Личностные особенности женщин с разным восприятием собственной внешности: гендерный аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 11.04.2022

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Покусаева, Е. В. Личностные особенности женщин с разным восприятием собственной внешности: гендерный аспект / Е. В. Покусаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90223/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с личностными особенностями женщин с разным восприятием собственной внешности в гендерном аспекте.

Ключевые слова: внешность, гендер, маскулинность, фемининность, андрогинность, личностные особенности.

В настоящее время, когда изменениям подвержены многие сферы человеческой жизни, рассмотрение личностных особенностей женщин с разным восприятием собственной внешности в разрезе гендерного аспекта является актуальной задачей. Эта проблема была частично изучена и раскрыта в работах западных авторов (С. Бем, В. Суэми, А. Фернхель и др.), но, к сожалению, ей не уделялось должного внимания со стороны отечественных исследователей. Тем более, пожалуй, никто из отечественных исследователей не рассматривал взаимосвязь личностных особенностей и восприятия своей внешности через гендерный подход.

Лабунская В. А. существенно продвинулась в изучении темы внешности. По ее мнению, «Внешность — это целостное, личностное образование, в котором зафиксированы как отношение к себе, другому, так и ожидаемые отношения со стороны других людей [2]. В настоящее время привлекательная внешность и самое главное положительное отношение человека к ней, являются показателями успеха человека, влияют на его самоотношение, а также представляют собой социальную ценность. Особенно в разрезе женского отношения, так как ни для кого не секрет, что именно женщины являются наиболее заинтересованными в улучшении своей внешности и уделяют внешнему виду повышенное внимание, тогда как мужчины интересуются этим вопросом в меньшей степени (для них имеют важность их социальные достижения, карьерные заслуги). В. Г. Горчакова выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается как носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная.

Подобное отношение к вопросам внешности связано и с цивилизационным развитием, вследствие которого женщина зачастую расценивала свою привлекательность и красоту как актив. Благодаря своим внешним данным женщина с давних времен имела большие шансы удачно выйти замуж и построить прочный союз с мужчиной (патриархальные традиции). Поэтому принцип устойчивого внимания к своей внешности сохраняется и в наши дни в основном в традиционных обществах, менее подверженных ЛГБТ-ценностям.

Также, большое влияние на отношение к собственной внешности накладывают и социальные сети, фильтры, маски в запрещенной и экстремисткой соц. сети — Инстаграм. Благодаря популяризации фотошопа, женщины накладывают на свою внешность повышенные требования, что приводит к разного рода психологических отклонений (булимия, анорексия и т. д.), и зачастую становятся жертвами неоднократных попыток изменить свою внешность посредством помощи пластических хирургов.

Еще одним фактором повышенного внимания к своей внешности является ориентир современных глянцевых журналов на молодость. Поэтому очень часто женщина, перейдя определенный возрастной рубеж, чувствует себя неполноценной, теряет удовольствие от жизни, а также интерес к оформительским характеристикам внешности (одежда, аксессуары, прическа, косметика). Возможно, отчасти на это накладывает отпечаток и гендерный аспект. Так как по некоторым проведенным исследованиям, с возрастом женщина приобретает больше маскулинных черт (и утрачивает фемининные).

Термин «гендер» — один из самых новых и слабо изученных в современной науке. Впервые, термин «гендер» был введен в научный оборот в 1958 году психоаналитиком университета Калифорнии Р. Столлером для анализа социальных отношений и преодоления наивных суждений о том, что биологические различия являются определяющими для поведения и социальных ролей мужчин и женщин в обществе. Под ним он понимал социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол».

С точки зрения Столлера термин гендер «подчеркивает не природную, а социокультурную причину межполовых различий. «Женское», «мужское» суть биологические, данные от природы половые различия, а «мужественное», «женственное» — понятия, сконструированные обществом и подчеркивающие культурно-символические (гендерные) различия, которые меняются в соответствии с изменением, как общества, так и культуры». Столлер говорит, что «даже само определение мужественности или женственности является личностным: конечно, культурные факторы могут наложить на него отпечаток, однако каждый человек развивает сложную систему представлений о самом себе, в том числе восприятие себя как мужчины или женщины» [Stoller, Sex and Gender: The Development of Masculinity and Femininity]. Таким образом, многие исследователи, изучавшие гендерный аспект вслед за Столлером, высказали предположение о том, что термин «гендер» является сложным явлением, которое включает в себя множество различных факторов — это и социокультурная среда, и отражение влияние окружающего мира на личность человека, и социально-демографическая характеристика.

Уже рождаясь, мальчик или девочка, будучи младенцами, попадают в такую среду, где на них накладывают определенные гендерные ожидания, предъявляют к ним (в зависимости от биологического пола) определенные требования, но здесь стоит понимать, что «гендер» не равно «пол». Да, зачастую для формирования определенного гендерного поведения и устойчивых в обществе норм девочкам и мальчикам дарят разные игрушки. Также, к ним применяются и разные подходы в плане воспитания. Исходя из традиционных представлений о том, какой должна быть девочка, в ней воспитываются такие качества, как бережливость, спокойное отношение, скромность, смирение, застенчивость, хозяйственность. В то время, как к мальчикам прилагаются совершенно иные требования. Мальчики должны быть активными, ориентированными на лидерство, храбрыми и смелыми (вот откуда берется утверждение «мальчики не плачут»).

Но в настоящее время происходят изменения в том, что или кто является «истинной женщиной», «истинным женским поведением». На экранах ТВ и в обычной жизни мы сталкиваемся с примерами активных проявленных женщин, бизнесвумен, женщин, участвующих в политических делах (сфера, которая изначально считалась сугубо мужской). Поэтому уместно говорить о разделении на различные гендеры внутри женского пола, при котором разные качества и личностные особенности будут проявляться по-разному.

Женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту с собственными представлениями о себе как о личности. Часто женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности.

Между тем А. Маслоу считает, что деление на «мужское» и «женское» не отражают сущности явления, которое они должны раскрывать. Они только вводят людей в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущи ми мужчине, подчас в большей степени обнаруживаются у женщин, и наоборот [3].

Каждый человек, независимо от того, мужчина он или женщина (аскриптивно), может быть отнесен к одной из четырех групп:

1) к маскулинным индивидам (с выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как честолюбие, решительность);

2) к фемининным индивидам (с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как аффективность, мягкость);

3) к андрогинам, т. е. к людям, сочетающим в себе как традиционно женские, так и мужские черты;

4) к людям с неопределенной психологической половой идентичностью, т. е. к тем, кто не обладает выраженными маскулинными либо фемининными чертами.

Об этом писала и С. Бем, которая создала опросник для диагностики психологического пола. Он определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Гендер как система представлений («гендерная линза», по определению С. Бем) является неотъемлемой частью культурного дискурса (реальной практики использования языка, в который заложены гендерные различия в виде грамматических родов и правил их употребления) и социальных практик общения, взаимодействия и деятельности людей. И в этом случае он имеет множественные формы проявления, которые не сводятся лишь к совокупности половых ролей, предписанных обществом по признаку пола. Гендером будет и специфический язык общения, и разделение труда между мужчинами и женщинами, и распределение властных отношений, и система ценностей, и многое другое. Повседневные практики социальной жизни ограничивают возможности произвольного использования образцов социального взаимодействия и сочетания личностных качеств мужчинами и женщинами, но однозначно не предписывают абсолютного следования доминирующим гендерным моделям. Концепция гендерной схемы С. Бем удачно накладывается на первоначальное представление о гендере как социальной надстройке над биологическим полом [1]

Благодаря многочисленным проведенным исследованиям, было выявлено, что андрогиния является важной социо-психологической характеристикой человека, определяющей его способность менять свое поведение в зависимости от ситуации, андрогиния способствует формированию устойчивости к стрессам, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности. Поэтому можно с уверенностью заявлять, что женщина с преобладающим андрогинным психологическим полом будет более психологически устойчива в условиях современного мира, и даже успешна (если рассматривать продвижение по карьерной лестнице, социальный успех — как цель и один из смыслоообразующих факторов успешного существования). Андрогинность — это представление на паритетных началах и фемининной сути и маскулинной, когда человек, в данном случае, женщина, под вилянием обстоятельств, способна проявлять в себе как маскулинные черты, так и фемининные.

Если коснуться и рассмотреть чуть более подробно маскулинные и фемининные проявления, то к типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности — физическое Я. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемининности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

В обществе, также, не порицается, а даже, напротив, поощряется проявление маскулинных черт у женщин. Так, например, девочка-защитница, активная и самостоятельная, будет на хорошем счету в школе, хоть и, на первый взгляд, в ее поведении будут преобладать мужские (маскулинные) черты. Что касается внешности и ее восприятия, то до сих пор у женщин есть стереотип о том, что «выглядеть женственно» можно только украшая себя «женственными» (фемининными) атрибутами (каблуки, летящее платье, кудри, макияж и так далее). Нередко бывает так, что женщина с преобладанием маскулинных характеристик, с активной жизненной позицией, на определенном жизненном этапе (возрастной кризис, например) начнет предъявлять своей внешности повышенные требования и решит прибегнуть к увеличению фемининных черт. Конечно же, сделать это с помощью одежды, прически и других внешних «вмешательств» будет гораздо легче. Сложнее всего в этом плане работать с характером, с личностными особенностями. Мы можем даже наблюдать этот феномен в известных телепередачах, когда женщина отдает себя в руки стилистов и ее внешность претерпевает колоссальные изменения (меняется одежда, прическа, макияж; возможны и другие вмешательства — помощь стоматолога или пластические операции), но при этом, через какое-то время женщина, принявшая участие в эксперименте, возвращается к своим истокам, отвергает предложенную «улучшенную» модель внешности и продолжает жить так, как она привыкла, пользоваться теми средствами, которые ей доступны в плане воздействия на свою внешность. Таким образом, можно сделать предположение о том, что кардинальные изменения в жизни и в восприятии собственной внешности должны начинаться не с гардероба, а с работы над психологическими установками, самоотношением, приведением этих характеристик к общему знаменателю.

Таким образом, понимание влияния личностных особенностей женщины на формирование определенного восприятия собственной внешности посредством (и при включении) гендерного аспекта позволит выработать в будущем адекватные методы психологической диагностики и коррекции.

Литература:

  1. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. — Институт социальной и гендерной политики Москва — РОССПЭН 2004.
  2. Лабунская В. А. Внешний облик в структуре представлений о враге и друге на различных этапах жизненного пути В. А. Лабунская Ростов-на-Дону URL.: https://uchebnikfree.com/ (Дата обращения: 1.04.2022)
  3. Маслоу А. Самоактуализированные Люди: Исследование психологического здоровья Мотивация и личность, Гл.11, Спб., 1999
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, собственная внешность, внешность, гендерный аспект, общество, восприятие, время, гендер, личностная особенность женщин, повышенное внимание.


Похожие статьи

Особенности гендерных различий

В статье рассматриваются гендерные различия мужчин и женщин. Различия в поведении мужчин и женщин обуславливается не только биологическими особенностями, а в большей степени их социокультурными аспектами. В исследовании гендерных различий занимают ве...

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Понятие гендерной идентичности как психологического феномена

В данной статье представлены теоретические аспекты гендерной идентичности как психологического феномена. Рассмотрены понятия «идентичность», «гендер» и «гендерная идентичность», структурные составляющие гендерной идентичности.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Современные исследования влияния гендерных различий на коммуникативное поведение личности

В статье рассмотрены сущность и свойства коммуникативной личности. На материалах социологического исследования показаны особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины. Представлен сравнительный анализ двух групп разделен...

К вопросу об особенностях гендерных представлений у подростков из неполных семей

В статье рассматриваются сложности формирования гендерных представлений у подростков из неполных семей, представлены результаты экспериментального исследования данного вопроса.

Анализ роли гендерной принадлежности в отношении к собственному возрасту среди пожилых людей

В представленной статье основное внимание направляется на исследование того, как пожилые мужчины и женщины относятся к процессу своего старения, а также к значению гендерной принадлежности личности в аспекте восприятия ею своего субъективного возраст...

Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи

Данная статья создана с целью формирования у людей представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.

Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи

Научная статья создана с целью анализа и формирования представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.

Теоретический анализ гендерных концепций личности

Статья посвящена теоретическому анализу гендерных концепций личности. Особое внимание уделяется рассмотрению социокультурных аспектов формирования гендерного типа личности.

Похожие статьи

Особенности гендерных различий

В статье рассматриваются гендерные различия мужчин и женщин. Различия в поведении мужчин и женщин обуславливается не только биологическими особенностями, а в большей степени их социокультурными аспектами. В исследовании гендерных различий занимают ве...

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Понятие гендерной идентичности как психологического феномена

В данной статье представлены теоретические аспекты гендерной идентичности как психологического феномена. Рассмотрены понятия «идентичность», «гендер» и «гендерная идентичность», структурные составляющие гендерной идентичности.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Современные исследования влияния гендерных различий на коммуникативное поведение личности

В статье рассмотрены сущность и свойства коммуникативной личности. На материалах социологического исследования показаны особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины. Представлен сравнительный анализ двух групп разделен...

К вопросу об особенностях гендерных представлений у подростков из неполных семей

В статье рассматриваются сложности формирования гендерных представлений у подростков из неполных семей, представлены результаты экспериментального исследования данного вопроса.

Анализ роли гендерной принадлежности в отношении к собственному возрасту среди пожилых людей

В представленной статье основное внимание направляется на исследование того, как пожилые мужчины и женщины относятся к процессу своего старения, а также к значению гендерной принадлежности личности в аспекте восприятия ею своего субъективного возраст...

Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи

Данная статья создана с целью формирования у людей представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.

Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи

Научная статья создана с целью анализа и формирования представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.

Теоретический анализ гендерных концепций личности

Статья посвящена теоретическому анализу гендерных концепций личности. Особое внимание уделяется рассмотрению социокультурных аспектов формирования гендерного типа личности.

Задать вопрос