В статье автор рассматривает зарубежные подходы в психологии лидерства, даёт характеристику зарубежным теориям, выделяет прогрессивные тенденции в психологии лидерства.
Ключевые слова: лидер, политическое лидерство, организационное лидерство, подход, концепция.
В современной психологии наметилась тенденция в наиболее активном развитии двух областей лидерства: политического и организационного. Активное исследование феномена лидерства проводилось многими западными исследователями, что в свою очередь сформировало следующие подходы: культурный и гендерный.
Личность политических лидеров рассматривалась комплексно с точки зрения трех подходов:
- Необихевиористского, в котором создавались модели поведения личности президента и других политических деятелей (Дж. Даллеса);
- Психоаналитического, в котором поведение политического лидера объяснялось политическими чертами личности, а стремление к власти рассматривалось, как признак патологии (Г. Лассуэл). Адорно, Э. Фромм изучали авторитарную личность. В результате были созданы психологические портреты личности Эйзенхауэра, Бисмарка, Гитлера. Изучалась иерархия мотивов (достижения, аффиляции и власти) де Голя, Клинтона [1, с. 468];
- Когнитивного, в котором изучалась когнитивная сложность лидеров. В этом направлении проводили свои исследования Де Ривер, Дж. Барбер, М. Драйвер, последний из них выделил две позиции политических лидеров по способу решения проблемы: с точки зрения силового воздействия или с позиции отношения к людям.
В последние годы изменился принцип рассмотрения психологии лидерства: произошёл переход от транзакционного к трансформационному его пониманию, от группового к диадическому.
Также произошло сближение научных теорий и подходов на первый план вышли идеи, а не исследовательские идеологии.
В работах Дж. Брунера и других исследователей в рамках интерпретационного подхода, сформировалось представление об имплицитных теориях личности, иначе говоря, о подразумеваемых теориях. В свою очередь Браймен, Весс продолжили эту идею. Активно выдвигались теории лидерства, существующие в виде когнитивных схем, с их помощью осуществлялось разделение людей на лидеров и не лидеров. Лидерство стало формироваться как социальная конструкция, роль лидера отводилась человеку, который соответствовал представлениям о лидере.
С точки зрения интеракционистского подхода была выдвинута идея о дидактической природе лидерства. Отмечался различный характер отношений лидера с разными подчиненными. В рамках теории были выдвинуты следующие положения:
- Лидерство процесс исполнения роли (власть и лидерство различаются);
- При взаимодействии лидера с подчиненными формируются разные типы отношений (искренние, доверительные — ин-группы; формальные — аут-группы);
- Есть три типа отношений (высокого, среднего, низкого обмена);
- В системе «лидер» существует три стадии обмена:
– Осуществление роли;
– Принятие роли;
– Рутинизация роли.
Так же было выделено шесть наиболее эффективных позиций с помощью которых лидер активно формирует отношения с подчиненными:
- Влияние на принятие решений;
- Деловые предписания;
- Информация;
- Поддержка лидером подчиненных;
- Свобода при исполнении заданий;
- Внимание лидера к профессиональному развитию подчиненного.
В современной американской психологии лидерства — диадическая теория занимает ведущую позицию над другими теориями.
Рассматривая, харизматическую концепцию лидерства выделяют следующие характеристики лидерства:
- Демонстрация стратегического предвидения;
- Демонстрация способности к успеху;
- Вдохновляющее воздействие на последователей;
- Способность к трансформации последователей;
- Доверие последователей;
- Предвидение кризисных ситуаций.
Рассматривая трансформационное лидерство стоит отметить главную черту, а именно направленность лидера на создание долговременных отношений с подчиненными. С помощью харизмы лидера, его внимания к подчиненным, интеллектуальной стимуляции, лидер трансформирует подчиненных таким образом, что цели организации воспринимаются ими, как собственные.
Гуманистический подход к лидерству ориентирован и замкнут на последователе. В условиях гуманистического подхода лидер представляется, как открыватель новых путей. Выделим характеристики различных сторон лидера, как новатора: пионер, эксперт, предшественник, мастер, первооткрыватель, начальник, авторитет, изобретатель, старший, ученый, новатор.
Весьма интересные идеи выдвигал Р. Гринлиф, который создал концепцию лидера, служащего людям. Им было выделено четыре характеристики такого лидера:
- Личностный рост;
- Желание служить другим;
- Отсутствие привилегий в обществе;
- Стремление лидировать.
В гуманистическом подходе сформировалось новое понимание различий между лидером и менеджером (А. Залезник таблица 1).
Таблица 1
Различия между лидером и менеджером
Основания для сравнения |
Лидер |
Менеджер |
Действует |
В одиночку |
Совместно с другими |
Ориентация на цель |
Активная |
Реактивная |
Отношение к среде |
Вне среды |
Часть среды |
Ориентирует последователей |
На выдвижение новых идей |
На текущую работу |
В рамках гуманистической концепции существуют и другие направления, такие как командное лидерство. В данном случае лидер формирует ценности организации; создает единую команду последователей, рассматривающих цели организации, как собственные и являющимися активными участниками в процессе лидерства; поощряет творчество.
Выделим основные признаки, составляющие прогрессивные тенденции в современной психологии лидерства:
- Отказ от привилегий;
- Усиление последователей (до почти лидерской позиции);
- Изменение понимания лидерства (от агрессивного, манипулятивного, конкурентного, доминантного до кооперативного, благородного, демократического);
- Изменение функций лидера (от контролирующей до воспитательной).
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева — М.: «Аспект-Пресс, 2000–374 с.
- Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства / Т. В. Бендас // Вопросы психологии — 2000. — № 1.- С. 87–97.
- Гозман Л. Я. Политическая психология / Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998–468 с.