К.Д. Ушинский о нравственном значении внимания и памяти в формирование личности
Автор: Лимонцева Галина Викторовна
Рубрика: 2. История психологии
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология: проблемы практического применения» (Чита, июнь 2011)
Статья просмотрена: 6822 раза
Библиографическое описание:
Лимонцева, Г. В. К.Д. Ушинский о нравственном значении внимания и памяти в формирование личности / Г. В. Лимонцева. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 39-46. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/807/ (дата обращения: 16.01.2025).
Проблема формирования личности является центральной в современной педагогической психологии, психологии личности. Анализ работ отечественных авторов, обращавшихся к этой проблеме прошлом, поможет глубже разобраться в сущности многих аспектов формирования личности.
Важную роль в формировании личности играет правильное направление умственного развития.
К.Д. Ушинский отмечал целостность психической жизни, неразрывную связь эмоциональной и волевой жизни с умственной. Эта связь должна проявляться в единстве задач нравственного и умственного воспитания.
В связи с этим, он придавал большое значение развитию внимания у детей, поскольку оно объединяет собой все ступени психической деятельности.
Внимание, по мнению К.Д. Ушинского, это «мерило развития и показатель направления души», «вся природа, история и статистика души проглянут более во внимании, чем в чем-нибудь другом» [5, с. 147].
Главная цель воспитательной деятельности, по К.Д. Ушинскому, состоит в том, чтобы сделать воспитанника внимательным к нравственным интересам жизни [5, с.147].
Все развитие человека, умственное и нравственное, выражается в направлении его внимания. К.Д. Ушинский был убежден, что возбуждение в человеке искреннего интереса ко всему полезному, высшему и нравственному поможет ему сохранить всегда человеческое достоинство [5, с.150].
Внимание - характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др. [4].
П.Я. Гальперин отмечал, что, во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И, во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется [2].
У ребенка, отмечает К. Д. Ушинский, как бы талантлив или способен он не был, всегда будут пробелы в знаниях, если его внимание недостаточно развито, если он часто бывает невнимательным или рассеянным на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.
Внимание – это необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.
В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания (индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Внимательный человек - это человек наблюдательный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.
Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний другого человека, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении и общении с ним отличают внимательного к людям человека и свидетельствуют о достаточно высоком развитии личности [3].
Внимание к человеку является внешним проявлением внутренней культуры, или интеллигентности, в основе которой уважение к другому человеку [3, с.145].
К.Д. Ушинский определил важнейшие черты значения внимания для развития личности. Внимание важно для педагога в трех отношениях: 1) как барометр, по которому он может судить о развитии и направлении воспитанника, 2) как ворота, через которые только он получает доступ к душе воспитанника, и 3) как материал для разработки [5, с. 147].
Именно по развитию внимания ребенка можно сделать выводы и о его характере, и о преобладающих наклонностях, и о степени развития и направлении этого развития.
Для этого, указывает К.Д. Ушинский, необходимо познакомиться с душой воспитанника: необходимо замечать, на что воспитанник обращает большее внимание, чему представляется много случаев и при ответах учеников, и при повторении рассказанного им, и в свободных беседах: в своих вопросах ученик высказывает более чем в своих ответах. «Если воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к прекрасному и нравственному, то вы не достигли цели воспитания» [5, с. 150].
К. Д. Ушинский рассматривает важность правильного развития произвольного и непроизвольного внимания. Учение, все взятое принуждением и силой воли, по мнению ученого, способствует развитию сильных, но едва ли нравственных характеров и развитых умов. Так же как и «изучение, стремившееся быть единственно интересным, учащее читать играя, дающее детям сейчас же занимательную шутку, боящееся всякого труда, облегчающее изучение, низводящее его до игры». Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач воспитания личности.
«Мало давать силы развитию ума людей с увлекающимися, благородными характерами, но без воли, без постоянства в действиях, игрушек страстей». Истинный педагог должен соблюдать золотую середину, «он потребует произвольного внимания и, следовательно, усилий воли даже от маленьких детей, но в этих требованиях не превысит их сил; он постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилий воли» [5, с. 151] .
Непроизвольное внимание вызывается аффективным состоянием, произвольное – результат воспитания. То и другое неразрывно связаны между собой. Характерная черта произвольного внимания – присутствие воли, чтобы остановить, напрячь внимание, необходимо усилие. Отсутствие внимания вредно отражается не только на умственном, но и на нравственном развитии человека: рассеянный человек не может управлять ни собой, ни своими чувствами и мыслями. А человек, умеющий управлять своим вниманием и напрягать его наиболее продолжительно, в то же время обладает настойчивостью характера и силой воли [5, с.81].
Напряженность внимания – это необходимое условие прочного и верного восприятия памятью, поэтому воспитатель должен приучать воспитанника все к сильнейшему и продолжительнейшему сосредоточению внимания. Этот акт зависит или от силы воли воспитанника и от власти, приобретенной им над своим нервным организмом, или от интереса, возбуждаемого самым предметом усвоения.
Необходимо, чтобы воспитатель всегда помнил, что «крик, брань, угрозы, сильно неумеренные похвалы, насмешки и тому подобные нравственные пряности развлекают внимание, вместо того чтобы сосредоточивать его, и во всяком случае дурно действуют на нравственность» [5, с.152].
Приучая ребенка к вниманию, мы большей частью исправляем леность, поскольку причина лености большей частью скрывается в невнимательности.
Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Нет ни одного вида психической деятельности (сознательной и бессознательной), который бы не опирался на память.
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность.
Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки без чего невозможно ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше у него храниться в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу. Совершенствование памяти зависит от общего развития и духовного роста человека [4].
Воспитание памяти необходимо не только для приобретения ребенком знаний, но и для развития его нравственных чувств и воспитания характера, поскольку без памяти душевная жизнь не может существовать, «из ясного понимания нравственного значения того, что мы помним, также вытекают многие практические правила воспитания».
Для развития нравственного сознания необходимо хорошо помнить свои действия, а также то, что запрещено и что дозволено, какое впечатление производит на окружающих тот или иной поступок. Беспамятный ребенок быстро забывает тяжелое впечатление, произведенное его дурным поступком, и обладает слабым сознанием ответственности за прошлое [1, с. 81].
Упорное припоминание есть труд, и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое, а от этого укореняется дурная привычка небрежного обращения со следами наших воспоминаний.
По мнению К.Д. Ушинского, «детская голова не только выносит много учения (наизусть, конечно), но еще освежается от него; только одно делает ее больною и, может быть, на всю жизнь: и это именно несвоевременное вызывание самостоятельного мышления. Только повинуясь, выучиваются повелевать и, только учась, приучаются думать"[5, с.160].
Грамотное воспитание должно обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этими богатствами; а так как оно имеет дело с человеком растущим и развивающимся, умственные потребности которого все расширяются и будут расширяться, то должно не только удовлетворять потребностям настоящей минуты, но и делать запас на будущее время.
Воспитание должно вести детей так, утверждает ученый, чтобы они сами делали наблюдения и открытия. Необходимо как можно менее их учить, а как можно более направлять к тому, чтобы они сами делали открытия: «если даже ученик поймет мысль, объясненную ему учителем, то эта мысль эта никогда не уляжется в его голове прочно и сознательно, не сделается полной его собственностью, как тогда, когда он сам ее выработает, только обратив внимание на сходство или различие уже укоренившихся в нем представлений». Так же надо как можно чаще заставлять учеников воплощать их идеи и мысли в следы памяти и тем самым приучать воспитанников к воплощению своего внутреннего мира в слово и дело.
Педагогу необходимо всегда учитывать, что механическая основа памяти коренится в нервной системе, и тогда становится ясно все значение здорового, нормального состояния нервов для здорового, нормального состояния памяти. Поэтому гимнастика, прогулки на свежем воздухе и вообще все, что укрепляет нервы, предотвращая в них как вялое, так и раздраженное состояние, имеют большее значение для здоровья памяти" [5, с.164].
Сознавая всю важность первых ассоциаций следов, составляющих, фундамент памяти, воспитатель должен позаботится, чтобы при начале обучения и изучения каждого предмета были заложены самые прочные осознанные ассоциации. "Начатки знаний, сообщаемых детям, очень легко исчезают, потому что ни к чему не прикрепляются в их пустых головках, и очень часто чудеса памяти сменяются в детях чудесами забвения» [5, с.165].
Забвение есть отчасти дурная привычка, происходящая от непрочного усвоения многочисленных следов комбинаций, которые, исчезая из памяти сами, увлекают за собою и те элементы, из которых они были составлены, поэтому воспитатель должен предупреждать такое поверхностное усвоение.
Исходя из этого, К.Д. Ушинский рекомендует что, лучше давать детям читать немногое, но с отчетом в прочитанном, чем многое без всякого отчета. Выбор материала для чтения должен соответствовать тем нравственным задачам, которые воспитатель желает развить в ребенке. Чтение разнохарактерное, беспорядочное, без повторений и выводов кладет в молодую голову множество плохо связанных, слабых рядов, которые не только сами перепутываются и уничтожаются, но и ослабляют силу прежних, твердо положенных ассоциаций.
И поэтому дети не должны заучивать ничего ложного и неправильного. При сообщении каждого сведения преподаватель должен избегать всего того, что заваливает память, «оставаясь в ней бесполезным камнем, или делается необходимо добычей забвения».
Поскольку человеческая память имеет свои пределы, а период учения очень короток, необходимо помнить, «что труд, употребляемый на приобретение каких-либо знаний, должен соразмеряться с пользою, от них проистекающей». Педагог должен ясно сознавать не только пользу, на и характер пользы всякого сообщаемого им сведения и относительную величину этой пользы и идти верно к цели, т.е. к доставлению действительной и наибольшей пользы ученику.
Само собой разумеется, подчеркивает К.Д. Ушинский, что в том, что сообщается учением, не должно быть ничего безнравственного. Воспитатель должен пользоваться всяким случаем, чтобы посредством учения «закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя и связывать хорошее чувство со всяким представлением, с которым оно только может быть связано». Тем более что такие случаи предоставляются почти во всех науках.
К.Д. Ушинский рекомендует по возможности избегать всего, что бы могло внушить ученику неуверенность в его памяти, потому что эта неуверенность, соединяющаяся часто с общей нерешительностью характера, нередко производит в детях настоящее беспамятство. Впечатлительные дети под влиянием учительского крика забывают и то, чего, казалось, невозможно было забыть.
Так же нельзя поселять в детях недоверие к своей памяти, такая неуверенность очень вредна, потому что «память выдает свои сокровища только тогда, когда сознание подходит к ней не колеблясь, смело и решительно. Можно ученика, одаренного самой счастливой памятью, испортить именно постоянным недоверием к его памяти, беспрестанным указанием ее ошибок и преувеличенным значением этих ошибок» [5, с.169].
Эстетическое или нравственное стихотворение никогда не проникнет в душу ребенка, если изучение его обошлось ему дорого и сопровождалось, упреками и наказаниями. «Какое чувство останется в душе дитяти от иной высоконравственной страницы Библии, когда изучение этой страницы сопровождалось жестокими словами учителя или даже наказаниями» [5, с. 170].
Многие упорные наклонности, сильные страсти и предубеждения слагаются у нас в душе именно из этих чуть-чуть заметных черточек, которые, ложась одна на другую, проводят неизгладимую борозду в характере, имеющую потом сильное влияние на формирование наших убеждений.
К.Д. Ушинский советует воспитателям не считать себя всемогущими в отношении образования характера и способностей воспитанника, но не считать себя и бессильными бороться с природой, а также не успокаиваться той мыслью, что дурная воспитательная мера будет исправлена самой природой. И та и другая крайности, считает он, одинаково вредны.
По мнению К.Д. Ушинского, во власти воспитания «отвлечь душевную деятельность от сфер непроизводительных, ложных или даже вредных и сосредоточить ее в сферах производительных, полезных и допускающих бесконечное расширение, требуемое человеческой природой».
В заключение следует подчеркнуть то обстоятельство, что основы будущей личности формируются еще в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное, рациональное нравственное и умственное воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях.
-
- Литература:
Большакова В.В.Очерки истории русской психологии (XIX –начало XX вв.) Часть I. Проблема формирования личности. – Нижний Новгород. -1994. – С. 72
Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. Вопросы психологии. 1957. № 6.
Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 464 с.
Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. 13-е издание. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 672.с. (Высшее образование.)
Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 4 : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (2); сост., статьи, примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. – М.: Дрофа, 2005. – 541 с.