Цели и задачи экспериментальной программы формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку девушек и юношей – студентов технического ВУЗа | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Седова Е. А. Цели и задачи экспериментальной программы формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку девушек и юношей – студентов технического ВУЗа [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 87-89. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/46/ (дата обращения: 19.07.2018).

По результатам проведенного нами констатирующего эксперимента очевидны низкие показатели интегративной мотивации у юношей-студентов младших курсов, а также более низкая, по сравнению с юношами, выраженность инструментальной мотивации у девушек на 1-2 курсах.

На старших курсах выраженность интегративной мотивации у юношей также является более низкой по сравнению с девушками.

На младших курсах девушки лидируют в показателях относительно личностных свойств, влияющих на формирование интегративной и инструментальной мотивации (мотивация достижений, иноязычная тревожность, функциональные состояния, ответственность).

Хотя к старшим курсам наблюдается положительная качественная динамика относительно упомянутых нами личностных качеств, с нашей точки зрения , необходима дальнейшая работа над формированием у девушек и юношей выбранных нами видов мотивации обучения иностранному языку.

На формирующем этапе нами была выделена экспериментальная группа из 109 студентов (69 юношей и 40 девушек) 1-2 курсов (оставшиеся 109 студентов составили контрольную группу).

В констатирующем эксперименте приняло участие 212 студентов старших курсов, в это число входили студенты 4 и 5 курсов. Для формирующего эксперимента нами было выбрано 85 студентов 3 курса, из них 60 юношей и 25 девушек, другие 85 студентов –третьекурсников были включены в контрольную группу.

Со студентами 1-2 и 3 курсов нами был проведен лонгитюдный эксперимент. В течение двух лет нами прослеживалась динамика упоминавшихся нами ранее личностных свойств, а также динамика интегративной мотивации у юношей и инструментальной мотивации у девушек от 1-2 курсов к 3ему и от 3его к 5му соответственно.

На формирующем этапе нами была разработана и апробирована программа на иностранном языке, являющаяся дополнительной к основной рабочей программе. Программа имеет название «Юноши и девушки, вперед!» («Boys and Girls, Go Ahead!) и состоит из трех частей: «Гендер как коммуникативная интеракция людей» [ 1] ( “Gender as a Communicative Interaction of People”), «Формирование интегративной мотивации» (“Forming an Integarative Motivation”), «Формирование инструментальной мотивации» (“Forming an Instrumental Motivation”)

Целью данной программы является формирование и дальнейшее совершенствование интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку у девушек и юношей – студентов всех курсов. Наряду с этим, в процессе планирования экспериментальной программы, нами были поставлены задачи, которые были подразделены нами на 3 группы:

1) методические:

- дальнейшее совершенствование у девушек и юношей всех видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма

- формирование у девушек и юношей коммуникативной компетенции посредствам экстралингвистической информации (прослушивание песен, просмотр фильмов на иностранном языке, привлечение аутентичного материала для дискуссий, ролевых игр и «круглых столов») с учетом всех видов речевой деятельности

- создание условий для коммуникативного образования девушек и юношей, открывающего возможности вступать в межкультурное общение, как на бытовом, так и на профессиональном уровне

2) педагогические:

- формирование у девушек и юношей ценностного отношения к окружающей действительности, к самим себе , к собственному полу и полу противоположному. И. Кант пишет: « Если бы мир состоял из одних безжизненных или отчасти из живых, но лишенных разума существ, то существование такого мира не имело бы никакой ценности, так как в нем не было бы существа, которое имело бы хотя малейшее понятие об этой ценности»1

- формирование у девушек и юношей эмоционально-эстетического отношения к странам изучаемого языка средствами лингвострановедческой информации

- формирование профессиональной ориентации девушек и юношей средствами иностранного языка, включающей в себя профессиональное просвещение (обеспечение информацией о мире профессий, возможностях профессиональной карьеры) и профессиональное воспитание, направленное на формирование трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности

3) психологические

-реализация принципа сотрудничества в процессе взаимодействия между преподавателем и студентами. Сотрудничество определяется как «совместная деятельность, система активности взаимодействующих субъектов»[ ] и включающая в себя распределение начальных действий и операций, обмен действиями, взаимопонимание, планирование и рефлексию [ 3,4].

- учет психологических особенностей студентов в процессе организации взаимодействия между ними.

Так как наша экспериментальная программа содержит большое количество упражнений дискуссионного характера, не представляется целесообразным воспользоваться шестью правилами организации общения между учащимися (в нашем случае, студентами), сформулированными Н.Суворовой:

1) вовлечение в работу всех участников обсуждения;

2) акцент на психологической подготовке студентов. Не все студенты, пришедшие на занятия, психологически готовы к свободному выражению своей позиции, к свободному общению. Может сказаться закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В данном случае, необходимы разминки, поощрение участников общения за активное участие в работе (словесная похвала, хорошая или отличная отметка), предоставление студентам возможности для самореализации.

3) организация работы в небольших группах. Спецификой предмета «иностранный язык» является то, что количество обучающихся оказывается в прямой зависимости от качества обучения. Важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе должна быть предоставлена возможность выступить по той или иной проблеме. Только при таком условии возможна продуктивная работа студентов.

4) обеспечение физического комфорта при наличии соответствующих возможностей Аудитория должна быть подготовлена с таким расчетом, чтобы студентам было легко передвигаться и пересаживаться для работы в группах.

5) внимание к вопросам процедуры и регламента. Определенные правила поведения студентов во время дискуссии должны быть установлены изначально и, по возможности, не нарушены. Важно, чтобы участники общения относились друг к другу с уважением, не перебивали друг друга в процессе обсуждения проблемы, проявляли толерантность к позиции собеседника, уважали право каждого на свободу слова.

6) внимание к проблеме подразделения участников дискуссии на группы. Первоначально, необходимо осуществлять подразделение на основе добровольности, а затем воспользоваться принципом случайного выбора [5].

- учет гендерных экспектаций студентов. Мотивы и личностные стратегии обучения иностранному языку, выбранные студентами на констатирующем этапе, были учтены нами при подборе заданий для экспериментальной программы

- апробирование студентами гендерных ролей, образцов поведения, характерных для мужчин и женщин в той или иной социальной ситуации, как в бытовой, так и в профессиональной; поэтому разработанная нами программа содержит гендерно-ориентированные задания.

- оптимизация мотивации достижений, функциональных состояний и ответственности, снижение иноязычной тревожности

- создание психолого-педагогических условий для перехода девушек и юношей от внешней мотивации, формирующейся посредствам коммуникативных заданий на иностранном языке, к внутренней.

- формирование развитой языковой личности в процессе развития интегративной и инструментальной мотивации.


Литература:

  1. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии/ Пер. с английского З. Замчук, Н. Макарова, Е. Трифонова.- СПб.Ж Питер, 2007, 336с.

  2. Кант И.Сочинения: В 6 т. М.,1966, 485с.

  3. Левитес Д.Г. Практика обучения. Современные образовательные технологии/ Д.Г. Левитес.- М., 1998

  4. Перевозчикова В.Н. Психологические условия развития мотивации иноязычной речевой деятельности студентов. Дис. канд. психол. наук/ В.Н. Перевозчикова,. Хабаровск,2005

  5. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» [ Текст] / Н. Суворова. М.,2005


1 Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966, Т.5, с 485

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, инструментальная мотивация, юноша, девушка, студент, формирование, курс, экспериментальная программа, дальнейшее совершенствование, иноязычная тревожность.

Похожие статьи

Теоретические предпосылки формирования интегративной...

иностранный язык, инструментальная мотивация, студент, иноязычная культура, вид мотивации, гендерный подход, неязыковый ВУЗ, процесс обучения, зрение, Язык.

Способы повышения мотивации студентов к изучению...

Обучение профессиональному иностранному языку студентов... Целью статьи является рассмотрение опыта использования открытых онлайн курсов (МООК) при изучении профессионального английского языка в техническом Вузе.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного...

Формирование мотивации к изучению иностранного языка.

Исследование мотивационных факторов обучения иностранному языку, знание способов и приемов осознания мотивов студентами...

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

тревожности. Список литературы. 1. Зимняя И. А

английский язык, иностранный язык, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, студент, конкурс, вид мотивации, изучение языка, изучение, мотивация.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка.

Гендерный подход к формированию мотивации обучения...

Цели и задачи экспериментальной программы формирования... иностранный язык, инструментальная мотивация, юноша, девушка, студент, формирование, курс.

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения...

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования.

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Такого рода творческий подход к обучению иностранным языкам пробуждает интерес к культуре и истории иноязычных стран.

Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. – с. 192.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность, язык, внутренняя мотивация, учебный процесс. Способы повышения мотивации студентов к изучению...

К вопросу мотивационной сферы личности студента при...

Заметим, что студенты первого курса отличаются от студентов последующих курсов именно тем, что они в течение всего первого года обучения пребывают

Ключевые слова: мотивация, иностранный язык, индивидуальность, коммуникативность, когнитивная деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Теоретические предпосылки формирования интегративной...

иностранный язык, инструментальная мотивация, студент, иноязычная культура, вид мотивации, гендерный подход, неязыковый ВУЗ, процесс обучения, зрение, Язык.

Способы повышения мотивации студентов к изучению...

Обучение профессиональному иностранному языку студентов... Целью статьи является рассмотрение опыта использования открытых онлайн курсов (МООК) при изучении профессионального английского языка в техническом Вузе.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного...

Формирование мотивации к изучению иностранного языка.

Исследование мотивационных факторов обучения иностранному языку, знание способов и приемов осознания мотивов студентами...

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

тревожности. Список литературы. 1. Зимняя И. А

английский язык, иностранный язык, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, студент, конкурс, вид мотивации, изучение языка, изучение, мотивация.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка.

Гендерный подход к формированию мотивации обучения...

Цели и задачи экспериментальной программы формирования... иностранный язык, инструментальная мотивация, юноша, девушка, студент, формирование, курс.

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения...

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования.

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Такого рода творческий подход к обучению иностранным языкам пробуждает интерес к культуре и истории иноязычных стран.

Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. – с. 192.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность, язык, внутренняя мотивация, учебный процесс. Способы повышения мотивации студентов к изучению...

К вопросу мотивационной сферы личности студента при...

Заметим, что студенты первого курса отличаются от студентов последующих курсов именно тем, что они в течение всего первого года обучения пребывают

Ключевые слова: мотивация, иностранный язык, индивидуальность, коммуникативность, когнитивная деятельность.

Задать вопрос