Библиографическое описание:

Шляпникова М. С., Морозов В. Ф. Ценностно-герменевтический подход к исследованию проблемы формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 134-136. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/259/ (дата обращения: 14.12.2017).

На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего социального прогресса, гуманизации общества придается большое значение. И перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных ориентиров личности школьника. Необходимость научного обоснования процесса формирования нравственных ценностей учащихся в современной медикультуре обусловлена особенностями нынешнего исторического этапа развития российского общества и социальным заказом, предъявляющим новые требования к системе общего образования [1]. Решение данной проблемы невозможно без адекватного теоретико-методологического подхода, отражающего текущие изменения в социо-культурной, образовательной и научно-педагогических сферах.

В качестве теоретико-методологической стратегии формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре нами избран ценностно-герменевтический подход, который позволяет рассматривать учащегося как сложную интегративную личность, детерминированную возрастными и психологическими особенностями, принимающую общественно значимые ценности как личные, определяющие активность его социальной позиции и обеспечивает целостное развитие комплекса поликультурных, лингвистических, коммуникативных, дискурсивных и технологических знаний, умений и навыков на основе трансформации элементов содержания, способствующих установлению смыслокоммуникации в современной медиакультуре, путём нормативного создания и истолкования медиасобытий и медаконтента. Опишем его составляющие.

Роль общенаучной основы и теоретико-методологической стратегии исследования выполняет ценностный подход, относящийся к высокому уровню методологии и применяемый во многих дисциплинах. Ценностный подход (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, В.Г. Воронцова, Н.Г. Лесневская, В.А. Сластёнин, Н.Л. Худякова, Г.И. Чижакова, Н.Г. Щуркова, Н.И. Элиасберг и др.) в образовании рассматривает человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития; итогом же всего многообразия деятельности человека является совокупность материальных и духовных ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для общества и человека[4]. Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения ценностного подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему.

Анализ научной литературы, собственные теоретико-экспериментальные изыскания позволили выявить следующие постулаты ценностного подхода к процессу формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре:

1. Сущность ценностного подхода заключается в восприятии культуры как мира ценностей, всего многообразия деятельности человека как совокупности материальных и духовных ценностей, сложной иерархии идеалов и смыслов, значимых для общества и человека.

2. Ценностный подход не может быть навязан обучающимся извне, ибо он обусловлен внутренне, он имеет субъективную природу, является продуктом морально-нравственного ценностного самосознания личности.

3. Ценностный компонент содержания образования имплицитно содержится во всех изучающихся дисциплинах, что указывает на необходимость специальной работы учителя по его выявлению, обогащению и использованию в целях социальной ориентации старших школьников.

4. Процесс формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре предпо­лагает, что реализация этой функции образования может быть осущест­влена только в целостном образовательном процессе, опосредованном комплексом внешних (целостная культурно-информационная среда школы, ценностно-диалоговое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, культурная событийность жизнедеятельности старших школьников) и внутренних (становление у старших школьников «Я – концепции», развитие социального самосознания, развитие способностей к самореализации в мире общественно значимых ценностей) условий.

Анализ научной литературы позволил нам понимать под ценностным подходом такое видение учащегося через призму ценностей, которое позволяет рассматривать его в образовательном процессе как сложную интегративную личность, детерминированную возрастными и психологическими особенностями, принимающую общественно значимые ценности как личные, определяющие активность его социальной позиции.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что формирование нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре должно основываться на ценностном подходе, что объясняется изменившимися требованиями к качественным характеристикам социальной позиции обучаемого, новым подходом к содержанию образования, а также разработкой и последовательной реализацией гуманистической концепции современного образования. С позиций данного подхода педагогические технологии формирования нравственных ценностей учащихся не будут навязываться «сверху», а обеспечат свободу выбора и будут сориентированы на социальное самоопределение школьников, вооруженных умениями соотносить полученные знания с фактами и событиями реальной жизни, правильно их использовать и самостоятельно пополнять. При этом технологии образования должны базироваться на социокультурной, а не на психофизиологической диагностике обучающихся.

Второй составляющей избранной нами теоретико-методологический стратегии является герменевтический подход. Герменевтика – это учение о принципах интерпретации, толкования и понимания текстов, которое сейчас интенсивно развивается на основе идей, высказанных в разное время такими выдающимися учеными, как Х.-Г. Гадамер, В. Гумбольдт, В. Дильтей, А. Лоренцер, П. Рикёр, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, Ф. Шлейермахер, К. Ясперс и др. Герменевтика, в широком смысле - искусство истолкования и понимания. Длительное время герменевтика ограничивалась истолкованием текстов, но в ХХ в. приобрела черты философской дисциплины. Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов. Именитые историки герменевтики усматривают момент зарождения герменевтики как дисциплины в раннем протестантизме. В латинском словоупотреблении термин hermeneutica впервые встречается лишь в середине XVII в., у И.К. Даннхауэра [2]. И все же истоки герменевтики просматриваются еще в античности и связаны с аллегорической интерпретацией мифов, а в философии - с трактатом Аристотеля «Об истолковании» (Peri hermeneias). Термин hermeneutike употребляет Платон. В ряде случаев (в частности, в Тимее) платоновское употребление этого слова близко к греческому mantike, искусству предсказания; здесь пророк как толкователь специфического сверхразумного смысла назван герменевтом. В Ионе герменевтом - интерпретатором посланий богов - называется поэт. Таким образом, герменевтика (от греч. hermeneuo – разъясняю, толкую) зародилась еще в античности и рассматривалась, с одной стороны, как искусство изложения, систематическое учение об истолковании философских сочинений, юридических документов и произведений искусства, любая смыслосозидательная деятельность человека, а с другой – как практика, дающая человеку понимание явлений природы и общества. Применительно к проблеме нашего исследования мы рассматриваем герменевтический подход как методологическую основу формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре. С помощью герменевтического подхода мы имеем возможность решать следующие задачи при формировании нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре:

а) креативную – разработать субъект-объект-субъектную технологию «вступления в беседу» с объектами медикультуры, т.е. осуществление транзакции, установление в процессе освоения медиаконтента заочной (виртуальной) смыслокоммуникации;

б) дидактическую – спрогнозировать результат межличностного учебного взаимодействия при формировании нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре, показать причастность обучаемых к конвенционально «открытому» смыслу бытия природы, человека, общества;

в) технологическую – организовать творческое, репродуктивное, нормативное понимание современной медиакультуры с опорой на гуманитарные знания, моральные и этические нормы, знания, умения и навыки, трансформируемые из разных учебных дисциплин [3].

Вышеизложенное позволяет нам под герменевтическим подходом понимать теоретико-методологическую стратегию формирования у учащихся нравственных ценностей в современной медиакультуре, которая обеспечивает целостное развитие комплекса поликультурных, лингвистических, коммуникативных, дискурсивных и технологических знаний, умений и навыков на основе трансформации элементов содержания, способствующих установлению смыслокоммуникации в современной медиакультуре, путём нормативного создания и истолкования медиасобытий и медаконтента.

Интегрируя воедино как комплементарные друг другу ценностный и герменевтический методологические подходы, мы в своем исследовании рассматриваем их как новую теоретико-методологическую стратегию, как метапринцип формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре, который изменяет стратегию нравственного воспитания в школе:

- сущность ценностно-герменевтического подхода заключается в восприятии медиакультуры культуры как мира ценностей, сложной иерархии идеалов и смыслов, значимых для общества и человека;

- ценностно-герменевтический подход не может быть навязан обучающимся извне, ибо он обусловлен внутренне, он имеет субъективную природу, является продуктом морально-нравственного ценностного самосознания личности;

- ценностный компонент содержания образования имплицитно содержится во всех изучающихся дисциплинах, что указывает на необходимость специальной работы учителя по его выявлению, обогащению и использованию в целях социальной ориентации учащихся;

- герменевтика рассматривается как способ деятельности, метод истолкования, интерпретации, понимания смысла медиаконтента и медиасобытия;

- в качестве механизма, формирующего ценностные ориентации учащегося, выступает такая специфическая коммуникативная деятельность, как взаимодействие учащегося с объектами медикультуры;

- объектами герменевтического понимания и интерпретации становятся:

- медиаконтент (англ. content — содержание, media – средство) – совокупность информационно значимого, содержательного наполнения электронных ресурсов (например, Интернет - сайты, мультимедиа, виртуальная реальность, веб-сайты, компьютерные игры, интерактивные инсталляции, интерфейс «человек - компьютер», цифровое видео, кино, компьютерная анимация) и средств массовой информации (технические средства, позволяющие распространять информацию массам реципиентов, получателей: печать, кино, радио, телевидение. В широком смысле слова к ним относят все виды печатной продукции (книги, листовки), музыкальные средства и т.п.));

- медиаситуация (от лат. situatio - положение) созданная и представленная в средствах массовой информации и/или с помощью электронных ресурсов совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование показало, что данный подход обладает огромным инструментально- и эвритико-методологическим потенциалом при формировании нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре. Он сказывается на целеполагании, способствует обновлению форм, методов и содержательных аспектов искомого процесса и, в целом, способствует повышению качества нравственного воспитания подрастающего поколения.


Литература:

  1. Леонтьев, Д.Л. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Современный социо-анализ. Сборник статей. М., 1998. – 217 с.

  2. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: Юрайт, 1999. – 464 с.

  3. Фёдоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность : учеб. пособие для вузов / А.В. Федоров.- Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.- 388с.

  4. Худякова, Н.Л. Воспитывающая функция образования[Текст]: в помощь учителю/ Н.Л. Худякова. – Челябинск: Уральский науч.-образ. центр РАО, ЧелГУ, 2000.-60 с.


Основные термины (генерируются автоматически): нравственных ценностей учащихся, формирования нравственных ценностей, современной медиакультуре, формировании нравственных ценностей, ценностей современной российской, Исследование ценностей современной, учащихся нравственных ценностей, формирование нравственных ценностей, проблемы формирования нравственных, мира ценностей, духовных ценностей, процесса формирования нравственных, стратегии формирования нравственных, процессу формирования нравственных, современной российской молодежи, Процесс формирования нравственных, технологии формирования нравственных, нравственных ориентиров личности, основу формирования нравственных, метапринцип формирования нравственных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос