Теоретический анализ гендерных концепций личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Картавцев, Д. А. Теоретический анализ гендерных концепций личности / Д. А. Картавцев, Л. Э. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/314/14632/ (дата обращения: 22.12.2024).



Статья посвящена теоретическому анализу гендерных концепций личности. Особое внимание уделяется рассмотрению социокультурных аспектов формирования гендерного типа личности.

Ключевые слова: пол, гендерные особенности личности, социокультурные различия, становление личности.

Термин «гендер», каким его понимают сейчас, появился сравнительно недавно. В 1970-х гг. ученый Р. Столлер впервые выделил такое явление как социальный пол, положив начало гендерной идентификации и социализации [1].

Современная психология различает пол биологический и пол социальный (гендер). Биологический пол — это физиологические различия между мужчиной и женщиной. Социальный пол — это результат взаимодействия человека в обществе и приобщения к культуре. Другими словами, понятие гендер — это итог социализации в соответствии с биологическим полом и социокультурными нормами, принятыми в данной среде.

В древние времена еще Аристотель и Платон в своих рассуждениях касались вопросов о мужском и женском неравенстве. Платон придерживался идей равноправия, а Аристотель выступил противником идей Платона, его концепция основывалась на принципах биологического дуализма [1]. Позже, в средние века, когда в Европе царило католическое христианство, женщин считали маловерными и олицетворяли с колдовством и дьяволом, социальное положение женщин в эти времена было крайне тяжелым. Известны случаи закапывания новорожденных девочек. В то же время Св. Августин, Я. Шпренгер говорили об объективных различиях между мужчинами и женщинами: физиологических формах и мыслительных процессах. В частности, мужчинам приписывается преобладание логического мышления, а женщинам эмоционального. Идея различия полов, норм поведения, а также более низких умственных способностей женщин рассматривалась Ж.-Ж. Руссо и И. Кантом. В современной социологии и психологии, такого рода различия относят к гендерным стереотипам.

На протяжении многих лет мужские и женские роли обуславливались религиозными канонами. Во многих культурах женщина служила мужчине и вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей. Мужчины имели возможность учиться и получать профессию, а также занимались материальным обеспечением семьи. Надо отметить, что женщины не имели избирательных и образовательных прав, также как сексуальной свободы. Бытовые конфликты, домашнее насилие не рассматривались в рамках преступлений против личности. Применение физической силы в кругу семьи считалось неотъемлемой частью воспитательной работы.

В конце 19-го — середине 20-го века произошло формирование общенаучных и психологических основ гендерной теории. Это обусловлено изменением политической ситуации в обществе некоторых стран, усилением движения за права женщин. По мнению И. В. Талина, это являлось первым этапом становления гендерных теорий. Второй, «Фрейдовский этап», связан с научной деятельностью З. Фрейда. В ряде своих работ З. Фрейд обосновывал идею фемининности как склонности к подчинению и маскулинности как стремление к власти [2]. К. Хорни критиковала идеи З. Фрейда, считающего, что критическую роль в развитии женщины является «зависть пенису», показав, что, наоборот, мужчины страдают от того, что не могут рожать.

Развитие гендерных исследований на западе начинается с 1970-х гг. Понятия маскулинность и феминниность приобрели именно тот смысл, который имеет широкое распространение в современной психологии и социологии.

Т. В. Бендас дает следующую трактовку этим понятиям.

Маскулинность — набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т. д.

Фемининность — набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т. д.

Андрогинность — набор личностных и поведенческих черт, которые характеризуются как сильно выраженные мужские, так и сильно выраженные женские [2].

В восточной философии широкое распространение имеет андрогинный подход, сочетающий в любом человеке независимо от биологического пола, мужских и женских начал Инь и Ян, которых называют энергиями. Успешное балансирование энергиями подразумевает личностную гармонию.

В ходе эволюции существовали культуры, придерживающиеся матриархата. И в настоящее время у некоторых народов, например Мосуо, проживающих в предгорье Тибета, женщина занимает главенствующую роль. Во времена многочисленных войн, женщины выполняли свои традиционные роли и заменяли мужчин, что давало им возможность эволюционировать, развивая в себе мужские качества.

На формирование гендерных концепций в России значительное влияние оказали вторая волна феминизма и основные положения марксизма, обосновавшего теорию равенства полов. Это носило социальный и политический характер. Женщины добились права голоса, сексуальной свободы, доступного образования и расширения профессиональной деятельности. В сфере производственных отношений это привело к постепенному нивелированию традиционной системы гендерных разделений труда. Женщины быстро осваивают мужские профессии, уравниваются с мужчинами по уровню образования.

Таким образом, гендерный подход основан на социокультурных теориях, где в девочках с детства воспитываются общепринятые женские качества, несущие понятия фемининности, а в мальчиках воспитываются маскулинные черты личности.

Давление со стороны феминистских движений вынуждает признать равенство полов на политическом и социальном уровне. Однако антропологические и психологические исследования биологического пола, тем не менее, определяют принятые в ХХ веке понятия маскулинности и феменинности как преобладающие черты личности маскулинности у мужчин и фемининности у женщин.

Литература:

  1. Антонова, Т. К. Эволюция гендерной теории и ее отражение в педагогической научной мысли / Т. К. Антонова // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 7–10.
  2. Бендас, Т. В. Личность лидера как отражение гендерных и этнических стереотипов, сформированных в определённой культуре / Т. В. Бендас. — М., 2000. — С. 134–139.
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, мужчина, пол, время, сексуальная свобода, современная психология, широкое распространение.

Похожие статьи

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Понятие гендерной идентичности как психологического феномена

В данной статье представлены теоретические аспекты гендерной идентичности как психологического феномена. Рассмотрены понятия «идентичность», «гендер» и «гендерная идентичность», структурные составляющие гендерной идентичности.

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов

На данном этапе развития психологической науки наблюдается рост интереса к понятию гендера и связующих с ним индивидуально-психологических особенностей. В современных реалиях отмечается отказ от дихотомического понимания пола и гендера как мужского и...

Психологические дискриминаторы социально-психологических типов личности

Научная проблема, в рамках которой проведено исследование, заключается в выявлении и анализе социально-психологических типов личности. Конкретная научная задача исследования: выявить социально-психологические типы личности и дать им психологическую х...

Особенности половой социализации

В статье рассматривается половая социализация, особенности освоения половых ролей и гендерная идентичность. Предметом исследования являются особенности половой социализации. Также в статье представлены результаты исследования особенностей половой соц...

Теоретический обзор подходов к пониманию феномена социальности человека

В статье проводится анализ понятия «социальность человека», рассматриваются три подхода к социальности, дихотомия «врожденное — приобретенное» в психологии, а также факты, свидетельствующие о социальной компетентности младенца в раннем детстве.

Современные исследования влияния гендерных различий на коммуникативное поведение личности

В статье рассмотрены сущность и свойства коммуникативной личности. На материалах социологического исследования показаны особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины. Представлен сравнительный анализ двух групп разделен...

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Похожие статьи

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Понятие гендерной идентичности как психологического феномена

В данной статье представлены теоретические аспекты гендерной идентичности как психологического феномена. Рассмотрены понятия «идентичность», «гендер» и «гендерная идентичность», структурные составляющие гендерной идентичности.

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов

На данном этапе развития психологической науки наблюдается рост интереса к понятию гендера и связующих с ним индивидуально-психологических особенностей. В современных реалиях отмечается отказ от дихотомического понимания пола и гендера как мужского и...

Психологические дискриминаторы социально-психологических типов личности

Научная проблема, в рамках которой проведено исследование, заключается в выявлении и анализе социально-психологических типов личности. Конкретная научная задача исследования: выявить социально-психологические типы личности и дать им психологическую х...

Особенности половой социализации

В статье рассматривается половая социализация, особенности освоения половых ролей и гендерная идентичность. Предметом исследования являются особенности половой социализации. Также в статье представлены результаты исследования особенностей половой соц...

Теоретический обзор подходов к пониманию феномена социальности человека

В статье проводится анализ понятия «социальность человека», рассматриваются три подхода к социальности, дихотомия «врожденное — приобретенное» в психологии, а также факты, свидетельствующие о социальной компетентности младенца в раннем детстве.

Современные исследования влияния гендерных различий на коммуникативное поведение личности

В статье рассмотрены сущность и свойства коммуникативной личности. На материалах социологического исследования показаны особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины. Представлен сравнительный анализ двух групп разделен...

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.