Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Зарубежные исследования психологии лидерства

Психология
15.09.2022
895
Поделиться
Библиографическое описание
Семина, Д. В. Зарубежные исследования психологии лидерства / Д. В. Семина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94913/.


В статье автор рассматривает зарубежные подходы в психологии лидерства, даёт характеристику зарубежным теориям, выделяет прогрессивные тенденции в психологии лидерства.

Ключевые слова: лидер, политическое лидерство, организационное лидерство, подход, концепция.

В современной психологии наметилась тенденция в наиболее активном развитии двух областей лидерства: политического и организационного. Активное исследование феномена лидерства проводилось многими западными исследователями, что в свою очередь сформировало следующие подходы: культурный и гендерный.

Личность политических лидеров рассматривалась комплексно с точки зрения трех подходов:

  1. Необихевиористского, в котором создавались модели поведения личности президента и других политических деятелей (Дж. Даллеса);
  2. Психоаналитического, в котором поведение политического лидера объяснялось политическими чертами личности, а стремление к власти рассматривалось, как признак патологии (Г. Лассуэл). Адорно, Э. Фромм изучали авторитарную личность. В результате были созданы психологические портреты личности Эйзенхауэра, Бисмарка, Гитлера. Изучалась иерархия мотивов (достижения, аффиляции и власти) де Голя, Клинтона [1, с. 468];
  3. Когнитивного, в котором изучалась когнитивная сложность лидеров. В этом направлении проводили свои исследования Де Ривер, Дж. Барбер, М. Драйвер, последний из них выделил две позиции политических лидеров по способу решения проблемы: с точки зрения силового воздействия или с позиции отношения к людям.

В последние годы изменился принцип рассмотрения психологии лидерства: произошёл переход от транзакционного к трансформационному его пониманию, от группового к диадическому.

Также произошло сближение научных теорий и подходов на первый план вышли идеи, а не исследовательские идеологии.

В работах Дж. Брунера и других исследователей в рамках интерпретационного подхода, сформировалось представление об имплицитных теориях личности, иначе говоря, о подразумеваемых теориях. В свою очередь Браймен, Весс продолжили эту идею. Активно выдвигались теории лидерства, существующие в виде когнитивных схем, с их помощью осуществлялось разделение людей на лидеров и не лидеров. Лидерство стало формироваться как социальная конструкция, роль лидера отводилась человеку, который соответствовал представлениям о лидере.

С точки зрения интеракционистского подхода была выдвинута идея о дидактической природе лидерства. Отмечался различный характер отношений лидера с разными подчиненными. В рамках теории были выдвинуты следующие положения:

  1. Лидерство процесс исполнения роли (власть и лидерство различаются);
  2. При взаимодействии лидера с подчиненными формируются разные типы отношений (искренние, доверительные — ин-группы; формальные — аут-группы);
  3. Есть три типа отношений (высокого, среднего, низкого обмена);
  4. В системе «лидер» существует три стадии обмена:

– Осуществление роли;

– Принятие роли;

– Рутинизация роли.

Так же было выделено шесть наиболее эффективных позиций с помощью которых лидер активно формирует отношения с подчиненными:

  1. Влияние на принятие решений;
  2. Деловые предписания;
  3. Информация;
  4. Поддержка лидером подчиненных;
  5. Свобода при исполнении заданий;
  6. Внимание лидера к профессиональному развитию подчиненного.

В современной американской психологии лидерства — диадическая теория занимает ведущую позицию над другими теориями.

Рассматривая, харизматическую концепцию лидерства выделяют следующие характеристики лидерства:

  1. Демонстрация стратегического предвидения;
  2. Демонстрация способности к успеху;
  3. Вдохновляющее воздействие на последователей;
  4. Способность к трансформации последователей;
  5. Доверие последователей;
  6. Предвидение кризисных ситуаций.

Рассматривая трансформационное лидерство стоит отметить главную черту, а именно направленность лидера на создание долговременных отношений с подчиненными. С помощью харизмы лидера, его внимания к подчиненным, интеллектуальной стимуляции, лидер трансформирует подчиненных таким образом, что цели организации воспринимаются ими, как собственные.

Гуманистический подход к лидерству ориентирован и замкнут на последователе. В условиях гуманистического подхода лидер представляется, как открыватель новых путей. Выделим характеристики различных сторон лидера, как новатора: пионер, эксперт, предшественник, мастер, первооткрыватель, начальник, авторитет, изобретатель, старший, ученый, новатор.

Весьма интересные идеи выдвигал Р. Гринлиф, который создал концепцию лидера, служащего людям. Им было выделено четыре характеристики такого лидера:

  1. Личностный рост;
  2. Желание служить другим;
  3. Отсутствие привилегий в обществе;
  4. Стремление лидировать.

В гуманистическом подходе сформировалось новое понимание различий между лидером и менеджером (А. Залезник таблица 1).

Таблица 1

Различия между лидером и менеджером

Основания для сравнения

Лидер

Менеджер

Действует

В одиночку

Совместно с другими

Ориентация на цель

Активная

Реактивная

Отношение к среде

Вне среды

Часть среды

Ориентирует последователей

На выдвижение новых идей

На текущую работу

В рамках гуманистической концепции существуют и другие направления, такие как командное лидерство. В данном случае лидер формирует ценности организации; создает единую команду последователей, рассматривающих цели организации, как собственные и являющимися активными участниками в процессе лидерства; поощряет творчество.

Выделим основные признаки, составляющие прогрессивные тенденции в современной психологии лидерства:

  1. Отказ от привилегий;
  2. Усиление последователей (до почти лидерской позиции);
  3. Изменение понимания лидерства (от агрессивного, манипулятивного, конкурентного, доминантного до кооперативного, благородного, демократического);
  4. Изменение функций лидера (от контролирующей до воспитательной).

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева — М.: «Аспект-Пресс, 2000–374 с.
  2. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства / Т. В. Бендас // Вопросы психологии — 2000. — № 1.- С. 87–97.
  3. Гозман Л. Я. Политическая психология / Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998–468 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
лидер
политическое лидерство
организационное лидерство
подход
концепция
Молодой учёный №37 (432) сентябрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 162-164):
Часть 3 (стр. 137-203)
Расположение в файле:
стр. 137стр. 162-164стр. 203

Молодой учёный