
- Высокий уровень внушаемости и впечатлительности;
- Насыщенность современного мира мистическими художественными и документальными работами (телевидение, кино, книги), связанными с рассмотрением мистики в различных аспектах;
- Психические расстройства, стрессы, переутомления;
- Высокий уровень развития воображения;
- и т.п.
Проблемы изучения мистических страхов, такие как построение более полного списка факторов их возникновения, выявление разницы в выраженности данных страхов по гендерным и возрастным характеристикам, влияние личностных качеств личности на их выраженность и т.п., на сегодняшний день остаются практически не разработанными. Изучение мистических страхов с детьми и подростками не может давать всей полноты показателей, подходящих для взрослых людей. Таким образом, необходимо продолжать изучение данной проблематики в контексте психологической науки.
Основные термины (генерируются автоматически): страх, уровень развития воображения, Высокий уровень развития воображения, группа респондентов, респондент, выраженность, группа, образ, сила выраженности, реальное столкновение.

Похожие статьи

К вопросу об использовании рисуночных тестов для оценки...

Общий уровень воображения в группе.

Особенности развития творческого воображения старших... творческое воображение, старший дошкольный возраст, развитие, ребенок, творческое воображение старших дошкольников, образное мышление, творческое...

Исследование творческого воображения у детей старшего...

Высокий уровень развития творческого воображения — 13 %. Средний — 47 % Низкий — 20 % Очень низкий — 20 %. Рис. 1. Диаграмма уровня развития творческого воображения у детей экспериментальной группы.

Личностные особенности студентов с разной академической...

Рис. 2. Выраженность показателей интеллектуальной сферы студентов (в ср. б.) Итак, студенты с высоким уровнем успеваемости (III группа)

По фактору М: «практичность-мечтательность» (Ме=6,1) установлено наличие богатого воображения, поглощенность своими идеями.

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста...

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления.

Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях...

Психолого-педагогические условия развития творческого...

Особенности развития творческого воображения старших... Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к...

Особенности субъективного благополучия обладателей татуировок

Группа респондентов. Описательные статистики. Уровень значимости различий.

Распределение данных по уровням выраженности счастья. Группа респондентов. Субъективный уровень счастья.

Возрастные и гендерные особенности субъективной...

страх, группа, пожилой возраст, респондент, причина страхов, субъективная выраженность страхов личности, возрастная группа, иерархическая структура, актуальный страх личности, указанный возраст.

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин...

На основе полученных результатов респонденты были разделены на три группы: с низким, высоким и средним уровнем выраженности симптомов кризиса 30 лет. Сравнение полученных данных с помощью U-критерия Манна-Уитни показало...

Похожие статьи

К вопросу об использовании рисуночных тестов для оценки...

Общий уровень воображения в группе.

Особенности развития творческого воображения старших... творческое воображение, старший дошкольный возраст, развитие, ребенок, творческое воображение старших дошкольников, образное мышление, творческое...

Исследование творческого воображения у детей старшего...

Высокий уровень развития творческого воображения — 13 %. Средний — 47 % Низкий — 20 % Очень низкий — 20 %. Рис. 1. Диаграмма уровня развития творческого воображения у детей экспериментальной группы.

Личностные особенности студентов с разной академической...

Рис. 2. Выраженность показателей интеллектуальной сферы студентов (в ср. б.) Итак, студенты с высоким уровнем успеваемости (III группа)

По фактору М: «практичность-мечтательность» (Ме=6,1) установлено наличие богатого воображения, поглощенность своими идеями.

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста...

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления.

Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях...

Психолого-педагогические условия развития творческого...

Особенности развития творческого воображения старших... Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к...

Особенности субъективного благополучия обладателей татуировок

Группа респондентов. Описательные статистики. Уровень значимости различий.

Распределение данных по уровням выраженности счастья. Группа респондентов. Субъективный уровень счастья.

Возрастные и гендерные особенности субъективной...

страх, группа, пожилой возраст, респондент, причина страхов, субъективная выраженность страхов личности, возрастная группа, иерархическая структура, актуальный страх личности, указанный возраст.

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин...

На основе полученных результатов респонденты были разделены на три группы: с низким, высоким и средним уровнем выраженности симптомов кризиса 30 лет. Сравнение полученных данных с помощью U-критерия Манна-Уитни показало...